Сейчас на борту: 
Boris2005,
jonnsilver,
serezha,
STEFAN,
Vikrant
   [Подробнее...]

Страниц: 1

  • Форум
  •  » Черное море
  •  » Обстоятельства торпедной атаки на Австро - Венгерскую Дунайскую флотилию, 27 августа 1916.

#1 13.11.2009 15:51:27

Россiя
Гость




Обстоятельства торпедной атаки на Австро - Венгерскую Дунайскую флотилию, 27 августа 1916.

Военным действиям между Румынией и Центральными державами на Дунае положила начало торпеда, выпущенная в 21 ч. 30 мин. 27 августа хорошо укрытым миноносцем из Рамадана - гавани румынского прибрежного города Журжево, по флагманскому кораблю находившейся у Рущука австро - венгерской флотилии "Bosсna". Торпеда, однако, миновала монитор, попав в одну из находившихся поблизости барж, груженую бензином и углем. Взрывом баржа была разорвана пополам и затонула.
О. Р. Вульф "Австро - Венгерская Дунайская флотилия в Мировую войну 1914 - 1918 годов".

Уважаемые коллеги!

Кто из румынских миноносцев едва не записал на свой счет австрийский монитор и какие корабли вообще участвовали в атаке? "A Naval History of World War 1" сообщает, что в атаке участвовали "three improvised torpedo boats" и что выпустили они аж пять торпед (кроме того, поставив несколько мин). Австрийцы, не краснея, утверждают, что потопили один из атакующих катеров и торпеда, попавшая в баржу, предназначалась для "Бодрога", а не для "Босны":

Attacking the Austro-Hungarian fleet at Rusciuk
In the evening of 27th of August,half an hour after handing the war declaration of Romania towards Austro-Hungaria,three torpedo boats of the Romanian Military Navy(Marina Militara Romana) have attacked the Austro-Hungarian fleet anchored at Rusciuk,made out of 5 monitors and 4 sppedboats.Because of the primitive material of the attacker and of the inexperience of the commanders ,the attack was not a complete success.The torpedoes were launched from to great distance;only one hit a barge with munitions of the enemy fleet.The barge blew up with a formidable explosion.The Austrian officers ,which at the moment of the attack were at a party on the admiral ship-"Bodrog" monitor-retaking the command of the ships have managed to sink one of the Romanian boats.The Austro-Hungarian fleet closed in to the Romanian shore ,with the ships,and bombarded the buildings ,deposits and reservoirs of Ramadan Harbour(Ramadan Port) and Giurgiu Harbour;then they went up the Danube and hide behind Persina Islet.There she stood hidden for the rest of the campaign,knowing only to attack our harbours on Danube River,to which they made big destroys by bombardments.

Ну и, наконец, Балакин сообщает, что в атаке участвовал бывший русский катер "Царевич" ("Риндуница") под командой капитана А. Негулеску и именно этот корабль попал в баржу.

P.S. Т.к. Дунай относится к Черному морю, тема помещена сюда.

#2 20.11.2009 22:51:09

Good
Старшiй лейтенантъ
st-let
Сообщений: 2307




Re: Обстоятельства торпедной атаки на Австро - Венгерскую Дунайскую флотилию, 27 августа 1916.

Россiя написал:

Оригинальное сообщение #144336
Кто из румынских миноносцев едва не записал на свой счет австрийский монитор и какие корабли вообще участвовали в атаке?

Австро-венгерские мониторы атаковали не миноносцы, а паровые баркасы, вооружённые импровизированными торпедными аппаратами (торпеда была заключена в деревянный решётчатый каркас). Эти "аппараты", были привязаны верёвками по бортам баркасов.
Всего в операции участвовали три "корабля" - "Рындуника" ("Rândunica"), "Кэтина" (Cătina) и "Бужореску" ("Bujorescu").
В баржу, пришвартованную к борту "Бодрога", попала торпеда, выпущенная "Рындуникой" с дистанции менее 200 м!

#3 21.11.2009 14:59:18

Россiя
Гость




Re: Обстоятельства торпедной атаки на Австро - Венгерскую Дунайскую флотилию, 27 августа 1916.

Good написал:

Оригинальное сообщение #147589
Австро-венгерские мониторы атаковали не миноносцы, а паровые баркасы, вооружённые импровизированными торпедными аппаратами (торпеда была заключена в деревянный решётчатый каркас). Эти "аппараты", были привязаны верёвками по бортам баркасов.

Good написал:

Оригинальное сообщение #147589
В баржу, пришвартованную к борту "Бодрога", попала торпеда, выпущенная "Рындуникой" с дистанции менее 200 м!

Уважаемый коллега, очень интересно. Где об этом можно почитать?

Good написал:

Оригинальное сообщение #147589
"Рындуника" ("Rândunica")

Судя по всему, это и есть бывший русский "Царевич"...

#4 21.11.2009 16:30:03

Good
Старшiй лейтенантъ
st-let
Сообщений: 2307




Re: Обстоятельства торпедной атаки на Австро - Венгерскую Дунайскую флотилию, 27 августа 1916.

1

Россiя написал:

Оригинальное сообщение #147711
Уважаемый коллега, очень интересно. Где об этом можно почитать?

Я лично, прочёл эту действительно весьма занятную историю о “румынском счастье” в работе Крэчиуноу (C. Crăciunoiu “Vedetele torpiloare din Marina Română” – Bucureşti: Modelism, 2003). Там же приведены и воспоминания командора Аурела Негулеску.

Россiя написал:

Оригинальное сообщение #147711
Судя по всему, это и есть бывший русский "Царевич"...

Да, “Рындуника” - это румынский катер, который некоторое время использовался русскими под названием “Царевич”.

#5 21.11.2009 17:10:43

Россiя
Гость




Re: Обстоятельства торпедной атаки на Австро - Венгерскую Дунайскую флотилию, 27 августа 1916.

Good написал:

Оригинальное сообщение #147736
Я лично, прочёл эту действительно весьма занятную историю о “румынском счастье” в работе Крэчиуноу (C. Crăciunoiu “Vedetele torpiloare din Marina Română” – Bucureşti: Modelism, 2003). Там же приведены и воспоминания командора Аурела Негулеску.

Спасибо, буду знать, что нужно искать. В сети нет?

Good написал:

Оригинальное сообщение #147736
Да, “Рындуника” - это румынский катер, который некоторое время использовался русскими под названием “Царевич”.

Интересная транскрипция :) "Радуница" - славянский праздник, она же птичка какая - то или бабочка... Любопытно, в честь чего назван катер, отсюда можно вывести правильную транскрипцию.

В общем, уважаемый Good, Вы мне очень помогли. Спасибо большое *HI*

#6 21.11.2009 17:56:13

Good
Старшiй лейтенантъ
st-let
Сообщений: 2307




Re: Обстоятельства торпедной атаки на Австро - Венгерскую Дунайскую флотилию, 27 августа 1916.

Россiя написал:

Оригинальное сообщение #147750
В сети нет?

Не видел, но специально не искал.

Россiя написал:

Оригинальное сообщение #147750
Любопытно, в честь чего назван катер, отсюда можно вывести правильную транскрипцию.

Rândunica – это ласточка.

Россiя написал:

Оригинальное сообщение #147750
... Вы мне очень помогли.

:[ :)
Если не найдёте Крэчиуноу, то могу попробовать конспективно изложить эту историю здесь на форуме.

#7 21.11.2009 19:37:49

Россiя
Гость




Re: Обстоятельства торпедной атаки на Австро - Венгерскую Дунайскую флотилию, 27 августа 1916.

Good написал:

Оригинальное сообщение #147765
Если не найдёте Крэчиуноу, то могу попробовать конспективно изложить эту историю здесь на форуме.

Если я его и найду, то сломаю голову все это перевести :D Так что, если не трудно и появится свободное время - буду очень благодарен.
В Сети между прочим найден следующий материал:
Румынский форум, раздел моделизма, тема SALUPA TORPILOARE "RANDUNICA", poate cea mai celebra nava a noastra, alaturi de alte vechi torpiloare. Переводя, ни на что особенное внимания не обратил, разве что дана интересная характеристика службы.
FORTELE NAVALE ROMÂNE, статья с упоминанием данного катера.

P.S. А поподробнее про Негулеску ничего нет? Constantin Niculescu-Rizea - такого знаю, а Аурела помню только летчика :(

#8 21.11.2009 21:05:23

Коллежский советник
Гость




Re: Обстоятельства торпедной атаки на Австро - Венгерскую Дунайскую флотилию, 27 августа 1916.

Good написал:

Оригинальное сообщение #147736
“Рындуника” - это румынский катер, который некоторое время использовался русскими под названием “Царевич”.

Фридрих Праски в "Донаумониторен" (с.102) пишет о "Рандунице" ("Randunica")следующее :
"Этот малый миноносец участвовал в Русско-Турецкой войне и в ночь с 13 на 14 мая 1877 года, вероятно
переименованный, под названием "Царевичи" ("Tsarevici"), под командованием русского лейтенанта
Дубасова,  потопил турецкий монитор "Сейфи". 
Модель "Рандуницы" в Морском музее Константы :
http://s56.radikal.ru/i151/0911/03/1fbd48918cd6t.jpg
С неизменным уважением
Л.И.

#9 22.11.2009 16:24:12

Good
Старшiй лейтенантъ
st-let
Сообщений: 2307




Re: Обстоятельства торпедной атаки на Австро - Венгерскую Дунайскую флотилию, 27 августа 1916.

2

Летом 1916 года австро-венгры имели на Дунае в общей сложности 9 мониторов, в то время как в составе румынской речной дивизии таких кораблей было всего 4. Поэтому, начиная наконец “Освободительную войну” с Австро-Венгрией, румыны решили попытаться уменьшить это преимущество противника.
Секретной службой (Serviciul Secret) был разработан план ночной торпедной атаки главных сил а.-в. флотилии, находившихся в Рущуке.
Главной проблемой было достижение внезапности нападения, т. к. стоянка а.-в. кораблей постоянно охранялась дозором из двух патрульных катеров. Кроме того, сам факт появления миноносцев в Джурджу – ближайшем к Рущуку румынском порту – мог насторожить австро-венгров (в мирное время румынские речные корабли базировались в Галаце).
Поэтому было решено использовать старые паровые баркасы, принадлежащие гражданской “Гидравлической службе” (Serviciul Hidraulic), переоборудовав их в миноносцы. Естественно, что их присутствие в Джурдже не вызвало у австро-венгров никаких подозрений. Более того, капитаны баркасов (лейтенанты военного флота) получили указание заняться контрабандой (!). В течение некоторого времени перед началом войны они “нелегально” доставляли экипажам а.-в. кораблей дефицитные продукты (коньяк, икру и пр.). И австро-венгры привыкли к тому, что румынские катера периодически бывают в районе стоянки их флотилии.
За день до начала войны в Джурджу привезли 8 торпед и из Бухареста прибыли новые командиры “миноносцев” – офицеры Marele Cartier General – лейтенант-командор Петре Бэрбуньяну (Petre Bărbunianu), капитаны Аурел Негулеску (Aurel Negulescu) и Александру Георгью (Alexandru Gheorghiu). Торпеды, заключенные в импровизированные аппараты (деревянные решётчатые каркасы), с помощью веревок (!) закрепили по бортам катеров.
В 20.30 16 августа 1916 года (за полчаса до официального обьявления войны) 3 румынских баркаса вышли из Джурджи и направились к Рущуку. “Кэтиной” командовал Бэрбуньяну, “Рындуникой” – Негулеску, а на “Бужореску” шёл Георгью. 
Сразу после выхода из гавани “Рындуника” пошла со скоростью в 9 узлов, в то время как остальные катера могли дать ход не более 7 узлов.
“Главный монитор”, к которому направился Негулеску, был ярко освещён и на его борту играла музыка (в частности canţonete italiene „O sole mio...”). “Рындуника” подошла к неприятельскому кораблю (это был “Бодрог”) практически вплотную и выпустила торпеду (торпеда правого борта застряла в “аппарате”). Раздался сильный взрыв. На а.-в. кораблях включили боевое освещение и открыли огонь из мелких орудий и пулемётов.
(В своих воспоминаниях Негулеску писал, что после войны он встретил своего однокашника по торпедной школе в Поле (!), который летом 1916 года был начальником штаба а.-в. флотилии (?). Этот офицер сообщил ему, что после взрыва у борта “Бодрога” австро-венгры решили, что их атаковала авиация, т. к. знали, что поблизости румынских миноносцев нет и быть не может. Поэтому, а.-в. корабли стреляли только в воздух.)
Бэрбуньяну и Георгью, хотя и находились ещё довольно далеко от неприятельских мониторов, подумали, что их обнаружили и выпустили все имеющиеся торпеды, а именно 4 (ещё 2 застряли в разбухших от воды каркасах). Эти 4 торпеды, как вспоминал Негулеску, – “как и ожидалось”, не достигли целей. (По-видимому, большинство из них просто не дошло до а.-в. кораблей, т. к. торпеды были “старых образцов” и по утверждению того же Негулеску имели дальность эффективной стрельбы не более 200 м.)
После выпуска торпед катера благополучно отошли к румынскому берегу.
На следующий день выяснилось каково “румынское счастье” – “Бодрог” оказался цел и невредим.
16 августа у командира этого монитора (comandor Lucich (?)) был день рождения. На его корабль съехались офицеры с других кораблей флотилии с жёнами или другими дамами. *derisive* К обеим бортам “Бодрога” были пришвартованы топливные баржи, на которых были размещены буфет (с румынскими коньяками и икрой! :D), военный оркестр, оборудовано место для танцев.
И конечно, торпеда Ниегулеску попала именно в баржу!   
Однако, когда командиры “миноносцев” вернулись в Бухарест их встречали как героев.   
     
Теперь немного о катерах – участниках атаки.
Минный катер “Рындуница” был построен для румынского флота в 1874 году в Yarrow, Poplar Docks, London. Водоизмещение – 9 Т, гл. размерения – 15х3х0,75 м, мощность ПМ – 36 и. с.
Перед ПМВ корабль был исключён из списков флота и продан  “Гидравлической службе”.

http://s55.radikal.ru/i149/0911/f6/f07e306b7039t.jpg

Два других баркаса имели судя по рисункам несколько бОльшие размеры.

http://i082.radikal.ru/0911/34/8851e58899d0t.jpg

Россiя написал:

Оригинальное сообщение #147821
А поподробнее про Негулеску ничего нет?

Интересно, что Бэрбуньяну и Георгью дослужились до адмиральских званий, а “главный герой 16 августа" после войны вышел в отставку в чине командора и стал заниматься журналистикой (?!).
Другой примечательный факт. Весной 1979 года, Крэчуною (так наиболее правильно транскрибирутся мудрёная фамилия автора труда о румынских миноносцах) встретился с адмиралом Бэрбуньяну, которому тогда было 99 лет и показал ему “юбилейную” статью Негулеску, опубликованную в журнале “Маря Нострэ” в августе 1936 года. Прочитав эту статью, старик пришёл в бешенство и заявил, что Негулеску был большим хитрецом и трусом; что он нарушил приказ двигаться строем фронта со скоростью 7 узлов и т. о. сорвал согласованность атаки всех катеров, и что за это его после войны выгнали из флота (!!!).   

Россiя написал:

Оригинальное сообщение #147821
Constantin Niculescu-Rizea - такого знаю...

Но это Никулеску, да к тому же ещё и Ризя, а наш герой – Negulescu.

Россiя написал:

Оригинальное сообщение #147821
... а Аурела помню только летчика

Негулеску?
Интересно. А что о нём можете сообщить?

Коллежский советник написал:

Оригинальное сообщение #147851
...пишет о "Рандунице" ("Randunica")...

*haha* В румынском языке, буква “а” с диакритическим знаком ^ (“â”) передаётся как “ы”, а буква “c”, только перед гласными переднего ряда (“i” и “e”) читается как “ч”, в остальных же случаях - как “к”.

#10 22.11.2009 16:33:11

Россiя
Гость




Re: Обстоятельства торпедной атаки на Австро - Венгерскую Дунайскую флотилию, 27 августа 1916.

Good Ну просто нет слов...  *THUMBS UP*

Спасибо! :)

Good написал:

Оригинальное сообщение #148158
Негулеску?
Интересно. А что о нём можете сообщить?

Нет, Никулеску ( Niculescu). Его еще не было на свете в 1916 году, он родился в 1924 :D

#11 22.11.2009 17:00:37

Good
Старшiй лейтенантъ
st-let
Сообщений: 2307




Re: Обстоятельства торпедной атаки на Австро - Венгерскую Дунайскую флотилию, 27 августа 1916.

*HI*
Рад был поделиться интересной историей.

#12 22.11.2009 17:17:19

AVV
Гость




Re: Обстоятельства торпедной атаки на Австро - Венгерскую Дунайскую флотилию, 27 августа 1916.

Good написал:

Оригинальное сообщение #148166
Рад был поделиться интересной историей.

Вечер добрый!
История действительно интересная. Спасибо большое!

#13 22.11.2009 17:51:50

Россiя
Гость




Re: Обстоятельства торпедной атаки на Австро - Венгерскую Дунайскую флотилию, 27 августа 1916.

Good написал:

Оригинальное сообщение #148166
Рад был поделиться интересной историей.

И очень символичной :D Таки начало военных действий между Австро-Венгрией и Румынией...

#14 07.03.2011 01:43:28

Geomorfolog
Вице-Адмиралъ, картографъ, лучший меценат Форума 2009 и 2011
v-admiral
anna3 stas3
Откуда: г. Ноябрьск-Белая Церковь
Сообщений: 9530




Re: Обстоятельства торпедной атаки на Австро - Венгерскую Дунайскую флотилию, 27 августа 1916.

Один из дунайских мониторов австро-венгров
http://s005.radikal.ru/i209/1103/01/77341cb25745t.jpg


Добро — это когда я украду чужой скот и чужих жен, а зло — когда у меня украдут.

Страниц: 1

  • Форум
  •  » Черное море
  •  » Обстоятельства торпедной атаки на Австро - Венгерскую Дунайскую флотилию, 27 августа 1916.

Board footer