Сейчас на борту: 
Алекс,
Алексей Логинов,
Буйный
   [Подробнее...]

Страниц: 1

#1 06.09.2014 14:56:50

Эд
Адмиралъ, лучший исследователь 2009
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10390




Эпизод в Северной войне (1712 г.)

Историки, повествуя о морских сражениях и походах, обычно называют только количество кораблей, реже – кораблей с пушками, еще реже – с учетом калибров и указанием веса залпа и, наконец, совсем редко – с учетом состояния экипажей кораблей. Между тем последнее часто имеет решающее значение для объяснение удачи или неудачи предприятия.
Возьмем следующий эпизод Северной войны на Балтике в 1712 г.

«В августе 1712 г. датские силы на Балтике увеличились. 13-го Гильденлёве правильно – Гюльденлёве) оставил Копенгаген и соединился с Барфодом в бухте Кьёге. Флот состоял теперь из 16 линейных кораблей, 6 фрегатов (включая 3 русских) и несколько мелких единиц После конвоирования транспортов с пушками для русско-польских войск, осаждавших Штральзунд, Гильденлёве получил приказ передать флот под командование Петру I, который лично руководил осадной операцией (кстати, в МИРФ есть отчет, который Гильденлёве прислал Петру). Петр приказал высадить войска на Рюгене, но саксонцы, которые должны были обеспечить необходимые плавсредства, подвели, и план пришлось пересмотреть. Заметив появление шведского флота, Гильденлёве отплыл 26 августа к Борнхольму (русские корабли пошли к Ревелю). 3 сентября Вахтмейстер вывел из Карлскроны 19 линейных кораблей, и следующим утром он обнаружил стоящие между Борнхольмом и шведским побережьем датские корабли. Гильденлёве сразу же отошел к бухте Кьёге, преследуемый противником, и после погони, длившейся весь день, с наступлением темноты приказал бросить якорь между Мэном и Стевном, а Вахтмейстер остановился у Треллеборга (Trelleborg). Шведы захватили у датчан госпитальное судно, а Tomler 52 едва не разделил ту же судьбу, но был спасен своевременной поддержкой других кораблей. 6-го Гильденлёве переместился к Драгэру (Dragor), поставив корабли на якорь так, чтобы отразить возможную атаку на Копенгаген - 8 кораблей поперек Дрогден-канала, но ничего не произошло, и 7 или 8-го шведский флот покинул бухту Кьёге.
Целью выхода в море сил Вахтмейстера из Карлскруны было прикрыть путь от Карлскруны до Померании 9 000 войск графа Стенбока.
8 сентября шведы встретили датский фрегат Heyren 24. Он обогнал Fredrika Amalia 64 и Phoenix 30, но был принужден вступить в бой с Hvita Orn 30  и затонул после 2,5-часового боя.
Теперь датский флот был усилен кораблями из сил Северного моря. Всего у Гильденлёве оказалось 22 линейных корабля и 6 фрегатов.
Противный ветер задержал их в бухте Кьёге до 23 сентября, и было слишком поздно перехватывать шведские войска, которые высадились в Виттове (Wittow) на северном побережье Рюгена. Шведский флот стоял на якоре к северу от Дорнбуша, острова западнее Рюгена, и также был усилен подкреплениями. Он включал теперь 24 корабля и 3 фрегата. 26 сентября датчане появились на северо-западе. Ветер был NO, и они взяли круче к ветру, пока Вахтмейстер снимался с якоря. Гильденлёве стремился перехватить шведские транспорты с припасами для армии Стенбока, а Вахтмейстер старался предотвратить это. Примерно в полночь шведы стали на якорь возле Дорнбуша. На следующее утро вновь вышли с  ветром NW. Ветер сменился на SW, и на рассвете 28-го позиция была следующей: датчане находились западнее Виттова, и поэтому на ветре по отношению к транспортам, тогда как шведов сносило под ветер, и они были на некотором расстоянии к северу.  Это давало Гильденлёве удобный случай.  Он послал 5 фрегатов для атаки транспортов и сформировал из остальных кораблей линию для боя со шведскими линейными кораблями, если в этом была бы необходимость.  Вахтмейстер, со своей стороны, заметил опасность и дал сигнал транспортам укрываться за шведскими кораблями. Некоторые транспорты подчинились сигналу, но другие, чьи капитаны пошли к берегу или нашли другие причины для неисполнения, были уничтожены или взяты датчанами. В сведениях о потерях имеется значительное расхождение источников. Торнквист, цитируя высказывание Стенбока, называет 14 уничтоженных, 9 захваченных и 2 пропавших судна; Бэкстрём говорит о 42 уничтоженных, 15 захваченнных и 40 спасшихся бегством. Датские цифры еще выше: вахтенный журнал с датского флагмана  Elephant оценивает шведские потери в 80 взятых или уничтоженных судов, а, согласно другим отчетам, даже больше. (Спасшиеся бегством транспорты позже почти все погибли в шторм).
Тем временем оба флота, сформировав линии баталии на правом галсе), двигались рядом друг с другом  на NW при  ветре WSW. Датчане были с наветренной стороны, но слегка позади, и Вахтмейстер приказал своему авангарду прибавить парусов, сменить галс и охватить голову вражеской линии. Гильденлёве однако разгадал его намерение и отвернул. Ветер постепенно переходил к SO, так что два флота оказались у германского побережья, и были наконец вынуждены сделать поворот. При этом произошел обмен несколькими залпами между шведским авангардом и датским арьергардом, однако уже темнело, и огонь быстро прекратился.
В течение ночи шведы вновь повернули к гавани, но привели курс к ветру, чтобы  обойти мелководья у Рюгена.  Гильденлёве же решил, что враг все еще близко, и взял курс на бухту Кьёге, так что на следующее утро Вахтмейстер не увидел противника. Он поэтому пошел к Карлскруне, куда и прибыл 1 октября. Датчане простояли в Кьёге-бей до 20 декабря, а затем ушли в Копенгаген на зиму».

Историки критикуют Вахтмейстера за нерешительные и беззубые действия.  Между тем Вахтмейстер, опытнейший флотоводец, бывший главкомом шведского флота с 1678 г. и имевший 8 младших флагманов, многие из которых, а также и капитаны кораблей, участвовавали в 9-летней войне 1689-97 гг. (кто на стороне англичан и голландцев, кто на стороне датчан) и имели военный опыт, при том, что в шведском флоте были их лучшие и сильнейшие шведские корабли, несомненно, превосходил любителя-дилетанта графа Гильденлёве, брата датского короля, похоже, не имевшего опытных советников.

Шведские 24 ЛК и 3 ФР эскадры Вахтмейстера по штату должны были иметь, не считая обер- и унтер-офицеров, 9630 матросов и 1500 солдат. Но моряков не хватало, разразившаяся эпидемия в Карскруне заметно сократило их число, так что пришлось посадить на эскадру 3316 солдат 4-х полков. Солдаты составили треть экипажей. Флот, вышедший в море 3 сентября, вернулся 1 октября, менее, чем через месяц.
Вскоре интендант Карлскруны представил отчет о стоянии экипажей эскадры. Здоровых налицо было 4245 матросов и 2028 солдат. Больных на борту соответственно – 870 и 412, больных на берегу и в госпиталях – 757 и 829, умерших – 589 и 400. Таким образом на 6273 здоровых было 4857 больных и умерших. Кроме того, заболевших и умерших было 152 обер- и унтер-офицеров.  Зараза из Карлскруны перекинулась на корабли, среди экипажей которых разразилась эпидемия. Это и парализовало действия шведского флота.
Флагман Вахтмейстера Конунг Карл 110 имел 489 здоровых матросов и солдат и 359 больных и умерших, 92-пушечный Энигхетен – 358 и 372 соответственно.

#2 07.09.2014 11:49:30

rummer59
Мичманъ
michman
Сообщений: 6419




Re: Эпизод в Северной войне (1712 г.)

Эд написал:

Оригинальное сообщение #868622
эпидемия в Карскруне

Что за эпидемия, не подсажите?

#3 07.09.2014 12:00:58

Эд
Адмиралъ, лучший исследователь 2009
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10390




Re: Эпизод в Северной войне (1712 г.)

rummer59 написал:

Оригинальное сообщение #868974
Что за эпидемия, не подсажите?

Конкретно источники этого не говоря, но обычно моряки, в т.ч. шведы, нередко страдали скорбутом, лихорадкой, тифом, кровавые поносы - низкое качество провианта, умирали и корабельные собаки - та же еда..

#4 08.09.2014 12:47:39

rummer59
Мичманъ
michman
Сообщений: 6419




Re: Эпизод в Северной войне (1712 г.)

Букет! Да, морским служителям тех времен былинных не позавидуешь! И труд тяжелый, и провиант некачественный, и отношение зачастую как к рабам.

#5 20.09.2014 16:38:47

Gromoboy1
Гость




Re: Эпизод в Северной войне (1712 г.)

rummer59 написал:

Оригинальное сообщение #868974
Что за эпидемия, не подсажите?

Чума. Она началась в 1710 г. в Прибалтике (см осаду Риги), осенью того же года пришла в Финляндию, а весной 1711 - в Швецию. Но собственно чумы на судах Вахтмейстера не было, основными проблемами были низкое качество и нехватка провианта. Из-за недостатка средств в флотской казне перед выходом эскадры в море не смогли в необходимом объеме закупить качественный провиант

#6 25.10.2014 13:48:48

ШилькаГрубый
Гость




Re: Эпизод в Северной войне (1712 г.)

Gromoboy1 написал:

Оригинальное сообщение #873147
Из-за недостатка средств в флотской казне перед выходом эскадры в море не смогли в необходимом объеме закупить качественный провиант

Зато кто-то себе особнячок построил с видом на море.Всегда и везде одно и тоже.

#7 25.10.2014 14:53:36

Игнат
Мичманъ
michman
Откуда: М. О./Тамбов
Обьедененный флот "Адзума"
Сообщений: 8539




Re: Эпизод в Северной войне (1712 г.)

ну да - в то уже время провиант по железной дороге в вагонах холодильниках достатавляли. по первому звонку из адмиралтейства.
чума тоже не помеха путям сообщения.

как вариант)) - из-за чумы свернулось и сельское хозяйство и перемещение продуктов. в чумной город ехать - "нафиг надо".
на то что имелось - цены поднялись. Адмиралы могли резонно считать что лучше доесть имеющиеся продукты чем рисковать занести чуму с вновь закуплеными (микробиология и медицина тогда еще внятного ответа о чуме не давали).

ШилькаГрубый написал:

#882705
Зато кто-то себе особнячок построил с видом на море.Всегда и везде одно и тоже.

а кто вам построить мешает??

Отредактированно Игнат (25.10.2014 14:54:22)


самый лучший "Громобой" -это" Пересвет"

#8 25.10.2014 23:38:39

Gromoboy1
Гость




Re: Эпизод в Северной войне (1712 г.)

Шведская экономика и финансы к 1712 прибывали в глубочайшем кризисе: долгая война, потеря русской торговли и налогов с прибалтийских провинций и т.д. и т.п. Основным приоритетом было финансирование армии, но даже на нее денег не хватало. Флот финансировался по остаточному принципу, хотя, конечно, не обошлось и без "домиков с видом на море". Как раз в 1712 за финансовые злоупотребления был отстранен от службы 3-й человек во флотской иерархии (после Ганса Вахтмейстера и Класа Спарре) - адмирал Эрик Сьеблад (Sjoblad), который командовал гетеборгской ВМБ и эскадрой.

Пока Вахтмейстер был жив, никто в дела флота не лез, но после его смерти сначала Королевский Совет попытался разобраться во флотских финансах, назначив в 1714 контролером г-л Мейрфельда. А затем Карл 12, которому в Бендерах было скучно, назначил в 1715 новым контролером г-л Ганса Ливена. Причем, не то чтобы Мейрфельд не справился, просто когда Ливен приехал в Бендеры и начал рассказывать Карлу о положении дел в стране, в т.ч. и на флоте, то тот (видимо не зная о решении Совета) тут же назначил Ливена новым главой флотской администрации

Страниц: 1


Board footer