Сейчас на борту: 
anton,
boxer,
Reductor1111,
ВладимирФ
   [Подробнее...]

Страниц: 1 2

#1 17.01.2011 22:36:06

Юг
Гость




Кораблекрушения судов парусного флота в Черном и Азовском морях.

История парусного флота уходит в глубину веков. Археологические раскопки на побережье Греции позволили получить материалы, подтверждающие, что люди новокаменного века строили плавсредства и с помощью весел и паруса преодолевали морские пространства уже 8 тысяч лет назад.
Сотни тысяч судов так и не дошли до места назначения. Причины гибели парусников на море даже трудно сосчитать. Войны, штормы, пираты, рифы, аварии, пожары ...  Морское дно постепенно стало кладбищем затонувших кораблей и одновременно величайшим в мире подводным музеем.
В настоящее время, благодаря современным техническим средствам погружения и поискам затонувших объектов, удается приоткрыть завесу над некоторыми тайнами морских катастроф.
Предлагаем любителям подводного плавания (и не только)  принять участие в дискуссии с обсуждением событий и находок эпохи паруса в Черном и Азовском морях.

Отредактированно Юг (29.12.2011 21:11:16)

#2 18.01.2011 09:41:15

Юг
Гость




Re: Кораблекрушения судов парусного флота в Черном и Азовском морях.

Кораблекрушение фрегата "ВАРНА" и корвета "МЕССЕМВРИЯ" у берегов Сочи в 1838 г.

Из истории города-курорта Сочи известно, что 24 апреля 1838 года под командованием генерал-майора Симборского была заложена крепость, названная по имени государыни-императрицы, супруги Николая I фортом Александрия. Позже переименована в форт Навагинск.
Время было военное, неспокойное, строительство крепости шло под постоянными набегами черкесов. Поэтому два корабля – 60-ти пушечный фрегат «Варна» и 24-х пушечный корвет «Мессемврия», входившие в состав так называемой «Абхазской эскадры», постоянно находились в море вблизи укрепления и несли пограничную службу на этом участке побережья.
В ночь с 30 на 31 мая 1838 года, когда фрегат и корвет, а вместе с ними еще 7 купеческих судов с грузом стройматериалов для строящегося форта стояли на якорях в устье реки Соча-Пста  (р.Сочинка), разразилась страшная буря. Наиболее подробно картина разыгравшейся трагедии приводится в рапорте командующего отрядом, действующим со стороны Абхазии генерал-майора Симборского командиру отдельного Кавказского корпуса генерал-лейтенанту и кавалеру Головину от 2.07.1838 г. под № 27, из которого приводятся отдельные выдержки :
«… В исходе 10 часа заметили, что одно двухмачтовое судно дрейфует к берегу и через несколько минут оно было выброшено на половине расстояния между устьем Соча – Пста и возводимым укреплением. За судном этим в самом скором времени выкинуто в недалеком расстоянии другое двухмачтовое, потом трехмачтовое, и затем остальные три двухмачтовых. Все семь неподалеку одно от другого к югу от укрепления. Фрегат «Варна» и корвет «Мессемврия» держались еще на якорях, но частым жжением фальшвееров извещали о близкой опасности.
Вскоре сближение огней с берегом не оставляло сомнения, что оба судна сильно дрейфуют и что им готовится одна участь с купеческими.
В 12 с половиной часов пополуночи огни «Мессемврии», отдаляясь постепенно к Константиновскому мысу, не стали быть видимы и вслед за этим «Варна» брошена на берег в двухстах саженях далее последнего купеческого судна. В час узнали от одного спасшегося вплавь матроса, что полторы версты далее фрегата, за мысом, называемым Соча-Бытх, выкинут на берег и корвет «Мессемврия»…
… офицер этот с малым конвоем доходивший до корвета, по возвращению в лагерь донес мне, что «Мессемврия» прибита к берегу в расстоянии двух с небольшим верст от укрепления…»
В этих исключительно тяжелых условиях начальником гарнизона генералом Симборским были организованы работы по спасению экипажей всех судов, включая купеческие. В них участвовал почти весь гарнизон строящегося форта в количестве более 1000 человек. Ситуация осложнилась беспрерывными атаками горцев, сумевших добраться до гибнущего фрегата и прямо  в кипящих бурунах заниматься его грабежом, а затем и поджечь корабль.  К месту гибели корвета «Мессемврия» войскам удалось добраться только к рассвету.
«… Командир корвета капитан-лейтенант Бутаков, угрожаемый ежеминутной погибелью, приступил к спасению экипажа. Первые из вышедших на берег матросы успели достигнуть наших войск, спасшиеся же вслед за тем 10 человек были захвачены черкесами…
   …Неприятель завязал сильную перестрелку. Нападения делались столь стремительны и часты, что м-р Антонов был вынужден выслать все войска с нагорного берега для удержания места гибели корвета.
   … После упорного боя, продолжавшегося более 2-х часов, передовые войска вынуждены были отступить. Неприятель, повторивший атаки в шашки, был отброшен.
    … Отступление было сделано в совершенном порядке, причем передовые войска должны были открывать оружием путь прочим, а аръегарду выдерживать сильнейший напор горцев сзади».
  «… Нельзя представить себе что-либо затруднительнее положения… на пространстве 3-х верст охранять в одно и тоже время на одном фланге – лагерь с его госпиталем, на другом – спасать экипаж корвета «Мессемврия», в центре – экипажи фрегата «Варна» и купеческих судов с их грузом».
                            Потери в сухопутных войсках составили :
  Убито. Эриванский карабинерный полк         -    46 чел.,    милиции    - 4 чел.
  Ранено.                    -//-                                       -   130 чел.,      -//-            - 9 чел.
  Утонуло в море      -//-                                       -       8 чел.
  Спасено с военных судов                                  -   475 чел., купеческих - 91 чел.
     
                                                   Подписал  генерал-майор Симборский.

          Ведомость купеческим судам, претерпевшим крушение во время
                                    бывшей с 30 на 31 число бури.

       1. Судно Св.Антоний и Феодосий    (груз стройматериалов)    из Ростова.
       2.              Царь Константин и Елена            -//-                                  -//-
       3.              Георгий Победоносец                  - //-                                  -//-
       4.               Св. Николай                                 -//-                                   -//-
       5.               Св. Иоанн                                    ( сено)                        из Тамани.
       6.               Покров Пр. Богородицы              -//-                                  -//-
       7.               Штиглиц                                 70 голов скота, доски, сукно   
                                                                        (большая  часть груза спасена).
Из записок лейтенанта Н.Н. Сущева об укреплении черноморской береговой линии. «… Команда фрегата спаслась, но не вся. Более 30 человек погибло под шашками и в прибоях, а фрегат «Варна», избитый в бурунах и ограбленный горцами, сожжен ими в ту же ночь в виду всего нашего лагеря.»
  Справочник Соколова «Летопись крушений и пожаров судов русского флота от начала его по 1854 год.»
               «…1838 год. Фрегат «Варна». Командир капитан 2 ранга А.А. Тишевский. Этот фрегат и с ним следующие 6 судов погибли в бурю с 30 на 31 мая у Абхазских берегов, первые два у реки Сочи (форт Навагинск), остальные пять у реки Туабсе (форт Вельяминова). Будучи на якоре против укрепления, возводимого при реке Сочи, настигнувшим 8 часов вечера штормом от юго-запада, заливаемый волнами и много поврежденный, в первом часу ночи фрегат был прижат к берегу. Спасались кидаясь вплавь, принимаемые на берегу высланным на помощь сухопутным отрядом. При этом погибло 17 нижних чинов, из 334 человек команды. Фрегат разбит.
1838 год. Корвет «Мессемврия». Командир капитан-лейтенант Н.М. Бутаков. В ту же ночь и на том же месте против р.Сочи, значительно поврежденный волнением, был снесен на мелководье и потому, с трудом обрубив канаты, стал на мель в 2-х верстах от укрепления, сперва бортом к берегу, но потом, повороченный на другую сторону и кидаемый бурунами. Начавшаяся переправа на рассвете была прервана подступившими горцами, но вскоре подоспел конвой, и под его защитой к утру переправа завершена. Схватка была жестокая и неприятель не скоро отступил. При этом крушении погибло 6 нижних чинов, захвачено в плен 11, пропали без вести лекарь и 6 нижних чинов. Вся команда состояла их 182 человек. Судно разбито.»

#3 18.01.2011 18:09:35

Юг
Гость




Re: Кораблекрушения судов парусного флота в Черном и Азовском морях.

В 1998 г. в Комитет по охране историко-культурного наследия Краснодарского края поступила информация, что в районе Сочинского городского пляжа  со дна моря были подняты две чугунные пушки. Экспедиции Краснодарского историко-археологического музея-заповедника было поручено выяснить обстоятельства находки и принять меры к спасению и изучению объекта.
На месте событий удалось разыскать орудия и передать их в Сочинский музей. Это оказались корабельные "карронады", употреблявшиеся в ХIХ в. на судах Российского флота.
В результате проведенных исследований были  локализованы места гибели судов и открыты ряд подводных комплексов, содержащих скопления чугунных балластных брусков, пушечные ядра разных калибров, картечь, свинцовые ружейные пули, бронзовые гвозди, монеты, фрагменты медной днищевой обшивки судна и другие мелкие предметы. Поскольку целью работ являлось только локализация мест кораблекрушений и их идентификация, подводные раскопки в местах расположения объектов не велись.
В связи с дрейфом судов во время ночной бури от устья р Сочинки в Ю-В направлении на протяжении около 1, 5 км, можно предположить, что в море находится достаточное количество предметов, в том числе орудий, упавших или сброшенных за борт с терпящего бедствие судна.
В 2002 г. места кораблекрушений фрегата "ВАРНА" и корвета "МЕССЕМВРИЯ" поставлены на учет в органах охраны культурного наследия Краснодарского края и являются первыми объектами подводного наследия Краснодарского края.

Отредактированно Юг (29.12.2011 21:13:32)

#4 25.01.2011 14:17:49

Юг
Гость




Re: Кораблекрушения судов парусного флота в Черном и Азовском морях.

Из записки лейтенанта Н.Н.Сущева об укрепленииях Черноморской береговой линии.

"... Замечательное крушение случилось в ту же ночь ( т.е. 30/31 мая 1838 г. ) с купеческим судном "Николай".
Его бросило на берег в 15 верстах выше лагеря . Команда судна спаслась. Шкипер, родом славянин, взял с собой только саблю и образ Николы Морского, патрона своего корабля, и с верой на меч и чудотворца повел свою братию к лагерю. В 14 часов времени совершил он трудный переход в 15 верст по изрытому и обрывистому берегу, скрываясь днем от черкес в непроходимых ущельях.  Вся команда "Николая" благополучно достигла лагеря ..."

ЦГА ВМФ, ф.19, Кавказский отдел, д.4,лл. 243-284.

#5 25.01.2011 21:22:09

Юг
Гость




Re: Кораблекрушения судов парусного флота в Черном и Азовском морях.

Кораблекрушение 13 судов в устье реки Туапсе.  Из записки лейтенанта Н.Н.Сущева. 

" ... В мае 1838 г. по занятии местечка Туапсе начальник Черноморской береговой линии генерал Раевский расположен был с действующим отрядом на правом берегу реки Туапсе. Перед лагерем на рейде стояла часть судов крейсирующей эскадры вместе с купеческими судами.
30 мая 13 судов спокойно стояли на якорях: бриг "Фемистокл" - лучший ходок Черноморского флота, новые тендера "Луч" и "Скорый", пароход "Язон", заслуженный транспорт "Ланжерон" и еще 8 купеческих судов.
В 2 часа пополудни 30 мая показалась зыбь от юго-запада и вслед за ней задул S-W. Ветер свежел с такой быстротой, что в 4 часа уже ревел шторм и купеческие суда начали дрейфовать одно за другим. Вечером выкинуло на берег купеческие суда, команды их с большим трудом спаслись в чем были.
Долго держались военные суда, но поздно вечером понесло на мель транспорт "Ланжерон". Он упал мачтами к берегу, что послужило к счастливому спасению его экипажа. Каждый человек исходил на грот-марс и по грот-рее спускался на берег. Подобные переходы при жестоком ветре и волнении, бившем транспорт о каменья, всякому спасавшемуся стоили почти жизни, однако ж все люди спаслись.
Не так счастливо отделался тендер "Скорый". Прибитый к берегу, он повалился палубой к морю, так что каждая волна всей силой обрушилась на тендер и грозила гибелью целому экипажу. Но, благодаря провидению, утонул только один человек.
Тендер "Луч" и бриг "Фемистокл" имели несчастье попасть в устье реки Туапсе, где их бросило к черкесскому берегу. Тут-то экипажи этих судов, подверженные всей свирепости стихии, должны были вытерпеть еще и и свирепость дикарей. Несколько человек с брига и тендера пали от пуль и шашек черкесских. На противоположном берегу реки устроили батарею, которая защитила бедствующих моряков, но и тут черкесы отчаянно бросались на наших матросов и увлеченные хищничеством кидались даже на бриг за добычей.
После многих попыток удалось нашим войскам переправиться на другой берег реки, черкесы были прогнаны, а экипажам подана немедленная помощь.
Пароход "Язон" тоже погиб. Крушение его было страшным, а потери тяжелыми. С наступлением бури пароход не поднимал якорей, но развел пары и надеялся устоять против шторма. Несмотря на это, пароход залило и бросило на мель. Команда спасалась у мачт, лепилась на вантах над бездною. И как ни худо было, все надеялись на спасение и ждали утра.
Как вдруг, ужаснее шторма, налетает на пароход большое купеческое судно. Жестокий удар делает сильнейшее потрясение и люди с мачт обрываются и гибнут в бурунах. Один был выкинут на берег и от него узнали об участи язонцев. С рассветом убедились, что на грот-мачте висело еще много людей. Положение их было ужасным. Многие спускали шлюпки, но все они разбивались в щепки. Море отвергало все - и людей, и все их меры, оно хотело побушевать на раздолье. С берега могли только смотреть на погибающих и скорбеть вместе с ними.
Около полудня ветер начал смягчаться, с берега усилили средства для передачи веревки на борт. Наконец, с борта бросился в воду артиллерийский унтер-офицер Качапин и с концом в зубах выплыл на берег без чувств и без обеих челюстей - так крепко он держал свою спасительницу. Жертва этого человека велика, а услуга неоценима.
Лейтенанту Данкову, которого капитан считал уже спасшимся, была назначена иная судьба.
Он спустил руки, чтобы броситься в воду, но запутался ногами в вантах и так повис вниз головою. Долго силился он подняться, но напрасно. Около получаса его било о мачту и ванты, и в этом ужасном положении он окончил жизнь. К вечеру его сняли и с военными почестями предали земле.
Итак, в одну ночь погибло у Туапсе более 50 человек, 5 военных и 8 купеческих судов."

Отредактированно Юг (25.01.2011 21:58:56)

#6 20.02.2011 22:53:27

Юг
Гость




Re: Кораблекрушения судов парусного флота в Черном и Азовском морях.

http://s005.radikal.ru/i211/1102/79/1dc0b9987e91t.jpg

Летом 1982 г. у пос Витязево Анапского района после шторма у уреза воды  были вымыты остатки днищевой части корпуса парусного двухмачтового судна длиной 22,0 м , о чем было сообщено археологической экспедиции, работающей в то время в Анапе.  Возникло предположение, что судно античного времени и был вызван  из Москвы специалист по раннему мореплаванию, сотрудние ИА АН СССР  Б.Г.Петерс, который определил на месте, что судно отностится к более позднему периоду.
Позже размыло днищевую часть и обнажились две чугунные пушки. Одна пушка была поднята сотрудниками археологической экспедиции и передана по просьбе руководстава лагеря  в расположенный рядом П/л "Костер".
/ В настоящее время она находится в одном из учреждений г.Анапа /.
В это время на Тамани у мыса Панагия работал отряд подводной экспедиции "Цемесская бухта" (рук. Д.Ф.Кравченко, Москва). По заданию Краснодарского Управления культуры, специальная группа выехала в с.Витязево, где на месте были проведены тщательные обмеры судна, составлен его чертеж и описание. Вторая пушка по завершению работ была поднята и передана в Анапский музей. Сейчас она находится в экспозиции на Высоком берегу.
Прибывший на место работ А.Л.Ларионов, с.н.с. ЦВММ - специалист по отечественному парусному флоту, предварительно определил тип судна - полякра, или черноморская бригантина, ХIХ в.
Комиссия  при участии специалистов ВНИИР посчитала проведение дальнейших исследовательских, консервационных и реставрационных работ на объекте нецелесообразным.  Отдельные деревянные фрагменты судна, в том числе степс мачты были переданы в Новороссийский музей.  Название и причины гибели судна неизвестны.

Отредактированно Юг (25.11.2011 21:32:56)

#7 16.04.2011 09:40:08

Юг
Гость




Re: Кораблекрушения судов парусного флота в Черном и Азовском морях.

Азовское море. 3 сентября 1917 г. в 7 часов 45 мин.вечера парусное каботажное судно "Св.Николай", шедшее из Арабатской стрелки в Ахтари потерпело крушение (село на мель, а после затонуло) в 10 верстах от Ахтарского порта под Ачуевской косой. Во избежание столкновения с пароходом "Аполлон" поменяло курс и в сумерках село на мель.
Точное показание места крушения : от Ачуевской косы в 4 верстах, 46 град.6 мин. долготы, 38 град.3 мин. широты.
Вместимость судна: полная - брутто 35,10 рег.тонны, нетто - 29,98 рег.тонны. Шел с грузом соли 3900 пудов.

Парусное судно "Метаморфозис рулета" . Шло с грузом соли 7000 пудов из Тобечика в Ахтари. 1917 года 14 дня в 9 часов вечера судно дало течь и капитан направил судно к Ачуевской косе, дабы поставить на якорь. Точное место : в 3-х верстах от Ачуевской косы, приблизительно 46 град.2 мин.долготы, 37 град.56 мин.широты. Судно засосало тиной.

#8 04.12.2011 12:03:18

Юг
Гость




Re: Кораблекрушения судов парусного флота в Черном и Азовском морях.

http://s016.radikal.ru/i335/1112/de/517f52fc5fa4t.jpg http://s59.radikal.ru/i166/1112/a7/9fa4ca1bdf4ct.jpg

Остатки корпуса неизвестного  парусного судна XIХ в., выброшенные штормом в р-не ст.Благовещенская, Анапский район. 2010 г.

#9 06.12.2011 12:26:01

Елкин А В
Гость




Re: Кораблекрушения судов парусного флота в Черном и Азовском морях.

Александр Васильевич, а можно мне «Мессемврия» и "Варну" в новую книжечку внести!!! Все равно от них ничего неосталось :(

#10 11.12.2011 16:54:28

Юг
Гость




Re: Кораблекрушения судов парусного флота в Черном и Азовском морях.

Елкин А В написал:

Оригинальное сообщение #447128
Все равно от них ничего неосталось

Это не так. Поэтому мы будем продолжать работы по этим и другим кораблям. Между тем опыт показывает, что поспешная публикация информации об объектах исследований зачастую приводит к их невосполнимым разрушениям и гибели. И вместо сохранения и изучения подводного наследия все получается наоборот.

#11 12.12.2011 00:07:05

Елкин А В
Гость




Re: Кораблекрушения судов парусного флота в Черном и Азовском морях.

Как скажите!! Не буду про них писать!!! Яж за всегда !!! А то и правда разворуют.

#12 17.12.2011 22:52:51

Юг
Гость




Re: Кораблекрушения судов парусного флота в Черном и Азовском морях.

В конце 1792 г. прибывшую на Тамань в составе 51 судна казачью флотилию стали преследовать неудачи. У Южной (Тузлинской) косы  "на случай турецкого нападения"  в конце декабря находились  38 судов. Под Новый 1793 год начался сильный С-В ветер, который продолжался до 2 января. Казачьи суда стояли на двух якорях, но лед их перерезал. 7 лодок унесло к берегу вместе со льдом, а 11 затонуло на 3-х метровой глубине. Со многих сорвало пушки, которые затонули отдельно от судов. Три казака утонули, 62 получили обморожения. С.Белый сообщил еникольскому коменданту об унесенных штормом лафетах, веслах, реях и пр. и просил изъять эти вещи у местных жителей, " буде кто найдет". Любопытно, что в справке, подготовленной Черноморским войском  в 1856 г. для Морского Министерства, утверждалось, что в декабре 1792 г.были разбиты все суда флотилии. 
В апреле 1793 г. сильным С-В ветром разбило вдребезги 4 лодки в Тамани.

#13 10.01.2012 21:16:56

ОГМ
Гость




Re: Кораблекрушения судов парусного флота в Черном и Азовском морях.

Юг написал:

Оригинальное сообщение #452419
В конце 1792 г. прибывшую на Тамань в составе 51 судна казачью флотилию стали преследовать неудачи. У Южной (Тузлинской) косы  "на случай турецкого нападения"  в конце декабря находились  38 судов. Под Новый 1793 год начался сильный С-В ветер, который продолжался до 2 января. Казачьи суда стояли на двух якорях, но лед их перерезал. 7 лодок унесло к берегу вместе со льдом, а 11 затонуло на 3-х метровой глубине. Со многих сорвало пушки, которые затонули отдельно от судов. Три казака утонули, 62 получили обморожения. С.Белый сообщил еникольскому коменданту об унесенных штормом лафетах, веслах, реях и пр. и просил изъять эти вещи у местных жителей, " буде кто найдет". Любопытно, что в справке, подготовленной Черноморским войском  в 1856 г. для Морского Министерства, утверждалось, что в декабре 1792 г.были разбиты все суда флотилии. 
В апреле 1793 г. сильным С-В ветром разбило вдребезги 4 лодки в Тамани.

Уважаемый Юг, а не могли б вы сообщить источник информации?

#14 14.01.2012 18:44:06

Юг
Гость




Re: Кораблекрушения судов парусного флота в Черном и Азовском морях.

Пожалуйста.
С.Ю.Кирюшин, Б.Е.Фролов. Гребная флотилия Черноморского казачьего войска. Краснодар, 2006.
Конкретный источник : Государственный архив Краснодарского края.  Ф.249. Оп.1. Д.228. Л.17., Д.158. Л.76., Д.230. Л.16.

#15 14.01.2012 21:07:49

ОГМ
Гость




Re: Кораблекрушения судов парусного флота в Черном и Азовском морях.

Юг написал:

Оригинальное сообщение #464900
Пожалуйста.
С.Ю.Кирюшин, Б.Е.Фролов. Гребная флотилия Черноморского казачьего войска. Краснодар, 2006.
Конкретный источник : Государственный архив Краснодарского края.  Ф.249. Оп.1. Д.228. Л.17., Д.158. Л.76., Д.230. Л.16.

Благодарю!

#16 22.05.2012 14:04:11

Юг
Гость




Re: Кораблекрушения судов парусного флота в Черном и Азовском морях.

Евпатория и шторм 2 (14) ноября 1854 года.   
   Кокоулин Александр Геннадьевич , доклад на конференции "Альминские чтения", 2010 г. 

    В разгар Крымской войны 1853 -1856 г.г., боевые действия перенеслись на сушу в Крым. Первые три кровопролитных сражения унесли жизни более 20 тыс. русских и около 10 тыс. союзников. Прошло два месяца с начала осады Севастополя. Для поддержания боеспособности английской армии между Британией и Крымом курсировало около 100 различных судов, доставляющих к берегам Тавриды боеприпасы, продукты, фураж и все остальное необходимое для осады крепости.
Евпатория была оккупирована 2(14) сентября 1854 года и в ней сосредоточился 35-тысячный турецкий корпус Омер-паши. В Евпаторийской бухте и порту находилось большое количество кораблей.
    Но вот, во второй декаде ноября 1854 года на Черном море разразился небывалой величины ураган, жертвой которого в первую очередь, стал флот союзников. Вот как очевидец описывал эти события: «Моряки, подвергавшиеся опасностям на всех морях, не помнят, что-бы им приходилось быть свидетелями подобной бури. Представьте себе страшный ветер, угрожающий опрокинуть горы; потоки дождя, наводняющие атмосферу; частый град, с ожесточением ударяющий во все, что встречает на пути, и наконец взволнованное море, валы которого равняются горам, и вы будете иметь еще не полное понятие об ужасном урагане. Несомненно, распорядительность английских адмиралов, искусство командиров, энергия офицеров и неустрашимость матросов позволили избежать полной катастрофы».
   Другой очевидец отмечал , что число всех погибших судов доходит до 60, из них 27 выброшены на берег и 14 судов сожжено самими англичанами. О других же потерях еще не получено официальных известий, но некоторые корреспонденты замечают, что крымский берег усеян, в полном смысле этого слова, обломками кораблей и останками их груза.
    По другим данным в ноябрьскую бурю у крымского побережья погибли свыше 30 судов и более 40 получили тяжелые повреждения . В районе Евпатории были выброшены на берег десяток транспортов и судов, а между Бельбеком и Евпаторией - восемь французских транспортов с лошадьми.
    Из воспоминаний русских участников блокады города Евпатории можно получить более подробные сведения . Так из стоящих на Евпаторийском рейде судов, во время бури выброшено было на берег от кургана Кара-Тебе-Оба ( район ж.д. станций «Платформа техникум» и «Прибрежное» до д. Аирчи (село Витино ) 17 судов : из них линейных кораблей 2 (французский 100 пушечный «Генрих IV» и турецкий 90 пушечный «Пеики-Мессерет»), паровых корветов в 300 сил 2 ( в числе их французский «Плутон»), паровая винтовая шхуна в 100 сил одна, казённый транспорт № 33 - один, купеческих судов больших 4 и малых 5, причем 5 из них британские.
Десять из показанных судов претерпели крушения у мыса Кара-Тебе, на западном берегу Крыма ( район Нового пляжа и пересыпи).
Более подробно, из письменных источников, мы можем проследить судьбу нескольких из них:
    Французский линейный корабль «Генрих IV» (Henri IV) - 100 пушек, выбросился на берег и погиб вместе с командой, 17 членов экипажа были спасены. Позже с него были сняты вещи и часть такелажа , но было оставлено несколько орудий большого калибра , из прежнего его вооружения. Таким образом он превратился в укрепление на расстоянии 40 сажень от берега и защищал подступы к городу со стороны Сак.
    Французский паровой корвет в 300 сил «Плутон» (The Fultan) - выброшен на берег и разбит в щепки, экипаж частично спасен. С него так же были сняты по возможности вещи и часть такелажа.
    Турецкий линейный корабль «Пеики-Мессерет» (Peiri Mes'seret) - 90 пушечный, двухпалубный, пошел ко дну со всем что было на его борту.
    В полночь турецкий адмиральский корабль, дрейфуемый с четырех якорей, принимает геройские меры: рубит свои мачты, сбрасывает их в море и тем спасается от гибели.
    Еще один турецкий корабль (имя неизвестно) получив сильные повреждения был выброшен на берег близ Евпатории и лишился мачт, но не потерпел крушения.
    Следует отметить что особенностью евпаторийского песчаного берега является его мягкость и рыхлость и полное отсутствие камней . Поэтому многие суда просто выбрасывало на мелководье и они застревали в песке . Такое судно возможно было впоследствии стянуть с мели и отремонтировать. Только те суда что были опрокинуты на борт или перевернуты - разламывались волнами. В дальнейшем к разбитым кораблям и к тем что не удавалось снять с мели были построены временные мосты с которых велась их разгрузка и спасение имущества которое еще можно было использовать в дальнейшем.
    Корабли которые выбросило на берег в непосредственной близости от Евпатории были в определенной степени защищены ее орудиями и гарнизоном. Ведь к западу от них находился город, а с севера их защищало Гнилое озеро (Сасык). А вот те суда которые шторм унес довольно далеко - были в опасности.
    Во время бури генерал-лейтенант Корф предпринял рекогносцировку Евпатории, пользуясь тем, что сильный ветер заставил неприятельские суда отойти от берега, а также предполагая, что внимание гарнизона было обращено по преимуществу на подание помощи погибавшим судам. С этою целью генерал Корф назначил 22 эскадрон улан, три сотни казаков и 16 орудий.
    Войска эти расположились следующим порядком: в середине артиллерия, правее её шесть эскадронов уланского его высочества эрцгерцога Австрийского Леопольда полка подивизионно, уступами слева, а левее артиллерии шесть эскадронов Новомиргородского уланского полка подивизионно, уступами справа. Четыре эскадрона уланского Ея Императорского Высочества Великой Княгини Екатерины Михайловны полка, построенные подивизионно, уступами слева, примыкали левым флангом к Гнилому озеру (Сасык ). Два эскадрона Новоархангельского уланского полка были расположены между морем и с. Отар – Байнак  ( Уютное ) , а четыре эскадрона того же полка впереди и влево этой деревни.
    Первое судно было замечено в районе д. Аирчи (село Витино). Заметив 3 (5) ноября, что почти у самого берега опрокинуло на бок волнами одно большое купеческое судно, на котором находилось до 60-ти человек , командир второго дивизиона уланского Ея Императорскаго Высочества Великой Княгини Екатерины Михайловны полка, майор Жолынский, взял нескольких казаков и взвод улан, и отправился к этому судну, чтобы оказать, по возможности, помощь погибающим. Но как только команда наша стала приближаться, по ней был открыт огонь из нескольких орудий и майор Жолынский был сильно контужен в голову гранатою. Команда же, которая в это время была рассыпана, немедленно отступила из-под выстрелов.
    Второе судно верстах в четырех южнее первого судна была усмотрена севшая на мель итальянская купеческая шхуна с товарами и 12-ю членами экипажа. Капитан шхуны, его жена и 10 матросов без сопротивления отдались в руки нашим уланам и казакам, которыми они были спасены с большими затруднениями.
    Третье неприятельское судно село на мель в верстах в трех южнее д. Конрата (Молочное), не далее 70 саженей от берега. Командир уланского его императорского высочества эрц-герцога Австрийского Леопольда полка, генерал-майор Терпилевский, получив об этом донесение, взял находившийся в с. Айсабай взвод конно-легкой № 19-го батареи и, под прикрытием взвода своего полка, немедленно прибыл к берегу. Оказалось, что это было купеческое судно с товарами, но без экипажа, который вероятно прежде успел спастись. Двукратная попытка наших улан овладеть грузом не имела успеха. Сильное волнение не давало возможности достигнуть судна, ни верховым, ни пешим , и сбивало с ног людей и лошадей. Так как уже не оставалось никакой надежды спасти груз, то решено было уничтожить судно гранатами. Взводъ конно-легкой № 19-го батареи открыл огонь и, после нескольких выстрелов, судно загорелось и горело с утра до поздней ночи.
    Четвертое судно было обнаружено того же числа утром 3 (5) ноября . Командир Новоархангельского уланского полка, полковник Рославлев, получил донесение, что в полуверсте восточнее д. Аирчи (Витино) прибило на 200 сажень к берегу большое транспортное судно. Полковник Рославлев направил в указанное место взводы конно-легкой № 19-го батареи, расположенной въ с. Айсабай, конно-легкой № 20-го батареи, бывшей на аванпостах впереди аула Джайлав, и взвод улан своего полка, бывший в главном карауле; взвод конно-легкой № 19-го батареи, по окончании дела с судном погибшим у д. Конрата ( Молочное ), прибыл по назначению в час пополудни. Судно было под английским флагом и с пассажирами. По прибытии артиллерии, с нашей стороны был поднят белый флаг. По этому флагу на судне был опущен английский флаг и поднят также белый; но шлюпки, бывшие до того времени на воде, были подняты к борту.Тогда было пущено из наших орудий два выстрела мимо борта. Так как в течении получаса на наш сигнал не было дано ответа, то было пущено вновь два выстрела, из которых один попал в корпус судна. После этих последних выстрелов шлюпки были спущены, и экипаж, состоявший из капитана, двух его помощников и 28-ми английских матросов, вместе с 7-ю турецкими кавалеристами, вышел на берег.
    Капитан судна показал, что это был английский купеческий фрегат «Culloden», в 726 тонн, с 4-мя пушками, нанятый английским правительством для перевозки войск и военных припасов. Фрегат был на якоре на расстоянии от берега около 500 (10668 м.) саженей. Кроме того, Капитан объявил, что на судне находится более 700 пудов пороху, до 30-ти тысяч ядер, 32 арабских лошади, назначенных для штаба турецких войск в Крыму, и годовая пропорция провизии для корабля, а также, что там осталось еще 25 человек турецких кавалеристов; на требование перевести сих последних на берег, Капитан решительно отказался, ссылаясь на волнение и говоря, что для спасения турок он не решиться рисковать жизнью своих матросов.
    В отправке пленных и их вещей прошло около часа времени, а между тем было замечено, что на наши выстрелы большой неприятельский пароход понесся на всех парах по направлению к «Culloden»; поэтому, чтобы не дать возможности неприятелю увести с собою это судно, командир 2-й бригады, свиты Его Величества генерал-майор княз Радзивил, приказал потопить судно выстрелами бывших на берегу 4-х орудий нашей конной артиллерии. Канонада продолжалась около часу и, несмотря на дальность расстояния, артиллерия наша три раза зажигала «Culloden», но сильным прибоем волн пожар был прекращаем; наконец, когда подводная часть судна была значительно повреждена, судно село на мель. После этого, в 5 часов вечера, войска разошлись по своим местам.
    На другой день генерал-лейтенант Корф, взял 6 единорогов конно-легких №№ 19-го и 20-го батарей, под прикрытием взвода от Новомиргородского уланского полка и взвода охотников из казаков Донскаго № 61-го (Жирова) полка, умевших хорошо плавать и управлять веслами, отправился к потопленному фрегату для спасения оставшихся на нём турок. Несмотря на чрезвычайную силу волн, казаки неустрашимо сели на две шлюпки, прибывших накануне с фрегата, и с большими затруднениями достигли судна и перевезли оставшихся там 25 человек турок, из которых один, во время бывшей накануне канонады, был ранен осколком гранаты в ногу. Находившихся на судне запасов не было возможности перевезти на берег, потому что они находились уже под водою. Транспорт этот 5 (7) ноября, был сожжен казаками. в версте  южнее д. Аирчи (Витино).
    Как  видим из вышесказанного, корабли, если терпели крушение возле Евпатории, были либо спасены, либо по возможности спасен их груз. Корабли же которые относило подальше от города, а также их груз - уничтожались нашими разьездами.

http://alma.crimea.ua/forum/index.php/t … 62#msg1593

Отредактированно Юг (01.06.2012 14:47:14)

#17 01.06.2012 14:58:26

Юг
Гость




Re: Кораблекрушения судов парусного флота в Черном и Азовском морях.

2

Продолжение 

А теперь я расскажу непосредственно об обнаружении и местонахождении  кораблей вблизи  Евпатории и предметах там найденных . Возможно эти вещи помогут идентифицировать то или иное судно . Повторюсь . Данные представленные здесь собраны  не профессионалами . Они фиксировались во время  ловли крабов , рапанов и мидий  , а также прогулок по берегу моря после сильных штормов . Все находки имеют случайный характер , и можно только догадываться что находится там  … глубоко в песке.  Все корабли находятся на удалении 50 – 150 метров от берега , на глубине от 3  до  8 метров .Останки кораблей почти полностью ушли в песок . И только изредка , раз в несколько лет , меняющийся рельеф  морского  дна обнажает их достаточно сильно .   
    Первое судно лежит в районе  «Конского пляжа» . Кормой на восток , носом на запад . Материал судна : дуб , сосна. Балласт состоит из гальки. Деревянный набор судна крепился  с помощью железных гвоздей. Остатки бронзовой обшивки встречаются фрагментарно . Клейм на обшивке не обнаружено .Были найдены ядра и картечь а также  чугунная бомба. Видимо это одно из купеческих суден .
    Второе  судно находится недолеко от первого  к востоку от него. Крепеж – квадратно литые бронзовые гвозди. Листы бронзовой обшивки имеют клеймо : MUNTES PATENT  6 22 6 .  Из материала преобладает дуб. Один из листов обшивки имел клеймо  VIVIANS & SONS . LONDON .  Судно лежит кормой к берегу , носом в море.
    Третье судно  находится в районе бывшей нефтебазы .
Каркас – дуб , сосна . Бронзовые костыли , медные гвозди. Попадаются железные гвозди . Листы обшивки имеют клейма : MUNTES PATENT 6 22 6 . Найдены три фрагмента фарфоровой посуды , на двух из них изображено судно с парусами и дымовой трубой . На  одном  из фрагментов  читается  надпись  PHILADELFIA , на другом  … OF FRANCE STEAM NO …  .  Третий фрагмент имеет растительный орнамент  а снизу  видна  часть клейма  :  изображен кортик и надпись LONDON BUR…..       Обнаружено  скопление ядер крупного калибра . В кормовой части  находится крупный железный прямоугольный бак. Возможно это и есть один из пароходофрегатов  или  паровая винтовая шхуна .
    Четвертое  судно лежит в районе летнего кафе «Лето». Материал – дуб , сосна и железные конструкции. На одном из костылей остатки клейма : MUNTES PATENT.  Попадаются квадратно литые бронзовые гвозди. Под листами обшивки обнаружены бронзовые гвозди без шляпок , что говорит о том что судно ремонтировалось и ему была заменена обшивка.
Клейма на обшивке MUNTES PATENT  15 18 15 . Встречается свинцовая обшивка , вероятно от порохового погреба .
    Пятое судно лежит возле моста  № 1 Нового пляжа . Каркас судна в хорошем состоянии. Материал : сосна , дуб , но была найдена балка красного дерева . Наблюдаются следы сильного пожара , попадаются  оплавленные гвозди и обшивка , оплавленные английские бутылки , все покрывает слой гари . Обнаружена  английская бронзовая пряжка 93 полка и пуговицы  № 93.  В  носовой  части  скопление  ядер . Обшивка имеет клеймо  MUNTES PATENT   6 24 6   .   Обнаружены железные квадратные цистерны  с крышками  стоящие в два ряда . Крышки двойные , каждая большая крышка  в центре имеет малую , предназначенную видимо для отбора проб .  На крышках встречается три вида надписей :   T & W BRUNTON  MAKERS  ;  EIKLER & SMITH  MAKERS LONDON  ;   JOSHUA HORTON BRIERLEY  HILL    .  Это наименования фирм занимавшихся в то время  в  Англии производством цистерн и паровых котлов . Встречаются большие куски угля . Найдены так же  железные гвозди и костыли , свинцовая труба и фрагменты  свинцовой обшивки . Попадаются  бочки заполненные костями животных  . В конгломератах  обнаружены  зерна пшеницы . Вероятно это и есть французский паровой корвет    «Плутон» (The Fultan) .
    В районе железнодорожного переезда на новом пляже находятся сразу  два  корабля :
Шестое судно имеет в виде балласта  крупные речные камни округлой формы. Костыли как большие так и малые имеют клейма  MUNTES PATENT BIRMINGHAM .  Найдены английские бутылки.  Бронзовая обшивка бортов снабжена клеймом  NK & Co  LIVERPOOL  .  Недалеко от него находится …
Седьмое судно  . В верхней части его корпуса  были использованы   Г - образные  железные конструкции . Найдены бронзовые костыли . Борта обшиты листами бронзы . Обнаружена свинцовая труба . В качестве балласта использовался камень гранит .
    Восьмое судно находится возле бывшего причала  «Сольпрома»  ,  также недалеко от  предидущих  двух .  Конструкции судна – размеры балок и костылей  поражают своими размерами . Использованы только медные гвозди и костыли. Обшивка медная .  Гвозди кованные квадратные в сечении  ,  имеют клейма «2 якоря» и остатки какой-то надписи.  Рис. 13  В качестве балласта использованы  кирпичи. Найдены : Серебряная чарка  с  драконом . Пуговица –  10  полк  линейной  пехоты  Франции  .    Бронзовая  французская этикетка от консервов  – «Сардины» . Бутылка с надписью NANTES .  Две деревянные колотушки с клеймом V R .   Деревянная табличка с надписью ( хранится в музее Шереметьевых ).    Фрагменты свинцовой обшивка .  Железный  , прямоугольной формы бак . На судне наблюдаются следы пожара. Вероятно это и есть французский линейный 100 пушечный корабль  «Генрих IV» (Henri IV) .
    Можно еще добавить что предположительно еще одно судно может находиться
в районе   вьезда в город , где установлена бетонная  композиция : надпись Евпатория и мальчик сидящий на дельфине . Иногда после сильных штормов там тоже на берег выбрасывает доски сильно поеденные морским червем и фрагменты бронзовой обшивки бортов .
    Также, в районе  «Нового пляжа» , советское госпитальное судно , обстрелянное фашистами при захвате Крыма  и выбросившееся  на берег  , предположительно лежит на корабле затонувшем во время Крымской войны . Там неоднократно  были найдены ядра .

#18 07.01.2013 19:15:24

Юг
Гость




Re: Кораблекрушения судов парусного флота в Черном и Азовском морях.

Последствия ураганных норд-остов в Новороссийске в ХIХ в.

Новороссийская бора, представляющая опасность для города и стоящих в бухте судов, известна с давних времен. Она  была описана в лоции Черного моря, изданной до 1847 г., однако первый страшный удар по российским кораблям пришелся именно на 1847 г. Бора свирепствовала с переменной силой с 27 октября 1847 г. до января 1848 г. Сильнейший удар бури обрушился на город 28 ноября. К концу второго дня ветер превратился в настоящий ураган. Эскадра контр-адмирала Юрьева, стоявшая на рейде в Цемесской бухте, подверглась тяжелейшим испытаниям. Корабли, однако, уцелели. В городе были сорваны многие крыши, дома повреждены. Следующий, еще более страшный удар урагана разразился 12 января. Эскадра, крейсировавшая у северо-восточных берегов Черного моря, на свою беду опять оказалась на рейде Цемесской бухты. Под флагом адмирала на якоре у бочки стоял 18-пушечный фрегат «Мидия»; невдалеке находились корвет «Пилад», бриг «Пиламед», шхуна «Смелая», тендер «Струя»; на якорях в бухте — транспорт «Гастогай» и пароход «Боец».
Ночью с 12 на 13 января 1848 г. ураган стал всесокрушающим. Мороз, толщи льда, ураганный ветер, темнота среди бела дня, гул и свист — все это продолжалось трое суток. Первым начал дрейфовать «Пиламед». В пять утра он ударился кормою в берег; пять матросов, пытавшихся подать трос, погибли. Остальной экипаж днем сумел перебраться на берег. Многие были обморожены. 13 января на берег были выброшены транспорт «Гастогай» и корвет «Пилад». Удержались на якорях и уцелели лишь флагман «Мидия» и шхуна «Смелая». Трагична судьба тендера «Струя». Покрытый толстым слоем льда тендер затонул вместе со всем экипажем в 52 человека. Как крест на могиле из воды осталась торчать только мачта. На всех судах было много обмороженных. Моряки вели себя героически, но сила стихии была невероятной. Противостоять ей было выше человеческих возможностей.
Катастрофичекие боры случались несколько раз в конце столетия. В январе 1893 г. дикий ветер парализовал жизнь города, со зданий срывало крыши, опрокидывало фаэтоны, сбивало людей с ног. Ветер передвигал железнодорожные вагоны. Все 12 судов в гавани покрылись ледяной коркой, у многих были сломаны мачты. Два судна на рейде были сорваны с якорей и выброшены на берег! Одно из них стояло на трех якорях, а второе, английский пароход, оказалось на берегу из-за разрыва якорной цепи. Сильная бора 3 и 4 октября 1896 г. потрепала броненосцы, крейсеры и миноносцы и транспорты  эскадры Черноморского флота, прибывшей в Новороссийск. Ветер достигал 26 м/сек, в воздухе висел туман из мельчайших льдинок, скрывавший огни стоявших рядом кораблей. Часть эскадры была вынуждена перебазироваться в Феодосию.
Более губительной по своим последствиям оказалась бора 1899 г. Водяная пыль, снег образовали на набережной Новороссийска слой льда высотой до 4 м. Были сорваны крыши многих домов, опрокинуты лавочки, столбы, перевернуты груженые ж/д вагоны. Бора расправилась с четырьмя парусными судами в порту, ветер разбил их, опрокинул, посадил на мель. Пароходы «Северная Звезда», «Кура» снесены к городскому берегу, пароход «Игорь» посажен на мель и весь покрылся льдом. Экипаж спасли с огромным трудом.

#19 16.01.2013 17:04:32

Юг
Гость




Re: Кораблекрушения судов парусного флота в Черном и Азовском морях.

ПУТЕШЕСТВИЕ КАВАЛЕРА ШАРДЕНА   
от Константинополя до Джульфы на Араксе в 1672 — 1673 г. г.

       Я слышал от старых турецких капитанов, что на Черном море плавает 1500 судов и что из них ежегодно гибнет сотня. Всего более следует опасаться кораблекрушения при входе в Босфор.
       Вход этот очень тесен. Часто там дует противный ветер; из пролива почти постоянно дует такой ветер, отгоняющий суда, а когда он крепчает, то выбрасывает суда на берег, усеянный крутыми скалами. Там разбилось столько галер и кораблей, что и не сосчитать. Недавно семнадцать галер погибло там в один день, а в прошлом году там погибло, тоже в один день, посвященный у греков памяти св. Димитрия, тридцать шесть саик. Я тоже указываю этот день, так как греки и турки считают его пагубным для мореплавателей. Поэтому в турецком флоте принято за правило выходить в море не иначе, как в день св. Георгия, в конце апреля, и входить в порт в день св. Димитрия, который приходится в начале октября; научились они этому у греков, которые с давних времен особенно почитают этих двух святых, хотя первый из них и считается легендарным, и обозначили днями их празднования конец и начало периода навигации.
        Подражая им, португальцы приняли в восточной Индии время рождественских и пасхальных праздников, первый период для переходов из Гоа в Лиссабон, а второй — из Лиссабона в Гоа. Следующее обстоятельство ясно показывает большое число кораблекрушений при входе в Черное море:  все ближайшие селения построены из обломков судов, и жители не употребляют иных строительных материалов. Страшно сказать, но уверяют, что эти варвары зажигают во время бури огни на более опасных скалах на берегу, для того, чтобы суда, обманутые этими мнимыми маяками, доходили к ним и терпели крушение.
        Нет сомнения, что  частые во все времена года бури на Черном море, его короткие и отрывистые волны, узкое и сдавленное ложе, опасные берега, частью опоясывающие его, служат главной причиной происходящих на нем кораблекрушений; но также несомненно, что хорошие лоцманы и матросы могли бы спасти половину гибнущих там судов.

#20 13.02.2013 14:15:59

Юг
Гость




Re: Кораблекрушения судов парусного флота в Черном и Азовском морях.

РУКЕВИЧ А. Ф.
ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ СТАРОГО ЭРИВАНЦА   (1832 — 1839 гг.)

"... Александрийское укрепление было весьма удачно выбрано и не менее удачно построено, но большим недостатком было отсутствие воды. В этом укреплении (потом названием Даховским, затем фортом Навагинским и, наконец, получившим свое старое горское название Сочи) произошло трагическое событие, кажется, еще нигде не описанное. Передаю его со слов очевидца, которому я имею право вполне доверять.

... 30-го мая ранним утром море было необычайно тихо, в воздухе чувствовалась духота. К полудню  буря разыгралась в такой степени, что у некоторых купеческих кораблей полопались канаты и суда, гонимые ветром и волнами, начали выбрасываться на берег. Делали это они очень ловко, как-то особенно умело становясь наверх волны и затем мягко, без всяких повреждений ложась на песок. В этом весь гарнизон принимал участие, ловя концы веревок, бросаемых с кораблей, и закрепляя их на берегу, чтобы не дать судам отхлынуть вместе с обратной волной. Мы наскоро пообедали и снова побежали смотреть на ужасную бурю, рокового исхода которой мы даже не подозревали... День к этому времени сгустился настолько, что походили, на сумерки. Началась гроза, молния то и дело зигзагом бороздила тучи и ударяла в морскую пучину; оглушительные раскаты грома покрывали рев урагана... Какими жалкими казались эти суденышки среди разыгравшейся грозной стихии и как ничтожны и беспомощны были мы здесь на берегу, несколько тысячи, человек, бессильные помочь погибающими…

Фрегат “Варна” и корвет “Месемврия”, однако, еще держались, отдави, все свои якоря; но к вечеру буря их пересилила, и они подали сигнал: “Не можем держаться, уходим в море!..” Но разве можно было найти спасение в этом кипящем котле?.. Через некоторое время, как эти суда исчезли в темноте, к нам с юга донеслись пушечные выстрелы, а потоми, взвились две-три ракеты... Это суда извещали нас о своей смерти...

Сейчас же были снаряжены два отряда, один под начальством храброго и распорядительного подполковника Резануйлова для спасения людей с “Варны”, другой, под начальством не менее отважного майора Антонова — для выручки “Мисемврии”. Но идти по высокой части лесистого берега, сквозь кусты и колючки, не было возможности, также нельзя было пробираться по низменной береговой полосе, где полны разгуливали до самых скал. Отрядам волей-неволей пришлось ждать рассвета. Нечего и говорить, что люди не спали всю ночь, но чуть забрезжили, свет, мы (я тоже вызвался идти охотником) выступили на юг, к чуть видневшейся “Варне”.

С великим трудом мы пробирались вдоль берега, прижимаясь к скалам при набегавшей волне и затем быстро перебегая свободные пространства. К довершению бед, главная масса лесу была снесена течением к югу, и теперь бревна и доски, подымаемые волнами, неистово ударялись в берег. Таким образом, нам приходилось еще бороться и с этими таранами. Все-таки мы сравнительно благополучно достигли “Варны”, которая счастливо попала на песчаную косу и хорошо села в грунт носом в разрез волны. Тут остался отряд Розануйлова, а майор Антоном, пошел дальше. И меня потянуло с последним. Уже совершенно ободняло. Верстах в семи виднелась “Мисемврия”, жалко перекачивавшаяся с боку на бок от набегавших волн.

До сих пор мы имели дело только с природой, но, когда подошли к месту крушения корвета, вмешались и наши враги. Заметив, гибнувшее гулко, горцы, всегда зорко следившие за всяким крушением, из которого привыкли извлекать выгоды, стеклись сюда во множестве. Первые матросы, высадившиеся с “Мисемврии”, попали сейчас же в плен, но наши передовые изводы успели четырех отбить, а остальные, если не ошибаюсь, человек шесть, остались-таки в руках убыхов.

Майор Антонов, подойдя к месту и встреченный выстрелами, выслал две роты, которые с криком “ура” вскарабкались наверх по крутому береговому откосу, выбили горцев штыками, а затем вырубили топорами и тесаками широкую поляну вокруг и тем обезопасили нас с этой стороны. Только после этого мы могли обратить внимание на гибнущее судно, которое застряло саженях в двухстах от берега и держалось пока на двух своих последних якорях, но, очевидно, минуты его были сочтены. Волны сначала перекатывали корвет с боку на бок, а теперь подбрасывали и снова ударили дном о скалистое дно, трюм уже был полон воды. Матросы, как только мы подошли, стали бросаться в воду. Но многие были до такой степени изнурены почти суточной непрерывной борьбой со штормом, что не могли бороться с прибоем, относившим пловцов обратно от берега. На наших глазах таким образом погибло двое.

Я когда-то хорошо плавал и решился помочь слабейшим. Обязав себя захваченной нами сильно просмоленной и смазанной ворванью веревкой, не толще мизинца, я условился с людьми, чтобы они меня тащили, как только подам им знак рукою. Перекрестившись, я бросился в бурун, и меня сразу потянуло в море. Очень тяжело было плыть против волны, особенно с веревкой, сильно тащившей книзу, но вот попался мне матрос, уже наглотавшийся воды и пускавший уже пузыри... Я видел его бессмысленные оловянные глаза и бестолково подымающиеся руки...

Несчастный судорожно было схватился за меня, но я успел увернуться и схватить его за волосы, а там с берега нас потащили... Один был спасен!.. Отдышавшись немного, я снова поплыл и помог еще двум, но на третьем осколок доски сильно повредил мне ногу выше колена, да я наконец уже выбился из сил. Но начало было сделано, моему примеру последовали другие, и дело спасения наладилось.

Корвет, однако, покинули не все. По морским традициям, свято сохранявшимся в морской среде, считалось бы величайшим позором покинуть совершенно корабль. На борту “Мисемврии” остался защищать священный Андреевский флаг старшин лейтенант Зорин, заменявший больного капитана, кажется, Бутакова, и с ним семь добровольно оставшихся матросов, состарившихся на корвете и считавших его второй своей родиной. В случае крайности, если им не удастся спастись, они решили взорваться...

Но наши испытания этим не кончились. Лучше сказать — они только еще начались... Горцы, умело оценив наше трудное положение и полную изолированность от остального отряда, хотели воспользоваться удобным случаем, чтобы уничтожить нас... Они стеклись в громадном числе и переходили от времени до времени в рукопашную. Пришлось верхнее прикрытие усилить еще одной ротой... Чтобы не быть окончательно смятым, майор Антонов, скрепя сердце, решил предоставить судьбе защиту остатков “Мисемврии” и начать отступление к крепости. В укромном месте солдаты вырыли могилу, в которую уложили восемнадцать трупов убитых и утонувших, верх сравняли под общий уровень, прикрыли пластами дерна, засадили даже кустиками, чтобы сделать место погребения незаметным, наделали для раненых носилок и двинулись обратно. Но положение наше становилось прямо-таки отчаянным: слева — прибой волн, которые, казалось, разошлись еще более прежнего, справа — почти отвесная осыпь, усеянная горцами, и мы принуждены вытянуться узкой лентой почти на версту. К довершению бед, замки наших ружей замокли от брызг, и мы стрелять не могли. По счастью, и у горцев случилось тоже, стрелы же их были не так опасны, поэтому они норовили все больше схватываться в рукопашную, что значительно уравнивало наши шансы.

Да, тяжелые, незабываемые минуты пришлось нам пережить в этот день 31-го мая!.. В лагере нас встретили, как воскресших. И, правда, нужно почесть за чудо, как мы не погибли все до единого.

Кому горе, кому радость: за это дело я был награжден именным, т. е. по особому представлению, солдатским Георгиевским крестом (№ 72226), — моя первая боевая награда, которою я имел право до некоторой степени гордиться... Кроме того, наряду с другими я получил еще: “рубль ассигнациями, чарку вина и фунт рыбы”...

#21 08.03.2013 18:48:45

Юг
Гость




Re: Кораблекрушения судов парусного флота в Черном и Азовском морях.

http://s020.radikal.ru/i712/1303/30/ea5bb0cd1e6at.jpg  http://s017.radikal.ru/i443/1303/14/74c8aaab2622t.jpg  http://s018.radikal.ru/i527/1303/bf/d543614234cft.jpg

2 ноября 1854 г. Ураган у Балаклавы.

#22 09.10.2013 13:27:09

Юг
Гость




Re: Кораблекрушения судов парусного флота в Черном и Азовском морях.

Гибель 16-ти пушечного корабля «Таганрог» в Азовском море в 1782 г.

С началом русско-турецкой войны 1768-1774 годов правительство России приняло решение начать постройку кораблей для действий на Азовском море, Дону и его притоках. Исполнение этого решения было поручено одному из лучших моряков того времени контр-адмиралу Алексею Наумовичу Сенявину, сыну известного петровского адмирала Наума Акимовича. Нужны были корабли совершенно новой конструкции. Одним из главных требований при постройке было обеспечить минимальную осадку, чтобы суда проходили через мелководный бар реки Дон в Азовское море, но при этом они должны были иметь достаточно сильную артиллерию - до 16 пушек 12 или 6-фунтового калибра. В связи с абсолютной новизной разработанного проекта, корабли получили название "новоизобретенных".
Корабль "Таганрог" был одним  из семи 16-пушечных двухмачтовых кораблей типа "Азов", построенных под руководством мастера С. И. Афанасьева.  Длина корабля составляла 31,5 метра, ширина - 8,6 и осадка - 2,6 метра. Экипаж - 128 человек.
Его назвали в честь вторичного взятия города Таганрог русскими войсками в марте 1769 года. Строительство велось на Новохоперской верфи, а спуск на воду состоялся 19 марта 1770 года. После завершения строительства, 21 августа 1770 года он пришел в Таганрог, и был зачислен в Азовскую флотилию.
После окончания войны в 1774 году "Таганрог" перевозил войска к месту их постоянной дислокации, а в 1775 году доставил в Синоп пленных турок. В 1777 и 1778 годах крейсировал у южных берегов Крыма. В 1779 году вновь пошел ремонт в Таганроге. В 1781 году командиром корабля был назначен лейтенант С. Ф. Филатов. Морскую службу на кораблях он начал в чине гардемарина в 1771 году на Балтике. В 1776 году в чине мичмана переведен на Азовскую флотилию и в 1781 году стал командиром корабля. В декабре этого года корабль вынесло льдом из Таганрогской гавани на косу, он получил пробоину и затонул (погибло 39 человек и 28 получили сильное обморожение).
В 1782 году "Таганрог" был поднят и отремонтирован. Все лето и осень корабль находился в крейсерстве у берегов Керченского пролива и Крыма. Только 5 ноября он был отправлен в Таганрог на зимовку. Несмотря на недавний ремонт, корпус корабля был уже сильно изношен и не имел второй обшивки. Находясь в Азовском море к востоку от Кривой косы, корабль был встречен льдом. В светлое время пытались пройти полыньями, а на ночь вставали на якорь. Вскоре потеряли оба якоря, а 23 ноября корабль полностью сковало льдом, и он стал дрейфовать с ледяным полем.
Через некоторое время "Таганрог" сел на мель в районе Долгой косы. Постоянно дул сильный, пронизывающий до костей, морозный ветер. Экипаж без отдыха и сна самоотверженно боролся за спасение корабля. Благодаря этому во время дрейфа удалось избежать крупных повреждений, но как только судно село на мель, положение серьезно ухудшилось. Сначала вокруг образовалось небольшое пространство свободной воды. Для спасения корабля спустили за борт запасной рангоут, усиливали борта щитами и кранцами, пытались колоть подходившие близко льдины.
Вскоре напор льда усилился. Спущенные за борт части рангоута были переломаны, щиты и кранцы сорваны с бортов. Затем острые выступы льдин стали отдирать обшивку и проломили несколько шпангоутов. Матросы в ледяной воде заделывали пробоины и откачивали поступавшую внутрь воду, но все их усилия были безрезультатны. Сильные удары льдин следовали один за другим. Вместо заделанных пробоин тут же возникали новые. Корабль наполнился водой и прочно сел на грунт.
Капитан пригласил офицеров на совет. Решение было единогласным: все средства для спасения корабля исчерпаны, надо спасать команду и покидать гибнущее судно. Рано утром направили разведывательную партию, чтобы найти дорогу к берегу. Затем пришлось послать еще одну партию в другую сторону. Они вернулись уже в сумерках. Пришлось провести еще одну ночь на почти полностью разбитом судне. Только утром 25 ноября, помолившись Богу, оставили корабль, сначала нижние чины, затем офицеры и последним сошел командир. Корабль был в плачевном состоянии: весь побит льдинами, обшивка во многих местах отошла, шпангоуты повреждены, вода покрывала верхнюю палубу на полтора фута. С большим трудом перебрались на Белосаринскую косу и только 2 декабря добрались до своей базы под Таганрогом. В борьбе со льдом погибло 32 человека.

#23 03.12.2013 22:26:39

Юг
Гость




Re: Кораблекрушения судов парусного флота в Черном и Азовском морях.

К ВОПРОСУ О МЕСТЕ ГИБЕЛИ АЗОВСКОЙ ФЛОТИЛИИ
ПОД КОМАНДОВАНИЕМ П.П.БРЕДАЛЯ В 1737 ГОДУ


Ластенко А.В.
президент дайв-клуба«Аратта»


Статья  посвящена  поискам  корабельных  пушек  на  месте  гибели
флотилии  вице-адмирала  П.П.Бредаля  в  Азовском  море  возле  Арабатской
Стрелки.  Анализируются  объективные  и  субъективные  причины  неудач
действий  российской  Азовской(Донской)  флотилии  во  время  русско-турецкой
войны 1736-1739  гг.

http://archive.nbuv.gov.ua/e-journals/P … 2/10_6.pdf

#24 24.06.2014 20:29:58

Юг
Гость




Re: Кораблекрушения судов парусного флота в Черном и Азовском морях.

http://i64.fastpic.ru/thumb/2014/0624/34/7a37ef089c2c945bb522638bf2382c34.jpeg         http://i62.fastpic.ru/thumb/2014/0624/b0/157ef1a2a9a71563d9fef988d61e62b0.jpeg

#25 27.02.2015 16:44:33

Юг
Гость




Re: Кораблекрушения судов парусного флота в Черном и Азовском морях.

http://i58.fastpic.ru/thumb/2015/0227/37/5c32b23f27cdf37d487e90745b8fdc37.jpeg   http://i68.fastpic.ru/thumb/2015/0227/1c/03da9a649b0f90c47d5b34155935c41c.jpeg  http://i65.fastpic.ru/thumb/2015/0227/23/13c2ee0f0af582b79066f7af1cd14b23.jpeg    http://i68.fastpic.ru/thumb/2015/0227/d7/e79f549281d3f33db1717864179d03d7.jpeg

Последствия боры в Новороссийске конца XIX - нач. XX в.

Страниц: 1 2


Board footer