Сейчас на борту: 
Andrey152,
FOBOS.DEMOS,
Аскольд,
Николаич,
Олег
   [Подробнее...]

Страниц: 1 2

#26 25.10.2023 08:09:38

Cyr
Контр-адмиралъ
k-admiral
anna3 stas3
Откуда: Стихийный аналитик
Эскортный миноносец USS Durik (DE-666)
Сообщений: 3035




Re: Трофеи в боевом строю

Вообще-то лодки перегоняли сами немцы. А вот перед передачей нам могли что-нибудь и починить-заменить.


Это всё придумал Черчиль в восемнадцатом году.

#27 26.10.2023 22:54:23

helblitter
Гардемаринъ
gardemarin
Откуда: Москва
Тузик "Беда"
Сообщений: 13972




Re: Трофеи в боевом строю

Советский Союз получил крейсер «Нюрнберг», 4 эсминца и 6 миноносцев (Z14 Friedrich Inn, Z15 Erich Steinbrinck, Z20 Karl Galster, Z33, T12, T17, T33, T107, T158, T196), 10 подводных лодок (постройки 1944-1945 гг. — U3515, U2529, U3035, U3041, U1057, U1058, U1064, U1305, U1231, U2353).6 декабря 1945 года был подписан итоговый доклад Тройственной военно-морской комиссии.
Всего на долю Советского Союза при разделе германского флота пришлось 155 боевых кораблей и 499 вспомогательных судов.

В числе полученных кораблей, помимо названных выше, были 44 тральщика, 31 торпедный катер, 135 десантных барж, 38 морских буксиров, 45 траулеров, 5 плавбаз и другие корабли, и суда.
Передаваемые Советскому Союзу корабли сосредоточивались в Киле, оттуда переводились в Травемюнде, где готовились к окончательной передаче, и затем в составе конвоев следовали либо в Варнемюнде, либо в Свинемюнде.

До этих пунктов перевод кораблей осуществлялся немецкими экипажами под контролем наших офицеров. В Варнемюнде и Свинемюнде корабли принимали наши экипажи, а немцы возвращались в английскую зону оккупации.
Для итальянских кораблей:Основным пунктом передачи кораблей избрали Одессу, но часть кораблей, в частности «Новороссийск» и подводные лодки передавались нам в албанском порту Валона.
Переходы кораблей и судов в порты передачи производили итальянские экипажи под коммерческим флагом и под наблюдением советских представителей.Все корабли, за исключением «Новороссийска», перегонялись без боезапаса на борту.
Линкор «Новороссийск», единственный из всех кораблей, шел в СССР с артбоезапасом, на его борту находилось около 900 тонн артбоезапаса. https://voenflot.ru/korabli-vmf/lagard- … nnoj-vojny


Война — это мир. Свобода — это рабство. Незнание — сила.
Джордж Оруэлл

#28 23.04.2024 12:25:12

Кибардин Г.А.
Подозрительная личность(C)
Сообщений: 875




Re: Трофеи в боевом строю

2

Советские трофеи в Щецине (Штеттин) и их дележка между СССР и Польшей ( только малые плавсредства ).
https://i.postimg.cc/8zGFyzL0/000000.png

https://i.postimg.cc/bJZdGDjs/00000-2.png

#29 25.04.2024 20:09:19

Рихард Цапп
Мичманъ
michman
Откуда: Березники
Сообщений: 627




Re: Трофеи в боевом строю

3

Кибардин Г.А. написал:

#1608909
Советские трофеи в Щецине (Штеттин) и их дележка между СССР и Польшей ( только малые плавсредства ).

Штеттин был основным перевалочным портом репарационных судов. Вот моя статья на эту тему в International Naval Journal. 2021 год.

Речные репарации СССР. Жданов Владислав Валерьевич

1. Введение

О морских судах, переданных СССР в счёт репараций, после окончания Второй мировой войны, худо-бедно было известно и раньше. Но что известно о речных судах-репарантах? Практически ничего, кроме небольших и отрывочных данных, встречающихся в воспоминаниях речников, публикуемых в книгах и газетах, где репарационные суда упоминались, лишь как «немец», «немка», «трофейный», «репарационный», из «особых поставок», и т.д. А ведь речные суда, полученные СССР в счёт репараций, сыграли не меньшую роль, чем морские, если не большую! Но почему широкой общественности ни тогда, ни сегодня, ничего об этом неизвестно? Сегодня мы попробуем приоткрыть завесу этой тайны.

2. Обсуждение и результаты

Когда Красная Армия в 1944-45 гг. стремительно приближалась к границам Германии, уже началась проработка вопроса речных репараций с Германии и её стран-союзниц: Финляндии, Румынии, Венгрии. Сразу после капитуляции Германии, представители НКРФ СССР в тесном сотрудничестве со СВАГ (Советская Военная администрация в Германии), приступили к практической реализации плана по передаче СССР судов речного флота Германии, для замещения безвозвратных потерь советского речного флота (1092 самоходных судна общей мощностью 140,4 тыс. л. с., 2608 грузовых несамоходных судов общей грузоподъемностью 1106 тыс. т, 62 земснаряда и 692 других судна)Все суда в советской зоне оккупации сначала были внесены в списки, в которых указывались имя и тип судна, размеры, мощность силовой установки. Немецкие имена судов писались на русском языке, и зачастую в довольно вольной транскрипции. Многие сотни судов в списках оказывались без имён, т.к были обнаружены без судовых документов и без немецких экипажей. Затем Управление Водных Путей Сообщения ЦУПВОСО (Центральное Управление Военных сообщений) Красной Армии и НКРФ, составили список немецких судов, намеченных к отправке в СССР. Далее СВАГ выписывало каждому судну из этого списка «Свидетельство на право плавания по внутренним водным путям Советской оккупационной зоны», которое имело свой индивидуальный номер. В Свидетельстве, кроме номера, указывались: место выдачи (город в Германии), срок действия, дата выдачи, название и номер судна, тип судна, грузоподъёмность, мощность, размеры, место постройки. Подписывал Свидетельство личной подписью Уполномоченный Транспортного отдела СВАГ. После этого судно переходило под контроль НКРФ, представители которого организовывали перегон судов по Балтийскому морю в морские порты СССР.
В соответствии с планами репарационных поставок, в списки передачи судов в 1 и 2 очередь, датированных 1945 г., было внесено 4414 судов.
Самоходные суда:
- буксирные пароходы – 447 шт.;
- буксирные теплоходы – 103;
- буксирные газоходы – 5;
- пассажирские пароходы – 31;
- пассажирские теплоходы – 4;
- моторные катера – 295;
- грузовые суда – 285;
- танкеры – 11;
- прочий самоходный флот –93.
Всего самоходного флота 1274 шт.
Несамоходные суда:
- баржи металлические – 1490 шт.;
- баржи композитные – 924;
- баржи деревянные – 163;
- баржи нефтеналивные – 13;
- баржи затопленные – 261.
Всего несамоходного флота 2851 шт.
Прочий флот (плавучие краны, плавучие доки, грейферы, земснаряды, шаланды, брандвахты, плавучие насосные и бункерные станции, и т.д.) – 289 шт.
22 июня 1946 г. правительство СССР создало в Восточной Германии Советское Акционерное Пароходное Общество на реке Одер (SOAG) для перевозки угля, покупаемого Советским Союзом у Польши. Небольшую часть судов передали в это пароходство из числа тех, которые наметили для перегона в СССР. Эта недостача была легко компенсирована изъятием других судов с рек на Востоке Германии. В репарационные списки практически не вошли трофейные суда, взятые Красной Армией в Польше и Германии. Эти трофеи сразу передавались Днепровской Военной Флотилии и Балтийскому флоту. В 1947− 1948 гг. некоторую часть этих трофеев передали Министерству речного флота, и далее их распределили по пароходствам. Также в число судов Особых поставок не вошли суда, которые были подняты на востоке Германии и на территории СССР, и позже, переданные Минречфлот. Учитывая всё вышеперечисленное, СССР получил более 5000 немецких судов. Суда, намеченные к выводу в СССР, а также часть судов, находящихся в плохом техническом состоянии, проходили ремонт и конвертовку на судоремонтных и судостроительных предприятиях Восточной Германии. Процесс передачи судов происходил следующим образом. Сначала по рекам Германии, суда перегонялись в Штеттин, из которого уже по морю, караваны судов уходили в советские порты на Балтике: Калининград, Ригу, Виндаву, Таллин, Либаву, Клайпеду. А уже из этих портов большая часть перегонялась в Ленинград. Для работы по перегону судов в Ленинград из портов Прибалтики, было создано Калининградское агентство. А в Москве создали Оперативную группу при Министерстве Речного Флота, в задачи которой входило: разработка директивных указаний по вопросам обеспечения перевода флота, обеспечение связи с ведомствами, реализация нарядов на инвентарь и материалы, смет на перевод флота, контроль деятельности Калининградского Агентства в части выполнения задания по перегону флота и выполнения директив Минречфлота, указания по оперативной работе, исходя из общего положения по перегону флота.
Особо стоит отметить Советское Дунайское Государственное пароходство, созданное в 1944 г. Практически на 100 % судовой состав пароходства состоял из трофейных и репарационных судов, ранее принадлежавших Германии, Венгрии, Румынии, Словакии и Италии.
Непосредственно перегон репарационного флота проходил так: грузовой морской пароход либо буксирный пароход, тянул по три-четыре судна, нередко загруженных репарационными материалами (уголь, кокс, цемент, пиломатериалы, бумага, фанера, стекло, кабель, кирпич полнотелый, пустотелый и шамотный, смолы, линолеум, резина, карбид, пробка, целлюлоза, шпагат, рельсы, металлические трубы, цветные металлы, абразивное зерно, тепловозы и вагоны, дизельное топливо, смазочные масла, овощи, крахмал, лошади, скот, станки, разное оборудование демонтированных немецких заводов и фабрик). Небольшие суда (катера, мотолодки, моторные яхты) грузили прямо на пароходы или в баржи. Иногда самоходные репарационные суда (буксиры или грузовые теплоходы) шли своим ходом, буксируя несамоходные суда. В буксировке немецких речных судов по Балтике принимали участие и тральщики КБФ. Прибывшие суда в Ленинград, далее распределялись по пароходствам, Бассейновым Управлениям пути, Управлениям по освоению малых рек, и другим организациям. Представители пароходств, в соответствии с разнарядкой, принимали суда и перегоняли их в свои пароходства. Немецкие суда находились в разном техническом состоянии. Суда в хорошем состоянии немедленно включались в рабочее ядро пароходства, получали новые имена, приписку и начинали работу. Но многие суда требовали капитального или капитально-восстановительного ремонта. Кроме того, на некоторых судах отсутствовали части моторов, машин и механизмов. В исключительных случаях некоторые суда признавались негодными для ремонта и списывались. Стоит отметить и то, что некоторые пароходства не только возместили свои потери времён Великой Отечественной Войны, но даже усилились количественно и качественно по сравнению с довоенным периодом.
Жизнь судов-репарантов в пароходствах складывалась по-разному. Часть судов, которым исполнилось к концу 1950-х гг. по 50 и более лет, и дальнейший ремонт которых признавался нецелесообразным, списывались. Многие самоходные суда во время капитальных ремонтов, получали взамен немецких моторов или паровых машин, новые дизеля сходной мощности производства СССР, ГДР или ЧССР. После списания в конце 1960-х гг., корпуса некоторых самоходных судов переоборудовались в брандвахты, насосные и бункерные станции, стоечные наливные суда, либо безвозмездно передавались разным организациям. Единицы дожили до наших дней и по-прежнему находятся в работе.
3. Заключение
Репарационные суда внесли большой вклад в послевоенное восстановление народного хозяйства. Кроме того, немецкие суда свежей постройки (1930-40 гг.) были изучены представителями нашего судостроения, и стали образцами при создании новых советских речных судов.

Литература
ГАРФ – Государственный архив Российской Федерации.
РГАЭ – Российский государственный архив экономики.
Чеботарев, 1981 – Чеботарев М.Н., Абоймов А.Н., Амусин М.Д., Нейгольдберг В.Я., Саратов В.Ф., Ягодинский Е.А. Советский речной транспорт в Великой Отечественной войне. М.: Воениздат, 1981.

Отредактированно Рихард Цапп (25.04.2024 20:10:37)

Страниц: 1 2


Board footer