Вы не зашли.
Страниц: 1
После прочтения "Воздушной битвы за Севастополь" и "МТА" уважаемого Мирослава Эдуардовича остается впечатление, что ограничение области действия морской авиации исключительно морем было ошибкой Октябрьского.
Я решил тезисно рассмотреть взаимодействие ВВС флота и армии в 41-42 году (до создания 7 ВА).
К началу войны ВВС флота оперативно подчинялись ВВС Северного фронта (а затем и Карельского фронта) и получали от них задания (к примеру, операция по аэродромам противника 25.6.41 с целью срыва удара по Ленинграду). Но, ударная составляющая ВВС флота была ничтожно мала (не больше эскадрильи СБ/Пе-2 и звена ДБ-3), а истребителей у КА было достаточно. Так что все "взаимодействие" в первые месяцы сводилось к штурмовым ударам по пехоте противника в районе Титовка - Западная Лица по заявкам 14А.
Истребители понадобились армейцам к середине ноября, когда кризис на "южном" участке Петрозаводск-Медвежьегорск потребовал стягивать туда авиацию фронта. Защита Мурманска (Мурмаши-Шонгуй) перекладывалась на ВВС флота (хотя, моряки занимались ПВО ГБ с самого начала войны), а вот приказ о переброске 9 истребителей флота в Кестеньгу был отменен (из-за нехватки исправных истребителей у флота).
Следующий пример: декабрь 1941 г., приказ фронта об организации воздушной разведки вражеских аэродромов - моряки открещиваются от аэродромов Кестеньгского направления (Рованиеми, Кемиярви), аэродрома Банак (из-за удаленности), и "соглашаются" только на пару Хебуктен (Киркинес) - Луостари (Петсамо).
В марте 1942 года была создана 122 иад ПВО, но и весной и летом 42-го флотские летчики продолжали боевые вылеты на прикрытие Мурманска и ГБ.
Весной 1942-го ВВС СФ усиливают переброской 95 ИАП (20 Пе-3), но после 26 апреля (бомбовый удар по Хебуктену, 5 из 7 Пе-3, принимающих участие в ударе, были сбиты, из экипажей сбитых машин только двое вернулись в часть) - НК ВМФ запрещает использовать дальние истребители не по целевому назначению (прикрытие конвоев в море).
В мае-июне 1942 года, при подготовке к проводке конвоев PQ-16 и PQ-17, ВВС флота не только усиливают приданными частями (подразделения 36 ад ДД, ОМАГ), но и сосредотачивают (на время проводки конвоев) всю авиацию на Севере под флотским командованием. К сожалению, данных об аэродромном маневре и численном составе ВВС 14А у меня нет.
Что имеем в итоге?
1. Совместная ПВО Мурманска (которая весной 1942-го года вылилась в странную схему: флот и армия были ответственными за ПВО Мурманска чередуясь через день!)
2. Удары авиации флота по сухопутному фронту у Большой Западной Лицы. В том, что у флота было мало бомбардировщиков - это скорее беда, чем вина моряков.
3. ВВС 14А помочь флоту бомбардировщиками не могли - одного полка на огромный фронт 14А было явно недостаточно даже для решения собственных задач. Обратный вопрос о маневре морскими истребителями, после ноября 1941-го не поднимался.
Взаимодействие на лучшем уровне или же просто "нечего было делить"?
Отредактированно minm (17.09.2010 13:24:46)
Страниц: 1