Сейчас на борту: 
jurdenis,
komo78,
Yosikava
   [Подробнее...]

Страниц: 1

#1 17.01.2012 02:30:49

llexa
Гость




Инфраструктура и ВМБ для Большого Флота (1936-1955гг..)

Уважаемые коллеги!
Я недавно начал заниматься темой программ развития Советского флота в 1936-1955 годах и сразу же столкнулся с тем, что кроме общей информации и инфы о проектах кораблей больше ничего в сети нет.
Но ведь одновременно с созданием нового флота должны быть построены и базы, заводы, порты, гавани и прочая инфраструктура и коммуникации для стоянки и обеспечения кораблей. Я нашел немного информации про завод №402 в Молотовске ("Севмаш", Северодвинк), о строительстве кораблей в Николаеве и в Ленинграде. А ведь базы-то строились..

В Севастополе было начато строительство где-то в 38-м году, в районе современного Инкермана заложили завод, доки, причалы. На немецкой аэрофотосъемке хорошо видно это грандиозное строительство.
http://wwii.sasgis.ru/?lat=44.615461&am … 0&z=12
Увы, война.. оборона, освобождение.. Но в 1946-м строительство возобновили и продолжали вплоть до реформ Хрущева. Потом большую часть бросили, другая часть стала заводом Втормет (и кладбищем кораблей), остальное позже ушло под строительные предприятия. Сейчас там кое-что ещё просматривается.. Впрочем, кроме порта в Инкермане еще построили электростанцию (объект "Крот") и ещё несколько складов и КП.

Однако, кроме Севастополя должны же были быть крупные ВМБ на ТОФе и Балтике..

Где можно найти информацию о подобных флотских мега-стройках в 40-х и 50-х годах??
Может написано у кого, а я не нашел по младости лет (Широкорада не предлагать).

Отредактированно llexa (17.01.2012 02:36:26)

#2 17.01.2012 05:45:15

Буйный
Капитанъ II ранга
k2r
Откуда: Норильск
Камбуз кок
Сообщений: 3446




Вебсайт

Re: Инфраструктура и ВМБ для Большого Флота (1936-1955гг..)

llexa написал:

Оригинальное сообщение #465973
должны же были быть крупные ВМБ на ТОФе и Балтике..

Манойлина читали?


С уважением.

#3 17.01.2012 11:25:33

charlie
Контр-адмиралъ
k-admiral
stas3b
Откуда: Севастополь
Таврида ЛК "Советский Союз"
Сообщений: 5914




Re: Инфраструктура и ВМБ для Большого Флота (1936-1955гг..)

Зайцев Ю.М.
Базовое строительство и оборона Дальнего Востока СССР в 1932-1945 гг.: теория, планы, проблемы, решения.

2009 г.


http://narod.ru/disk/14300553000/zaitsev3.pdf.html

По Балтике рекомендую гуглянуть "Ручьи", "Лужская губа", мелькают отдельные статьи, обобщенного источника не наблюдается.


Бороться и искать, найти и не сдаваться

#4 17.01.2012 14:17:15

llexa
Гость




Re: Инфраструктура и ВМБ для Большого Флота (1936-1955гг..)

Спасибо за оперативность.
Скачал обе книги.

Скажите, а по Черноморскому флоту есть какие-либо материалы (те же мемуары)?

#5 17.01.2012 14:26:02

Буйный
Капитанъ II ранга
k2r
Откуда: Норильск
Камбуз кок
Сообщений: 3446




Вебсайт

Re: Инфраструктура и ВМБ для Большого Флота (1936-1955гг..)

llexa написал:

Оригинальное сообщение #466121
а по Черноморскому флоту есть какие-либо материалы

По ЧФ встречал только заметки про скальное укрытие для ДЭПЛ в Балаклаве. Общих обзорных работ не знаю.


С уважением.

#6 17.01.2012 17:44:35

Лот
Гость




Re: Инфраструктура и ВМБ для Большого Флота (1936-1955гг..)

Манойлин В. И. Базирование Военно-морского флота СССР
http://militera.lib.ru/memo/russian/man … index.html

#7 18.01.2012 02:48:41

llexa
Гость




Re: Инфраструктура и ВМБ для Большого Флота (1936-1955гг..)

Манойлина скачал и просмотрел.
Опять Тихоокеанский флот в основном..
По Дальнему Востоку материалов много, есть по Кронштадту, а по Черномоскому флоту??

#8 19.01.2012 10:48:08

shestow
Гардемаринъ
gardemarin
Откуда: Санкт-Петербург
Сообщений: 527




Re: Инфраструктура и ВМБ для Большого Флота (1936-1955гг..)

Базирование на Балтике П.В.Петров «Расширение системы базирования и береговой обороны КБФ в Прибалтике весной 1940-весной 1941годов» Цитадель, №16,17 и 18, где в сети не знаю, пользуюсь бумажным изданием., там же в №17 Ю. Зайцев «Формирование теории базирования сил в императорском российском и в советском ВМФ» (правописание содержания журнала сохранено). В №16 Т.Ю. Хмельник «Строительство-200» о ВМБ Ручьи, П.В.Петров «строительство военно-морской базы Ханко в 1940-1941гг.»


Историю пишут разные люди, а лопата не обманет

#9 20.01.2012 20:04:21

Пью
Мичманъ
michman
Сообщений: 369




Re: Инфраструктура и ВМБ для Большого Флота (1936-1955гг..)

По базе в Ручьях  немножко тут
Вот еще статья
Напечатанное в Цитадели-14 про этот объект уныло более чем полностью и прочтению не подлежит.

А вот ЧФ похоже не повезло несколько больше по части описания баз.


Карты правду говорят.

#10 20.01.2012 23:04:41

llexa
Гость




Re: Инфраструктура и ВМБ для Большого Флота (1936-1955гг..)

Черноморскому флоту не повезло по одной простой причине - политической.
Ибо в период, когда по другим флотам выходило много материалов, здесь шел раздел ВМФ с последующими плясками вокруг его базирования в Севастополе.. поэтому ни о каких серьезных исследованиях речь и не стояла.

#11 21.01.2012 06:33:51

Пью
Мичманъ
michman
Сообщений: 369




Re: Инфраструктура и ВМБ для Большого Флота (1936-1955гг..)

Вряд ли тут новейшая история с политикой. Сужу по себе, но мне кажется, современные исследователи событий 1925-1945 годов (условно) мало подвержены текущим на 90-е гг политическим процессам. Хоть стрельба на улице - на работу в питерских архивах это влияет мало.

Да, по базе в Ручьях - если надо, могу поискать, у меня где-то была архивная наколка на титул строительства в Ручьях от 1932 или 1933г, что может представлять некоторый интерес - выходит не сиюминутное желание 1937-38г, а более старые планы. Видимо по финансам/необходимости не тянули в 1932г такое, кроме того в 37-38г были уже какие-то прогнозы насчет подвижки границ.

Отредактированно Пью (21.01.2012 06:53:47)


Карты правду говорят.

#12 22.01.2012 01:56:29

charlie
Контр-адмиралъ
k-admiral
stas3b
Откуда: Севастополь
Таврида ЛК "Советский Союз"
Сообщений: 5914




Re: Инфраструктура и ВМБ для Большого Флота (1936-1955гг..)

Пью написал:

Оригинальное сообщение #468293
не сиюминутное желание 1937-38г, а более старые планы. Видимо по финансам/необходимости не тянули в 1932г такое

Ваша вторая ссылка не открылась, на всякий случай дубль:


В дополнение к постановлению о Третьей судостроительной программе появилось секретное постановление СТО № 37 «Об особых мероприятиях по Кронштадтской морской крепости». В нем указывалось: «Приступить в 1934 г. к постройке маневренной базы Балтийского флота в Лужской губе», а также к строительству в ее районе «боескладов (в первую очередь для минно-торпедного боезапаса и вооружения)». Задание на строительство 1934 г. гласило, что «маневренная база Ручьи создается для базирования в мирное и военное время». База должна обеспечить:

а) якорную стоянку на рейде для всех кораблей;

б) надежную стоянку в гавани для эскадренных миноносцев, подлодок, сторожевых кораблей-тральщиков и других кораблей малого тоннажа;

в) хранение и прием топлива, воды и предметов технического и хозяйственного снабжения;

г) хранение и прием мин и торпед;

д) минимальное размещение на берегу в летнее время личного состава (краснофлотцев, комсостава и их семейств) кораблей и их культобслуживание.

Планировалось, что в будущей ВМБ «Ручьи» в мирное время должно размещаться до 102 кораблей различных классов, а в военное – до 138 с возможностью одновременного нахождения в гавани 84 кораблей и судов, в число боевых кораблей первоначально включалось и 3 линкора (на Балтике в то время их было два).
  По всей видимости, новая ВМБ «Ручьи» была самым значительным объектом из всех, предусмотренных программой 1933-35 годов. В самом начале ее строительства в Ручьи прибыл нарком обороны К.Е.Ворошилов. Его сопровождали представители высшего военно-морского командования. К строительству были привлечены крупные трудовые силы. В соответствии с практикой того времени основную их массу составляли политические и уголовные заключенные. На ручьевском берегу возникли обнесенные колючей проволокой бараки. Это был Лужский лагерь НКВД. В нем содержались от 10 до 20 тысяч заключенных. Колючей проволокой была обнесена и вся территория будущей базы. Стройка носила закрытый характер и называлась «Строительство-200». Все оно также относилось к ведомству НКВД СССР. Начальником «Строительства-200» был комбриг Афанасьев, начальником политотдела – Федоров. Кто-то из них или их окружения в разговоре с председателем Сойкинского сельсовета А.Л.Федоровым и обронил фразу: «Здесь будет второй Кронштадт». Это название мгновенно закрепилось среди жителей окрестных деревень и строителей, хотя во всех документах военно-морского ведомства строящийся объект назывался ВМБ «Ручьи» и иногда – Лужская военно-морская база.
  По ходу создания ВМБ «Ручьи» морское командование придавало ей все большее значение. Это видно по менявшимся заданиям на строительство. Задание 1934 года предусматривало, что Ручьи будут маневренной базой для размещения 102 кораблей и судов в мирное время и 138 – в военное. Задание конца 1935 года гласило, что размеры гавани должны обеспечивать укрытую стоянку 154 боевых кораблей и вспомогательных судов. При этом указывалось, что «линкоры и крейсера должны иметь возможность стоять в гавани кормой к стенке». По первоначальному же заданию предполагалось, что корабли этих классов будут размещаться на рейде. Вероятно, поэтому сначала планировалось строить только деревянные причалы, однако в действительности были построены железобетонные.
  В середине 30-х годов в официальных взглядах на строительство и применение флота происходит резкий перелом. Никогда не питавший до этого особой любви к флоту И.В.Сталин приходит к решению о необходимости строительства «большого морского и океанского флота»... Теперь «Второй Кронштадт» должен был вмещать 8 пока еще только проектируемых линкоров типов А и Б и 4, а затем уже 6 строившихся легких крейсера.
   Таким образом, предполагалось, что после окончания строительства базы «Ручьи» здесь смогут размещаться главные силы Балтийского флота. Соответственно, в документах изменилось и название – теперь она стала называться Базой основного боевого ядра флота. Как следует из архивных документов, численность размещающихся здесь боевых кораблей, не считая 37 вспомогательных судов, определялась в 137 единиц, а численность их личного состава – в более чем 27 тысяч человек. Вместе с военнослужащими штабов, вспомогательного флота, береговых частей и вольнонаемным персоналом, в базе Ручьи могли быть размещены свыше 32 тысяч человек.
   Предполагалось, что в окончательном виде база Ручьи будет состоять из следующих пунктов: Ручьи, Усть-Луга, озеро Липовское. По всей видимости, к базе относился размещавшийся и на озере гидроаэродром. Так как Липовское озеро связано протокой с Финским заливом, здесь планировалось совместить и базу торпедных катеров. Входящая в состав «Второго Кронштадта» база Усть-Луга была предназначена для базирования подводных лодок типа «Малютка», торпедных и бронекатеров, а также судов вспомогательного флота.
   Оборона «Второго Кронштадта» предполагала на момент 30-х годов кольцо размещенных на Сойкинском полуострове зенитных и артиллерийских батарей для борьбы с легкими силами и торпедными катерами, а также тяжелую артиллерию, располагавшуюся на Кургальском полуострове. Оно представляло из себя установленные на железнодорожных платформах (транспортерах) дальнобойные морские орудия калибром 180, 305 и 356 мм. Специально для этой артиллерии от Усть-Луги по территории полуострова была проложена железная дорога.
  При начале строительства ВМБ «Ручьи» предполагалось, что полное окончание работ произойдет к маю 1939 года. Уже в 1935 г. в Ручьях должны были базироваться крейсера, но, вероятно, ввиду изменения объемов строительства и нехватки средств срок его был увеличен.


http://slanist.ru/publ/velikaja_oteches … /11-1-0-32

Отредактированно charlie (22.01.2012 02:07:09)


Бороться и искать, найти и не сдаваться

Страниц: 1


Board footer