Сейчас на борту: 
shaulys,
Борис, Х-Мерлин
   [Подробнее...]

Страниц: 1 2

#1 27.08.2013 18:13:35

LEXX13
Гость




Гибель Боярина

Да, знаю. Сейчас старожилы начнут ёрничать, мол на "старой" Цусиме, аж целых две темы с таким названием. Расставляю точки сразу. Там речь идет о подрыве Боярина и обсуждении действий его командира - капитана II ранга Сарычева.
О гибели крейсера и действиях Заведующего 1 отрядом эскадренных миноносцев капитана I ранга Матусевича там речи не идёт.
А зря. Потому что остаются вопросы.
Матусевич не просто там (у о. Сан-Шан-Тао) прогуливался, а выполнял приказ Начальника эскадры Тихого океана. Какой приказ? Спасти Боярин? Тогда почему не спас? Или приказ был другим? Каким?
И когда Матусевич обнаружил Боярин, сделал ли он всё возможное для его спасения?
Например. Матусевич в рапорте http://tsushima.su/RU/libru/i/Page_7/pa … stark_045/ пишет :"отдал якорь, не стопоря каната, дав ему возможность по мере натяжения травиться;" , хотя знал, что рядом "начало 2 линии заграждения" и "начало ее было от одного до двух кабельтовов от места, где стоял "Боярин".
Сам же описывает, как эсминцы под его командованием обнаружили три плавающие (сорванные) мины заграждения, две из которых были уничтожены.
Может не стоило "отпускать" Боярин далеко от берега, как это сделал Матусевич?

#2 27.08.2013 20:47:34

helblitter
Гардемаринъ
gardemarin
Откуда: Москва
Тузик "Беда"
Сообщений: 13940




Re: Гибель Боярина

У отряда Матусевича была задача добить крейсер, ибо считалась, что оп сел на дно на мелководье. После рапорта Матусевича планировали послать буксир "Силач" под командованием Балка, что бы отбуксировать в ПА. Но помешал шторм..


Война — это мир. Свобода — это рабство. Незнание — сила.
Джордж Оруэлл

#3 27.08.2013 20:53:44

LEXX13
Гость




Re: Гибель Боярина

helblitter написал:

Оригинальное сообщение #734842
У отряда Матусевича была задача добить крейсер, ибо считалась, что оп сел на дно на мелководье.

Добить двумя эсминцами? А зачем с собой "Сибиряк" тащить? И вообще - он же "сел на дно на мелководье". Чего ж не добили?
Хотя я не прав. Матусевич таки добил "Боярин".

helblitter написал:

Оригинальное сообщение #734842
Но помешал шторм..

Плохому танцору...

#4 27.08.2013 21:41:53

helblitter
Гардемаринъ
gardemarin
Откуда: Москва
Тузик "Беда"
Сообщений: 13940




Re: Гибель Боярина

LEXX13 написал:

Оригинальное сообщение #734845
Плохому танцору...

. В результате покинутый крейсер был снесен на мель к о. Южный Саншандао. Дальнейшие попытки спасти его, предпринятые под руководством заведующего 1-м отрядом миноносцев капитана 1-го ранга Н.А. Матусевича, окончились неудачей из-за сильного шторма. Через двое суток после подрыва «Боярин» был вновь снесён на своё минное заграждение, где и затонул. http://keu-ocr.narod.ru/Gribovsky/part2.html
Большое количество свободных от забортной воды помещений, общее состояние корпуса, да и всего корабля в целом, не оставляли сомнений в возможности его спасения. Для организации аварийно-спасательных работ требовалось: устроить на острове брандвахту; обеспечить с помощью паровых катеров сообщение между крейсером и берегом; провести вокруг тральные работы, а также промеры глубин; провести водолазное обследование корпуса; привлечь боевые корабли для охраны района и пароходы для заводки пластыря, откачки воды, вывода крейсера на глубокую воду и буксировки его в Порт-Артур.

Миноносцы простояли ночь в ближайшей бухточке, а утром 31 января направились в Дальний, где Н.А.Матусевич намеревался приступить к организации спасательных работ. Когда миноносцы покидали место аварии, крейсер находился на прежнем месте.

Корабли прибыли в Дальний в 9 ч, а через час дувший с зюйд-оста свежий ветер перешел в шторм со снежной пургой и видимостью на расстоянии не более 0,5 кб; о проведении в ближайшие часы спасательной операции не могло быть и речи. Шторм продолжался до рассвета следующего дня, причем ночью в Дальнем периодически слышали с моря отдаленные взрывы.

Прибывший к острову после шторма «Выносливый» не обнаружил «Боярина» Опрошенные китайцы рассказали, что в шторм крейсер сильно раскачивало и било о камни. Видели они его до наступления темноты, а ночью поблизости слышали несколько взрывов, к утру же корабля нигде не было.

Наиболее достоверную версию произошедшего высказал спасшийся с «Енисея» старший офицер лейтенант П.Я.Дрешер. По его мнению, во время ночной полной воды крейсер штормом сорвало с мели и отнесло в море; якорную цепь крейсер вытравил до жвака-галса. Затем, влекомый переменившимся на противоположное направление течением, «Боярин» поплыл в глубь бухты. Удерживаемый якорем корабль описывал вокруг южной оконечности острова дугообразную траекторию, что давало ему возможность пересечь створ южной линии минных заграждений на достаточном удалении от опасного места. Но в действительности эта линия, со слов того же П.Я.Дрешера, была поставлена несколько севернее, чем предполагалось по первоначальному плану, и северный ее край находился на удалении всего лишь 1—2 кб от места, где прежде у отмели стоял «Боярин». Крейсер, таким образом, сумел на цепи «дотянуться» до крайних мин. Слышанные китайцами взрывы только подтверждали высказанную версию.http://www.navylib.su/ships/midel-05/07.htm


Война — это мир. Свобода — это рабство. Незнание — сила.
Джордж Оруэлл

#5 27.08.2013 21:54:06

LEXX13
Гость




Re: Гибель Боярина

Рапорт Начальника эскадры Тихого океана Вице-Адмирала Старк Наместнику Е.И.В. 2 Февраля 1904 года №563.

В дополнение донесения моего о повреждении крейсера "Боярин" от взрыва мины, имею честь доложить Вашему Высокопревосходительству, что на поиски этого крейсера, оставшегося после взрыва на воде, мною был командирован в залив Талиенван капитан 1-го ранга Матусевич, в распоряжение которого был дан пароход Общества Восточно-Китайской железной дороги "Сибиряк" и два миноносца.

Разыскав крейсер и поставив его на якорь в Карантинной бухточке острова южный Сан-Шан-Тао, капитан 1-го ранга Матусевич ожидал лишь окончания шторма 31 Января, для подводки пластыря и буксирования крейсера в гавань; но в ночь на 1 Февраля штормом крейсер сдрейфовало на глубину и понесло на линию заграждений, где он потерпел полное крушение.

Это предположение капитана 1-го ранга Матусевича тем более вероятно, что в означенную ночь в Дальнем слышны были взрывы мин; вышедшие же на разведку миноносцы "Бесстрашный" и "Властный" нашли в море паровой катер крейсера "Боярин", пытались его отлить, но, вследствии зыби, не могли этого сделать и катер затонул. Полагаю, что этот катер всплыл с ростер во время последнего крушения крейсера.

******************************************************************************************************************************
Из этого Рапорта не видно, что Матусевичу была поставлена задача "добить "Боярин". Наоборот, скорей он крейсер должен был спасти.

helblitter написал:

Оригинальное сообщение #734870
Наиболее достоверную версию произошедшего высказал спасшийся с «Енисея» старший офицер лейтенант П.Я.Дрешер. По его мнению, во время ночной полной воды крейсер штормом сорвало с мели и отнесло в море; якорную цепь крейсер вытравил до жвака-галса. Затем, влекомый переменившимся на противоположное направление течением, «Боярин» поплыл в глубь бухты. Удерживаемый якорем корабль описывал вокруг южной оконечности острова дугообразную траекторию, что давало ему возможность пересечь створ южной линии минных заграждений на достаточном удалении от опасного места. Но в действительности эта линия, со слов того же П.Я.Дрешера, была поставлена несколько севернее, чем предполагалось по первоначальному плану, и северный ее край находился на удалении всего лишь 1—2 кб от места, где прежде у отмели стоял «Боярин». Крейсер, таким образом, сумел на цепи «дотянуться» до крайних мин. Слышанные китайцами взрывы только подтверждали высказанную версию.

Об чём я и писАл.
Еще один вопрос. Если бы крейсер не подорвался повторно, то он смог бы пережить шторм, или затонул?
Таким образом вопрос прежний. Почему Матусевич расстопорил якорную цепь, вместо того, чтобы лишь немного вытравить?
Еще вопрос. Почему он поставил крейсер на один якорь?

Отредактированно LEXX13 (27.08.2013 21:55:17)

#6 28.08.2013 19:46:43

helblitter
Гардемаринъ
gardemarin
Откуда: Москва
Тузик "Беда"
Сообщений: 13940




Re: Гибель Боярина

LEXX13 написал:

Оригинальное сообщение #734877
Еще один вопрос. Если бы крейсер не подорвался повторно, то он смог бы пережить шторм, или затонул?

ИМХО мог пережить шторм

LEXX13 написал:

Оригинальное сообщение #734877
Почему он поставил крейсер на один якорь?

ИМХО пытались буксировать за неё.


Война — это мир. Свобода — это рабство. Незнание — сила.
Джордж Оруэлл

#7 29.08.2013 09:55:20

сарычев
Контр-адмиралъ
k-admiral
Сообщений: 6280




Re: Гибель Боярина

LEXX13 написал:

Оригинальное сообщение #734814
"отдал якорь, не стопоря каната, дав ему возможность по мере натяжения травиться;" , хотя знал, что рядом "начало 2 линии заграждения" и "начало ее было от одного до двух кабельтовов от места, где стоял "Боярин"

Получается - якорная цепь была у него в 2 кбт (или цепь + длина корпуса)?


Sapienti sat

#8 29.08.2013 14:09:30

LEXX13
Гость




Re: Гибель Боярина

сарычев написал:

Оригинальное сообщение #735462
Получается - якорная цепь была у него в 2 кбт (или цепь + длина корпуса)?

Не знаю, какой длины была якорная цепь на "Боярине" :(

Но важно не столько это, сколько то, что Матусевич допустил оплошность.

helblitter написал:

Оригинальное сообщение #735194
ИМХО мог пережить шторм

ИМХО, не мог пережить шторм. Дырявый, полузатопленный...

helblitter написал:

Оригинальное сообщение #735194
ИМХО пытались буксировать за неё.

Откуда дровишки? Кто, когда?

#9 29.08.2013 14:18:25

LEXX13
Гость




Re: Гибель Боярина

Честно говоря, складывается впечатление, что ув. helblitter прав.

helblitter написал:

Оригинальное сообщение #734842
У отряда Матусевича была задача добить крейсер, ибо считалась, что он сел на дно на мелководье.

Только не потому, "что он сел на дно на мелководье". А для того, чтоб концы в воду.
Чтоб к коллеге, кавторангу Сарычеву, вопросов лишних не было. КАСТА!

#10 29.08.2013 17:54:10

helblitter
Гардемаринъ
gardemarin
Откуда: Москва
Тузик "Беда"
Сообщений: 13940




Re: Гибель Боярина

LEXX13 написал:

Оригинальное сообщение #735535
Откуда дровишки? Кто, когда?

LEXX13 написал:

Оригинальное сообщение #734877
В дополнение донесения моего о повреждении крейсера "Боярин" от взрыва мины, имею честь доложить Вашему Высокопревосходительству, что на поиски этого крейсера, оставшегося после взрыва на воде, мною был командирован в залив Талиенван капитан 1-го ранга Матусевич, в распоряжение которого был дан пароход Общества Восточно-Китайской железной дороги "Сибиряк" и два миноносца.

В 1898 году общество купило буксирные пароходы "Сибиряк" и "Лифат", которые стали использоваться в прибрежных районах на проводке барж с железнодорожными материалами,http://vadimvswar.narod.ru/ALL_OUT/TiVOutOther/StmbKVZD/StmbKVZD001.htm
Буксирный пароход «Сибиряк»

Буксирный пароход. Корпус стальной однопалубный. Механизмы фирмы R. & W. Hawthorn, Leslie & Со. Имел одну мачту и одну дымовую трубу. Был оснащен пожарной помпой производительностью 115 т/час. В феврале 1897 г. заказан за 6200 фунтов стерлингов для Владивостокского агентства Добровольного флота.


19.09.1897 г. в разобранном виде доставлен на борту парохода «Орёл» во Владивосток. Затем был собран и спущен на воду в мастерских Владивостокского порта. В мае 1898 г. продан пароходству Китайской восточной железной дороги для усиления плавсредств на реке Пейхо и затем получил приписку к Порт-Артуру.

В связи с началом русско-японской войны 31.01.1904 г. передан в Дальнем во временное пользование Морскому ведомству. В феврале 1904 г. перешел в Порт-Артур и вскоре включен в состав плавсредств 1 -ой эскадры флота Тихого океана. Впоследствии занимался буксировкой судов эскадры и оказанием им помощи. 19.12.1904 г. захвачен на плаву в Порт-Артуре японскими войсками после капитуляции крепости. Дальнейшая судьба не установлена.

Характеристики буксирного парохода «Сибиряк»:
Водоизмещение:     150 т
Вместимость:     97 брт / 0 нрт
Размеры:     27,43 х 5,94 х 2,90 / 2,29 м
Главные механизмы:     1 вертикальная 2-цилиндровая ПМ двойного расширения, 1 цилиндрический котел
Мощность:     95 инд. л. с. / 35 нар. л. с.
Скорость хода:     10,0 уз
Число пассажиров:     25 (III) чел.
Грузоподъемность:     8 т
Численность команды:     7 чел.
Первоначальная стоимость:     64 166 руб.http://www.retroflot.com/dobrovoljnyj_flot/buksirnyj_parohod_sibiryak.html

Отредактированно helblitter (29.08.2013 17:55:32)


Война — это мир. Свобода — это рабство. Незнание — сила.
Джордж Оруэлл

#11 29.08.2013 17:59:34

LEXX13
Гость




Re: Гибель Боярина

helblitter написал:

Оригинальное сообщение #735644
В 1898 году общество купило буксирные пароходы "Сибиряк" и "Лифат", которые стали использоваться в прибрежных районах на проводке барж с железнодорожными материалами

Это так. "Сибиряк" был выделен Матусевичу, но к "Боярину" он даже не приближался.

#12 29.08.2013 19:54:04

helblitter
Гардемаринъ
gardemarin
Откуда: Москва
Тузик "Беда"
Сообщений: 13940




Re: Гибель Боярина

LEXX13 написал:

Оригинальное сообщение #735648
"Сибиряк" был выделен Матусевичу, но к "Боярину" он даже не приближался.

Источник в студию...


Война — это мир. Свобода — это рабство. Незнание — сила.
Джордж Оруэлл

#13 29.08.2013 21:32:40

LEXX13
Гость




Re: Гибель Боярина

Вот рапорт Матусевича Старку.

Спойлер :

Конкретно выдержки по Сибиряку:[/b]
"...вышел на внешний рейд, где ожидал пароход "Сибиряк", который подошел в 8 1/2 часов. Дав ему приказание ожидать меня в пяти милях мористее южного входа в заливе Талиенван, пошел впереди 16-ти узловым ходом...  [b].....
  Миноносцам поручил идти за "Сибиряком" и вернуться с ним к месту моей высадки. .....  Командир миноносца "Выносливый" доложил мне, "Сибиряка" не нашел в назначенном месте, а открыл его у самого берега вблизи мыса W Entry P около начала линии заграждения, почему, вызывая его, он не решился идти дальше о-ва Wedge, но "Сибиряк" почему-то не подходил. Видя, что время возвращаться, он повернул и пошел к месту рандеву. .....  Придя в Дальний в 8 1/2 часов утра, послал сейчас же портовый катер привести вдоль берега "Сибиряк", которого, при проходе заливом, видел у того же мыса West Entry P."

Дальше начался шторм, ну и далее по тексту.

Отредактированно LEXX13 (29.08.2013 21:33:30)

#14 29.08.2013 22:09:00

Боярин
Контръ-адмиралъ
k-admiral
Откуда: САРАТОВ
Из цыганской кибитки. Боярин.
Сообщений: 9631




Вебсайт

Re: Гибель Боярина

Никому не попадалась информация о подъёмных работах на "Боярине"?, ведь мачты затопленного крейсера возвышались над водой

#15 30.08.2013 04:29:22

Geomorfolog
Вице-Адмиралъ, картографъ, лучший меценат Форума 2009 и 2011
v-admiral
anna3 stas3
Откуда: г. Ноябрьск-Белая Церковь
Сообщений: 9530




Re: Гибель Боярина

Боярин написал:

Оригинальное сообщение #735771
Никому не попадалась информация о подъёмных работах на "Боярине"?, ведь мачты затопленного крейсера возвышались над водой

по "неподтвержденным данным"
http://tsushima.su/forums/viewtopic.php?id=3416&p=2
посты 29-31


Добро — это когда я украду чужой скот и чужих жен, а зло — когда у меня украдут.

#16 30.08.2013 09:30:06

сарычев
Контр-адмиралъ
k-admiral
Сообщений: 6280




Re: Гибель Боярина

helblitter написал:

Оригинальное сообщение #735644
В феврале 1904 г. перешел в Порт-Артур и вскоре включен в состав плавсредств 1 -ой эскадры флота Тихого океана.

Это как - в феврале? Тогда какое плавсредство было у Матусевича?


Sapienti sat

#17 30.08.2013 12:38:50

LEXX13
Гость




Re: Гибель Боярина

сарычев написал:

Оригинальное сообщение #735883
Это как - в феврале? Тогда какое плавсредство было у Матусевича?

На начало войны, "Сибиряк" принадлежал пароходству Китайской восточной железной дороги. Приписан к Порт-Артуру. Где и оказался на начало войны. Его включили в отряд Матусевича. Так он оказался в Дальнем, где уже официально (юридически), был передан в состав 1 -ой эскадры флота Тихого океана.

#18 30.08.2013 12:54:38

LEXX13
Гость




Re: Гибель Боярина

Боярин написал:

Оригинальное сообщение #735771
Никому не попадалась информация о подъёмных работах на "Боярине"?, ведь мачты затопленного крейсера возвышались над водой

Если Вы подразумеваете подъемные работы в ходе войны и после нее, то нет. Не встречал. Да и скорее всего не было таких работ. Было чем заняться и без "Боярина".

Спойлер :

Японцам тоже нафиг не надо. И так "покоцанных" трофеев выше крыши, да и своя промышленность на ноги встала.

P.S. Хотя где-то встречал, по-моему на Старой Цусиме, инфу, о снятии некоторых пушек. Попробую поискать.

Geomorfolog написал:

Оригинальное сообщение #735868
по "неподтвержденным данным"

Это же наше время. Бережливые китайцы металл добывают. Да и от корабля только останки, в прямом смысле слова остались. Время беспощадно, а 100 лет это срок!

Отредактированно LEXX13 (30.08.2013 12:57:28)

#19 30.08.2013 16:30:33

helblitter
Гардемаринъ
gardemarin
Откуда: Москва
Тузик "Беда"
Сообщений: 13940




Re: Гибель Боярина

LEXX13 написал:

Оригинальное сообщение #735950
Если Вы подразумеваете подъемные работы в ходе войны и после нее, то нет. Не встречал. Да и скорее всего не было таких работ. Было чем заняться и без "Боярина".

Читал где-то, что сняли 120-мм орудия для берега.


Война — это мир. Свобода — это рабство. Незнание — сила.
Джордж Оруэлл

#20 31.08.2013 22:40:00

Боярин
Контръ-адмиралъ
k-admiral
Откуда: САРАТОВ
Из цыганской кибитки. Боярин.
Сообщений: 9631




Вебсайт

Re: Гибель Боярина

Японцы очень дотошно поднимали корабли, в том числе и пролежавшие по году на грунте ("Варяг", "Новик"), почему бы "Боярин" не поднять? Должны быть какие-то веские причины, чтобы его проигнорировать.

#21 01.09.2013 11:53:57

invisible
Контр-адмиралъ
k-admiral
Откуда: Le Fevre
HMAS Newcastle
Сообщений: 9563




Re: Гибель Боярина

Боярин написал:

Оригинальное сообщение #736591
Японцы очень дотошно поднимали корабли, в том числе и пролежавшие по году на грунте ("Варяг", "Новик"), почему бы "Боярин" не поднять? Должны быть какие-то веские причины, чтобы его проигнорировать.

Место потопления неизвестно.


История есть ложь, с которой все согласны (Вольтер)

#22 01.09.2013 14:20:28

helblitter
Гардемаринъ
gardemarin
Откуда: Москва
Тузик "Беда"
Сообщений: 13940




Re: Гибель Боярина

Боярин написал:

Оригинальное сообщение #736591
Должны быть какие-то веские причины, чтобы его проигнорировать.

Минное поле

invisible написал:

Оригинальное сообщение #736694
Место потопления неизвестно.

Было известно, мешало минное поле. Не было у джапов БТЩ


Война — это мир. Свобода — это рабство. Незнание — сила.
Джордж Оруэлл

#23 02.09.2013 02:22:14

Порт
Гость




Re: Гибель Боярина

invisible написал:

Оригинальное сообщение #736694
Место потопления неизвестно.

Окончательно затонул на расстоянии около 85 метров от юго-западного мыса острова Зюйд-Саншантау. На грунт крейсер лёг левым бортом, и при отливе часть правого борта обнажалась на несколько футов. В полную же воду были видны ноки реев и гафели. Можно осторожно предположить, что японцы после войны не стали возиться с кораблём из-за повреждений, полученных "Боярином" как во время ночного шторма, когда его сильно било о прибрежные камни, так и после последующего подрыва на нескольких минах.

Отредактированно Порт (02.09.2013 02:32:06)

#24 02.09.2013 07:42:17

Novik-71
Гость




Re: Гибель Боярина

Так орудия с него снимали или нет?!

#25 02.09.2013 10:49:12

sheff
Участник форума
Откуда: остров Крым г.Ялта
Сообщений: 637




Re: Гибель Боярина

Novik-71 написал:

Оригинальное сообщение #737084
Так орудия с него снимали или нет?!

В официозе и мемуарах не упоминалось о применении 120мм орудий с "Боярина" в обороне Порт-Артура,снимались
120мм Кане с Вс.Кр."Ангара".

Страниц: 1 2


Board footer