Бой "Бенгала" с японскими вспомогательными крейсерами

Бой "Бенгала" с японскими вспомогательными крейсерами
Александр Александров
Материал предоставлен автором


Когда 11 ноября 1942 года SW от Кокосовых островов два японских вспомогательных крейсера «Хококу Мару» (Hokoku Maru) и «Айкоку Мару» (Aikoku Maru) обнаружили голландский танкер в ох-ранение тральщика Индийского королевского флота, их командиры не колебались ни минуты. Оба корабля представлялись им не более чем очередным пополнением победного счета. Еще бы пара рейдеров под флагом восходящего солнца превосходили своих противников по огневой мощи как минимум в де-сять раз, а по водоизмещению более чем втрое! К тому же японцы имели к этому моменту солидный боевой опыт.

Карьера этой рейдерской парочки началась в сентябре 1941, когда Японский Императорский флот включил в свой состав три однотипных судна «Айкоку», «Хококу» и «Гококу Мару». К этому моменту они были одними из самых новых и быстроходных грузопассажирских теплоходов страны «Восходяще-го солнца». При водоизмещении 10438т их длина составляла 150м (492фут); ширина 20,28м (66,5фут); осадка 12,5м (41фут). Два дизеля фирмы Mistsui B@W, мощностью 13000л.с. обеспечивали скорость 21 узел. Они предназначались для эксплуатации на линии Осака – Южная Америка. «Хококу Мару» при-няли в эксплуатацию 22 июня 1940г, а «Айкоку Мару» формально достроили 31 августа 1941г.

Решение реквизировать первый из них для военных нужд приняли 29 августа 1941 года, а уже на следующий день на верфи «Мицубиши Хеви Индастрис шипярд» (Mitsubishi Heavy Industries shipyard) приступили к его переоборудованию во вспомогательный крейсер. Аналогичные работы на «Айкоку Мару» начались на фирме «Мидуи Инджиниринг энд Шипбилдинг» (Mitsui Engineering @ Shipbuilding) в Томано (Tomano), после того как 1 сентября 1941 года он попал в список мобилизованных судов. Во вспомогательные крейсера их превращали по одинаковой схеме. На них установили вооружение: 4 – 152мм типа 41 года; 2 -76мм/40 зенитных орудия; 2 спаренных 13,2мм пулемета типа 93 года; 2 двух-трубных 533мм ТА и оборудовали погреба боезапаса.

20 сентября 1941 года «Хококу Мару» официально вошел в состав Японского Императорского флота и был приписан к военно-морскому округу Куре. Первым его командиром стал призванный из запаса капитан 1 ранга Аихара Аритака (Aihara Aritaka). «Айкоку Мару» пополнил cписки флота на 15 дней раньше, чем его систер-шип. Командование над ним принял контр-адмирал Окамура Масао (Oka-mura Masao), находившийся до этого так же в запасе. Одновременно он являлся командиром и «Кайо-суми Мару» (Kiyosumi Maru), который в это же время переоборудовался во вспомогательный крейсер.

15 октября 1941 года на кораблях завершили монтаж боевых прожекторов (по одному диаметром 90 и 110см) и стрел для спуска на воду и подъема на борт гидросамолетов. На каждом вспомогательном крейсере разместили два гидросамолета фирмы Каваниши (Kawanishi) – Е7К2 тип 94 (по американской классификации «Alf»), один из которых хранился в разобранном виде в качестве запасного. В тот же самый день оба рейдера совместно с «Кайосуми Мару» (Kiyosumi Maru) образовали 24 дивизию крейсе-ров, вошедшую в состав Объединенного флота. Это соединение возглавил вице-адмирал Такеда Мо-риджи (Takeda Moriji).

До середины ноября экипажи осваивали корабли и отрабатывали курс боевой подготовки. Наконец 13.11.1941 года «Айкоку» и «Хококу Мару» покинули Куре и направились в Ивакуни (Iwakuni). Че-рез два дня в 17.35 по японскому времени (JST), оба рейдера снялись с якоря и вышли в первый боевой поход. Страна «Восходящего солнца» в рамках операции «Z» начала предварительное развертывание сил. 24 числа того же месяца они заняли назначенные им позиции у атолла Jaluit (Маршалловы остро-ва). По планам командования им предстояло действовать в южной части Тихого океана, опираясь на пе-редовую базу снабжения на острове Emidj.

26 ноября 1941 года «Айкоку Мару» совместно с «Хококу Мару» покинули район развертывания в SE направлении. Начало боевых действий застало их NE от островов Tuamotu. Первой жертвой япон-ских рейдеров стал американский пароход «Винсент» (SS «Vincent»), обнаруженный 13 декабря 1941 года к северу от острова Питкерн (Pitcairn). Он направлялся с грузом шерсти, железной руды и смазоч-ных материалов из Сиднея к Панамскому каналу. В 19.07 по японскому времени вспомогательные крей-сера открыли огонь. После первых же выстрелов с американского судна спустили три спасательные шлюпки, на которые перебралась вся его команда. Всего «сыны Ямато» выпустили 8 снарядов. Затем с «Хококу Мару» на пароход под звездно-полосатым флагом отправилась призовая партия во главе с офицером минно-торпедной боевой части. Бегло осмотрев пароход, она вернулась на рейдер. А амери-канец закончил свой поход в точке с координатами 22о41’S и 181о19’E, отправленный на дно японской торпедой. Его капитан Ангус Маккинон (Angus Mackinnon) и все 3

5 человек экипажа (8 офицеров и 27 матросов), поднятых со шлюпок на борт «Хококу Мару» стали военнопленными.

Последующие две недели похода результата не принесли. Поэтому в канун нового 1942 года с «Айкоку Мару» спустили бортовой гидросамолет для обследования, кажущихся безграничными про-сторов Тихого океана. Осматривая водную пустыню к западу от своего корабля «Альф» обнаружил американское невооруженное судно «Малама» (Malama) грузовместимостью 3275 брут.т, совершавшего рейс по маршруту Сан-Франциско – Манила, с заходом в Гонолулу. На его борту находился грузы, при-надлежавшие вооруженным силам США. Сделав над ним несколько кругов, японский самолет удалился в восточном направлении. Через некоторое время он вернулся и снова начал кружить над головами янки, затем опять скрылся в западном направлении. Больше его никто не видел. Поиски пропавшего Е7К2 другим бортовым гидросамолетом «Айкоку Мару» и вспомогательными крейсерами результатов не дали. Никакой информации об обнаружении «Маламы» на рейдерах так же не получили.

Поэтому в первый день 1942 года японские вспомогательные крейсера занимались вылавливанием из воды нескольких американских пилотов недалеко от Таите у островов Society. Но убежать от своей судьбы «Маламе» не удалось. 2 января к югу от островов Society и Cook в 09.10 японского времени гид-росамолет с «Айкоку Мару» вновь обнаружил американское судно. На этот раз японский пилот церемо-ниться не стал. Сделав несколько кругов над своей жертвой «Альф» открыл огонь из бортового оружия по палубе и надстройкам безоружного парохода, одновременно передавая по международному коду приказ: «застопорить машины». Затем самолет удалился, и вернулся назад в 14.15 уже вооруженный бомбами.

Больше испытывать судьбу капитан американского судна Малколм Рудефорд Питорс (Malcolm Rutherford Peters) не стал. В 14.30 8 офицеров, 25 моряков и 5 пассажиров на двух спасательных шлюпках отвалили от борта обреченной «Маламы». Дождавшись этого момента, японский пилот сбросил на нее 4 бомбы. На пароходе вспыхнули пожары, и он окутался дымом. В 15.30 на сцене появились и вспомогательные крейсера под флагом страны «Восходящего солнца». Подобрав всех пассажиров спа-сательных шлюпок, они, по японским данным, добили американца торпедой. «Малама» затонула в точ-ке с координатами 26о39’S; 151o24’W.

После этого удача отвернулась от японских корсаров, а вскоре рейд вообще пришлось прервать. Их отозвали с торговых путей между Австралией и Америкой, опасаясь, что вспомогательные крейсера попадут под стальной каток авианосных соединений (TF17 и TF18) вице-адмирала Вильяма Хелси (Wil-liam F.Halsey), которые по данным разведки могли нанести удар по силам флота страны «Восходящего солнца» в районе островов Гилберта и Восточных Маршалов. 20 января 1942 года «Айкоку» и «Хококу Мару» покинули опасный район. Спустя 15 дней они бросили якорь в лагуне Трука.

Но и там их стоянка не затянулась надолго. 5 февраля 1942 года оба корабля вышли в направлении Хашиаджимы (Hashirajima). Уже в пути они получили приказ зайти в бухту Оита (Oita), где предполага-лось передать моряков, захваченных на «Винсенте» и «Маламе», в лагерь военнопленных. Ночью 11 февраля, недалеко от побережья Японии, сигнальщики «Хококу Мару» обнаружили подозрительное судно. Проведенный досмотр явно разочаровал командиров японских вспомогательных крейсеров. Пе-рехваченным судном оказался советский пароход «Ким». Так как страна «Восходящего солнца» в это время с СССР не воевала, то его пришлось отпустить. После этого рейдерская парочка разделилась, «Хококу Мару» направился в Куре, а «Айкоку Мару» в бухту Оита.

На первом из них 12 февраля 1942 года, сразу же по прибытии в военно-морскую базу, началась очередная модернизация. Второй, выполнив свою несложную миссию, присоединился к «Хококу Мару» 15 февраля. Обоим рейдерам в ходе предстоящих операций, призванных обеспечить «прыжок на юг», отводилась особая роль. Помимо непосредственной охоты за судами союзников в Индийском океане, им предстояло снабжать группировку японских подводных лодок, которую предполагалось развернуть там. Новое переоборудование должно было подготовить «Айкоку» и «Хококу Мару» для решения этих задач. В первую очередь на них устроили дополнительные цистерны для пресной воды и 1300т дизель-ного топлива, помещения для хранения запасных частей механизмов ПЛ, машинных припасов, продук-тов и других статей снабжения. Помимо этого оборудовали специальные стеллажи для размещения до-полнительных лодочных торпед. Все это, по расчетам японских стратегов, значительно бы повысило время пребывания подводных лодок на позиции. Так же на обоих рейдерах значительно усилили артил-лерийское вооружение. Вместо четырех 6-дюймовок на них установили восемь 140мм/50 орудий моде-ли 3-го года, причем в бортовом залпе могло участвовать 5 артустановок.

10 марта 1942 года, «Хококу Мару» и «Айкоку Мару» в Хашиаджима присоединились к 6 флоту вице-адмирала Комацу Терухиса (Komatsu Teruhisa), для совместных действий с подводными лодками первой и восьмой флотилий. 29 марта 24 дивизию крейсеров официально расформировали, а оба дооборудованных рейдера временно придали 8 флотилии субмарин. Сразу же после того, как командовавшей ей капитан 1 ранга Ишизаки Нобору (Ishizaki Noboru) и командир «Айкоку Мару» капитан 1 ранга Ока-мура (Okamura) нанесли визит вежливости адмиралу Исороку Ямомото (Isoroku Yamamoto), державше-го свой флаг на линкоре «Ямато», началось воплощение в жизнь намеченных планов.

16 апреля 1942 года в 11.00 «Айкоку Мару» в сопровождении учебного крейсера «Катори» (Katori) покинули гостеприимную бухту и отправились через Сингапур в Пинанг. Поход растянулся на 14 суток. Только 30 апреля вспомогательный крейсер отдал якорь в малазийском порту. Правда, за это время «Айкоку Мару» дважды пришлось дозаправлять подводную лодку I-30. «Хококу Мару» отправился в след за своим систер-шипом только 30 апреля, но скорость его движения была гораздо выше. Так что, в свой первый поход в Индийский океан вновь объединившаяся крейсерская парочка вышла уже 5 мая 1942 года. Столь поспешный выход, «Хококу Мару» только утром тех же суток появился в Пинанге, во многом объяснялся началом боевых действий на Мадагаскаре.

Еще до восхода солнца 5 мая британские войска начали высадку на побережье острова в районе Диего-Суареса. Так началась операция «Броненосец», целью которой был захват Мадагаскара. Япон-ское командование, кровно заинтересованное в затягивании сражения за остров, и распылении английских сил на театре военных действий, ускорило выход ударной группировки к восточному побережью Африки. Для «Айкоку» и «Хококу Мару» главной задачей, на этой стадии операции, стало обеспечение развертывания подводных лодок I-10, I-16, I-18, I-20, I-30 в Мозамбикском проливе и их снабжение все время нахождения на позициях. Самостоятельным же действиям на коммуникациях противника отводилась явно вспомогательная роль. Но, тем не менее, на просторах Индийского океана появились пара мощных вспомогательных крейсеров под флагом «Восходящего солнца».

Здесь необходимо сделать небольшое отступление. В водах между мысом Доброй надежды и Ма-лаккским проливом рейдеры стран Оси появлялись с завидным постоянством и до этого. Первым из них стал карманный линкор «Адмирал граф Шпее», наведший «порядок» в Мозамбикском проливе в ноябре 1939 года. Однако после него немецкие боевые корабли, не показывались на просторах Индийского океана более года. Потеря «Бисмарка» надолго отбила у германского командования охоту рисковать крупными надводными единицами. Для подводных лодок из-за своей удаленности Индийский океан оказался практически недоступен. Поэтому руководство Кригсмарине сделало ставку на вспомогатель-ные крейсера. По началу ставка на рейдеры, замаскированные под торговые суда, оправдалась. И если поход «Ориона» был безуспешен, то «Атлантис» и «Пингвин» на двоих уничтожили 27 транспортов союзников.

В довершение всего в феврале 1941 года в Мозамбикском проливе неожиданно появился «Адми-рал Шеер». Хотя его пребывание в этих широтах оказалось непродолжительным, но на дно он успел пустить 3 торговых судна. На его поиски и уничтожение флот Его Величества бросил все, что нашлось под руками. Несмотря на то, что карманному линкору удалось ускользнуть, в расставленные британца-ми сети угодил итальянский вспомогательный крейсер «Рамб I», прорывавшийся в Японию из итальянской Восточной Африки.

Вдохновленные такими успехами немцы решили еще больше усилить давление на коммуникации противника в Индийском океане. В результате весной 1941 года в водах между Африкой и Австралией одновременно действовали пять германских вспомогательных крейсеров. Но на этот раз удача явно от-вернулась от корсаров фюрера. В апреле тропические широты покинул «Атлантис». В мае, так и не встретив ни одного торгового судна союзников, завершили свою миссию «Орион» и «Комет». «Пин-гвину» и «Корморану» повезло меньше. Первый из них погиб 8 мая 1941 года, через полтора месяца по-сле повторного появления на просторах Индийского океана, в неравном бою с HMS «Корнуолл». Второй затонул 20 ноября 1941 года после ожесточенного поединка с австралийским легким крейсером «Сиднеем». Нужно отдать должное немецким морякам, своему противнику они сумели нанести смер-тельные повреждения.

После этого в водах, согретых тропическим солнцем, наступило кратковременное затишье. Хотя германские рейдеры доставили союзникам немало хлопот, но отсутствие, какой бы то не было, поддержки вынуждало действовать их очень осторожно, прибегая к всевозможным уловкам и хитростям. Тактика, выбранная немцами, оказалась достаточно продуктивной, потери союзников исчислялись десятками тысяч тонн торгового тоннажа, однако не только перерезать коммуникации противника, а даже заставить полностью перевести все судоходство в этом районе на конвойную систему они так не смог-ли. Японцы решили действовать иными методами.

«Айкоку» и «Хококу Мару» предполагалось использовать парой, что позволяло атаковать транспорты даже в охранение небольших эскортных кораблей. К тому же встреча с парой достаточно круп-ных и хорошо вооруженных рейдеров должна была отбить у капитанов торговых судов всякое желание оказать сопротивление. Действовать в столь беспардонной манере японцам позволил рейд ударных соединений, которые буквально вымели британский Восточный флот из Индийского океана. С 4 по 9 ап-реля 1942 года в водах западнее Малайзии одновременно действовали 1-й Авианосный флот Нагумо, который нанес удар по английским базам на Цейлоне и 2-й Экспедиционный флот под командованием адмирала Одзавы. Целью последнего стало судоходство в Бенгальском заливе, обстрел береговых сооружений к югу от Калькутты. За 5 дней японцам удалось потопить авианосец, 2 тяжелых крейсера, эсминец, несколько мелких боевых кораблей и 23 транспортных судна общим водоизмещением 32404т. Помимо этого тяжелые повреждения получили портовые сооружения. Таким образом, японцам удалось одним ударом обезопасить свой оборонительный периметр от Бирмы до Суматры от воздействия флота Его Величества и безбоязненно использовать свои надводные рейдеры на коммуникациях противника, поскольку после вывода Восточного флота в африканские базы, они оказались совершенно беззащитными.

В Индийском океане первой жертвой, пополневшей победный счет, «Айкоку» и «Хококу Мару» стал голландский 7987т танкер «Генота» (Genota), захваченный 9 мая 1942 года в 480 милях к SSE от Диего-Суареса (Мадагаскар). С призовой партией на борту он прибыл в страну «Восходящего солнца», где уже 20 июля 1942 года был включен в состав Императорского флота под названием «Оси» (Ose). Однако, по злой иронии судьбы, голландский танкер спустил флаг на следующий день после того, как на Мадагаскаре фактически завершились боевые действия. 8 мая под глубинными бомбами ЭМ «Пантер» погибла вишийская ПЛ «Монж», ставшая последней жертвой в борьбе за Диего-Суарес. Гарнизон же крепости капитулировал еще накануне. Хотя формально остатки французских войск под руководством генерал-губернатора Аннэ оружие не сложили, но никаких активных действий уже не вели. Японцы были крайне раздосадованы такой нестойкостью вишийских частей.

Тем не менее, планы рейдерской группы не поменялись. 10 мая «Айкоку Мару» дозаправил подопечные подводные лодки. Через 5 дней операцию повторили с I-10. После этого лодки разошлись по намеченным квадратам. А «Айкоку» и «Хококу Мару» приступили к самостоятельным поискам транспортов. В это время британское командование активно заменяла индийские и английские части на Мадагаскаре на южноафриканские. По всей видимости, на борту парохода «Илисия» (Elysia), обнаруженного ранним утром 5 июня 1942 года к S от острова сигнальщиками «Айкоку Мару», находилось одно из таких подразделений и боеприпасы. Японский рейдер расстрелял его из орудий. О спасшихся с борта британского судна упоминания отсутствуют. Пароход затонул в точке с координатами 27о19’S и 37о01’E.

Через 12 дней «Айкоку» и «Хококу Мару» в последний раз передали снабжение на подводные лодки. Дальнейшее рейдерство оказалось безрезультатным. Удача вновь улыбнулась японцам только на обратном пути. 12 июля 1942 года стало роковым для новозеландского парохода «Хаураки» (Hauraki). Он направлялся из Фримантла (Австралия) в Египет в балласте. Транспорт был перехвачен недалеко от Цейлона в точке с координатами 17о36’S; 80o27’E. Несмотря на то, что на судне имелось орудие, перед противником, имеющим подавляющие преимущество, экипаж безропотно спустил флаг. Все 56 офицеров и матросов попали в плен. После того как на борт «Хаураки» поднялась призовая партия, всю палубную команду загнали в трюм, где и заперли. А машинисты и кочегары продолжали нести вахту у механизмов и котлов, под присмотром японцев. По рассказам вернувшихся после войны из плена членов экипажа транспорта, за время перехода в Японию машинной команде удалось выбросить за борт почти все запасные части главных механизмов. Однако пароход благополучно достиг страны «Восхо-дящего солнца». Переименованный в «Хоки Мару» (Hoki Maru), он был зачислен в Императорский флот в качестве транспорта снабжения для службы в южных морях.

10 августа 1942 года «Айкоку» и «Хококу Мару» вошли на рейд Сингапура. Длившийся более трех месяцев поход завершился. Результаты совместного рейда впечатляли, помимо 3 транспортов захваченных и уничтоженных вспомогательными крейсерами, японским подводным лодкам удалось потопить 19 судов, общим водоизмещением чуть менее 150 000 т и серьезно повредить линейный корабль «Рамиллес». При этом потери японцев составили всего 2 карликовые ПЛ, не вернувшиеся на лодки-носители после атаки британских кораблей в бухте Диего-Суареса. К тому же это заставило, и без того испытывающий острую нехватку кораблей, английский флот распылять свои силы и отвлекать их на явно второстепенный театр военных действий.

Практически сразу, по приходу в базу, на «Айкоку» и «Хококу Мару» началась очередная модернизация. На них смонтировали по два спаренных 25мм зенитных орудия типа 96 года, а на первом из них оборудовали дополнительные стеллажи для запасных лодочных торпед, доведя число торпедомест до 70. На «Хококу Мару» вернули запасной самолет ранее с него снятый. Предполагалось, что оба рейдера продолжат совместные действия с 1-й дивизией ПЛ. Однако, этого не случилось, и виной тому стала стремительно меняющаяся не в пользу страны «Восходящего Солнца» стратегическая обстановка.

Лето 1942 года стало во многом переломным в войне на Тихом океане. Вслед за катастрофиче-ским, по своим последствиям, поражением у атолла Мидуэй последовала провальная операция по захвату Порт-Морсби. В довершение всего 7 августа американские морские пехотинцы высадились на Гуадалканале. Первоначально, приняв это за диверсионный десант, японцы не придали его ликвидации должного значения. Однако иллюзии рассеялись слишком поздно, американцы успели прочно зацепиться за остров. Поэтому обе попытки сбросить морских пехотинцев США в море малыми силами провалились. Императорский штаб был вынужден перейти к обороне по всему периметру до тех пор, как говорилось в коммюнике, пока над Гуадалканалом не будет вновь установлен контроль. Практически все силы флота бросили на выполнение этой задачи. Не избежала этой участи и ударная лодочно-рейдерская группировка в Индийском океане.

Сначала из нее изъяли все подводные лодки и бросили их на борьбу с соединениями американских боевых кораблей. А в конце августа 1942 года для перевозки войск и снабжения привлекли «Хококу» и «Айкоку Мару». Первый из них осуществлял переброску войска по маршруту Сингапур – Рабаул. А на втором туда же доставлялись провизия и снаряжение. 20 сентября 1942 года оперативно они вошли в состав 8 флота (флот Южных морей). В конце этого же месяца «Айкоку Мару» задействовали для перевозки в Рабаул частей 38-й пехотной дивизии генерал-майора Тадайоши Сано (Tadayoshi Sano), которой отводилась особая роль в генеральном наступлении на Гуадалканале.

За это время на вспомогательных крейсерах сменились командование. 25 августа на должность командира «Хококу Мару» был назначен капитан 1ранга Хироши Имазато (Hiroshi Imazato), а на «Айкоку Мару» капитан 2 ранга Оиши Тамотсу (Oishi Tomotsu), который 1 ноября 1942 года получил чин капитана 1 ранга. Эти назначения, во многом, заставляют задуматься, в какой роли в дальнейшем планировалось использовать эти рейдеры.

Капитан 1 ранга Хироши Имазато родился 24 сентября 1896 года в Нагасаки. В ноябре 1917 года окончил военно-морское училище в Итаджиме (Etajima). Затем обучался в школе торпедного оружия в Йокосуке и специализировался на подводных лодках. В ноябре 1939 года назначен командиром 20-й дивизии ПЛ. 11 августа 1941 года он становится во главе 1-й дивизии подводных лодок, а вскоре он получает под командование 2-ю дивизию ПЛ. Погиб 11 ноября 1942 года. Посмертно присвоено звание контр-адмирала.

Капитан 2 ранга Оиши Тамотсу родился в 1900 году в Коти (Kochi). Обучался в военно-морское училище до 1920 году на штурмана. Служил на нескольких кораблях, пока в 1926 году не поступил в школу штурманов военно-морского флота. В 1938 году получил под командование канонерскую лодку «Сага» (Saga). В октябре 1940 года он назначен на должность старшего штабного офицера 1-го дивизии авианосцев. С апреля проходил службу на той же должности в 1-м Воздушном Флоте. С соединением вице-адмирала Нагумо прошел путь от Пирл-Харбора до Мидуэя. После неудачного боя с «Бенгалом» и «Ондиной» 3 апреля 1943 года был снят с должности командира «Айкоку Мару» и переведен на берег, где прослужил до конца войны. Умер 13 февраля 1946 года. Посмертно присвоено звание контр-адмирала.

10 октября 1942г. оба рейдера вновь объединили в ударную группу для охоты за транспортами союзников в Индийском океане. Еще в сентябре месяце в замен старого, нанесенного еще в Куре, они получили новый экспериментальный искажающий камуфляж, разработанный корабельным инженером Фукуи (Fukui). На «Хококу Мару» нанесли полосы светло-серого и темно-серого цветов. А «Айкоку Мару» окрасили в трехцветный камуфляж (полосы черного, светло-серого и темно-серого цветов).

1 ноября 1942 года вспомогательные крейсера покинули Сингапур и вышли в свой последний совместный поход. Через 6 дней они проливом Сунда (Sunda) вышли на просторы Индийского океана. По замыслу командования они должны были перерезать коммуникации между Австралией и Ближним Востоком, по которым на «Зеленый континент» поставлялась нефть из Персидского залива, а так же техника и вооружение из Великобритании и ее доминионов.

На это раз долго искать не пришлось, уже через четыре дня, когда «Хококу Мару» находился SW от Кокосовых островов в точке с координатами 19о45’S и 92о40’E, его сигнальщики обнаружили на горизонте две цели – танкер и небольшой военный корабль. На японском рейдере пробили боевую тревогу, и он устремился в погоню за обнаруженной добычей. Его командир решил в первую очередь атаковать тральщик, рассчитывая, что после его гибели танкер без боя спустит флаг. Тем более что всего в 6 милях от «Хококу Мару» шел «Айкоку Мару».

Японские рейдеры так же не остались не замеченными. Как следует из вахтенного журнала «Бенгала» в 11.45 (15.18 по японскому времени) сигнальщики обнаружили неизвестный корабль, следующий курсом 110 градусов, по пеленгу 290 градусов на дистанции 8 миль. Командир тральщика, лейтенант-командер резерва Индийского Королевского флота Вильям Дж. Вилсон (William J. Wilson) отдал приказ изменить курс и уменьшить обороты машин до 135об./мин. На корабле пробили боевую тревогу. Через 9 минут в 11.54 по пеленгу 310 градусов на дистанции 10 миль был замечено второе судно, идущее курсом 125 градусов. Обе цели, по архитектуре, идентифицировали как японские вспомогательные крейсера, хотя флага они не несли. В 11.55 радист «Бенгала» послал в эфир сообщение: «Ондине» действовать самостоятельно», в нем же содержались и координаты точки рандеву на следующий день. Еще через минуту тральщик развернулся на курс 260o и на полной скорости бросился на встречу первому замеченному рейдеру.

Относительно предстоящего боя командир «Бенгала» не испытывал никаких иллюзий. Даже для одного «Хококу Мару» тральщик не представлялся серьезным противником. Он был введен в строй 28 мая 1942 года и относился к типу «Batherst». Имел водоизмещение 650т, длину max 186фут (длина меж-ду перпендикулярами 162фут), ширину 31фут, осадку 8? фут. Два двухтактных дизельных двигателя позволяли развивать скорость 16 узлов. Вооружение одно 76мм (12-фунтовое) орудие, один 40мм «Бофорс» и два 20мм «Эрликона». Экипаж 87 человек. Положение осложнялось еще больше тем, что к 12-фунтовки имелось всего 40 снарядов с взрывателями двойного действия (HEDA). Поэтому лейтенат-командер Вильсон пытался только выиграть время, чтобы дать танкеру возможность удрать. По докладу командира «Бенгала», предоставленного им после боя, он стремился сблизиться с противником на дистанцию в 2000 ярдов, чтобы максимально использовать все имеющиеся вооружение. Однако это ему не удалось.

В 12.12 второй рейдер изменил курс и пошел на перехват «Бенгалу». А «Хококу Мару», находясь от тральщика в 3500 ярдах, на курсовом углу 10 градусов правого борта, открыл огонь. Первые снаряды легли в 400 ярдах по носу тральщика. По наблюдению индийских моряков японский вспомогательный крейсер стрелял четырехорудийными залпами. «Бенгал» практически сразу же начал отвечать из 76мм пушки. Сыны Микадо, сосредоточив все свое внимание на маленьком тральщике, совсем забыв о танкере «Ондина», который неожиданно пришел на помощь своему соплавателю.

Здраво рассудив, что судну с парадным 12-узловым ходом уйти от вспомогательных крейсеров противника невозможно, капитан голландского танкера Вильям Хосман (Willem Horsman) приказал открыть огонь из единственного 102мм (4”) орудия. Нужно отметить, что экипаж «Ондины» представлял собой настоящий интернационал: офицеры – голландцы, матросы – китайцы, а расчет артустановки австралийцы и британцы. Сам же танкер принадлежал голландской фирме «Роял Датч Шелл» (Royal Dutch Shell). Он был построен в августе 1939 году на верфи Нидерландс Другдок Мидж (Niderlands Droogdok Mij) в Амстердаме. Имел грузовместимость 6341 брут.т, длину 130,49м, ширину 16,62м, осад-ку 6,4м. После вступления Голландии в войну на танкере в Австралии установили одно 102мм орудия для защиты от подводных лодок.

Расчет так же как и пушку предоставила Служба вооружения судов (DEMS), созданная британцами по опыту Первой Мировой войны в самом Объединенном королевстве и наиболее крупных доминионах. В мирное время она занималась заготовкой вооружения и боезапаса к нему, а так же подготовкой артиллерийских расчетов. Периодически числившиеся в списках службы канониры проходили достаточно продолжительные сборы с артиллерийскими стрельбами, из всех типов пушек, планировавшихся к установке на транспорты. Так что считать их новичками или дилетантами, как это обычно представляют в художественной литературе, не приходится.

«Ондина» открыла огонь с дистанции 8000 ярдов по «Хококу Мару» практически одновременно с тральщиком. И уже третий выпущенный снаряд попал в надстройку японского рейдера. Артиллеристы «Бенгала» претендуют на первое попадание шестым выстрелом. В 12.15 в дело вступили орудия «Айкоку Мару», открыв огонь по тральщику. Скоре за этим очередной снаряд поразил «Хококу Мару» ближе к корме. По японским данным он попал в заряженный торпедный аппарат правого борта. Вслед за разрывом снаряда последовал мощный взрыв, по всей видимости, торпеды. Он был такой силы, что обломки обеих самолета взрывной волной выбросило за борт, а на палубах вспыхнул разлившийся авиационный бензин. Окутанный клубами черного смолистого дыма, «Хококу Мару» начал оседать кормой и крениться на правый борт. Только после этого комендоры рейдера открыли огонь из орудий левого борта по «Ондине», в то время как пушки правого выпускали снаряд за снарядом по «Бенгалу». «Айкоку Мару» обстреливал только тральщик, к которому приблизился на дистанцию 2200 ярдов.

Стремясь выйти из под накрытия, «Бенгал» начал постепенно уклоняться к N. Однако в 12.20 140-мм снаряд пробил полубак тральщика, а через осколочные пробоины от близких разрывов затопило носовую провизионку. Примерно в это же время досталось и «Ондине». Первый снаряд попал в фок-мачту, оставив от нее обрубок довольно значительной величины. Австралийцы то же не остались в долгу, добившись еще нескольких попаданий в надстройку «Хококу Мару». На японском вспомогательном крейсере велась отчаянная борьба за живучесть корабля. Но пожар вышел из под контроля и вскоре охватил почти все судно.

«Бенгал» тем временем все больше уклонялся к северу. В 12.40 рейдеры страны «Восходящего солнца» вышли из углов обстрела носовой 12-фунтовки. К тому же к орудию осталось всего 5 снарядов. К этому времени тральщик двигался курсом 200о, преследуемый «Айкоку Мару». Стремясь укрыться за дымовой завесой, с тральщика скинули дымовые буи, которые, однако, не сработали. В 12.41 второй снаряд поразил тральщик в корму. В офицерских помещениях возник пожар, который вскоре удалось погасить. Но и на этот раз, как и при первом попадании, обошлось без жертв. Через 4 минуты лейтенант-командер Вильсон принял решение выйти из боя, прикрывшись дымовой завесой. «Ондина» наблюдалась по корме на расстоянии 7 миль от ближайшего рейдера. Но, тем не менее, артиллеристы «Айкоку Мару» стреляли достаточно точно, снаряды ложились очень близко у борта. Поэтому в 13.04 тральщик изменил курс на 10 градусов (230о по компасу).

В это время экипаж «Хококу Мару» продолжал вести огонь по «Ондине» и одновременно бороться с пожаром. В 13.08 в мостик танкера попал снаряд, вызвавший на нем пожар. Но это стало последней удачей комендоров вспомогательного крейсера. Поняв всю бесперспективность борьбы с огнем, капитан 1 ранга Хироши Имазато приказал экипажу покинуть обреченное судно. В 13 часов 12 минут пламя достигло погребов боезапаса, и «Хококу Мару» исчез в огромном огненном шаре. В рапорте лейтенант-командера Вильсона указывалось, что пламя поднялось в верх на несколько сотен футов. После того как дым рассеялся, от японского рейдера на поверхности моря остались только мелкие обломки. Вместе с кораблем погибли 76 членов экипажа, в том числе и его командир.

В 13.20 с «Бенгала», все еще обстреливаемого «Айкоку Мару», далеко за кормой в последний раз видели «Ондину». В 13.40 тральщик прекратил ставить дымзавесу. Когда он через пять минут рассеялся сигнальщикам никого обнаружить не удалось. «Бенгал» лег на курс 305о, и в машине уменьшили обороты до 170 в минуту. На этом бой для него завершился. Помимо двух пробоин на тральщике были сильно посечены осколками от близких разрывов надстройки и корпус, повреждена обмотка размагничивания и противолодочное оборудование, затоплена носовая провизионная кладовая. Но, тем не менее, на корабле, как это не покажется странным, отсутствовали даже легкораненые, с учетом того, что по оценкам индийских моряков японцы выпустили по «Бенгалу» более 200 снарядов.

Для «Ондины» же наоборот настали самые трудные минуты сражения. Бросив заниматься индийским тральщиком, «Айкоку Мару» устремился в погоню за удирающим танкером. К этому времени от первоначального боезапаса в 32 снаряда на «Ондине» осталось всего 12 штук. Расстреляв их по быстро приближающемуся вспомогательному крейсеру, голландское судно осталось совершенно беззащитным. Поэтому капитан приказал спустить флаг, застопорить машину и покинуть танкер. Эти слова стали по-следними в его жизни, поскольку осколками следующего снаряда, поразившего мостик, он был убит на месте. Всего в танкер попало 6 снарядов (один в мачту, два в носовую оконечность, остальные в над-стройку).

После этого подойдя на дистанцию 450 ярдов, «Айкоку Мару» выпустил в правый борт «Ондины» две торпеды, которые проделали две огромные пробоины. Танкер почти сразу получил 30-градусный крен, и от моментальной гибели его спасло только то, что он шел в балласте. После этого японский рей-дер обстрелял спасательные шлюпки, заполненные членами экипажа «Ондины». В результате этого погибли старший механик Дж. Дж. Ф. Наэйекерн (J. J. F. Niekern) и три китайских кочегара Су Фуий (Soo Fuiy), Фанг Кам (Fang Kam) и Хо Чанг (Ho Chang) и был ранен британский артиллерист по имени Генри, переведенный незадолго до сражения с «Бенгала». Посчитав свою работу выполненной, «Айкоку Мару» пошел спасать остатки экипажа своего систер-шипа. Всего на борт удалось поднять живыми 278 человек.

Покончив с этой операцией японский рейдер еще, раз вернулся к «Ондине», которая упорно не желала тонуть. В танкер выпустили третью торпеду, последнюю заряженную в торпедный аппарат. Но из-за технической неисправности она прошла мимо судна. Так как в этот момент крен «Ондины» стал возрастать, то командир «Айкоку Мару» решил, что она все равно затонет, поэтому на нее не стоит трать больше времени. Развернувшись, японский рейдер вскоре исчез за горизонтом, оставив экипаж танкера в изрешеченных пулеметным огнем шлюпках на верную погибель посреди океана.

Но первый помощник капитана «Ондины» Рнхвинкель (Rehwinkel) решил бороться за свое судно до конца. Он предложил подняться на борт, все еще находящегося на плаву судна, и попробовать его починить. Однако кроме одного австралийского канонира согласившегося следовать за первым помощником, все остальные отказались, боясь, что танкер затонет с минуты на минуту. Посулами и угрозами с большим трудом удалось набрать спасательную команду, которая решилась попробовать удержать судно на плаву. Поднявшись на борт танкера, добровольцы обнаружили, что машина осталась неповрежденной, а крен возможно выровнять.

Убедившись, что «Ондина» тонуть не собирается, на нее вернулись все остальные члены экипажа. Совместными усилиями удалось потушить все пожары и контрзатоплением поставить корабль на ров-ный киль. К 21 часу удалось развести огонь в котлах и запустить машину. Танкер с развороченным двумя торпедами бортом двинулся в обратный 1400 мильный путь во Фримантл, которого достиг 18 ноября 1942 года. «Бенгал» бросил якорь в бухте острова Диего-Гарсия на день раньше своего подопечного.

Весь расчет 4-дюймовки «Ондины» был награжден Голландским бронзовым крестом, а матрос Бертрам Альберт Хаммонд еще и DSM.

Судьба же основных участников этого сражения сложилась поразному. «Бенгал» счастливо пережил войну и пошел на слом в 1960 году. «Ондина» имела настолько серьезные повреждения, что ее признали мало пригодной для дальнейшей эксплуатации на линии. Поэтому с заделанными на скорую руку пробоинами ее поставили в заливе Эксмуд (Exmouth) на западном побережье Австралии, в качест-ве плавучего склада дизельного топлива и пресной воды для американских ПЛ, базировавшихся там. Но в конце 1943 года, когда возникла острая необходимость в танкерах, «Ондину» решили реанимировать. Для этого ее решили отправить на ремонт в США. Собранный с миру по сосенки экипаж, оказался малоподходящим для этой цели. В Мельбурне, куда судно зашло для пополнения запасов, дезертировали почти все моряки китайцы. На борту остались только голландские офицеры, австралийский орудийный расчет и два кочегара. Тем не менее, поход решили продолжить. Двое артиллеристов выполняли обя-занности рулевых, а остальные несли вахту у орудия за своих товарищей. Путь от Мельбурна до Панам-ского канала занял 94 дня. Ремонт проводился в городе Тампа штат Флорида. После его окончания «Ондина» еще 15 лет добросовестно перевозила нефть, и пошла на гвозди в 1959 году.

«Айкоку Мару» повезло гораздо меньше. После неудачного боя вспомогательный крейсер прервал свое рейдерство и возвратился в Сингапур, а затем совершил переход в Рабаул. В дальнейшем она использовалась только в качестве транспорта и погибла в лагуне Трука под бомбами самолетов американского авианосца «Интрепид» (Intrepid) 17-18 февраля 1944 года, во время проведения флотом США операции Хаилстон (Hailstone). По иронии судьбы она опустилась на дно недалеко от своего последнего приза – новозеландского парохода «Хаураки». В настоящее время останки «Айкоку Мару» являются одним из популярнейших мест для посещения дайверов в лагуне острова Трук.
 
Реклама:::
Здесь могла быть Ваша реклама! Пишите - tsushima@ya.ru

   Яндекс цитирования