Страниц: 1 2 3 4 5 6

#76 26.03.2013 12:06:39

Кубинец
Гардемаринъ
gardemarin
быстроходный миноносец "Унылый"
Сообщений: 1352




Re: советские гидросамолёты в предвоенный период и в ходе ВОВ

Интересно, проясниться ли вопрос с третьим членом экипажа МБР-2 из 63-й ОМРАЭ?

#77 26.03.2013 15:43:40

Александр56
Гость




Re: советские гидросамолёты в предвоенный период и в ходе ВОВ

Уважаемый Мирослав Эдуардович, благодарю за Ваш ответ! В 44-й  ораэ служил краснофлотцем мой отец. В первой половине августа 1941г. он - на сухопутном фронте по обороне Таллина. На мой запрос о том, "в каком подразделении на сухопутном фронте?" - ЦВМА в Гатчине ответа не дал. С уважением, Александр.

#78 06.04.2013 03:13:15

horos
Гость




Re: советские гидросамолёты в предвоенный период и в ходе ВОВ

Уважаемый Мирослав Эдуардович,
Мой вопрос может показаться странным и все же.  Что Вы можете сказать о  неопознанных летающих объектах во время войны 1941 -1945 г.г. на Черном море ? Имеется ли какая то информация в документах ?
С уважением , Владимир

#79 06.04.2013 11:31:53

Botik Petra Velikogo
Адмиралъ
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10313




Re: советские гидросамолёты в предвоенный период и в ходе ВОВ

Уважаемый Владимир!
Никогда не сталкивался.


"Вранье и ложь в пропаганде, агитации и печати дискредитируют партийно-политическую работу, флотскую печать и наносят исключительный вред делу большевистского воспитания масс".

Из директивы заместителя Наркома ВМФ СССР и Начальника Главного политического управления ВМФ армейского комиссара 2 ранга И.В. Рогова.

#80 04.05.2013 13:07:06

Botik Petra Velikogo
Адмиралъ
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10313




Re: советские гидросамолёты в предвоенный период и в ходе ВОВ

Кстати, такой вопрос к знатокам: а не могла ли ТОФовская "Каталина", пропавшая без вести 10.8.1945 быть сбита по ошибке Як-9 50-го орап мл. лейтенанта Коршунова, который сообщил что им в районе Расина сбита крупная летающая лодка типа ЛЛ-97?


"Вранье и ложь в пропаганде, агитации и печати дискредитируют партийно-политическую работу, флотскую печать и наносят исключительный вред делу большевистского воспитания масс".

Из директивы заместителя Наркома ВМФ СССР и Начальника Главного политического управления ВМФ армейского комиссара 2 ранга И.В. Рогова.

#81 04.05.2013 19:08:39

Кубинец
Гардемаринъ
gardemarin
быстроходный миноносец "Унылый"
Сообщений: 1352




Re: советские гидросамолёты в предвоенный период и в ходе ВОВ

Интересная версия! Но по пропавшей без вести "Каталине" вроде бы всё ясно - место гибели - в 1-2 км западнее бухты Врангеля, тела троих членов экипажа найдены на берегу бухты Тазгоу (Спокойная) и похоронены в братской могиле. А вот безвести  пропал МБР-2 из 115-го ОМРАП и как раз 10 августа у побережья Северной Кореи. Но врятли его можно было спутать с 4-х моторной летающей лодкой Н6К.

#82 04.05.2013 20:06:27

Botik Petra Velikogo
Адмиралъ
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10313




Re: советские гидросамолёты в предвоенный период и в ходе ВОВ

Кубинец написал:

Оригинальное сообщение #693252
Но врятли его можно было спутать с 4-х моторной летающей лодкой Н6К.

Поэтому я и подумал о "Каталине". У меня нет подробных данных о возд. победе самолета 50-го орап. Не исключено, что могли быть "подкручены" координаты или летчик с ними искренне ошибся.


"Вранье и ложь в пропаганде, агитации и печати дискредитируют партийно-политическую работу, флотскую печать и наносят исключительный вред делу большевистского воспитания масс".

Из директивы заместителя Наркома ВМФ СССР и Начальника Главного политического управления ВМФ армейского комиссара 2 ранга И.В. Рогова.

#83 07.05.2013 00:32:15

enot11
Гость




Re: советские гидросамолёты в предвоенный период и в ходе ВОВ

Уважаемые Форумчане.Помогите найти деда.Был сбит в районе Краснодара по возвращении с бомбардировки в октябре 1942 года.Совершил вынужденную посадку и попал в плен с экипажем.Умер 6-го июля 1943 года в лагере военнопленных в Кривом Роге(предположительно шталаг №338).Был в составе(не точно) 80-ой(82-ой?) омраэ ВВС ЧФ.Соответственно либо ГСТ либо МТБ-2.(Но не МБР потому что моторов у самолета было больше одного).Подскажите где можно найти потери за октябрь 1942 по гидрам.Предположительно взлетали с а\э Геленжик(в письмах дед упоминал Геленжик).Если у кого-либо есть любая информация-поделитесь пожалуйста.По ЦАМО и Гатчине инфа не вся.Уважаемый Мирослав Эдуардович.Выше Вы приводите список командного состава ВВСЧФ.А по 3-ей ОАГ у Вас нет ли подобного?С уважением Владимир.

#84 07.05.2013 00:40:01

horos
Гость




Re: советские гидросамолёты в предвоенный период и в ходе ВОВ

enot11 написал:

Оригинальное сообщение #694101
Помогите найти деда.Был сбит в районе Краснодара по возвращении с бомбардировки в октябре 1942 года.

Не сказали , какая фамилия имя отечество год рождения вашего деда.

#85 07.05.2013 01:11:42

enot11
Гость




Re: советские гидросамолёты в предвоенный период и в ходе ВОВ

Уважаемый horos.Если Вы хотите направить меня в ЦАМО или ЦВМА,то этот путь я уже прошел.Сведения которые есть там не полные,судьба деда очень запутана и имеет продолжение,там не так все просто.Поэтому яи  прошу поделиться инфой,которой нет в вышеупомянутых учреждениях(А может и есть да к ним не допускают,поскольку в обороне СОР еще много секретов нам не известных).По 80-ой омраэ за период действия с июля 1942 по 1943 год информация очень скупая,можно сказать мизерная.По деду:майор ВВС ЧФ Попов Федор Андреевич,1905 г.р.,предположительно пом.нач.оперативного отдела штаба 3-ей ОАГ.(Не путать с НШ п/п Поповым В.)И вообще эвакуация СОР-это до сих пор очень запутанный вопрос.С уважением Владимир.

#86 07.05.2013 07:47:21

Botik Petra Velikogo
Адмиралъ
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10313




Re: советские гидросамолёты в предвоенный период и в ходе ВОВ

Уважаемый Владимир!
Не сочтите за недоверие, но в первую очередь хотелось бы узнать, какими документами подтверждается пленение Вашего деда и его гибель в плену. В ОБД Мемориал я таких записей не нашел.
Поднять потери гидросамолетов ЧФ за октябрь 1942 г. (а почему именно октябрь? может нужен август или сентябрь?) не проблема, но вряд ли там будет фамилия Вашего деда - в противном случае информация о такой потере была бы скорее всего и в ОБД Мемориал.


"Вранье и ложь в пропаганде, агитации и печати дискредитируют партийно-политическую работу, флотскую печать и наносят исключительный вред делу большевистского воспитания масс".

Из директивы заместителя Наркома ВМФ СССР и Начальника Главного политического управления ВМФ армейского комиссара 2 ранга И.В. Рогова.

#87 07.05.2013 21:39:20

BarSeek
Гость




Re: советские гидросамолёты в предвоенный период и в ходе ВОВ

У финнов в журнале 3-го полка береговой артиллерии (Ладога) есть такие записи :

16.2.43
После полуночи произвел вынужденную посадку на лёд возле Ахерикко самолёт противника типа МБР-2. Самолёт не имеет повреждений. Под прикрытием метели экипаж ушел по льду. Ночью усилено охранение побережья в районе южнее Кякисалми.

17.2.43
На Коневце сдался радист из экипажа самолёта, совершившего вчера вынужденную посадку. Оба офицера самолёта при задержании оказали сопротивление, при этом один был убит, а второй тяжело ранен.

17.2.43
Из экипажа совершившего 16.2 вынужденную посадку самолёта МБР-2 один человек задержан на Коневце, второй застрелен на льду у Юлляппяя, третьего после долгого преследования и ранения взяли в плен. Весь экипаж самолёта таким образом уничтожен или взят в плен. Наши потери - 1 ранен, 1 убит.

18.2.43
Продолжался допрос лётчика неприятеля. Майор Хярмянсуо вместе с бригадным переводчиком отправились допрашивать раненого мл.лейтенанта, который был перевезён в госпиталь для военнопленных в Выборг.

19.2.43
Совершивший вынужденную посадку МБР-2 в течение дня оказался  восточнее Коневца. Наши лётчики побывали у него вечером и подожгли т.к. спасти его было нельзя.

В недавно представленном финском фотоархиве по этому случаю имеется фотосессия.

#88 09.05.2013 12:59:15

Botik Petra Velikogo
Адмиралъ
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10313




Re: советские гидросамолёты в предвоенный период и в ходе ВОВ

enot11 написал:

Оригинальное сообщение #694101
Был в составе(не точно) 80-ой(82-ой?) омраэ ВВС ЧФ.Соответственно либо ГСТ либо МТБ-2.(Но не МБР потому что моторов у самолета было больше одного).Подскажите где можно найти потери за октябрь 1942 по гидрам.Предположительно взлетали с а\э Геленжик(в письмах дед упоминал Геленжик).

Единственный за октябрь 1942 г. МДР-6 (Че-2) потерян днем 7 октября. К сожалению в деле с оперсводками ВВС ЧФ пропущена дневаная сводка за 7 октября, лишь в сводке за следующий день говорится о поиске самолета и экипажа силами четырех самолетов. Искали над морем, 9 октября даже вели бой с немецкой летающей лодкой. Из справочника по потерям авиации ВМФ могу сказать, что самолет выполнял какое-то спецзадание (например, вылетал на доставку грузов партизанам или заброску агентов) и потерня по неизвестной причине (т.е. его не нашли).
В оперсводке за 10 октября приведен состав экипажа - летчик Лебедев, стрелок-бомбардир Дыбко, стрелок-радист Мельниченко, борттехник Кречетов.
На ОБД
http://www.obd-memorial.ru/html/info.ht … amp;page=3
http://www.obd-memorial.ru/html/info.ht … amp;page=2
Более детальную информацию можно найти в Гатчине в делах бывшего ОЦВМА (д. 9614, л. 382).


"Вранье и ложь в пропаганде, агитации и печати дискредитируют партийно-политическую работу, флотскую печать и наносят исключительный вред делу большевистского воспитания масс".

Из директивы заместителя Наркома ВМФ СССР и Начальника Главного политического управления ВМФ армейского комиссара 2 ранга И.В. Рогова.

#89 11.05.2013 14:40:07

BarSeek
Гость




Re: советские гидросамолёты в предвоенный период и в ходе ВОВ

Добавление по поводу МБР-2, совершившего посадку на финской территории 15/16.2.43
Следящие за форумом финские товарищи пишут в почту, что из экипажа МБР-2 44 АЭ 15 АП в плен были взяты лейтенант Александр Литвиненко и старшина Борис Россман. За Россманом в сентябре того же года значится побег из лагеря.
По ОБД Мемормал пилот Литвиненко и стрелок Баранов (убитый в перестрелке) числятся как сбитые огнем зенитной артиллерии в районе Красногвардейска (хотя сели они очень далеко - в районе нынешнего Приозерска). Стрелок-радист Борис Россман в одном месте числится как не вернувшийся с боевого задания, р-н Никольская, в другом месте как умерший от употребления антифриза. В карточке у Россмана значится "попал в плен (освобожден)", Литвиненко тоже вернулся из плена и после спецлагеря НКВД направлен в АП перегонки самолётов ВМФ.

#90 11.05.2013 16:24:36

Botik Petra Velikogo
Адмиралъ
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10313




Re: советские гидросамолёты в предвоенный период и в ходе ВОВ

BarSeek написал:

Оригинальное сообщение #695562
По ОБД Мемормал пилот Литвиненко и стрелок Баранов (убитый в перестрелке) числятся как сбитые огнем зенитной артиллерии в районе Красногвардейска (хотя сели они очень далеко - в районе нынешнего Приозерска). Стрелок-радист Борис Россман в одном месте числится как не вернувшийся с боевого задания, р-н Никольская, в другом месте как умерший от употребления антифриза.

По оперсводке МБР-2 совершал одиночный вылет в р-н Красногвардейска для уничтожения какого-то транспортера. Из вылета не вернулся - предположительно сбит огнем ЗА, Указаны именно три вышепоименованных члена экипажа.


"Вранье и ложь в пропаганде, агитации и печати дискредитируют партийно-политическую работу, флотскую печать и наносят исключительный вред делу большевистского воспитания масс".

Из директивы заместителя Наркома ВМФ СССР и Начальника Главного политического управления ВМФ армейского комиссара 2 ранга И.В. Рогова.

#91 26.05.2013 19:31:02

Александр56
Гость




Re: советские гидросамолёты в предвоенный период и в ходе ВОВ

Уважаемый, Мирослав Эдуардович, хотелось бы прочесть Ваше мнение о нижеследующем. 25 августа, в ходе обороны Таллина, уцелевшие МБР-2 44-й ораэ в количестве 5 штук были перебазированы под Ораниенбаум. Но, собирая материал о воевавших в этой разведэскадрилье, прочёл на сайте http://blokada.otrok.ru/biogr.php?l=2&a … va&t=2 следующее: "Бударагин Виктор Александрович... с первого дня Великой Отечественной сражался в составе 44-й отдельной авиаэскадрильи, вооружённой морскими разведчиками МБР-2. Экипаж в котором он состоял, ходил на Ханко, был на Эзеле, когда совершался героический переход кораблей из Таллина в Кронштадт" (выделено мной). Следует ли из этого, что при перебазировании под Ораниебаум, перелетели не все? С уважением, Александр.

Отредактированно Александр56 (26.05.2013 19:34:20)

#92 27.05.2013 06:04:54

Александр56
Гость




Re: советские гидросамолёты в предвоенный период и в ходе ВОВ

Часто встречаются подборки "боевой раскраски" зарубежных самолётов, обозначающей их принадлежность к определённым эскадрильям, отрядам и другим формированиям. Но на фото МБР-2  ВВС  КБФ  нет ничего, кроме звёзд. Очень прошу выложить скан приказа (или другого документа), предписывавшего именно такую маркировку гидросамолётов. С уважением, Александр.

#93 27.05.2013 18:38:14

Botik Petra Velikogo
Адмиралъ
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10313




Re: советские гидросамолёты в предвоенный период и в ходе ВОВ

Александр56 написал:

Оригинальное сообщение #700301
Следует ли из этого, что при перебазировании под Ораниебаум, перелетели не все? С уважением, Александр.

Возможен и другой вариант - самолет Бударагина попал на Сарему за какое-то время до эвакуации Таллина с целью укрепления тамошней авиагруппы или по какой-то иной причине. Для отслеживания таких перемещений у меня данных нет.

Александр56 написал:

Оригинальное сообщение #700434
Очень прошу выложить скан приказа (или другого документа), предписывавшего именно такую маркировку гидросамолётов.

Я такого приказа не встречал.


"Вранье и ложь в пропаганде, агитации и печати дискредитируют партийно-политическую работу, флотскую печать и наносят исключительный вред делу большевистского воспитания масс".

Из директивы заместителя Наркома ВМФ СССР и Начальника Главного политического управления ВМФ армейского комиссара 2 ранга И.В. Рогова.

#94 28.05.2013 06:26:02

Александр56
Гость




Re: советские гидросамолёты в предвоенный период и в ходе ВОВ

Благодарю, Мирослав Эдуардович. С уважением, Александр.

#95 21.10.2013 14:14:34

Ayvar
Гость




Re: советские гидросамолёты в предвоенный период и в ходе ВОВ

1

На дне Геленджикской бухты найдены мотор и обломки МБР-2. Ничего пока не поднималось.
Благодаря опубликованной ув. horos информации выяснил, что в районе Геленджика погибли экипажи: 20.06.42 г. к-н Чебаник (ГСТ), 80 омраэ, 23.06.42 г. л-т Корецкий, 80 омраэ (Че-2), 08.08.42 МТБ-2, 80 омраэ, 23.02.43г., ст.л-т Лерх, 60 ОАЭ, 20.04.1943 г. к-н Липницкий, 80 омраэ (Че-2).
Без уточнения места потерпели катастрофу: 16.10.1941г. л-т Брейтовский, 60 ОАЭ, при чем второй раз - 21.01.1941г.?, 21.01.1941г. л-т Белов, 18 АЭ 119 МРАП, 11.08.1942г. к-н Георговиян, 60 ОАЭ. По потерям 18 АЭ 119 МРАП только случайные данные.
Прошу оказать посильную помощь в идентификации самолета и уточнения судьбы экипажа.
С уважением,
                   Айвар Степанов

#96 21.10.2013 21:24:57

Botik Petra Velikogo
Адмиралъ
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10313




Re: советские гидросамолёты в предвоенный период и в ходе ВОВ

Так на основании чего его идентифицировать?


"Вранье и ложь в пропаганде, агитации и печати дискредитируют партийно-политическую работу, флотскую печать и наносят исключительный вред делу большевистского воспитания масс".

Из директивы заместителя Наркома ВМФ СССР и Начальника Главного политического управления ВМФ армейского комиссара 2 ранга И.В. Рогова.

#97 22.10.2013 11:48:00

Ayvar
Гость




Re: советские гидросамолёты в предвоенный период и в ходе ВОВ

Спасибо, что откликнулись.
Пока на основании места и типа. Кроме ГСТ, Че2 и МТБ есть ли данные о катастрофах МБР2 в бухте?
С уважением,
                   Айвар Степанов

#98 22.10.2013 19:39:35

Botik Petra Velikogo
Адмиралъ
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10313




Re: советские гидросамолёты в предвоенный период и в ходе ВОВ

Я выкладок по географии мест гибели и типам самолетов не делал. В распоряжении есть оперсводки ВВС ЧФ, правда, без 1941 г., где все выстроено в хронологическом порядке. Искать в них абстрактный самолет - все равно, что искать иголку в стоге сена. Согласно справочника потерь авиации ВМФ в годы ВОВ всего разведавиация ЧФ (включая колесные разведчики) потеряла в 1941-1944 гг. 159 машин (97 боевых, 62 не боевых потери), из которых, я думаю , не менее 60% приходится на МБР-2.
Кроме того, на чем основана уверенность, что Ваш утопленник стал жертвой аварии, а не погиб в ходе боевых действий?


"Вранье и ложь в пропаганде, агитации и печати дискредитируют партийно-политическую работу, флотскую печать и наносят исключительный вред делу большевистского воспитания масс".

Из директивы заместителя Наркома ВМФ СССР и Начальника Главного политического управления ВМФ армейского комиссара 2 ранга И.В. Рогова.

#99 22.10.2013 19:51:12

Botik Petra Velikogo
Адмиралъ
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10313




Re: советские гидросамолёты в предвоенный период и в ходе ВОВ

Можно посмотреть и архивные данные.
На 25.5.1941 (последняя перепись накануне войны) ВВС ЧФ располагали 142 МБР-2, 11 ГСТ. Поданы в течение 1941 г. 57 МБР-2, 3 Че-2. В 1942 г. (до 15.11.42) - 0 МБР, 8 Че-2, 4 Бе-4.
На 22.11.42 в ВВС ЧФ числились 49 МБР, 6 Че-2, 1 ГСТ, 2 Бе-4. Разница, сами понимаете за счет чего образовалась.


"Вранье и ложь в пропаганде, агитации и печати дискредитируют партийно-политическую работу, флотскую печать и наносят исключительный вред делу большевистского воспитания масс".

Из директивы заместителя Наркома ВМФ СССР и Начальника Главного политического управления ВМФ армейского комиссара 2 ранга И.В. Рогова.

#100 22.10.2013 20:24:11

Ayvar
Гость




Re: советские гидросамолёты в предвоенный период и в ходе ВОВ

А как на счет уточнения уже имеющейся информации? Исключив известные: 20.06.42 г. к-н Чебаник (ГСТ), 80 омраэ, 23.06.42 г. л-т Корецкий, 80 омраэ (Че-2), 08.08.42 МТБ-2, 80 омраэ, 20.04.1943 г. к-н Липницкий, 80 омраэ (Че-2).
Остается узнать:
- на каком самолете погиб в Геленджике при взлете 23.02.43г. ст.л-т Лерх, 60 ОАЭ.   
- где и на каких самолетах погибли: 16.10.1941г. л-т Брейтовский, 60 ОАЭ, при чем второй раз - 21.01.1941г.?, 21.01.1941г. л-т Белов, 18 АЭ 119 МРАП, раз 41 года нет опустим, остается - 11.08.1942г. к-н Георговиян,
Итого два самолета. До архивов и сам доберусь, дело времени. Но впереди еще командировка во Владивосток... Так, что прошу посильной помощи.
Уверенности конечно нет, только спутанная информация в попытках прикрыть небоевые потери противодействием истребителей противника. Но в защищаемой бухте этот факт не скроешь и у меня есть уверенные данные только про Че-2 сбитый над бухтой 20.04.1943 г. Тем более известно на сколько сложнее взлет и посадка гидросамолета и процент аварий и катостроф по умолчанию должен быть больше, чем у самолетов сухопутных ВВС. Но в те годы процент небоевых потерь был у всех непомерно высок. (Из опыта работы над документами ВВС В ЦАМО)
С уважением,
                   Айвар Степанов

Отредактированно Ayvar (22.10.2013 20:26:51)

Страниц: 1 2 3 4 5 6


Board footer