Сейчас на борту: 
Barb,
bell,
serezha,
Serge_S,
Unforgiven
   [Подробнее...]

#1 02.04.2010 02:32:07

Севастьянов
Гость




прошу помощи в разысканиях о предке, Севастьянове Георгии Александровиче

Уважаемые господа! Я Александр Никитич Севастьянов, сын Никиты Борисовича С., внук Бориса Александровича С., правнук Александра Тимофеевича С. (1864-1937), который был морским артиллеристом, полковником царской, затем советской службы. У прадеда было четыре сына, из них двое старших, Георгий и Борис, успели окончить Морской кадетский корпус. Мой дед Борис С. (1898-1931) был выпущен гардемарином в 1918 г. и направлен служить в Волхово-Ильменскую флотилию, которая тем временем уже стала красной. Бежал с приятелем (Эвертом) на юг, воевал в речной флотилии у Деникина, затем в Крыму у Врангеля, получил в 1920 г. чин лейтенанта, затем ст. лейтенанта, командовал дивизионом катеров-истребителей, затем кораблем "Гидра", в ноябре 1920 эмигрировал в Константинополь, женился на сестре милосердия Таисии Дмитриевне Забугиной (моей бабке), в 1922 г. вернулся в Россию, в 1931 г. был арестован и расстрелян как глава контрреволюционной террористической монархической группы, в 1990 г. реабилитирован. Я читал и конспектировал его дело, добившись разрешения с ним ознакомиться. При аресте семейный архив был изъят, я буду благодарен за любую дополнительную информацию о деде. Но с ним ясна хотя бы основная линия жизни. А вот судьба его старшего брата Георгия (1893-?) представляет загадку, которую я очень прошу помочь мне разгадать. Дело в том, что хорошо известен мичман Г.А. Севастьянов, который собственноручно выкинул со своего эсминца "Инженер-механик Зверев" делегацию Центробалта во главе с Дыбенко (ЦГАВМФ, ф. р-661, д. 5, лл. 60-65). Его дело рассматривалось Центробалтом 17 июля 1917 г. Но документы, полученные мной из Военно-морского архива в СПб., противоречивы и не соответствуют иным сведениям. Так, мне была переслана копия телеграммы от 18.11.1917 г. следующего содержания: "Погибли на "Бдительном" капитанъ 1 р. Кедровъ - начальн. VII Див. лейтенантъ Севастьянов - флагофъ старлейтъ Мусселиусъ - командиръ мичманъ Тихомировъ - Вахт нач. Инж. мех. мичманъ Боколымъ" (там же, ф. 92, оп. 1, д. 62, л. 570). Однако в письме №265 от 09.06.1993 г. директор архива В.Г. Мишанов сообщил мне: "По имеющимся в документах архива сведениям 18 марта 1920 г. приказом командующего Черноморским флотом (белых) № 1404 мичман речных сил Юга России Севастьянов Георгий был назначен в Черноморский флотский экипаж с зачислением на все виды довольствия по резерву с 1 марта 1920 г. Сведениями о его дальнейшей судьбе архив не располагает". Ранее, в письме № 775 от 11.12.1990 он же писал о Георгии со ссылкой на Картотеку потерь в Первую мировую войну и книгу С.П. Моисеева "Список кораблей русского парового и броненосного флота 1861-1917 гг.": "Погиб 14 ноября 1917 г. на эсминце "Бдительный", подорвавшемся на мине в Ботническом заливе в районе порта Раума. Приказом по флоту и морскому ведомству № 173 от 23 декабря 1917 г. исключен из списков погибшим при исполнении служебного долга". Судя по Полному послужному списку мичмана Георгия Александровича Севастьянова, 20 июля 1914 года он был приказом № 457 назначен на вакансию артиллерийского офицера именно на эсминец "Бдительный". Вот и получется странная картина: выходит, одновременно на Балтфлоте служили два мичмана Г.А. Севастьянова, один на "Бдительном", другой на "Инженере-механике Звереве". Причем один Георгий Севастьянов погиб, а другой Георгий Севастьянов продолжил службу у Врангеля?!  Все это как минимум странно и наводит на соображения: либо гибель "Бдительного" была мнимой, а судно с экипажем отправилось в автономное плавание неизвестно куда (что для ноября 1917 года маловероятно), либо судно погибло, но Георгий С. спасся, либо большевики направили к Врангелю своего агента, законспирировав его под видом известного своей антибольшевистской выходкой, но уже погибшего мичмана. Последнее сомнительно, ибо брат Борис служил тогда же там же и мог бы разоблачить самозванца. В известном справочнике Волкова говорится: "Эвакуирован в Турцию, в 1921 член Союза морских офицеров в Константинополе". Но и в Константинополе он не смог бы разминуться с Борисом! Все это очень странно и требует расследования. Но моей квалификации на сие не хватает, вот я и прошу мне помочь. С уважением, А.Н. Севастьянов

 

#2 02.04.2010 09:58:41

Мамай
Контр-адмиралъ
k-admiral
stasik3
ЭМ "Казанец"
Сообщений: 4145




Re: прошу помощи в разысканиях о предке, Севастьянове Георгии Александровиче

Севастьянов написал:

Оригинальное сообщение #212565
мичман речных сил Юга России Севастьянов Георгий был назначен в Черноморский флотский экипаж с зачислением на все виды довольствия по резерву с 1 марта 1920 г

Не надо ничего домысливать и фантазировать. Совершенно очевидно, что это другой Севастьянов.

Севастьянов написал:

Оригинальное сообщение #212565
Вот и получется странная картина: выходит, одновременно на Балтфлоте служили два мичмана Г.А. Севастьянова,

Что ж, и такое бывало. Случались и полные тезки. Но!
В Вашем случае Вы допускаете несколько очевидных "натяжек":
а). 1917 и 1920 гг. это не совсем одновременно. Тем более для эпохи револючции и гражданской войны.
б). Нет никаких оснований числить второго Севастьянова за Балтфлотом.
в). С 28.07.1917 г. погибший на Балтике Севастьянов был лейтенантом, а не мичманом. Другого офицера с фамилией Севастьянов на этот момент в составе русского флота не числилось.

Отредактированно Мамай (02.04.2010 13:02:47)

 

#3 02.04.2010 19:14:30

VVK
Участник форума
Сообщений: 218




Re: прошу помощи в разысканиях о предке, Севастьянове Георгии Александровиче

Мамай написал:

Оригинальное сообщение #212621
Другого офицера с фамилией Севастьянов на этот момент в составе русского флота не числилось.

Навскидку, был еще Владимир Владимирович, погибший в 1919 на "Гаврииле". По 1917 числится еще Севастьянов А.Т. (насколько помнится, механик). Ковалев упоминает, что лейтенант Георгий Севастьянов погиб в октябре 1917 на «Гепарде» ("Рыцари глубин", стр.232)

 

#4 02.04.2010 19:49:33

Россiя
Гость




Re: прошу помощи в разысканиях о предке, Севастьянове Георгии Александровиче

Севастьянов написал:

Оригинальное сообщение #212565
Все это как минимум странно и наводит на соображения: либо гибель "Бдительного" была мнимой, а судно с экипажем отправилось в автономное плавание неизвестно куда (что для ноября 1917 года маловероятно), либо судно погибло, но Георгий С. спасся

Уважаемый Александр, этот вариант Вы можете смело исключить. На "Бдительном" погибли все офицеры, спаслось лишь 10 матросов. "Шлюпок было недостаточно, и все офицеры остались на погибавшем миноносце." (с)

 

#5 02.04.2010 22:01:03

Мамай
Контр-адмиралъ
k-admiral
stasik3
ЭМ "Казанец"
Сообщений: 4145




Re: прошу помощи в разысканиях о предке, Севастьянове Георгии Александровиче

VVK написал:

Оригинальное сообщение #212953
Навскидку, был еще

Виноват, думал об одном, а написал несколько другое. Имелось в виду - с фамилией Севастьянов и инициалами Г.А.
Что касается других Севастьяновых, то в Списке по старшинству ... за 1917 год указаны:
1. Лейтенант С-в Владимир Владимирович (стр. 50).
2. Лейтенант С-в Георгий Александрович (стр. 59)
3. Поковник корпуса морской артиллерии С-в Александр Тимофеевич (стр. 120).

 

#6 07.08.2010 02:34:31

Севастьянов
Гость




Re: прошу помощи в разысканиях о предке, Севастьянове Георгии Александровиче

Уважаемые господа! Я благодарю всех, кто откликнулся на мою просьбу разобраться в семейной истории. Но мне по-прежнему не все осталось ясным. Я был бы признателен, если бы на мои вопросы сочли возможным ответить участники обсуждения.
Вопрос Мамаю:
Если я правильно осведомлен, в 1917 в Российском флоте «мичман» это хоть и первый, но все же офицерский чин, соответствовавший чину поручика армии. Значит, в списке офицеров флота на 1917 г. должен был быть отражен и мичман Г.А. Севастьянов, служивший в том году на «Инженер-механике Звереве» и выкинувший Дыбенко.
Между тем, Вы пишете, что в таковом списке кроме моего двоюродного деда, лейтенанта Г.А. Севастьянова, «другого офицера с фамилией Севастьянов и инициалами Г.А. на этот момент в составе русского флота не числилось». Из дела известно, что тут не просто совпадение инициалов, а реальное совпадение имени-отчества (ЦГАВМФ, ф. р-661, д. 5, лл. 60-65).
Так кто же выкинул Дыбенко со «Зверева»? Тот же Г.А. Севастьянов, который осенью того же года погиб на «Бдительном», куда, повторюсь, он был назначен в 1914 г. именно мичманом, или какой-то другой Г.А. Севастьянов? Оба (если это разные люди), замечу, служили именно на Балтфлоте и именно одновременно, вопреки Вашему замечанию, и, значит, должны были оба быть отражены в упомянутом Вами списке. Но этого нет.
Благодаря Вам я понял, что для начала надо установить идентичность Севастьянова с «Бдительного» и Севастьянова со «Зверева». Но как это сделать? Есть ли возможность по каким-то источникам уточнить историю экипажа «Зверева»? Можно ли найти фотографию офицеров? Я бы опознал брата деда.
Вопрос Сергею:
Вы написали: «На "Бдительном" погибли все офицеры, спаслось лишь 10 матросов. "Шлюпок было недостаточно, и все офицеры остались на погибавшем миноносце"». Не могли бы Вы дать ссылку, указать источник цитаты?
Заранее всем признателен.
Севастьянов Александр Никитич

 

#7 07.08.2010 09:32:58

Мамай
Контр-адмиралъ
k-admiral
stasik3
ЭМ "Казанец"
Сообщений: 4145




Re: прошу помощи в разысканиях о предке, Севастьянове Георгии Александровиче

Севастьянов написал:

Оригинальное сообщение #274642
Из дела известно, что тут не просто совпадение инициалов, а реальное совпадение имени-отчества (ЦГАВМФ, ф. р-661, д. 5, лл. 60-65).

Чудес на свете не бывет. Поэтому, хотелось бы уточнить - Вы лично работали с этим делом или Вы используете ссылку из вторичного источника?

Вот характреистика указанного Вами фонда:

"КРОНШТАДТСКИЙ СОВЕТ РАБОЧИХ И СОЛДАТСКИХ ДЕПУТАТОВ".

Кронштадт. 1917-1921

Ф. р-661, 363 ед.хр., 1917-1922

Высший революционно-демократический орган в Кронштадте. Осуществление всей полноты гражданской и военной власти; организация охраны крепости и общественного порядка в городе. Участие в разгроме корниловского мятежа, формировании отрядов Красной гвардии и организации военного обучения красногвардейцев, в Октябрьском вооруженном восстании в Петрограде, в подавлении белогвардейского мятежа в июне 1919 г. на форту Красная Горка, в разгроме наступления Юденича на Петроград в 1919 г. В фонде содержатся: резолюции, воззвания, обращения и телеграммы Совета о политической обстановке в стране и Петрограде, о заключении Брестского мира. Протоколы заседаний Совета, его исполкома и комиссий; списки депутатов и членов Исполнительного комитета. Материалы: Комиссии по расследованию взрыва на форту Ино (1918 г.), рабочей конференции Кронштадтского порта (май 1918 г.), Чрезвычайной эвакуационной комиссии при Совете (1918-1920 г.г.). Протоколы заседаний, доклады и отчеты о деятельности Кронштадтской комиссии помощи голодающим Поволжья (20-ые г.г.). Письмо матроса 3 роты Кронштадтского флотского полуэкипажа К.Г.Болотова к своему знакомому от 18.08.17 г. об июльских событиях.

Мы Вам привели сведения из официальных документов РИФ по офицерскому составу. Характер документов, собранных в этом фонде, несколько иной. Здесь возможны любые вольности, ошибки, неточности и т.д., и  т.п. Поэтому надо очень внимательно смотреть - что это за документ, из которого Вы привели свои сведения. Теоретически, возможны любые варианты.

 

#8 07.08.2010 11:34:19

Севастьянов
Гость




Re: прошу помощи в разысканиях о предке, Севастьянове Георгии Александровиче

Уважаемый Мамай!
Ссылка дана по изданию: Ф.Ф. Раскольников. Кронштадт и Питер в 1917 году. Издание второе. М., Изд-во политической литературы, 1990.
Севастьянов

 

#9 07.08.2010 12:31:05

Россiя
Гость




Re: прошу помощи в разысканиях о предке, Севастьянове Георгии Александровиче

Приветствую!

Севастьянов написал:

Оригинальное сообщение #274642
"Шлюпок было недостаточно, и все офицеры остались на погибавшем миноносце"

Это "классика" - Граф Г. К. На «Новике». Балтийский флот в войну и революцию. Вместе с присланной Вам справкой из Архива этого, я полагаю, достаточно, чтобы считать офицера миноносца погибшим.
На всякий случай, Пузыревский:

27 ноября 1917 года эскадренный миноносец «Бдительный» около 16 ч проходил в районе острова Одерн ходом 18 уз при видимости 4кб; временами шел снег, дул ветер силою до 3 баллов.
Наткнувшись на ми ну (масса заряда 116 кг), поставленную с германской подводной лодки UC4, миноносец начал тонуть.
Взрывом ему оторвало всю носовую часть до командного мостика. Все находившиеся на мостике, во главе с командиром, погибли.
Кормовая часть продолжала держаться на плаву, что дало возможность части личного состава спустить для спасения моторную шлюпку и идти на ней под веслами, так как мотор ее не работал.
Вторая шлюпка, спущенная на воду, быстро затонула, а следующую спустить не удалось, так как она была закреплена найтовами.
На корме находились начальник дивизиона, инженер-механик и 20 человек команды, но, когда корма стала тонуть, большинство из них спрыгнуло в воду, имея при себе койки.
К 19 ч прибыл для спасения команды, оставшейся в воде, моторный катер «Линда», но ему не удалось спасти кого-либо, так как к этому времени, закоченев в холодной воде, все погибли.
Из личного состава спаслось только 10 человек, пришедших на шлюпке в Ментилуото.
Итоги. Силою взрыва уничтожило всю носовую часть миноносца, кормовая же часть некоторое время держалась на воде. Погибло 85,7% личного состава.

Севастьянов написал:

Оригинальное сообщение #274642
Есть ли возможность по каким-то источникам уточнить историю экипажа «Зверева»? Можно ли найти фотографию офицеров? Я бы опознал брата деда.

За этим Вам также нужно обратиться в Архив.

Удачи в поисках!

 

#10 07.08.2010 13:37:07

Мамай
Контр-адмиралъ
k-admiral
stasik3
ЭМ "Казанец"
Сообщений: 4145




Re: прошу помощи в разысканиях о предке, Севастьянове Георгии Александровиче

Севастьянов написал:

Оригинальное сообщение #274675
Ф.Ф. Раскольников. Кронштадт и Питер в 1917 году.

Т.е. оценить сам первоисточник весьма и весьма затруднительно. Что ж, пока, в качестве рабочей гипотезы, приходится считать, что в этих "революционных" первоисточниках допущены какие-то ошибки или неточности в отношении данного офицера.

 

#11 07.08.2010 15:19:29

Севастьянов
Гость




Re: прошу помощи в разысканиях о предке, Севастьянове Георгии Александровиче

Еще раз всем большое спасибо.
С глубоким уважением,
Севастьянов Александр Никитич

 

#12 30.08.2016 13:51:45

a_sevastianov
Участник форума
Сообщений: 2




Re: прошу помощи в разысканиях о предке, Севастьянове Георгии Александровиче

Я сердечно благодарен всем, кто чем-либо помог мне при подготовке жития моего двоюродного деда Георгия Севастьянова, которое все интересующиеся могут найти здесь: http://sevastianov.ru/dvoryanskiy-rod-s … yanov.html
Равно как жития его брата, моего родного деда Бориса, служившего у Деникина и Врангеля. А также моего прадеда Александра Тимофеевича, также морского офицера.

 

Board footer