Сейчас на борту: 
FOBOS.DEMOS,
jurdenis,
shaulys,
Ygrek,
ВладимирФ,
Заинька,
Ольгерд
   [Подробнее...]

Страниц: 1

#1 17.12.2009 00:29:13

ass555
Гость




СРАЖЕНИЕ ВВС СФ С КОНВОЕМ Rp.121.Ki. 17 июня 44г.

Госпола, предлагаю поговорить о самом удачном для нас сражении с конвоями немцев весны-осени 44-го. Многие ошибки предыдущих сражений были учтены. В результате ценой 4-х Ил-2 нам удалось потопить ТР ДИКСИЕ (1671 брт) и тяжело повредить 250 кг бомбой ТР ФЛОРИАНПОЛИС (7019 брт), а так же сбить в бою над конвоем 2 Ме-109.
Скорее всего, это они:

17.06.44   
7./J.G.5        
Ved Svartnes flyplass   
Havarerte etter Air battle med fiendtlige fly   
Bf 109G-6   
411071

Weisse 4   
100   
Gefr. Josef Suske (F) Wounded. Killed 09.10.44.

17.06.44   
7./J.G.5        
Ved Kirkenes flyplass   
Shoot down by enemy A/C   
Bf 109G-6   
411463

Weisse 5   
100   
Ofhr. Hans Vollet (F) Wounded.

Кстати, ФЛОРИАНПОЛИС в строй так и не вошел, более того, 28 июня он был окончательно добит ВВС СФ в Киркенесе.

В общем, немцы проиграли вчистую. А мы, наконец-то, выиграли.

Отредактированно ass555 (17.12.2009 00:32:36)

#2 17.12.2009 06:04:43

igor
Контр-адмиралъ, лучший исследователь Форума 2011
k-admiral
stasik3
Откуда: Киселевск
HSK 4 THOR
Сообщений: 5853




Вебсайт

Re: СРАЖЕНИЕ ВВС СФ С КОНВОЕМ Rp.121.Ki. 17 июня 44г.

А, я думал все, интерес иссяк...

По данным морского коменданта Киркенеса (которому оказывается верить можно далеко не всегда), конвой вышел из Лаа-фьорда в 15.00 (14.00 по КТВ 61 фл. СКР) 16.6.44. В составе:
ТЩ М.202 (командир конвоя, командир 5 флотилии ТЩ, КТВ у меня нет, так что явно будут дополнения от Ботика Петра Великого).
ТЩ М.252 (корабль наведения истребителей)
МТЩ R.223 (типа спасательно-медицинский, как выяснилось из предыдущих отчетов)
МТЩ R.202/160(159 по КТВ 61 фл. СКР) (как тральщики)
Плавбаза МТЩ WESER (в кач. "медицинского судна")
ТЩ М.154/31/35
СКР V.6102/07/10/11, 6722/25
ОПЛ UJ.1209/11/12/19/20
Пароходы:
FLORIANOPOLIS (7419 брт, 14 уз., продовольствие)
HERM. FRITZEN (3845 брт, 8,5 уз., уголь)
WILLIAM BLUMER (3604 брт, 8 узл., бараки)
IRIS (3232 брт, 8,5 уз., уголь)
TRANSPORT (1998 брт, 8 уз., боеприпасы и картофель)
MARG. CORDS (1912 брт, 9 уз., картофель)
DIXIE (1671 брт, 9 уз., лес)
Танкеры:
TRIPP (364 брт, 8,5 уз., горючее)
ALGOL (761 брт, 10 уз., то же)
(по КТВ 61 фл. СКР - еще ТН FEIESTEIN, 461 брт)
Всего 24806 (25267 по КТВ 61 фл. СКР) брт, скорость 8 уз.

Советские авиаразведчики обнаружили его, считай, еще до выхода - в 13.15 был сфотан Лаа-фьорд и прирасшифровке опознаны 8 ТР, 2 каботажника, 5 ТЩ, 3 спасательных судна и 5 катеров.
Но конвой сам по себе в движении впервые замечен в 21.00 16.6.44 в р-не м. Нордкин, в составе 8 ТР, 2 ММ, 8 ТЩ, 6 СКР и 6 СКА. Скорость верно определена в 8-10 уз. Состав в принципе тоже верен - 8 ТР - это все реальные транспорты + ПБ МТЩ. Танкеры как всегда из-за малого размера записали в СКР.
Также об этом конвое в 22.00 сообщала радиоразведка. Состав давался в 30 плавсредств.
В 22.15 данные были переданы на ПЛ С-14, но она как раз отходила на зарядку батарей.
ПЛ М-200 получила р/гр в 21.25 и пошла к берегу в р-н Харбакен.
Туда же решил пойти командир С-104, получавший р/гр в 21.20 и 22.20

17.6.44 в 1.35 конвой был снова обнаружен Р-40 в р-не Конгс-фьорда. Состав был прежний. С тех пор разведка, совершив 8 вылетов, вела конвой до самого Киркенеса.
Немцы на сей раз отметили, что конвой обнаружен (00.36брлн). Правда в КТВ 61 фл. СКР пишется, что возд. тревога объявлялась и 16.6 в 20.35брлн, когда была замечен 1 Пе-2, так что и первого разведчика похоже видели.

В 1.40брлн к конвою примкнули 4 больших МТЩ (301, 304, 307, 308) из 21 флотилии - на помощь R.223.

Ну и понеслась.
Первым делом, в 4.35-6.28 4 Р-40 летали бомбить мелкие корабли ПЛО около Сюльте-фьорда, но никого не нашли (ни кораблей, ни лодок). Летали они в видимости конвоя и были атакованы 4 Ме-109, но ушли от них и с бомбами сели обратно.
Однако, у немцев записано, что 12 Ме-109 прикрывали конвой только с 7.35брлн.

На сей раз планировалось обеспечивать удар Ил-2 предварительным применением дымовых бомб ДАБ-100 с 6 Р-40.
Кроме того, в первой группе было еще 12 Р-40 с простыми бомбами. Все - из 27 ИАП. Прикрывали их 10 Р-39 из 2 ГИАП.
По дороге 2 Р-40 вернулись из-за неполадок, а потом их на подходе атаковали немцы. В бою еще 2 Р-40 были вынуждены сбросить бомбы где попало. Остальные в 8.54 с пикирования с высоты 1200 м в р-не м. Кибергнес сбросили 16 ФАБ-100; был потоплен СКА и поврежден ТЩ. 6 Р-40 сбросили по ДАБ-100 по курсу движения конвоя, но дым быстро рассеялся и завесы не получилось. Над конвоем самолеты вели бой с двумя группами Me-109 (по 7 самолетов) и сбили 7 Me-109 и один До-24, производивший поиск ПЛ. Наши самолеты потерь не имели.
Первые атаки немцы фиксируют в 7.40. Причем, комендант Киркенеса пишет о "новом типе бомб крупного калибра, дающих огромный взрыв со столбом дыма", а 61 флотилия правильно определяет их как дымовые. Кол-во самолетов не сообщается.

Остальные группы немцы никак не разделяли, поэтому я тоже буду писать ниже, все подряд.

Вторая группа — 6 Ил-2 (46 ШАП) под прикрытием 4 Як-7 и 6 Р-39 (20 ИАП) в 9.04 с пикирования с высоты 1000 м сбросила 2 ФАБ-250 и 18 ФАБ-100. Был потоплен ТЩ. Над целью наши самолети были атакованы истребителями и обстреляны сильным огнем ЗА. В воздушном бою были сбиты три Ме-109 и два Ил-2.

Третья группа — четыре Ил-4 (9 ГМТАП) под прикрытием 4 Р-39 (255 ИАП) и 8 Р-40 (78 ИАП) в 9.07 с высоты 2000 м в окна облаков cбpoсили по конвою 4 высотные торпеды. Было потоплено каботажное судно в 800 т. С истребителями торпедоносцы встреч не имели.

Четвертая группа — 6 Ил-2 (46 ШАП) под прикрытием 10 Р-39 (20 ИАП) в 8.15 с пикирования с высоты 1000 м атаковала неприятельские корабли, сбросив на них 10 ФАБ-250 и 2 ФАБ-100. Прямым попаданием бомбы был потоплен ТР 10000 т, при этом наблюдался сильный взрыв. Над конвоем и на отходе от него самолеты вели бой с 6 Ме-109, 4 ФВ-190 и сбили два истребителя противника. Два Ил-2 при отходе от цели были подбиты огнем ЗА и, предположительно, сели на воду в Варангер-фьорде.

Пятая группа — 6 А-20 (9 ГМТАП) под прикрытием 16 Р-39 (255 ИАП) в 8.22 9.08 с высоты 2500 м в окна облаков сбросила по конвою 6 торпед 45-36-АВА. Были потоплены 2 СКА. 6 Me-109 атаковали торпедоносцы над конвоем, но истребители прикрытия отбили атаки, сбив 1 Me-109 и повредив другой.

Шестая группа — 4 Ил-2 (46 ШАП) под прикрытием 4 Як-7 и 4 Р-39 (20 ИАП) в 9.08 (одновременно с торпедоносцами) с пикирования с высоты 900 м сбросила по конвою 8 ФАБ-250 и выпустила 16 PC 82-мм. Несколько бомб разорвалось вблизи ТР 6000 т и повредили его. Над конвоем истребителей противника не было.

Для спасения летчиков с Ил-2, предположительно севших в Варанегр-фьорде, выходили 4 ТКА под прикрытием 16 Р-39 (2 ГИАП) и вылетала "Каталина" под  прикрытием 14 Р-39 (255 ИАП), но никого не нашли.

Всего за 6 ударов считались потопленными ТР, ТЩ, 3 СКА, каботажник, поврежденными ТР и ТЩ, сбитыми 11 самолетов.
Потери, как уже было отмечено - 4 штурмовика.

Итак, немцы отметили в 8.00брлн атаку 13-15 Ил-2, с пикирования. Истребители немцев якобы смело атаковали врага и добились многочисленных побед.
В 8.11 Флорианополис получил попадание в носовую часть, после чего груз немецкой жратвы заполыхал. Смело можно утверждать, что приз получают Ил-2 четвертой группы, заметившие пожар на своей цели, да и время подходит (сдвиг - час четыре минуты, если судить по началу атаки). К сожалению, выводы были слишком оптимистичны - судно свободно развило макс. скорость и в охранении 5 МТЩ ушло в 8.55 в Киркенес. Потери - 1 легкораненый.
В 8.14 попадание получил Дикси. Это была торпеда, но чья - сказать трудно. Немцы видели 10-12 штук торпед... Все мы расчитываем на Ботика П.В., который нам поведает правду.
Попадание в машинное с кормы, утонул кормой вперед. На пароходе был один пропавший, 2 тяжело и 1 легкораненый. Подошедший V.6102 снял 22 чел. и пароход ушел на дно в 8.30, в точке 70.13,5 - 30.58.
Еще были 1 тяжело и 5 легкораненых на ОПЛ 1209 от обстрела ППО.
Батареи Киберга наблюдали какие-то странные воздушные шары с подрывными зарядами, которые отдрейфовали на берег и взорвались на скалах.
Всего немцы насчитали ни много ни мало, 120 самолетов и отметили изменение тактики - когда вместо долгих налетов все сделали за полчаса. Одновременно над конвоем фиксировалось 40-60 штук. Налеты одновременно и искусно проводились с разных направлений, так что распылялся огонь ЗА. В общем, немцам понравилось.
Для воздушного прикрытия применялось 2 Бв.138/Не.115, а также 25 Бф.109 (ни одного ФВ-190, с которыми наши якобы вели бои). Заявки - истребители 35, конвой 3, батарея Киберга 2.

При дальнейшем следовании конвоя в 10.41 были затралены 3 сов. мины, но в 13.15 конвой зашел в Киркенес без дальнейших помех.
Ни одна ПЛ перехватить конвой не успела - максимум послушали, как он уходит вдаль.

Отредактированно igor (17.12.2009 07:17:56)

#3 17.12.2009 07:44:01

igor
Контр-адмиралъ, лучший исследователь Форума 2011
k-admiral
stasik3
Откуда: Киселевск
HSK 4 THOR
Сообщений: 5853




Вебсайт

Re: СРАЖЕНИЕ ВВС СФ С КОНВОЕМ Rp.121.Ki. 17 июня 44г.

Надо наверное, таки добавить, что ком. СФ, видимо, неудовлетворенный результатами, приказал нанести по городу массированный удар, что и было сделано.
Сначала его сфотал развед. "Спитфайр", потом с 22.10 до 22.20 воздух расчищали 18 Р-39 (ведущий — кап. Сухомлин). Они вели бой с 11 Ме-109 и без потерь сбили 3.
В 22.02-22.12 24 Р-40 с бомбами (по 12 от 27 и 78 ИАП) нанесли по порту и СЗ части Киркенеса бомбо-штурмовой удар, сбросив с пикирования 17 ФАБ-250, 48 ЗАБ-100цк и 29 ФАБ-100. В городе возникли пожары, в порту был потоплен СКР. На отходе 8 Р-40 вели бой с двумя ФВ-190 и один из них сбили. 1 Р-40 был сбит вражеской ЗА.

Второй волной атаковали 10 Ил-2 (46 ШАП) под прикрытием 10 Як-7 и 20 Р-39 (20 ИАП) - время к сожалению не указано. Они тоже нанесли удар по порту и городу, при этом 6 самолетов сбросили 32 ЗАБ-100цк, а 4 полили южную часть города гранулированным фосфором (из 8 ВАП-250). В порту и городе вспыхнули новые пожары, были потоплены 2 СКР и ТН 3000 т. Огнем ЗА были сбиты 2 Ил-2 и 1 Р-39. Истребители вели бой с немецкими самолетами и сбили 1 Ме-109.

Последними атаковали 6 А-20 и два Ил-4 (9 ГМТАП) под прикрытием 18 Р-39 (255 ИАП) и 5 А-20 из 36 МТАП под прикрытием 10 Р-39 (20 ИАП). Они в 22.16 сбросили на порт и город 15 ФАБ-500 и 12 ЗАБ-500тш; в городе и в порту возникло еще несколько больших пожаров.

Два «Спитфайр» и два Р-40 (118 РАП) летали на разведку и фотографирование результатов удара и наблюдали два пожара в районе рудодробильного завода и восемь пожаров в городе.

У немцев, конечно, все записано кучей - налет 150-200 вражеских самолетов, из них 100 атаковали город и порт бомбами, ППО и фосфорной смесью. Бомба и фосфор попали на нос знакомого нам парохода MARG. CORDS, на котором загорелись груз бараков и мостик. В городе сильные пожары и небольшие повреждения от бомб. Главная проблема - порвано 60% воздушных проводных линий.
Истребители заявили 29, ЗА люфтваффе - 4, база сухопутных войск - 2, ПХ MARCOBRUNNER 1, батарея "Суоми" - 1 сбитого, всего 37. Все пожары потушены (в т.ч. и на Маргарите Кордс - часть груза спасена).

Как оценивать этот налет - скорее всего, отрицательно. 47 ударных самолетов фактически нанесли минимальный урон, повредив один пароход и его груз. Важные объекты не пострадали, провода немцы наверняка накинули обратно в течение дня. Правда, и потери при этом были весьма невелики - всего 4 самолета из сотни...
Кстати, к вопросу о сбитых немцах. За день заявлено 16 сбитых - 11 над конвоем и 5 над Киркенесом. У норвегов как всегда, времени нет, однако из описания следует, что как минимум Фоллет сбит над городом, а не над конвоем. Зуске остается под вопросом. Кстати, посмотрел еще внимательно заявки - у Фоллета есть одна в 21.30, т.е. он 100%-но сбит не над конвоем.

Дальше слабонервных прошу не смотреть - все заявки полярных "ассов", числом 65.
17.06.44    Oblt. Franz Dörr    7./JG 5    Curtiss P-40     37 Ost/PC-6.2.d: at 500 m.    07.47    Film    C. 2032/I    Anerk: Nr. 131
17.06.44    Oblt. Franz Dörr    7./JG 5    Curtiss P-40     37 Ost/PC-6.4.h: at 500 m.    07.48    Film    C. 2032/I    Anerk: Nr. 132
17.06.44    Obfhr. Helmut Neumann    7./JG 5    Curtiss P-40     37 Ost/PC-6.2.d: at 500 m.    07.48    Film    C. 2032/I    Anerk: Nr. 133
17.06.44    Ofw. Heinz Arnold    7./JG 5    Curtiss P-40     37 Ost/PC-8.6.g: at 500 m.    07.48    Film    C. 2032/I    Anerk: Nr. 134
17.06.44    Oblt. Rudolf Glöckner    8./JG 5    Curtiss P-40     37 Ost/PC-8.4.f: at 800 m.    07.48    Film    C. 2032/I    Anerk: Nr. 206
17.06.44    Obfhr. Helmut Neumann    7./JG 5    Curtiss P-40     37 Ost/PC-9.3.h: at 500 m.    07.49    Film    C. 2032/I    Anerk: Nr. 135
17.06.44    Ofw. Heinz Arnold    7./JG 5    Curtiss P-40     37 Ost/PC-6.2.e: at 500 m.    07.49    Film    C. 2032/I    Anerk: Nr. 136
17.06.44    Uffz. Hans Vollet    7./JG 5    Airacobra     37 Ost/QC-1.7.i: at 500 m.    07.57    Film    C. 2032/I    Anerk: Nr. 137
17.06.44    Gefr. Josef Suske     7./JG 5    Airacobra     37 Ost/QC-2.6.2: at 500 m.    07.59    Film    C. 2032/I    Anerk: Nr. 138
17.06.44    Gefr. Josef Suske    7./JG 5    Airacobra     37 Ost/QC-4.1.e: at 500 m.    08.01    Film    C. 2032/I    Anerk: Nr. 139
17.06.44    Uffz. Hans Vollet    7./JG 5    Airacobra     37 Ost/QC-4.9.h: at 500 m.    08.02    Film    C. 2032/I    Anerk: Nr. 140
17.06.44    Oblt. Franz Dörr    7./JG 5    Boston III     37 Ost/QC-1.7.i: at 500 m.    08.04    Film    C. 2032/I    Anerk: Nr. 141
17.06.44    Oblt. Franz Dörr    7./JG 5    Airacobra     37 Ost/QC-2.3.i: at 400 m.    08.05    Film    C. 2032/I    Anerk: Nr. 142
17.06.44    Ofw. Heinz Arnold    7./JG 5    Boston III     37 Ost/QC-1.7.c: at 1.300 m.    08.05    Film    C. 2032/I    Anerk: Nr. 143
17.06.44    Obfhr. Helmut Neumann    7./JG 5    Boston III     37 Ost/QC-2.7.b: at 300 m.    08.06    Film    C. 2032/I    Anerk: Nr. 144
17.06.44    Ofw. Heinz Arnold    7./JG 5    Airacobra     37 Ost/QC-3.5.a: at 1.000 m.    08.07    Film    C. 2032/I    Anerk: Nr. 145
17.06.44    Obfhr. Helmut Neumann    7./JG 5    Il-2     37 Ost/QC-9.1.a: tiefflug    08.10    Film    C. 2032/I    Anerk: Nr. 146
17.06.44    Ofw. Heinz Arnold    7./JG 5    Airacobra     37 Ost/RB-8.7.b: at 500 m.    19.57    Film    C. 2032/I    Anerk: Nr. -
17.06.44    Ofw. Baldos    7./JG 5    Airacobra     37 Ost/RC-7.9.d: at 2.000 m.    21.25    Film    C. 2032/I    Anerk: Nr. 147
17.06.44    Obfhr. Helmut Neumann    7./JG 5    Curtiss P-40     37 Ost/RB-6.5.a: at 3.000 m.    21.28    Film    C. 2032/I    Anerk: Nr. 148
17.06.44    Oblt. Franz Dörr    7./JG 5    Curtiss P-40     37 Ost/RC-7.3.c: at 3.000 m.    21.28    Film    C. 2032/I    Anerk: Nr. 149
17.06.44    Oblt. Rudolf Glöckner    8./JG 5    Boston III     37 Ost/RD-6.9.c: at 2.000 m.    21.29    Film    C. 2032/I    Anerk: Nr. 207
17.06.44    Obfhr. Helmut Neumann    7./JG 5    Airacobra     37 Ost/RB-5.3.g: at 3.200 m.    21.29    Film    C. 2032/I    Anerk: Nr. 150
17.06.44    Ofw. Heinz Arnold    7./JG 5    Airacobra     37 Ost/RB-6.6.r: at 1.200 m.    21.29    Film    C. 2032/I    Anerk: Nr. 151
17.06.44    Obfhr. Helmut Neumann    7./JG 5    Curtiss P-40     37 Ost/RB-7.8.t: at 1.500 m.    21.30    Film    C. 2032/I    Anerk: Nr. 152
17.06.44    Ofw. Heinz Arnold    7./JG 5    Yak-9     37 Ost/RB-8.1.a: at 3.000 m.    21.30    Film    C. 2032/I    Anerk: Nr. 153
17.06.44    Oblt. Rudolf Glöckner    8./JG 5    Airacobra     37 Ost/RC-1.8.c: at 2.000 m.    21.30    Film    C. 2032/I    Anerk: Nr. 208
17.06.44    Oblt. Franz Dörr    7./JG 5    Curtiss P-40     37 Ost/RD-9.3.g: at 2.000 m.    21.33    Film    C. 2032/I    Anerk: Nr. 154
17.06.44    Uffz. Hans Vollet    7./JG 5    Curtiss P-40     37 Ost/RD-5.2.e: at 2.000 m.    21.33    Film    C. 2032/I    Anerk: Nr. 155
17.06.44    Oblt. Franz Dörr    7./JG 5    Curtiss P-40     37 Ost/RD-3.3.h: at 2.000 m.    21.33    Film    C. 2032/I    Anerk: Nr. 156
17.06.44    Uffz. Hans Vollet    7./JG 5    Curtiss P-40     37 Ost/RD-1.7.c: at 2.000 m.    21.33    Film    C. 2032/I    Anerk: Nr. 157
17.06.44    Ofw. Heinz Arnold    7./JG 5    Boston III     37 Ost/RC-4.3.i: at 5.000 m.    21.33    Film    C. 2032/I    Anerk: Nr. 158
17.06.44    Oblt. Franz Dörr    7./JG 5    Airacobra     37 Ost/RD-5.1.c: at 3.500 m.    21.35    Film    C. 2032/I    Anerk: Nr. 159
17.06.44    Obfhr. Helmut Neumann    7./JG 5    Boston III     37 Ost/RC-4.1.f: at 2.300 m.    21.35    Film    C. 2032/I    Anerk: Nr. 160
17.06.44    Ofw. Heinz Arnold    7./JG 5    Il-2     37 Ost/RD-9.3.g: at 2.000 m.    21.38    Film    C. 2032/I    Anerk: Nr. 161
17.06.44    Fhj.Ofw. Walter Schuck    9./JG 5    Curtiss P-40     S.E. Vardsø: at 1.000 m.    07.43    Film    C. 2032/I    Anerk: Nr. 98
17.06.44    Uffz. Gram    III./JG 5    Curtiss P-40     E. Kiberg: at 800 m.    07.44    Film    C. 2032/I    Anerk: Nr. 99
17.06.44    Fhj.Ofw. Walter Schuck    9./JG 5    Curtiss P-40     S.E. Vardsø: at 800 m.    07.44    Film    C. 2032/I    Anerk: Nr. 100
17.06.44    Uffz. Rudolf Artner    9./JG 5    Curtiss P-40     E. Kiberg: at 800 m.    07.45    Film    C. 2032/I    Anerk: Nr. 101
17.06.44    Uffz. Rudolf Linz    8./JG 5    Curtiss P-40     S.S.E. Kiberg: tiefflug    07.47    Film    C. 2032/I    Anerk: Nr. 251
17.06.44    Uffz. Rudolf Linz    8./JG 5    Il-2     S.S.E. Kiberg: tiefflug    07.48    Film    C. 2032/I    Anerk: Nr. 252
17.06.44    Fhj.Ofw. Walter Schuck    9./JG 5    Il-2     S.E. Vardsø: tiefflug    07.50    Film    C. 2032/I    Anerk: Nr. 102
17.06.44    Fhj.Ofw. Walter Schuck    9./JG 5    Il-2     S.E. Vardsø: tiefflug    07.52    Film    C. 2032/I    Anerk: Nr. 103
17.06.44    Ofw. August Lübking    9./JG 5    Il-2     E. Kiberg: tiefflug    07.53    Film    C. 2032/I    Anerk: Nr. 104
17.06.44    Ofw. August Lübking    9./JG 5    Curtiss P-40     S.E. Kiberg: at 800 m.    07.55    Film    C. 2032/I    Anerk: Nr. 105
17.06.44    Uffz. Rudolf Linz    8./JG 5    Airacobra     S.E. Kiberg: at 1.000 m.    07.55    Film    C. 2032/I    Anerk: Nr. 253
17.06.44    Ofw. August Lübking    9./JG 5    Curtiss P-40     S.E. Kiberg: at 500 m.    07.58    Film    C. 2032/I    Anerk: Nr. 106
17.06.44    Uffz. Rudolf Linz    8./JG 5    Airacobra     S.E. Kiberg: at 1.000 m.    07.58    Film    C. 2032/I    Anerk: Nr. 254
17.06.44    Fhj.Ofw. Walter Schuck    9./JG 5    Curtiss P-40     S.E. Kiberg: at 800 m.    07.59    Film    C. 2032/I    Anerk: Nr. 107
17.06.44    Fhj.Ofw. Walter Schuck    9./JG 5    Boston III     S.E. Vardsø: at 1.000 m.    08.02    Film    C. 2032/I    Anerk: Nr. 108
17.06.44    Uffz. Rudolf Linz    8./JG 5    Yak-9     S.E. Kiberg: at 1.000 m.    08.02    Film    C. 2032/I    Anerk: Nr. 255
17.06.44    Fhj.Ofw. Walter Schuck    9./JG 5    Boston III     S.E. Vardsø: at 1.500 m.    08.14    Film    C. 2032/I    Anerk: Nr. 109
17.06.44    Ltn. Werner Gayko    9./JG 5    Curtiss P-40     S.E. Kiberg: at 400 m.    08.12    Film    C. 2032/I    Anerk: Nr. 110
17.06.44    Fhj.Ofw. Walter Schuck    9./JG 5    Airacobra     W. Kirkenes: 1.300 m.    21.12    Film    C. 2032/I    Anerk: Nr. 111
17.06.44    Uffz. Heinrich-Friedrich Wiegand    9./JG 5    Il-2     N.N.E. Kirkenes: at 1.100 m.    21.13    Film    C. 2032/I    Anerk: Nr. 112
17.06.44    Fhj.Ofw. Walter Schuck    9./JG 5    Il-2     S.E. Kirkenes: at 400 m.    21.14    Film    C. 2032/I    Anerk: Nr. 113
17.06.44    Fhj.Ofw. Walter Schuck    9./JG 5    Il-2     S.E. Kirkenes: at 50 m.    21.19    Film    C. 2032/I    Anerk: Nr. 114
17.06.44    Uffz. Heinrich-Friedrich Wiegand    9./JG 5    Il-2     W. Frischhafen: 50 m.    21.11    Film    C. 2032/I    Anerk: Nr. 115
17.06.44    Fhj.Ofw. Walter Schuck    9./JG 5    Il-2     S. Kong Oskar: tiefflug    21.12    Film    C. 2032/I    Anerk: Nr. 116
17.06.44    Ofw. August Lübking    9./JG 5    Il-2     S.W. Kong Oskar: tiefflug    21.18    Film    C. 2032/I    Anerk: Nr. 117
17.06.44    Ofw. August Lübking    9./JG 5    Curtiss P-40     S. Kong Oskar: tiefflug    21.19    Film    C. 2032/I    Anerk: Nr. 118
17.06.44    Uffz. Rudolf Linz    8./JG 5    Airacobra     S.E. Kirkenes: at 300 m.    21.31    Film    C. 2032/I    Anerk: Nr. 256
17.06.44    Uffz. Rudolf Linz    8./JG 5    Airacobra     S.E. Kirkenes: at 3.000 m.    21.32    Film    C. 2032/I    Anerk: Nr. 257
17.06.44    Uffz. Rudolf Linz    8./JG 5    Airacobra     N.E. Kirkenes: at 3.000 m.    21.34    Film    C. 2032/I    Anerk: Nr. 258
17.06.44    Uffz. Rudolf Linz    8./JG 5    Boston III     N.E. Kirkenes: at 3.000 m.    21.36    Film    C. 2032/I    Anerk: Nr. 259

#4 17.12.2009 11:37:13

igor
Контр-адмиралъ, лучший исследователь Форума 2011
k-admiral
stasik3
Откуда: Киселевск
HSK 4 THOR
Сообщений: 5853




Вебсайт

Re: СРАЖЕНИЕ ВВС СФ С КОНВОЕМ Rp.121.Ki. 17 июня 44г.

Как самый плодовитый автор в этой ветке, напишу еще.
Гирбихь (да, у меня теперь есть его Jagdgeschwader5. Очень жаль, что не Момбек) пишет по поводу 17 июня много всего. Умиляет просто, как он воодушевленно и в красках расписывает подвиги ягеров и ни разу, ни на мгновение не может усомниться в правдивости этих безумных цифр. Делает только ремарку - вот, дескать, бедные русские летчики все были очень молодыми и неопытными, потому суровые дойчи косили их сотнями.
В бою 17 июня красочно расписано уничтожение Шуком как минимум двух бостонов, с подробностями типа "отлетел двигатель", "самолет рухнул в воду". Еще немного, и я стану Тониной.
Однако, кроме шуток, есть там пара моментов, поднимающие вопросы. Во-первых написано, что наши пытались блокировать аэродром и немцы вели бой над ним (конечно, сбив при этом мимоходом штук пять русских). Второй момент - уже ночью Шук и Гайко взлетали наперехват разведчика, догнали его и сбили.
Заявка есть - на 5 утра 18.6. Спитфайры на самом деле летали... интересно, а тут тоже 100% вранье?

#5 17.12.2009 20:23:36

Botik Petra Velikogo
Адмиралъ
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10313




Re: СРАЖЕНИЕ ВВС СФ С КОНВОЕМ Rp.121.Ki. 17 июня 44г.

igor написал:

Оригинальное сообщение #158403
Все мы расчитываем на Ботика П.В., который нам поведает правду.

Постараюсь не подкачать. Вот КТВ 5-й флотилии:

igor написал:

Оригинальное сообщение #158403
По данным морского коменданта Киркенеса (которому оказывается верить можно далеко не всегда),

Состав и походный ордер:

http://i028.radikal.ru/0912/d5/aee7cc9cee17t.jpg

схема налета так просто заглядение:

http://i056.radikal.ru/0912/d7/389b0d82a111t.jpg

Представляет интерес и текст отчета. В выводах, кажется есть что-то и по истребительному прикрытию и оценке его действий:

http://i053.radikal.ru/0912/ce/31ee9f0e81c9t.jpg

http://i054.radikal.ru/0912/2b/359c965e0800t.jpg

http://s59.radikal.ru/i166/0912/11/378bd667e46dt.jpg

Ну и фрагмент из книги

Именно нанесение главного удара высотными торпедоносцами было положено в основу замысла действий против следующего «восточного» конвоя, обнаруженного нашей воздушной разведкой вечером 16 июня. Погода была отличной, но на этот раз генерал-лейтенант Андреев решил не наносить удары на максимальном удалении от наших баз, поскольку, как показало сражение 25-26 мая, сил для воздействия на караван на всем участке пути все равно не хватит. Наносился всего один массированный удар, причем большое внимание в плане уделялось сокращению интервалов между ударными группами. Масштабы удара впечатляли. Первая группа - 12 «Киттихауков» в варианте пикирующих бомбардировщиков и шесть в роли дымзавесчиков (сбрасывали дымовые бомбы) – являлась обеспечивающей, затем две группы высотных торпедоносцев (четыре Ил-4 и шесть А-20) и три группы штурмовиков (16 Ил-2), и все это за 10 минут. Истребительное прикрытие изначально составлялось из расчета на серьезный воздушный бой – 50 Р-39, по восемь Р-40 и «яков». В качестве места решительного нападения намечался район м. Кибергнес, до которого с момента обнаружения караван двигался 12 часов. Все это дало возможность подготовиться к удару достаточно тщательно, но не на столько, чтобы ведущие групп безупречно выполнили плановую таблицу.
Удар «Киттихауков» начался в 08.54 – на шесть минут раньше, чем предписывалось планом. Примерно за 25 минут до этого шедшая с набором высоты группа была обнаружена стоявшим на м. Кибергнес радаром, и за пять минут до начала налета немцы довели количество перехватчиков над караваном до 17. Нашим истребителям пришлось вступить в бой и частично освободиться от бомб уже на подходе к цели. Дымовые бомбы своей роли не сыграли, поскольку за десять минут, прошедших до начала атаки штурмовиков их дым успел развеяться. Последним пришлось тяжелее всех – число истребителей противника достигло максимума, огонь кораблей остался неподавленным, дымзавеса отсутствовала. К сожалению, все атаки производились не топмачтовым методом, а с пологого пикирования с высот 900-1000 м. С учетом этого большим достижением можно считать попадание одной ФАБ-250 в носовую часть транспорта «Флорианполис» (6419 брт). В числе прочих грузов судно перевозило сено, которое после взрыва загорелось. На локализацию пожара у немцев ушло несколько часов. Этот успех обошелся нам довольно дорого – зенитным огнем были сбиты четыре Ил-2. Часть из сбитий принадлежала береговой зенитной батарее, поблизости от позиции которой генерал-лейтенант Андреев столь неосмотрительно наметил место проведения операции.
В нарушение плановой таблицы высотные торпедоносцы атаковали в 09.07 последними, сразу после штурмовиков. Это позволило «мессершмиттам» набрать высоту и взяться за «Бостоны». Пилоты высотников осмотрительно забрались в облака (высота около 2500 м), откуда сбрасывали торпеды в «окна». Залпы обеих групп получились недружными и легли не точно. Тем не менее, через шесть минут одна торпеда все-таки попала в корму норвежского транспорта «Диксие» (1571 брт; перевозил строительный лес, при взрыве погиб один человек). По всей вероятности именно по поводу этого боя командир 5-й флотилии тральщиков, исполнявший в данном случае роль командира конвоя, писал в финальном отчете: «Парашютные торпеды имели столь глубокую установку хода, что они проходили под тральщиками класса «М». Так, в течение одного дня такие торпеды шесть раз прошли под «М 31». Видимо, именно большая установка глубины хода затруднила наблюдение за торпедами и привела к попаданию в «Диксие». Судно продержалось на поверхности 16 минут, после чего затонуло. Интересно отметить, что наблюдавший за конвоем самолет-разведчик до того, как был отогнан «мессершмиттами» успел заметить только повреждение транспорта в 6000 т, который приписал результатам атаки последней группы штурмовиков. По заключению штаба торпедоносцам пришлось довольствоваться только «потоплением» трех каботажных судов по 600-800 тонн каждое. Некоторое время группа «Бостонов» преследовалась истребителями противника, которые не добились в этом сражении никаких успехов, что, правда, не помешало немцам доложить о 17 воздушных победах.
Итог операции: произведено 112 самолето-вылетов (в т.ч. 38 ударными самолетами из них 10 высотные торпедоносцы), потоплен один и серьезно поврежден другой транспорт из шести крупных судов. На кораблях охранения один убитый и 10 раненых. Немцы потеряли два «мессершмитта», но их раненые пилоты спаслись. Мы потеряли четыре Ил-2 от зенитного огня. Качественное наблюдение за конвоем позволило сравнительно точно установить результаты ударов, благодаря чему командующий ВВС СФ незамедлительно отдал приказ о подготовке плана удара по порту Киркенеса.
Перевес по очкам на этот раз оказался на нашей стороне. Относительный успех операции, несомненно, объяснялся двумя факторами: решительным массированием сил истребительной авиации в районе цели и небывалой скоротечностью всего удара – фактически он занял всего 14 минут. Наслоение большого числа групп не дало полностью соблюсти плановую таблицу, но в этом ничего страшного не было. Самолеты энергично атаковали конвой с разных направлений почти одновременно, что заставило противника разделить зенитный огонь и сократить время обстрела. К сожалению, высотные торпедоносцы не наносили удар первыми, что расстроило бы ордер каравана, а среди Ил-2 отсутствовали топмачтовики. Высотные торпедоносцы в очередной раз продемонстрировали свою эффективность в случае применения по крупному конвою, даже несмотря на то, что им сильно мешали. По сумме факторов операция 17 июня оказалась наиболее удачной, из всех, предпринятых ВВС СФ на коммуникациях противника в течение войны, и можно только сожалеть, что в дальнейшем до октября 44-го ничего подобного не предпринималось.


"Вранье и ложь в пропаганде, агитации и печати дискредитируют партийно-политическую работу, флотскую печать и наносят исключительный вред делу большевистского воспитания масс".

Из директивы заместителя Наркома ВМФ СССР и Начальника Главного политического управления ВМФ армейского комиссара 2 ранга И.В. Рогова.

#6 17.12.2009 20:29:10

Botik Petra Velikogo
Адмиралъ
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10313




Re: СРАЖЕНИЕ ВВС СФ С КОНВОЕМ Rp.121.Ki. 17 июня 44г.

Да, может еще есть что-то интересное в заключении к-ра 1-го КСВ?

http://s46.radikal.ru/i112/0912/b9/6f4372302579t.jpg


"Вранье и ложь в пропаганде, агитации и печати дискредитируют партийно-политическую работу, флотскую печать и наносят исключительный вред делу большевистского воспитания масс".

Из директивы заместителя Наркома ВМФ СССР и Начальника Главного политического управления ВМФ армейского комиссара 2 ранга И.В. Рогова.

#7 17.12.2009 22:13:12

pavel123
Мичманъ
michman
Сообщений: 445




Re: СРАЖЕНИЕ ВВС СФ С КОНВОЕМ Rp.121.Ki. 17 июня 44г.

Botik Petra Velikogo написал:

Оригинальное сообщение #158696
Высотные торпедоносцы в очередной раз продемонстрировали свою эффективность в случае применения по крупному конвою, даже несмотря на то, что им сильно мешали.

Подскажите,пожалуйста,а сколько всего жертв у высотных торпед? Я знаю о двух:SOLVIKEN (3502 брт) 25 мая 1944 г. и DIXIE (1671 брт) 17 июня 1944г.


Не так страшен танк,как его не обученный экипаж...

#8 18.12.2009 00:34:14

Botik Petra Velikogo
Адмиралъ
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10313




Re: СРАЖЕНИЕ ВВС СФ С КОНВОЕМ Rp.121.Ki. 17 июня 44г.

1

Еще два СКР - V-6113 11 мая и V-6111 24 октября 1944 г. Пишу имена и даты по памяти, но то, что еще два случая это точно.


"Вранье и ложь в пропаганде, агитации и печати дискредитируют партийно-политическую работу, флотскую печать и наносят исключительный вред делу большевистского воспитания масс".

Из директивы заместителя Наркома ВМФ СССР и Начальника Главного политического управления ВМФ армейского комиссара 2 ранга И.В. Рогова.

#9 18.12.2009 13:02:22

igor
Контр-адмиралъ, лучший исследователь Форума 2011
k-admiral
stasik3
Откуда: Киселевск
HSK 4 THOR
Сообщений: 5853




Вебсайт

Re: СРАЖЕНИЕ ВВС СФ С КОНВОЕМ Rp.121.Ki. 17 июня 44г.

1

В отчетах на беглый взгляд ничего такого особенно интересного. Конечно, схема атаки - просто шедевр, такой красивой еще не видал... Хотя проход торпедоносцев вообще не отражен, только скинутые торпеды, которые судя по всему, кучно легли на ДИКСИ.
А, в отчетах немцы много пишут об истребителях - дескать, молодцы. Мол русские хотели их отвлечь перед атакой, но они не поддались и первую волну отбили, а вот потом у них просто сил не хватило. Бомбы дымовые окончательно записаны в новый вид русского вундервафля с фосфором, которые кинули с промахом. Уважительно отмечают новую тактику атак - все сразу со всех сторон, однако при этом считают, что налет русским неудался и успехи очень уж малы по ср. с количеством примененных самолетов.

Страниц: 1


Board footer