Сейчас на борту: 
Аскольд
   [Подробнее...]

Страниц: 1 … 12 13 14 15

#326 14.12.2022 19:24:27

STEFAN
Участник форума
Откуда: Ростов-на-Дону
прам "Близко не подходи!"
Сообщений: 1299




Re: Северная война на море между Швецией и Россией в 1700-1713 гг.

Аскольд написал:

#1563019
Может это взаимосвязано с осташковками (осташковскими стругами) - речными судами? Конструкцией или местом строительства?

Нет, вероятно. Есть у меня чертеж осташковки - конструктивно речной малый прам.


Знаю - не все мне рады,
Но в сердце моем нет страха.
Мне достаточно тех, кто рядом,
Остальные - идите на ...

#327 14.12.2022 20:14:33

STEFAN
Участник форума
Откуда: Ростов-на-Дону
прам "Близко не подходи!"
Сообщений: 1299




Re: Северная война на море между Швецией и Россией в 1700-1713 гг.

Эд написал:

#1562993
Одно из значений слова "осташков" - остаток. Возможно, эти шнявы строились из оставшихся судостроительных материалов ("остатков"). Мелочь, оставшаяся после постройки больших кораблей.

Эд написал:

#1563048
в любом случае это связано с материалом постройки. То ли остатки, то ли доставленные из Осташкова (Тверской губернии?).

Сам думал, что что-то связанное с "остатками". Но как-то не сходится.
Шнявы "Копорье" (1-я Осташковская) и "Ямбург" (2-я Осташковская), как и все остальные типа "Мункер" строились в одном месте - на Олонецкой верфи. Причем, заложили их едва ли не самыми первыми - 15 октября 1703 г., вряд ли могла идти речь об "остатках" материалов от фрегатов, которые тоже только заложили.  Объединяет их то, что строил их один мастер - В. Снельгроув. (Все были примерно одной конструкции и размера. Это если полностью верить Веселаго. Хотя, верны ли его данные?). Полностью готовы были в первой пятерке шняв, вместе с "Мункер", "Дегас" и "Сант-Яким" (как ее только не коверкали, вероятно проще - "Св. Яков". Оставшаяся пятерка "доводилась" уже спустя год, в 1705 г. - это "Снук", "Лукс", "Фалк", "Феникс" и "Роза". По крайней мере, две из них были трехмачтовыми - "Св. Яков" и "Фалк", а "Мункер", кажется получила бизань-мачту позже...
К 1710 году осталось 9 шняв этой серии - "Дефалк" захватили шведы. Что же касается "Копорья" и "Ямбурга", по отзыву Крюйса, они оставались самыми крепкими (возможно, мастер оказался самым добросовестным, или, в качестве бреда, материалы самые лучшие.).
Но это не все. Крюйс называл еще два брандера "Бевер" и "Эгель" - осташковскими шнявами, причем оба были хорошего качества. Другие два брандера ("Дефлам" и "Крокодил") - не годились для "крейсования", вероятно из-за не самой лучшей конструкции (тихоходны?). Эти брандеры, кажется, тоже шнявы, построенные на Селицком Рядку в 1705 г. (меньшего размера чем олонецкие).
Но была еще одна шнява - Осташковская (Асташковская), причем, в некоторых документах это звучит как собственное название - "Осташков". В 1710 г. ею командовали поручики Фока Крамер, а потом С.К.Фалк. Похоже, (если верить Чернышеву) что это шнява "Адлер" (Селицкий рядок), однотипная "Крокодилу".
В общем, много там заморочек с этими шнявами.

Отредактированно STEFAN (14.12.2022 20:16:43)


Знаю - не все мне рады,
Но в сердце моем нет страха.
Мне достаточно тех, кто рядом,
Остальные - идите на ...

#328 26.02.2023 19:10:39

Буйный
Капитанъ II ранга
k2r
Откуда: Норильск
Камбуз кок
Сообщений: 3359




Вебсайт

Re: Северная война на море между Швецией и Россией в 1700-1713 гг.

1

Возник вопрос по "Осударевой дороге": доставка фрегатов "Курьер" и "Святой Дух" от беломорской пристани Нюхча волоком на полозьях по «Осударевой дороге» в Повенец, а от него в Онежское озеро и по реке Свирь в Ладожское озеро - это миф или реальное событие?


С уважением.

#329 26.02.2023 19:29:28

STEFAN
Участник форума
Откуда: Ростов-на-Дону
прам "Близко не подходи!"
Сообщений: 1299




Re: Северная война на море между Швецией и Россией в 1700-1713 гг.

Буйный написал:

#1570244
доставка фрегатов "Курьер" и "Святой Дух"

Думаю, что все-таки "фрегатов". А, кстати, куда они потом делись? Что-то в 1704 - 05 гг. про них не слышно.


Знаю - не все мне рады,
Но в сердце моем нет страха.
Мне достаточно тех, кто рядом,
Остальные - идите на ...

#330 27.02.2023 10:51:40

А.Иванов
Участник форума
Сообщений: 929




Re: Северная война на море между Швецией и Россией в 1700-1713 гг.

4

Последняя тенденция в этом вопросе такая:
1. Волок судов в 1702 г. был, это подтверждается различными источниками. Был и повторный волок в 1703 г., который тоже подтверждается.
2. "Курьер" и "Св.Дух" остались на Севере, их не волокли. Первый, кто запустил эту мысль, что волокли в 1702 г. именно "малые фрегаты" "Курьер" и "Св.Дух", был А.С.Кротков (1896) - он посчитал, что их размеры, которые известны, не слишком велики, поэтому они и представляют собой перетащенные по волоку суда. Сейчас найдены документы, показывающие, что оба судна остались на Севере.
3. Идентификация модели в ЦВММ в качестве "Курьера" оказалась не верной, это модель пакетбота "Курьер" 1733 г.
4. Какие суда тащили? - две небольшие 1-мачтовые яхты в 1702 г., и два буера в 1703 г. Яхты (или что иное, но чаще прозываются "яхты") видны на гравюре о взятии Нотебурга. Они же, скорее всего, показаны на гравюре обороны Кроншлота. Их размеры и что собой представляли - вопрос еще открытый. П.А.Кротов осторожно предполагает, что одно имело длину 40 футов, другое 30 футов - такие размеры сообщает сержант Щепотев о неких судах, которые готовил для Петра I и Головина, возможно позже они были оборудованы под брандеры. В 1703 г. тащили два буера, привезенные через Архангельск из Голландии.

#331 27.02.2023 19:35:26

STEFAN
Участник форума
Откуда: Ростов-на-Дону
прам "Близко не подходи!"
Сообщений: 1299




Re: Северная война на море между Швецией и Россией в 1700-1713 гг.

А.Иванов написал:

#1570295
Какие суда тащили? - две небольшие 1-мачтовые яхты в 1702 г., и два буера в 1703 г.

Весьма вероятно.

А.Иванов написал:

#1570295
одно имело длину 40 футов, другое 30 футов - такие размеры сообщает сержант Щепотев о неких судах, которые готовил для Петра I и Головина, возможно позже они были оборудованы под брандеры.

Интересная информация. "Маленькие брандеры"?

А.Иванов написал:

#1570295
Они же, скорее всего, показаны на гравюре обороны Кроншлота.

НЕ факт. Я считаю, что это не они. (Сама гравюра - не фотоснимок, многие суда изображены, скажем так, не совсем корректно. Например, бригантины - могли ли иметь одну переднюю мачту, да еще и наклоненную вперёд?)


Знаю - не все мне рады,
Но в сердце моем нет страха.
Мне достаточно тех, кто рядом,
Остальные - идите на ...

#332 28.02.2023 14:16:41

А.Иванов
Участник форума
Сообщений: 929




Re: Северная война на море между Швецией и Россией в 1700-1713 гг.

Сложно сказать, могли или не могли. Практической информации буквально крупицы.
Гравюра же создавалась по заказу Крюйса и многое на ней отображено достаточно точно. Определенной стилизации при этом избежать, конечно, не удалось, но она не критична. Во всяком случае, в найденном наконец исходном чертеже "русской бригантины" с модели Меншикова оказалось, что единственная мачта имело устройство для ее завала как на буере. Кто бы мог подумать?! Так что, и временное срубание маистры на бригантине исключать нельзя, не такой уж величины эти "лодки", чтобы делать тяжелый стационарный рангоут.

#333 28.02.2023 19:20:08

STEFAN
Участник форума
Откуда: Ростов-на-Дону
прам "Близко не подходи!"
Сообщений: 1299




Re: Северная война на море между Швецией и Россией в 1700-1713 гг.

А.Иванов написал:

#1570441
Гравюра же создавалась по заказу Крюйса и многое на ней отображено достаточно точно. Определенной стилизации при этом избежать, конечно, не удалось, но она не критична. Во всяком случае, в найденном наконец исходном чертеже "русской бригантины" с модели Меншикова оказалось, что единственная мачта имело устройство для ее завала как на буере. Кто бы мог подумать?! Так что, и временное срубание маистры на бригантине исключать нельзя, не такой уж величины эти "лодки", чтобы делать тяжелый стационарный рангоут.

Сегодня на работе посмотрел я на эту гравюру свежим взглядом. Кроме бригантин (что мелочь, конечно), по одной передней мачте имеют и большие галеры. %) Впрочем, может быть, в условиях "стояния" у Котлина так было надо...
Впрочем, есть и другие непонятки. По шведам - вроде все неплохо. Даже пара краеров (а это именно краеры!) как из документов следует, изображены. Странная двухдечная посудина перед главной линией эскадры - всего две мачты? Двухдечный прам?
Спереди и сзади - явно бомбардирские галиоты (?), одномачтовые, типа трофейного "Гедана" (может быть стилизация?). А самое занятное - наши две посудины (в тылу флота) это абсолютная копия шведских бомбардиров, отличаются лишь флагами.
Может быть, это два наших бомбардирских судна? Почему за спинами других прячутся? К тому же они должны отличаться один от другого... Транспортные "буеры" или шмаки - кто знает?
И, наконец, что за половинка 3-мачтовой посудины рядом? Пришедший после "Ивангород" или транспортный флейт? (На последнее намекает форма кормы).

Отредактированно STEFAN (28.02.2023 19:21:02)


Знаю - не все мне рады,
Но в сердце моем нет страха.
Мне достаточно тех, кто рядом,
Остальные - идите на ...

#334 28.02.2023 23:24:15

Titanic
Капитанъ I ранга
k1r
Откуда: Петрозаводск
RMS Titanic
Сообщений: 3848




Re: Северная война на море между Швецией и Россией в 1700-1713 гг.

Буйный написал:

#1570244
это миф или реальное событие?

Событие, скорее всего, реальное - у нас даже на местности можно ее отследить до сих пор. Правда не везде. А вот фрегаты ли это были - вряд ли. Скорее всего, посудины куда меньшего класса. Какие-нибудь большие вооруженные лодки, номенклатура которых тогда была огромна (может и "малые фрегаты" были) - ну как позднейшая "канонерская лодка": не лодка же это в прямом смысле слова. :)

#335 01.03.2023 19:11:21

STEFAN
Участник форума
Откуда: Ростов-на-Дону
прам "Близко не подходи!"
Сообщений: 1299




Re: Северная война на море между Швецией и Россией в 1700-1713 гг.

1

Titanic написал:

#1570525
А вот фрегаты ли это были - вряд ли. Скорее всего, посудины куда меньшего класса.

А.Иванов написал:

#1570295
"Курьер" и "Св.Дух" остались на Севере, их не волокли.

А.Иванов написал:

#1570295
их размеры, которые известны, не слишком велики

Размеры, которые у Веселаго - 70 - 18 - 9 фут. ? А они точны?
На Севере они еще долго просуществовали?


Знаю - не все мне рады,
Но в сердце моем нет страха.
Мне достаточно тех, кто рядом,
Остальные - идите на ...

#336 01.03.2023 19:17:57

STEFAN
Участник форума
Откуда: Ростов-на-Дону
прам "Близко не подходи!"
Сообщений: 1299




Re: Северная война на море между Швецией и Россией в 1700-1713 гг.

А.Иванов написал:

#1570295
П.А.Кротов осторожно предполагает, что одно имело длину 40 футов, другое 30 футов

Даже для яхт - маловато. И вообще, какой смысл эти малютки уродоваться и тащить волоком десятки верст? Крупные пушки на них не поставишь, шведские суда флотилии Нумерса задавят и количеством и качеством. Не проще ли сколотить дюжину крупных стругов, вооружить их 6 или 12-фнт. пушками, посадить на них солдат и - вперёд! ...?


Знаю - не все мне рады,
Но в сердце моем нет страха.
Мне достаточно тех, кто рядом,
Остальные - идите на ...

#337 01.03.2023 22:55:01

Юрген
Капитанъ I ранга
k1r
Откуда: С-Петербург
Сообщений: 9794




Re: Северная война на море между Швецией и Россией в 1700-1713 гг.

STEFAN написал:

#1570245
Думаю, что все-таки "фрегатов". А, кстати, куда они потом делись?

У Кротова я нашел другое - Кротов П.А. Рождение Балтийского военно-морского флота // Вопросы истории. 1991. № 11. С. 209-213.
"16 мая 1703 года, когда была заложена Петропавловская крепость. В те дни на Неве стояла русская флотилия из  небольших судов. Рядом с яхтами «Св. дух» и «Курьер», прибывшими вместе с Петром из Архангельска и захваченными у шведов в устье Невы 7 мая 1703 года шнявой «Астрид» и ботом «Гедан», стояли малые фрегаты «Фан Сас 1-й» и «Фан Сас 2-й», построенные на Сясьской судоверфи. Появление последних здесь произошло благодаря указанию Петра, сделанному полутора годами ранее, когда он направил письмо Ивану Татищеву следующего содержания: «Ты, Иван, нынче же, без мешкоты поезжай к Ладоге, на речку Сясь, пройди от верховья до устья. Сыщи, где поудобней место для верфи корабельной. Тут же с воеводой имайте людишек, плотников и кузнецов по уездам, лес вали, руби верфь. По весне заложишь полдюжины кораблей. Указ о том получите днями…». Указ о строительстве Сясьской судоверфи последовал 22 января 1702 года. В дополнение к первым построенным фрегатам, весной 1703 года на Сяси стали строить ещё 6 шмаков, 1 флейт и 2 буера."

Что интересно есть данные о двух фрегатах с таким же названием, но малыми их пр всем желании не назовешь.
В 1702 г. Петр I в третий раз посетил Архангельск. Отношения со Швецией были тогда напряженные, можно было ожидать нападения их военных судов на Архангельск. На своей верфи Баженины приготовляли к спуску два фрегата «Курьер» и «Св. Дух». Они были опущены в присутствии Петра I. Довольный постройкой судов, Петр I наградил Осипа Баженина званием корабельного мастера и подарил ему свой портрет, вырезанный собственными руками на кизиле. Любопытны размеры и вооружение двух кораблей Бажениных, данные о которых сохранились полностью. «Они были длиной 127, шириной 35 и глубиной в воде назади 15 фут. и 10 дюйм. Исподний край окон нижних пушечных от палубы - 2 ф, 5 д. Высота меж палуб на мидельшпангоуте 7 ф., палуба от воды на мидельшпангоуте - 3 ф., борты на мидельшпангоуте 4 ф. 5 д., флаг - 11 ф. Число орудий в исподней (нижней! палубе имелось по 12 на стороне, а на верхней - по 11. На фардеке - по 4 на стороне, всего число пушек на каждом корабле полагалось 54». Корабли эти велено было «строить с круглыми кормами, а не плоскими... корабли были тяжелые...». В нижних деках стояла 24-фунтовая артиллерия, в верхних - 18-фунтовая. Над верхними деками были ещё полудеки (галф-деки), простиравшиеся от кормы до грот-мачты, и фор-кастели, занимавшие носовую часть. Те и другие с 6-фунтовыми пушками. Фор-кастель и галф-дек соединялись настилками по бортам (шкафуты). На половине галф-деки от кормы ещё возвышался юг. Высокую корму снаружи обнимали галлереи, изукрашенные разными украшениями, и над ними три огромных фонаря; массивные, далеко вышедшие вперёд щеки, были украшены статуями. Под бушпритами-блинда-реи. На оконечностях бушпритов-марсы и вертикально стоящие углегари с бом-блиндами. На задних мачтах по направлению штагов-бизань-реи; марсы круглые, на мачтах вместо бугелей - найтовы; в помощь вантам крестообразно взятые тали (шхеры); на ноках реев-шхентеля с заложенными талями; на штаках стаксели, все паруса пузато закрепленные; повсюду множество блоков, талей и шхентелей. Каюты отделывались богато-красками и золотом. В ночное время каюты освещались лампадами. Каждый корабль имел медную трубу «что на кораблях говорят» (рупор) и 20 морских фонарей. Имелись каютная и кухонная посуда и столовое белье.
Как-то не верится, что этих монстров можно было волоком тащить. Что-то не ладно "в Датс э-э-эрусском королевстве" с учетом.

#338 02.03.2023 10:29:37

А.Иванов
Участник форума
Сообщений: 929




Re: Северная война на море между Швецией и Россией в 1700-1713 гг.

STEFAN написал:

#1570644
какой смысл эти малютки уродоваться и тащить волоком десятки верст

Это нужно у Петра спрашивать. Задача историка выявить факт и более-менее сносно объяснить его причины. Искать ошибки у "фигурантов" и "советовать" им вослед событиям - это уже журналистика, но никак не история. ИМХО.

Юрген написал:

#1570678
У Кротова я нашел другое - Кротов П.А. Рождение Балтийского военно-морского флота // Вопросы истории. 1991. № 11. С. 209-213.

История и историк - вещи не постоянные, находятся в развитии. Живого историка лучше просматривать по последним работам, т.к. в ранних у него может не быть всей полноты фактологии. Рекомендую найти "Российский флот на Балтике при Петре Великом", 2017 г. издания.

Юрген написал:

#1570678
Что интересно есть данные о двух фрегатах с таким же названием, но малыми их пр всем желании не назовешь.

Не понятно, откуда сей пассаж взят. Размеры малых архангельских фрегатов, которые публиковал Веселаго, подтверждаются документами.

#339 02.03.2023 19:22:23

STEFAN
Участник форума
Откуда: Ростов-на-Дону
прам "Близко не подходи!"
Сообщений: 1299




Re: Северная война на море между Швецией и Россией в 1700-1713 гг.

Юрген написал:

#1570678
«Они были длиной 127, шириной 35 и глубиной в воде назади 15 фут. и 10 дюйм. Исподний край окон нижних пушечных от палубы - 2 ф, 5 д. Высота меж палуб на мидельшпангоуте 7 ф., палуба от воды на мидельшпангоуте - 3 ф., борты на мидельшпангоуте 4 ф. 5 д., флаг - 11 ф. Число орудий в исподней (нижней! палубе имелось по 12 на стороне, а на верхней - по 11. На фардеке - по 4 на стороне, всего число пушек на каждом корабле полагалось 54». Корабли эти велено было «строить с круглыми кормами, а не плоскими... корабли были тяжелые...». В нижних деках стояла 24-фунтовая артиллерия, в верхних - 18-фунтовая.

Ну это ерунда какая-то. Размеры линейных кораблей (соответствуют "Риге" и "Архангелам" строения Геренсов), вооружение - даже более мощное. В 1702 году таких не было и в проектах.

Юрген написал:

#1570678
когда он направил письмо Ивану Татищеву следующего содержания: «Ты, Иван, нынче же, без мешкоты поезжай к Ладоге, на речку Сясь, пройди от верховья до устья. Сыщи, где поудобней место для верфи корабельной. Тут же с воеводой имайте людишек, плотников и кузнецов по уездам, лес вали, руби верфь. По весне заложишь полдюжины кораблей. Указ о том получите днями…». Указ о строительстве Сясьской судоверфи последовал 22 января 1702 года.

Как-то сомнительно звучит. А про речку Паша где? Ссылочку бы на документ...

А.Иванов написал:

#1570705
Это нужно у Петра спрашивать. Задача историка выявить факт и более-менее сносно объяснить его причины.

Пока с фактами то все не так однозначно. С одной стороны - за 12 дней протащить 160 вёрст по пересеченной местности два кораблика, пусть даже буеры или маленькие яхты, кажется вообще нереально. С другой - толпа русских мужиков, с помощью канатов, лямок, и т.д., под светлым взором царя-батюшки, а также при помощи какой-то матери, могли и два полноценных фрегата на руках принести...


Знаю - не все мне рады,
Но в сердце моем нет страха.
Мне достаточно тех, кто рядом,
Остальные - идите на ...

#340 02.03.2023 19:43:04

STEFAN
Участник форума
Откуда: Ростов-на-Дону
прам "Близко не подходи!"
Сообщений: 1299




Re: Северная война на море между Швецией и Россией в 1700-1713 гг.

Titanic написал:

#1570525
Событие, скорее всего, реальное - у нас даже на местности можно ее отследить до сих пор.

Обратимся к документам. Два новых фрегата или яхты (в описанное время эти термины были весьма расплывчаты) были спущены 5 июня 1702 г. Поход из Архангельска к Ладоге начался 5 августа. В составе флотилии было 13 судов – по версии упоминавшегося Кроткова – 2 новопостроенных «фрегата», отнятые у шведов в прошлом году суда (их, насколько помню, было тоже 2), плюс нанятые помесячно иностранные корабли. По Журналу Петра – «на 6 нанятых Голландских и Аглицких судах». Т. е. – 10 судов. Получается, что было еще три каких-то неизвестных судна. Вот что это были за суда – вопрос? Яхты? 
А не могли, случайно тащить на Ладогу шведские трофейные суденышки? Они вроде бы были совсем небольшими? (Как-то попадалась версия, что размеры одного примерно 60 × 17 фут., а другое и поменьше). Что известно о них?

А.Иванов написал:

#1570295
"Курьер" и "Св.Дух" остались на Севере, их не волокли.

Вероятно что так. Но возможно и такое: их волокли, на Балтике они долго не прослужили (были разломаны, переделаны в брандеры, переименованы), а на Севере построили два новых фрегата и назвали их "Св. Дух" и "Курьер". Может быть с указанными Веселаго размерами, а те, которых волокли - были меньше.
30 и 40 футов - это, вполне возможно буеры, которые волокли в следующем году. Размеры, кстати, под буеры подходят более чем...


Знаю - не все мне рады,
Но в сердце моем нет страха.
Мне достаточно тех, кто рядом,
Остальные - идите на ...

#341 02.03.2023 20:08:30

STEFAN
Участник форума
Откуда: Ростов-на-Дону
прам "Близко не подходи!"
Сообщений: 1299




Re: Северная война на море между Швецией и Россией в 1700-1713 гг.

Юрген написал:

#1570678
малые фрегаты «Фан Сас 1-й» и «Фан Сас 2-й», построенные на Сясьской судоверфи.

А вот эта тема реально интересная. По мне - поинтересней волочения посудин по болотам.
По «сясьским» фрегатам много непонятного.
16 февраля 1702 г. был дан указ Петра о постройке 6-ти «кораблей» или фрегатов на р. Сяси (или Паше) для противодействия шведской флотилии на Ладоге. Фрегаты должны были нести 18 3-фнт. пушек.
Строил голландец Воутер Воутерсон. Про него, кстати, мало сведений сохранилось. Нанялся на русскую службу летом 1700 г. будучи корабельным подмастерьем, но, кажется, быстро стал мастером с годовым жалованьем 105 руб. 20 алтын – не так уж и много (для сравнения: у Выбе Геренса – 194 рубля, Осипа Ная – 730 рублей, Р. Козенца – 1060 рублей).
Воутерсон начал строить на Сяси два фрегата с начала мая, причем, строились они, из тёсаного (а не из пиленого) леса, что противоречило распоряжению самого царя, но, вероятно это делалось для скорости (а может местные работяги лучше топором, чем пилой работали). Еще на два фрегата был заготовлен лес, а на остальные два «лес не тесан». Спустили первенцев, кажется, в середине лета. Воутерсон не особо спешил с постройкой остальных четырех фрегатов, (сослался на свою неопытность в качестве самостоятельного мастера и нехватку плотников и вообще – лучше посмотрим, каковы первые получатся, а потом поглядим что за гэ я наваял), а дословно «пока не достроются те зачатые первые и на воду спущены будут другие 2 корабля» за остальные он не возьмется. В общем, товарищ перестраховался и гнул свою линию, даже несмотря на приказ царя от 25 июня «все шесть фрегатов делать с великим поспешением». И в итоге: от постройки двух фрегатов вообще отказались, пустив оставшиеся заготовленные леса на шмаки и флейт (будущий «Патриарх»).
Первые два фрегата весной 1703 г. были на воде, в высокой степени готовности («только не резаны для того что мастера нет»), отделывались и оснащались. Остальные два – находились еще в средней степени постройки и она затянулась. Первый из фрегатов осенью 1703 г. был переведен с Сяси к Олонецкой верфи и поставлен на зимовку у р. Свирь. Второй задержался до следующего года. В 1705 г. «Сясьские» 2 фрегата якобы переделали в 4-пуш. брандеры «Этна» и «Везувий».
В разной литературе пишут, что это было сделано потому, что «построенные из тесаного (сырого) леса фрегаты оказались немореходны, плохо слушались руля и т. д. (Странно – строенные из тесаного леса кочи и карбасы вполне неплохо бороздили Северный Ледовитый океан и другие моря).
Теперь по непоняткам.
1.    Маленькие они. (у разных авторов цифры 19,8 × 5,7 × 2,6 м., т е. примерно 60 × 19 × 8,5 футов). Даже меньше шняв. А шнявы, кстати, несли меньшее число таких же 3-фнт. пушек, т. е. «сясьские» должны были их превосходить хотя бы по длине. Откуда вообще взяты эти размеры? Ни одной ссылки на первоисточник я не встречал.
2.    По логике, остальные два фрегата, построенные Воутерсоном в 1702 – 1704 гг., должны быть такими же малыми, как и первые, но они («Михаил Архангел» и «Иван-город»), наоборот, отличались большими размерениями (94 × 24,5 × 11,5 футов), по всем параметрам по сравнению даже с олонецкими фрегатами типа «Кроншлот». И, кстати, качество их постройки было лучше – по отзывам Крюйса, они входили в четверку лучших кораблей флота. К 1710 г. оба фрегата были в еще достаточно приличном состоянии, в отличие от полусгнивших остальных, в том числе и знаменитого «Штандарта» (кажется сгнил раньше всех), которому продлила жизнь лишь тимберовка в 1709-11 гг.
Получается противоречие:  первая пара фрегатов – маленькие и ветхие, вторая – крупней остальных и наиболее качественно построены (хотя, вероятно, тоже из тесаного леса). И это при том, что всех делал один и тот же мастер. Стоит вспомнить и флейт «Патриарх», который тоже прослужил (по меркам петровского флота) довольно долго.
Строились по разным проектам и чертежам? Или первоначальный проект пересмотрели и изменили? (Ну, более сильную и многочисленную артиллерию поставили.) Почему не одинаковые с олонецкими? Кто автор проекта?
И еще вопрос – сохранился ли документ, доказывающий дословно, что именно два «сясьских» фрегата обратили в брандеры? А то, может быть, «Этна» и «Везувий» - это и есть те самые малые фрегаты, притащенные с Белого моря?


Знаю - не все мне рады,
Но в сердце моем нет страха.
Мне достаточно тех, кто рядом,
Остальные - идите на ...

#342 03.03.2023 12:08:40

А.Иванов
Участник форума
Сообщений: 929




Re: Северная война на море между Швецией и Россией в 1700-1713 гг.

STEFAN написал:

#1570643
Размеры, которые у Веселаго - 70 - 18 - 9 фут. ? А они точны?
На Севере они еще долго просуществовали?

В чем причина сомнений? Об этих судах написано довольно много...

STEFAN написал:

#1570762
Пока с фактами то все не так однозначно. С одной стороны - за 12 дней протащить 160 вёрст по пересеченной местности два кораблика, пусть даже буеры или маленькие яхты, кажется вообще нереально. С другой - толпа русских мужиков, с помощью канатов, лямок, и т.д., под светлым взором царя-батюшки, а также при помощи какой-то матери, могли и два полноценных фрегата на руках принести...

Неизвестно Вам не то же самое, что неизвестно вообще. Количество задействованных сил и средств давно уже расписано, методика известна, традиционность способа - волок, - доказана на фактах, даже "потери" в силах-средствах рассмотрены. Что Вы подвергаете сомнению, совсем не понятно...

STEFAN написал:

#1570765
А не могли, случайно тащить на Ладогу шведские трофейные суденышки? Они вроде бы были совсем небольшими? (Как-то попадалась версия, что размеры одного примерно 60 × 17 фут., а другое и поменьше). Что известно о них?

Не моглаи, т.к. позже они упоминаются в организации обороны в Архангельске - см. Беспятых... Тревожные года Архангельска, сборник документов.

STEFAN написал:

#1570765
Но возможно и такое: их волокли, на Балтике они долго не прослужили (были разломаны, переделаны в брандеры, переименованы), а на Севере построили два новых фрегата и назвали их "Св. Дух" и "Курьер". Может быть с указанными Веселаго размерами, а те, которых волокли - были меньше.
30 и 40 футов - это, вполне возможно буеры, которые волокли в следующем году. Размеры, кстати, под буеры подходят более чем...

Вопрос разбирался, см. последнюю книжку Кротова...

STEFAN написал:

#1570772
Строил голландец Воутер Воутерсон.

Полное имя Воутер Воутерсон тер Клок (с голландского "сон" или "зон" - сын, т.е. Владимир Владимирович тер Клок). Иногда, поэтому, коверкано называемый Володимер Володимеров, а также, Володимер Теркулов и т.п.

STEFAN написал:

#1570772
1.    Маленькие они. (у разных авторов цифры 19,8 × 5,7 × 2,6 м., т е. примерно 60 × 19 × 8,5 футов). Даже меньше шняв. А шнявы, кстати, несли меньшее число таких же 3-фнт. пушек, т. е. «сясьские» должны были их превосходить хотя бы по длине. Откуда вообще взяты эти размеры? Ни одной ссылки на первоисточник я не встречал.

Размеры, как пишет Кротов, установлены в 1994 г. - 70 х 20 х 9 голландских футов. (РГАДА. Ф.141.Оп.1702 г. Д.26.Л.43 об.) Вы это хотели узнать? В книге Кротова есть и фотокопия этой записи, полюбопытствуйте.

STEFAN написал:

#1570772
2.    По логике, остальные два фрегата, построенные Воутерсоном в 1702 – 1704 гг., должны быть такими же малыми, как и первые, но они («Михаил Архангел» и «Иван-город»), наоборот, отличались большими размерениями (94 × 24,5 × 11,5 футов),

Нет логики, если не знать подробностей. Начал строить эти фрегаты Выбе Лыткин (Воба Лыткин, Литкин и т.д.) один с 31 (так в документе)) ноября 1702 г., другой с последних чисел зимы 1703 г. А В.В.тер Колк прибыл на достройку 1 мая 1704 г., когда корабли были практически готовы.

Ну, в общем, читать нужно современных авторов...

#343 03.03.2023 17:33:30

STEFAN
Участник форума
Откуда: Ростов-на-Дону
прам "Близко не подходи!"
Сообщений: 1299




Re: Северная война на море между Швецией и Россией в 1700-1713 гг.

А.Иванов написал:

#1570836
В чем причина сомнений? Об этих судах написано довольно много...

Про их нахождение на Севере - не читал. Тема не моя, но, кажется и на этом форуме большинство считало, что волокли именно их. Я уж не говорю про "исторические" документальные фильмы - недавно показывали, так там на волоке полноценные трехмачтовые фрегаты с такелажем (жаль без парусов).

А.Иванов написал:

#1570836
Количество задействованных сил и средств давно уже расписано, методика известна, традиционность способа - волок, - доказана на фактах, даже "потери" в силах-средствах рассмотрены. Что Вы подвергаете сомнению, совсем не понятно...

Я сам факт волока сомнению не подвергал - где Вы это увидели? Сроки - вызывают недоверие. В Крымскую войну среднее посуточное движение пешей воинской команды - 15-20 вёрст в день. А здесь получается 13-14 вёрст по плохой местности и с судами на верёвках (пусть они и маленькие). Сверхчеловеческий подвиг!

А.Иванов написал:

#1570836
см. Беспятых... Тревожные года Архангельска, сборник документов.

А.Иванов написал:

#1570836
см. последнюю книжку Кротова...

А.Иванов написал:

#1570836
Ну, в общем, читать нужно современных авторов...

Стараюсь читать, но не всегда получается. Покупать - дорого. В бумажном варианте у нас вообще не найти.


Знаю - не все мне рады,
Но в сердце моем нет страха.
Мне достаточно тех, кто рядом,
Остальные - идите на ...

#344 03.03.2023 17:45:59

STEFAN
Участник форума
Откуда: Ростов-на-Дону
прам "Близко не подходи!"
Сообщений: 1299




Re: Северная война на море между Швецией и Россией в 1700-1713 гг.

А.Иванов написал:

#1570836
Размеры, как пишет Кротов, установлены в 1994 г. - 70 х 20 х 9 голландских футов. (РГАДА. Ф.141.Оп.1702 г. Д.26.Л.43 об.) Вы это хотели узнать?

Да. Спасибо!

А.Иванов написал:

#1570836
Начал строить эти фрегаты Выбе Лыткин (Воба Лыткин, Литкин и т.д.) один с 31 (так в документе)) ноября 1702 г., другой с последних чисел зимы 1703 г. А В.В.тер Колк прибыл на достройку 1 мая 1704 г., когда корабли были практически готовы.

Интересная информация. Про Лыткина (фамилия, конечно, искажена) не слышал. Я так понимаю Воутерсон на Олонце свой фрегат доделывал?

А.Иванов написал:

#1570836
Полное имя Воутер Воутерсон тер Клок (с голландского "сон" или "зон" - сын, т.е. Владимир Владимирович тер Клок). Иногда, поэтому, коверкано называемый Володимер Володимеров, а также, Володимер Теркулов и т.п.

В литературе обычно "фон Кол". Не стал упоминать, поскольку сомнительно звучит. Кстати тер Клок или тер Колк? (Вы так написали). Еще считается, что он же Волмер или Волмен (примечания в "Письмах и бумагах..."), но мне кажется, что это разные мастера.


Знаю - не все мне рады,
Но в сердце моем нет страха.
Мне достаточно тех, кто рядом,
Остальные - идите на ...

#345 03.03.2023 17:57:39

А.Иванов
Участник форума
Сообщений: 929




Re: Северная война на море между Швецией и Россией в 1700-1713 гг.

STEFAN написал:

#1570871
недавно показывали, так там на волоке полноценные трехмачтовые фрегаты с такелажем (жаль без парусов).

У нас много чего показывают, но эти показы больше говорят о низкой квалификации журналистов и бестолковом подборе консультантов. Когда вижу в консультантах или интервьюируемых Широкорада, Гребенщикову, Кучиря и некоторых других, то просто переключаю. Мне лично хватило "Полтавы" от Гребенщиковой. А уж что несут на ТВ и в специальных фильмах про "Предестинацию" - просто тихий ужас. Что далеко ходить - Александров и его пурга в "Моделисте" - наглядный тому пример. Пишите самим авторам, в большинстве случаев отзываются на просьбу, если есть, то пришлют.

STEFAN написал:

#1570871
А здесь получается 13-14 вёрст по плохой местности и с судами на верёвках (пусть они и маленькие). Сверхчеловеческий подвиг!

Ну, во-первых, дорога заранее была построена, причем гать прокладывалась только на необходимых участках. Во-вторых, на одно судно задействовано до 100 (!) лошадей, а всего есть сведения что-то около тысячи собранных - тащили не только на руках, хотя на каждое судно приходилось и по 100 профессиональных бурлаков. Профессиональных! Так что, 167 верс преодолеть вполне спокойно можно было...

#346 03.03.2023 20:20:37

STEFAN
Участник форума
Откуда: Ростов-на-Дону
прам "Близко не подходи!"
Сообщений: 1299




Re: Северная война на море между Швецией и Россией в 1700-1713 гг.

1

А.Иванов написал:

#1570875
А уж что несут на ТВ и в специальных фильмах про "Предестинацию"

А что в целом несут? Про "Полтаву" - примерно знаю. "Предистинацию" - её, еще без мачт фотографировал в Воронеже в 2014 году (на Новый Год!). (Блин! Ну почему нельзя построить реплику корабля, к которому сохранился чертёж? Делают же "Предестинацию", "Полтаву", "Штандарт" - простор для фантазии...)

А. Иванову: посмотрите, пожалуйста мои посты в ветке "Кораблестроение эпохи паруса" - "Сборник Чернышева" - последние два сообщения. Эта тема совсем не моя, просто случайно зацепился. Там вопрос лично Вам задавал - возможно, не видели? В чем прав, в чем нет?


Знаю - не все мне рады,
Но в сердце моем нет страха.
Мне достаточно тех, кто рядом,
Остальные - идите на ...

#347 04.03.2023 00:37:37

Юрген
Капитанъ I ранга
k1r
Откуда: С-Петербург
Сообщений: 9794




Re: Северная война на море между Швецией и Россией в 1700-1713 гг.

А.Иванов написал:

#1570705
по последним работам, т.к. в ранних у него может не быть всей полноты фактологии.

Увы оно так - "Курочка по зернышку клюет", или по научному "Количество переходит в качество"

#348 04.03.2023 10:23:07

Мамай
Контр-адмиралъ
k-admiral
stasik3
ЭМ "Казанец"
Сообщений: 4342




Re: Северная война на море между Швецией и Россией в 1700-1713 гг.

Юрген написал:

#1570908
Увы оно так

А почему "увы"? Это нормальная логика любого научного процесса. Научное знание не стоит на месте и развивается. В полной мере это касается и исторического знания. Именно поэтому "вхождение" в любую тему должно начинаться с глубокого и обстоятельного изучения историографии этой темы. А сейчас - достаточно прочитать первую "выскочившую" в ходе Интернет-поиска оцифрованную публикацию, и ты уже, типа, специалист.

#349 04.03.2023 10:40:22

А.Иванов
Участник форума
Сообщений: 929




Re: Северная война на море между Швецией и Россией в 1700-1713 гг.

1

STEFAN написал:

#1570873
Кстати тер Клок или тер Колк? (Вы так написали).

Да-да, тер Колк, конечно же, пальцы спешат, тремор-с начальный.))

STEFAN написал:

#1570883
мои посты в ветке "Кораблестроение эпохи паруса" - "Сборник Чернышева"

Да, не видел. Посмотрел. Сейчас трудно вспомнить про "казанцев", давненько ими занимался. Возможно, Вы правы, а возможно, что размеры - простое совпадение. Не хватает нюансов, чтобы сделать это предположение гипотезой.

#350 04.03.2023 18:44:54

STEFAN
Участник форума
Откуда: Ростов-на-Дону
прам "Близко не подходи!"
Сообщений: 1299




Re: Северная война на море между Швецией и Россией в 1700-1713 гг.

https://ibb.co/hgYbMcx
Вот такая реплика. "Святой Дух"?

Отредактированно STEFAN (04.03.2023 18:45:36)


Знаю - не все мне рады,
Но в сердце моем нет страха.
Мне достаточно тех, кто рядом,
Остальные - идите на ...

Страниц: 1 … 12 13 14 15


Board footer