Стать грозною силою...Годы 1888-1894-ый.
В мае 1889-го года МТК рассмотрел на конкурсной основе ряд проектов "броненосца в 10500 тонн", представленных различными авторами. Выбор остановился на проекте Общества Франко-Русских заводов, директор которого, П.К. де Бюи был в хороших отношениях с Государем. Что поделать, при воспоминании о последнем визите самодержца "под Шпиц" у многих чинов Адмиралтейства выступала испарина и наблюдался легкий тремор. За основу представленного проекта был принят британский броненосец "Нил", довольно удачный корабль умеренной мореходности, но с мощным бронированием и солидным вооружением в 12 тыс. тонн водоизмещения.
"Франко-русский" броненосец имел проектное водоизмещение в 10960 тонн при длине 103,9 м, ширине 21 м и осадке 7,6 м. Вооружение состояло из 4-х 13,5"-овых орудий в 35 калибров Обуховского завода в двух бронированных барбетах "английского типа" в оконечностях; 8-ми 6"-овых орудий в 35 калибров на боковом штыре в центральной бронированной батарее, разделенной продольными (в 1,5") и поперечными (в 1") противоосколочными переборками на отдельные "казематики". Угловые казематы были развернуты на 45* относительно диаметральной плоскости корабля, и орудия их могли вести огонь не только на борт, но и в оконечности. Помимо этого, присутствовали 12 одноствольных 47мм/43кал и 10 пятиствольных 37мм/30кал противоминных орудий и 6 подводных 356-мм минных аппарата, также корабль нес 2 2,5"-овых десантных пушки Барановского и 16 гальваноударных мин заграждения.
Главный броневой пояс из сталежелезных плит длинной 69м шириной 2,14м и толщиной 356-406мм простирался от барбета носовой башни до барбета кормовой и замыкался 356мм траверсами. Верхний броневой пояс (или "нижний каземат") из сталежелезных плит в 305мм имел длинну 47м, "верхний каземат" (бронированная артиллерийская батарея) имел ту же длину и толщину плит гомогенной никелевой стали 152мм. Барбеты главного калибра защищались 305мм сталеникелевой броней, накрытой сверху 4"-ым (в передней части 6"-ым) "колпаком" сталеникелевой брони. Главная броневая палуба (плоская в пределах "цитадели" и карапасная в оконечностях) имела толщину 2" (на скосах в оконечностях 3"), верхняя бронепалуба и крыша центральной батареи были толщиной 1,5".
Паровые машины тройного расширения (заказывать которые пришлось у "потенциального противника" - англичан) имели суммарную проектную мощность в 9600 л.с. и питались паром от 12-ти огнетрубных цилиндрических котлов, придавая кораблю скорость в 16 узлов. Запаса угля в 700 тонн по расчетам должно было хватить на 4200 миль следования 10-узловым ходом.
Головной корабль серии, или "балтийский броненосец №3" был заложен 12 июня 1889-го года в большом каменном стапеле на Галерном островке (принадлежащем Обществу Франко-Русских заводов) и получил впоследствии имя "Гангут". Его систершип за номером 4, получивший имя "Наварин" был заложен на Балтийском заводе 22 августа 1889-го года.
20 мая 1892 года "Гангут" был спущен на воду, но в связи с задержками поставок контрагентами достройка его значительно затянулась, и окончательно корабль был принят в казну лишь летом 1895 года, фактическое его водоизмещение оказалось 11640 тонн, дальность плавания на 10 узлах - 3200 миль, а максимальная скорость хода при мощности машин 10450 л.с. - 15,75 узлов. "Наварин" был спущен на воду 11 октября 1891 года, окончательно принят в казну в начале мая 1895-го, имел 11520 тонн водоизмещения и развил 16 узлов при мощности 10560 л.с.
Череда Совещаний высшего военно-морского руководства, нередко в присутствии Государя, определила облик российского флота на дальнейшие десятилетия. Так, в конце 1889-го г. была введена новая классификация боевых и вспомогательных судов флота, отныне корабли делились на Эскадренные броненосцы, Броненосцы Береговой Обороны, крейсера 1-го, 2-го ранга, канонерские лодки, миноносные суда, минные и военные транспорты и т.д. В 1890 году была принята новая программа развития флота на 12 лет, согласно которой для Балтийского флота планировалось в 1891-1901 гг построить, не считая уже строящихся судов:
Эскадренных броненосцев в 12000 тонн - 8;
Броненосцев Береговой Обороны в 4000 тонн - 4;
Крейсеров в 5000 тонн - 6;
Канонерских лодок в 1500 тонн - 6;
Минных транспортов в 3000 тонн - 2;
Минных крейсеров в 650 т тонн - 5
Летом 1891-го года были заложены броненосцы №5 "Полтава" (Новое Адмиралтейство, заложен 28.05.1891г.) и №6 "Бородино" (Галерный Островок, заложен 15.07.1891г.). По проекту их водоизмещение составляло 12440 тонн. Вооружение предусматривалось в 4 - 13,5" орудий в 35 кал. в барбетных установках, 8 - 8"/35 в бронированной батарее и 4 120-мм/35, три дюжины мелкокалиберных пушек и 5 МА. Дальность на 10 узлах ожидалась 4500 миль, максимальная скорость 16,5 узлов. Однако, уже в ходе строительства в проект пришлось вносить изменения, связанные со стремительным ростом военно-морских технологий: новых типов брони, длинноствольных орудий на бездымном порохе и т.д. и т.п. В итоге постройка заняла более 7 лет у "Полтавы" (сдан в казну в октябре 1898 г.) и 6 лет 10 месяцев у "Бородино" (сдан в апреле 1898 г.).
Так фактическое водоизмещение составило 12 750/12 960 тонн, осадка 8,25/8,3 м при длине 112,5 и ширине 21,4 м. Вооружение изменилось на 2х2 - 12"/40 кал. орудий Обуховского завода в бронированных башнях "; 6х1 - 6"/45 кал. в "нижней батарее", и столько же в "верхней батарее", каждое орудие в бортовой батарее отделялось 1" стальной переборкой от соседних, а бортовые батареи отделялись от центрального "коридора" с системами подачи еще и 1,5" переборкой, причем угловые орудия развернуты на 45* относительно диаметральной плоскости корабля, чтобы вести огонь не только на борт, но и в оконечности, подача боеприпасов к которым осуществлялась по 6-ти независимым подачным линиям, укрытых в 3" бронированные шахты.
Главный броневой пояс из плит гомогенной сталеникелевой брони длинной 69м шириной 2,14м и толщиной 305-406мм простирался от барбета носовой башни до барбета кормовой и замыкался 305мм траверсами. Верхний броневой пояс (или "нижний каземат") из сталеникелевых плит в 305мм имел длину 47м, "верхний каземат" (бронированная артиллерийская батарея) имел толщину плит гомогенной никелевой стали - 152мм, как и "верхняя батарея" 6"-ых орудий. Башни главного калибра " французского типа" защищались 320 мм сталеникелевой броней. Главная броневая палуба (плоская в пределах "цитадели" и карапасная в оконечностях) имела толщину 2" (на скосах в оконечностях 3"), верхняя бронепалуба и крыша центральной батареи были толщиной 1,5".
В башнях в оконечностях размещались попарно 4 новых 12" орудия в 40 калибров пр-ва ОСЗ, заряжающиеся при 4* наклон ВН при любом углу поворота башен и имеющие гидравлические приводы. Скорострельность установок достигала 1 выст./2 мин 40 сек на орудие, запас выстрелов в погребах составлял 80 выстр./орудие. 47мм/43 орудия заменили на новые 57мм/50, имеющие большую дульную энергию, а 4 5-ствольных 37мм револьверных пушки - на 6 3/4-дюймовых(20-мм) картечницы Пальмкранца. Кроме того, имелось 4 подводных 381мм минных аппарата, также корабль нес 2 - 2,5"-ых десантных пушки Барановского и 30 гальваноударных мин заграждения.
Паровые машины тройного расширения (изготовленные в Англии) имели суммарную проектную мощность в 10600 л.с. и питались паром от 18-ти огнетрубных цилиндрических котлов, но на ходовых испытаниях "Бородино" развил 16,3 узлов при мощности машин 11 296 л.с., а "Полтава" 16,5 узла на 11 312 л.с. . Запаса угля в 750 тонн хватало на 3200 миль следования 10-узловым ходом.
В декабре 1891 года на верфи "Бурмейстер он Вайн" в Дании был заказан крейсер в 1300 тонн по типу датского крейсера "Гекла". Однако, уже в марте 1892-го заказ был продублирован (злые языки поговаривали, что не без деятельного участия супруги самого Государя-Императора Марии Федоровны, урожденной датской принцессы Дагмары) с изменением ряда характеристик. Вооружение должно было состоять из 2 - 6"/45 и 4 - 37мм 5-ствольных орудий, 3-х минных 381мм аппаратов, а скорость требовалась не менее 18 узлов. Водоизмещение при этом должно было быть "не более 1,5 тысяч тонн", а бронепалуба толщины "насколько это возможно".
Требования заказчика датские корабелы сочли чрезмерно завышенными, но отказать столь досточтимый и платежеспособным клиентам было бы весьма опрометчиво, поэтому пришлось обратится к помощи британских партнёров. При содействии компании Торникрофта кораблики вышли вполне достойными, и имели следующие характеристики:
Водоизмещение 1390 тонн при размерах 72,6 х 10,8 х 3,4 метров, бронепалуба толщиной 1" с 1,5"-ыми скосами, дополнительно защищённая угольными ямами, машины мощностью 4000 л.с., питаемые 10-ю котлами системы Торникрофта, разгоняли корабли до 18,66-18,75 узлов, а запаса угля в 350 тонн хватало на 1600 миль 10-узловым ходом. Уже в ходе строительства состав вооружения изменили на 4 - 120-мм/45К и 4 - 47мм орудий, имея ввиду принятие на вооружение морских артсистем Кане. "Датчане", получившие имена "Гремящий" и "Отважный", пополнили ряды Балтийского флота в июне 1894 года.
В начале 1892 г. было принято решение о переходе на новые типы артиллерийских орудий, стреляющих бездымным порохом. После ознакомления с образцами артиллерийских орудий французского конструктора Густава Кане, были закуплены лицензии и налажено производство на Обуховском Сталелитейном Заводе трех типов орудий: 75-мм пушки с длиной ствола 50 калибров, 120-мм пушки с длиной ствола в 45 калибров, и 152-мм (6"-ой) пушки с длиной ствола в 45 калибров. Все орудия использовали для метания бездымный медленногорящий пироксилиновый порох, сообщающий снаряду высокую начальную скорость, и имели унитарное патронное заряжание. Помимо того, капитану Корпуса морской артиллерии Антону Францевичу Бринку было поручено на основе французских пушек сконструировать новые орудия в 9" и 12" с длинной ствола в 40-50 калибров.
В марте 1892 года на верфи "Форж эт Шантье Мидетерране" был размещен русский заказ на крейсер, прототипом которого стала серия французских броненосных крейсеров "Альмираль Шарнэ". В конструкцию оригинала были, однако, внесены довольно значительные изменения, сделавшие крейсер по внешнему виду сильно отличающимся от прототипа. Основные характеристики корабля, прозванного "Латуш-ля-рюс" стали следующими.
Водоизмещение 4756 тонн; размерения 110.2 х 13,97 х 6,3 (м); бронирование Пояс — 64-92 мм стальная броня, палуба — 40 мм (на скосах 45 мм), башни — 110 мм, боевая рубка — 110 мм.
2 паровые машины тройного расширения мощностью 9200 л.с. питали 18 паровых котлов Бельвиля, дальность хода планировалась в 4200 миль. Тулонские корабелы при переделке проекта столкнулись с немалыми трудностями. Во-первых, из-за требования заказчика один из минных аппаратов разместить непременно в носу чуть выше ватерлинии, пришлось отказаться от характерного для французских кораблей огромного тарана. Во-вторых, ради экономии веса отказались от массивных мачт, заменив их мачтами-однодревками, сместив их из оконечностей дальше к миделю, тяжёлые боевые марсы опустили ниже, зато увеличили на 1,2 м высоту дымовых труб для улучшения тяги. Но самые большие изменения произошли с артиллерией корабля. Вооружение из 2-× 194-мм и 6-ти - 138-мм орудий в индивидуальных башнях заказчик пожелал заменить на 8 - 6"-ых орудий в 2-орудийных башнях, расположенных ромбом, как на русском крейсере "Адмирал Нахимов". Экономия веса позволила заменить 4 × 65-мм и 4 × 47-мм на 8 х 57мм/50 противоминных орудий, добавить 8 - 100мм/46 орудий в небронированных казематах за 2"-ми щитами на батарейной палубе, 4 × 20-мм картечницы и 4 × 381-мм торпедных аппарата. В декабре 1894 года крейсер, получивший имя "Аврора", был сдан заказчику. На приемо-сдаточных испытаниях при водоизмещении около 4700 тонн крейсер при мощности машин 9530 л.с давал в течении 6-ти часов среднюю скорость в 19,25 узлов, а на 2-х часовом пробеге развил максимальную скорость 20,25 узла при мощности машин 10280 л.с.
Также в течении июня-августа 1892 года на Санкт-Петербургских верфях была заложена первая пара из серии броненосцев береговой обороны, намеченных к постройке. "Адмирал Ушаков" в малом деревянном эллинге на Балтийском заводе и "Адмирал Сенявин" в деревянном эллинге на Новом Адмиралтействе.
Проектные данные этой серии: водоизмещение 4 500 тонн, размерения 85/15,5/5,2 метра, ГЭУ - 4 огнетрубных котла, 2 ПМТР мощностью 5800 л.с., вооружение - 2х2 - 9"/45(баш.), 6х1 - 120мм/45(Каз.), 5х1 - 47мм/43(палубн.), 2 картечницы, 4 - 381мм МА. Проект предусматривал сталеникелевый бронепояс толщиной 203-254 мм длинной 45 м, бронепалуба толщиной в 37 мм, бронированные башни ГК толщиной брони до 254 мм, имеющие гидравлические приводы, бронирование казематов СК в 114 мм и запас в 550 тонн угля при дальности плавания 2500 миль. Однако, в процессе постройки вносились различные коррективы, так например пришлось отказаться от 2-х бортовых подводных МА, приводы подачи вместо гидравлических установили электрические, добавили 2 картечницы Пальмкранца на мостики. В строй "адмиралы" вошли 09.96 и 04.97 соответственно, причем броненосец Балтийского завода при 4587 тоннах развил 16,33 узла, а "Адмиралтейский" при 4712 тоннах - 15,75 узлов.
Внешне пара ЭБР, заложенная в феврале 1893-го на Балтийском заводе ("Петропавловск") и в апреле того же года на Галерном Острове ("Севастополь"), не отличалась от своих собратьев за номерами 5 и 6. Тот же низкий массивный корпус, тяжёлые башни в оконечностях, высокий горб 2-этажного каземата СК по центру, две мачты, две трубы, меж которыми возвышается вентиляционная мачта. Разве что высота труб отличалась - на "Петропавловске" они были выше вентиляционной мачты, на "Полтаве" на одном уровне с ней, а на "Севастополе" и "Бородино" ниже. Внутренне же новые броненосцы отличались от старших собратьев гораздо сильнее.
Плиты главного бронепояса были не гомогенные сталеникелевые завода "Сен-Шамон", а хромоникелевой стали с цементацией по гарвеевскому способу завода "Бетллхем Стил Компани" САСШ. Благодаря их бОльшей прочности толщину снизили до 280-368 мм. Лобовые плиты бронебашен толщиной 305 мм также были выполнены из "гарвеированной стали", но уже на заводе Шнайдера в ля Крезо.
В остальном все ТТЭ повторяли предыдущую пару, только благодаря некоторому снижению веса брони запас угля удалось увеличить - нормальный 900 тонн, полный 1100 тонн. Машины на этот раз изготавливались самими заводами, и тут не обошлось без досадной ошибки. Если машина Балтийского завода выдала проектную мощность, а при фосировке до 11 040 л.с. "Петропавловск" дал 16,66 узла, то машина Франко-русского завода недобрала требуемую мощность и на максимуме давала только 9 896 л.с. и "Севастополь" развил только 15,5 узлов. Старший инженер уверял, что все дело в недостаточной высоте дымовых труб и обещал исправить дефект за 3-4 месяца, но броненосцы были нужны "ещё вчера", и не у достроечной стенки, а на Дальнем востоке...
В 1894-ом году удалось запустить в производство лицензионные орудия, приобретенные во Франции, адаптировав под отечественные технологии и ведоственные "хотелки" их высокопревосходительств.
В верхах "сухопутного" и "мокрого" ведомств как-то одновременно пришли к мысли об унификации корабельной и береговой артиллерии. На первый взгляд эта затея казалась здравой, обещая экономию при производстве однотипных пушек и боеприпасов к ним. Однако, в процессе выяснилось, что требования у моряков и береговых артиллеристов к новым орудиям совершенно разные. Так Военное ведомство потебовало к орудиям в 6" унитарных артиллерийских выстрелов, в то время как флот предпочел раздельно-гильзовое заряжение, благодаря чему в производство были запущены невзаимозаменяемые боеприпасы одного и того же калибра. Вдобавок, Военное ведомство, к которому относилась береговая артиллерия, потребовало увеличить длину ствола до 50-ти калибров, но трещины на нескольких стволах в районе дульного среза во время испытаний поставили крест на этой затее.
С орудиями в 9" (229-мм) также возникли проблемы, и снова по вине Военного ведомства. Если моряки желали как можно лучшей бронепробиваемости, что подразумевало лёгкий снаряд с высокой начальной скоростью и меньший вес орудия, то "сухопутчики" настаивали на как можно большем весе снаряда и углах вертикального наведения, невзирая на возрастающий вес артсистем. Так для 9"-ой пушки в 45 калибров моряки предлагали систему со скоростью снаряда 900 м\с при массе снаряда 126,5-кг , сухопутные же настаивали на массе снарядов в 188-кг, не взирая на падение начальной скорости до 605 м\с. Станок для орудия также вызвал жаркие споры, в итоге, после межведомственных баталий пришли к компромиссу, не удовлетворившему ни одну из сторон. 9"/45 орудие было представлено на испытания с "промежуточным" снарядом в 155,2-кг, вес ствола достиг .
- корабельные орудия устанавливались на станки с электроприводом и углом ВН от -2,5* до +12,5*, береговые же стволы имели угол ВН от -1,5* до +28,5* и все операции производились исключительно вручную.
Кроме того, в конце уходящего 1894-го года было принято решение заказать компании "Виккерс" автоматическую пушку 20-миллиметрового калибра, аналогичную по конструкции пулемёту и 37-мм автоматической пушке системы Х.Максима. Забегая наперед, можно сказать, что с заказом Максим справился чуть более чем за год, система была принята на вооружение в 1896 году, и тогда же Тульский Оружейный завод начал осваивать выпуск её лицензионной копии.
ТТХ орудий, принятых на вооружение в 1892-1898гг.
Орудие ОСЗ 12" обр 1891 г.
Калибр 305 мм, длина ствола 40 кал., масса ствола с затвором 43 тонны, техническая скорострельность 1 выстр/90 сек.
Масса снаряда 332-455 (кг), начальная скорость снаряда 795-721 (м/с).
Номенклатура боеприпасов на 1894 г:
БС стальной, 331,7-кг, вес ВВ: 5,8 кг черного пороха - 5,5 кг баллистита, ударная трубка 1894 г двойного действия;
ФС стальной, 331,7-кг, вес ВВ: 12,8-кг черного пороха - 12,1 кг баллистита, ударная трубка Барановского
ФС стальной, 455-кг, вес ВВ: 24,5-кг черного пороха - 24,2 баллистита, ударная трубка 1888г.мгновенного действия;
Сегментный снаряд 331,7-кг, дистанционная трубка двойного ого действия.
Номенклатура боеприпасов на 1902 г:
БС стальной, 321,7-кг, вес ВВ: 6,0 кг пироксилина, взрыватель Бринка ударный;
ФС стальной, 321,7-кг, вес ВВ: 16,6-кг пироксилина, ударная трубка Барановского;
Сегментный 321,7-кг, дистанционная трубка двойного действия.
Орудие ОСЗ 10" обр. 1894 г.
Калибр 254 мм, длина ствола 45 кал., вес ствола с затвором 27,6 тонн, техническая скорострельность 1 выстр/мин., вес снаряда 225,2 (кг), началн.скор. снаряда 780 (м/с).
Типы боеприпасов на 1894 г.:
БС стальной, 225,2-кг, вес ВВ: 6,5 кг черного пороха - 6,6 баллистита, ударная трубка 1894 г двойного действия; действия;
ФС стальной, 160 кг, вес ВВ 8,6 кг черного пороха - 8,1 кг баллистита, ударная трубка Барановского;
Сегментный снаряд 225,2-кг, дистанционная трубка двойного действия.
Типы боеприпасов на 1902 г:
БС стальной, 225,2-кг, вес ВВ: 6,9 кг пироксилина, взрыватель Бринка ударный,
ФС стальной, 225,2-кг, вес ВВ: 12,8кг пироксилина, ударная трубка Барановского.
Орудие ОСЗ 8" обр. 1898 г.
Калибр 203 мм, длина ствола 50 кал., вес ствола с затвором 12,5 тонн, техническая скорострельность 2 выстр/мин., вес снаряда 87,8 - 112 (кг), начальн.скор. снаряда 914 - 693 (м/с).
Типы боеприпасов на 1898 г.:
БС стальной, 87,8-кг, вес ВВ: 4,0 кг черного пороха - 3,6 баллистита, ударная трубка 1894 г двойного действия;
ФС стальной, 87,8 кг, вес ВВ 6,6 кг черного пороха - 6,1 кг баллистита, ударная трубка Барановского;
ФС стальной, 112-кг, вес ВВ 12,0 кг черного пороха - 11,6 кг баллистита, ударная трубка 1888 г. мгновенного действия;
Сегментный снаряд 87,8-кг,
дистанционная трубка двойного действия.
Типы боеприпасов на 1902 г:
БС стальной, 87,8-кг, вес ВВ: 4,2 кг пироксилина, взрыватель Бринка ударный,
ФС стальной, 87,8-кг, вес ВВ: 6,8 кг пироксилина, ударная трубка Барановского.
Орудие ОСЗ 6" обр. 1891 г.
Калибр 152 мм, длина ствола 45 кал., вес ствола с затвором 6,9 тонн, технич.скорострельность 10 выстр./мин., вес снаряда 41 - 49 кг, нач.скор. снаряда 800 - 735 м/с.
Типы снарядов на 1894 год.
БС стальной 41,5-кг, вес ВВ 2,8 кг черного пороха - 1,6 кг баллистита, ударная трубка 1894 г. двойного действия;
ФС стальной 49-кг, вес ВВ: 2,9 кг черного пороха - 2,6 кг баллистита, ударная трубка 1888 г. мгновенного действия;
Сегментный 41,5-кг, ударная трубка Барановского;
Типы снарядов на 1902 год.
БС стальной 41-кг, вес ВВ 1,7 кг пироксилина, взрыватель Бринка ударный;
ФС стальной 49-кг, вес ВВ 3,0 кг пироксилина, ударная трубка 1888 г. мгновенного действия;
Сегментный 41,5-кг, дистанционная трубка двойного действия.
Орудие Кане 100-мм обр. 1891 г.
Калибр 100 мм, длина ствола 46 кал., масса ствола 1,7 тонн, техническая скорострельность 12 выст/мин, вес снаряда 16 кг, нач.скор. снаряда 740 м/с.
Типы снарядов на 1894 г.
БС стальной 16-кг, вес ВВ 1,2 кг баллистита, ударная трубка 1894 г. двойного действия;
ФС стальной 16,0-кг, вес ВВ 2,4 кг баллистита, ударная трубка Барановского;
Шрапнель 14-кг, дистанционная трубка двойного действия.
Типы боеприпасов на 1902 г.
БС стальной 16-кг, вес ВВ, 1,4 кг пироксилина, взрыватель Бринка ударный двойного действия,
ФС стальной 16-кг, вес ВВ 2,5 кг пироксилина, ударная трубка Барановского,
Шрапнель 14-кг, э дистанционная трубка двойного действия.
Орудие Гочкис 57-мм обр. 1891 г.
Калибр 57 мм, длина ствола 50 кал., вес ствола с затвором 441 кг, технич.скорострельность 15 выстр/мин., вес снаряда 2,25 кг, нач.скор.снаряда 770 м/с
Типы снарядов на 1894 г.
БС стальной сплошной 2,25-кг,
ФС стальной 2,25-кг, вес ВВ 0,07 кг баллистита, ударная трубка 1894 г. двойного действия действия,
Типы снарядов на 1902 г.
БС стальной 2,25-кг, вес ВВ 0,025 кг пироксилина, взрыватель Бринка ударный двойного действия,
Шрапнель 2,25-кг, дистанционная трубка двойного действия.
.