Сейчас на борту: 
me109k,
serezha,
STEFAN,
Yosikava,
адм,
Боярин,
Мамай
   [Подробнее...]

Страниц: 1

#1 14.08.2012 20:18:13

igor
Контр-адмиралъ, лучший исследователь Форума 2011
k-admiral
stasik3
Откуда: Киселевск
HSK 4 THOR
Сообщений: 6111




Вебсайт

Антология войны - Взять живым.

Раз уж товарищ главный редактор вдруг удостоил нас посещением, позволю себе немного написать про еще одну статью второго номера. Читал с интересом, но был можно сказать озадачен количеством мелких ошибок и нестыковок, которые там обнаружились. Возможно, замечания будут полезны авторам?

1. "Значительно больший успех принес разведывательный рейд 21 декабря 1943 года. Вечером этого дня торпедные катера №12 и 13 с девятнадцатью разведчиками СОР на борту вышли к мысу Лангбунесс на северном побережье Варангер-фьорда. Устроив засаду на шоссе Вардё - Вадсё, разведгруппа обстреляла четыре автомашины. Двое немцев были убиты, а два ефрейтора из состава зенитной батареи 2./46 аэродрома Свартнес взяты в плен."
На самом деле был убит только один водитель. Второй смог спастись, ловко спрыгнув в сугробы на обочине. Можно добавить, что атакован был хвост колонны из 10 автомобилей (последние 4).

2. "...8 марта 1944 года силами разведывательного отряда 12-й бригады морской пехоты был разгромлен полевой караул 7-й роты 503-го авиаполевого полка."
На самом деле нападению подвергся НП "Соньяхоэ" артиллерийской группы "Финляндия".

3. "26 марта 1944  года... 36 разведчиков СОР были в полночь высажены торпедными катерами №13 и 216 у мыса Скальнес. На прибрежной дороге разведчики обстреляли группу из пяти автомашин, уничтожили их и захватили шесть пленных"
Здесь (выше по тексту) есть цитата из немецких документов, но ссылки, из каких именно, не имеется. Между тем, в них описано, что атакована была колонна из 16 машин - 43 человека во главе с 3 офицерами. Из-за аварии она опоздала и продолжала движение ночью. Атакован был только головной автомобиль, причем немцы не оказывали никакого сопротивления, не сделали ни единого выстрела в ответ.

4. "В ночь на 5 апреля с катеров №15 и 176 была высажена разведгруппа в районе Коббхольм-фьорда... Следует особо подчеркнуть, что высадка производилась практически в зоне военно-морской базы Киркенес".
Можно предположить, что рейд был направлен против находившегося около Якобсэльва поста ВНОС, однако немцы сняли его за два дня до рейда - факт весьма любопытный.
Утверждение про зону ВМБ на мой взгляд натянуто. По прямой там 30 километров, а по морю раза в два больше - в тех местах цивилизация очень резко кончается, километр за окраину и дикая глушь.
+ номер одного катера неправильный - не 176, а 172.

5. "Седьмого мая торпедные катера №215, 218 и 219 проводили поиск в Варангер-фьорде. В 06.19 у острова Лилле-Эккерей был обнаружен мотобот, шедший из Варде в Вадсе. Сначала он был остановлен пушечно-пулеметным огнем, затем с "приза" сняли команду и пассажиров. Всего наши катерники пленили 15 человек. Само судно было потоплено. Данный эпизод произвел весьма гнетущее впечатление на германское командование."
Почему-то не упомянуто, что на мотоботе был якобы захвачен мэр Вадсё, хотя в Хронике это написано. Может потому, что утверждение не подтверждается в немецких документах? Также в документах у немцев нет признаков особого горя по этому случаю: по донесениям агентов, все кто был на мотоботе (одни норвежцы, пополам экипаж и пассажиры), ненавидели немцев и нарочно шли вопреки инструкциям в 15 км от берега. Рядом стояла 28-см батарея, но огонь она не открывала, потому что тратить дорогие снаряды по ТКА заради какой-то норвежской лоханки посчитали неправильным - и начальство с этим полностью согласилось. Морской командир Киркенеса лишь выразил сожаление, что у него нет кораблей организовать дозор и поймать русских в засаду. Чуть позже корабли у него появились и засаду он успешно сделал. Не похоже на "сели и заплакали", как это описывает Руге.

6. В рассказе о захвате "башмака" у о. Моржовец появляется подлодка U 727. Такой в Кригсмарине не было, это опечатка или описка. Ввиду имелась U.737 Брасака.

7. В подведении итогов весьма досадная арифметическая ошибка - утверждается, что разведгруппами на побережье Варангера взято в плен 8 немцев. Однако, на самом деле их 14! 2 - 21.12.43, 6 - 8.3.44, 6 - 26.3.44.

8. В описании гибели немецкого транспорта "Фюзильер" есть ремарка о том, что он заблудился, несмотря на хорошую погоду. Однако, в документах она описывается так: ветер ЮЮЗ 5-7 баллов, волнение 4-5 баллов, пасмурно, дождь, видимость 1-2 мили. Именно из-за плохой видимости судно заблудилось.

#2 14.08.2012 23:04:41

ass555
Гость




Re: Антология войны - Взять живым.

Спасибо тебе большое, Игорек. Эти замечания очень ценны для меня (и уверен и для авторов тоже). Я думаю, что для полноты картины, имеет смысл в следующем номере журнала дать небольшое дополнение с твоими правками.

Страниц: 1


Board footer