Вы не зашли.
Страниц: 1 2
Заметил, что на некоторых схемах парусников лисели располагаются спереди парусов, а на других схемах сзади. Такое различие возможно, или это
опять фантазии "знатоков"? Помогите отделить овец от козлищ!
Отредактированно Фаддей (13.01.2012 17:53:40)
Фаддей написал:
Лиселя - добавочные паруса из самой тонкой парусины у судов с прямым вооружением, ставящиеся в слабый ветер на полных курсах. Верхняя шкаторина шнуруется к лисель-рею, который поднимается по одному на каждом ноке рея. Галсовый и шкотовый углы крепятся к лисель-спиртам - рангоутным деревьям, выстреливющимся на ниже расположенных реях.
На схемах и картинах чаще - сзади, но иногда и спереди.
На тех чертежах что мне попадались бугель лисель-рея всегда наклонялся в сторону форштевня.
Эд написал:
Оригинальное сообщение #464438
На схемах и картинах чаще - сзади, но иногда и спереди.
На картинах Доусона в большинстве - перед парусом. Но есть немного картин где за парусом. То есть это было сугубо индивидуально.
J. Lees, The Masting and Rigging of English Ships of War, 1625-1860 (1979):
"After 1745 lower studding sails (stunsails) were held in position by their four corners. The top outer corner was attached to a short yard, which was held to a stunsail boom by the outer holyard. The inner holyard, leading along the yard to which the stunsail was attached, held the inner corner. A tack held the lower outer corner, and a sheet of the bottom inner, to the lower stunsail boom. Before 1745 the system had been rather simpler and more precarious, with a single holyard holding the stunsail yard near its centre, and a sheet, divided into two, holding the lower edge. The upper stunsails had much narrower heads, and they continued to be held only by a single holyard".
А есть ли изображения/картины кораблей 18 в. с лиселями? (мне попадались только 19 в.)
Лиселя ставились с обоих бортов или при боковом ветре могли ставиться и только с наветренной стороны?
Отредактированно Aurum (17.01.2012 19:13:36)
Фаддей написал:
Оригинальное сообщение #464279
Заметил, что на некоторых схемах парусников лисели располагаются спереди парусов, а на других схемах сзади. Такое различие возможно, или это
Проводка ундер-лиселя вряд ли позволяет ставить его впереди парусов, т.к. внутренний фал ундер-лиселя проводили через блоки снизу вдоль рея, т.е. позади паруса.Сомнительно также "переднее" расположение марса-лиселя, т.к. его фал крепился к внутренней трети лисель-рея и подтягивался к ноку марса-рея, т.е. треть лисель-рея при "передней" постановке мешала бы нормальной работе марселя. Это же справедливо и для брам-лиселей.
Однако существовал (преимущественно в торговом судоходстве) иной тип лиселя - летучий. Он не требовал лисель-спиртов, а галсы и шкоты крепились непосрелственно к нижним лисель-реям Левер указывает на возможность его крепления как спереди, так и сзади от основного паруса, однако замечает, что крепление ни спереди, ни сзади не давало однозначно хорошего результата: парус от трения повреждался или под действием внезапного шквала рей разламывался.
Aurum написал:
Оригинальное сообщение #466308
А есть ли изображения/картины кораблей 18 в. с лиселями?
Эд написал:
Оригинальное сообщение #466337
"Вустер" 60п, 1735 г.
Спасибо, не ожидал что даже в первой пол. 18 века они уже использовались! Сразу встаёт вопрос, в каком десятилетии они появились? Как с лиселями было во флотах "менее просвещённых" мореплавателей?
Я так понимаю, лиселя выставлены только с наветренной стороны? Хотя на грот-марселе показан с двух.
Из нижних парусов лиселя обыкновенно ставились на фоке, а на гроте редко или совсем никогда?
А чо за странный парус позади бизани изображен, щютка наверное? Или он к крюйс-рею подвешен (тогда вообще в первый раз такой парус вижу)?
Отредактированно Aurum (17.01.2012 20:06:54)
Aurum написал:
Оригинальное сообщение #466343
Сразу встаёт вопрос, в каком десятилетии они появились?
Марквардт считает доказанным наличие лиселей уже в середине XVII века, однако их размеры и вид не приводятся.
Агриппа написал:
Оригинальное сообщение #466351
Марквардт считает доказанным наличие лиселей уже в середине XVII века, однако их размеры и вид не приводятся.
Неужели найдётся изображение и 17 века? Просто не могу представить тогдашние довольно ещё архаичные каракатицы с лиселями!?
Я так понимаю, что лиселя ставились при слабом попутном ветре на переходах. Но в боевых условиях наверное они не использовались (хотя на невозможность движения в бою из-за отсутствия ветра сетования неоднократны), вероятно вследствие очень затруднённого маневрирования с ними, так?
Aurum написал:
Оригинальное сообщение #466343
А чо за странный парус позади бизани изображен, щютка наверное?
Никакой "шютки" - это драйвер, прямой парус, который несли за бизанью, закрепив на драйвер-рее ревантами.
Aurum написал:
Оригинальное сообщение #466359
Но в боевых условиях наверное они не использовались (хотя на невозможность движения в бою из-за отсутствия ветра сетования неоднократны),
Если судить по изображениям - при слабом ветре вполне использовались...
Агриппа написал:
Оригинальное сообщение #466366
Если судить по изображениям - при слабом ветре вполне использовались...
Спасибо за ответ, а что это у нас за сражения? И как на счет односторонности?
Отредактированно Aurum (17.01.2012 20:49:48)
Aurum написал:
Оригинальное сообщение #466359
Неужели найдётся изображение и 17 века? Просто не могу представить тогдашние довольно ещё архаичные каракатицы с лиселями!?
За что ж их так?
Вот паруса англ. 100-пушечника ок. 1675 г.
(Frank Fox, Great Ships. The Battlefleet of King Charles II (1980)
Aurum написал:
Оригинальное сообщение #466388
а что это у нас за сражения?
Это различные изображения Трафальгара, где как Вы помните, сближение происходило при слабом ветре.
Aurum написал:
Оригинальное сообщение #466388
И как на счет односторонности?
На этих картинах лиселя поставлены как раз с одного борта.
Эд написал:
Оригинальное сообщение #466448
За что ж их так?
Вот паруса англ. 100-пушечника ок. 1675 г.
Спасибо, Эд, Вы как всегда непревзойдённы по части доказательной базы
Такие треугольные лисели вполне гармонично смотрятся. Интересно что они показаны только для грот-марселя, это значит что на парусах фок-мачты лисели употреблять не предполагалось (иначе бы они были изображены, т.к. такие ведь картинки, кроме описательной, имели и практическую функцию - штатный состав и геометрия парусов, которые обязаны быть на борту корабля)?
Если лисели предполагались только у грот-марселя, чем это объяснялось?
Стал пересматривать схемы парусного вооружения особенно континентальных (французских) кораблей, нашел напр. у Le Fleuron (1729) показаны уже вполне нормальные (прямоугольные, а не треугольные) лисели, а лисель-спирты показаны у многих кораблей (и у Семи Провинцый напр.), хотя сами паруса не показаны.
Как известно были значительные отличия у английской и континентальной геометрии парусов (английская - более трапецевидная, континентальная - более прямоугольная, разница замечается уже со второго яруса), тогда вопрос, были ли какие либо особенности и различия у лиселей в связи с таким различием геометрии основных парусов? Может треугольные лиселя - это как раз английская фишка, тогда как на континенте они были 4-х угольными?
Наше название "лисели" явно не английское, но тогда чьё, голландское?
Если так, то значит лиселя в РИФ стали употребляться с Петровских времён, ведь поздние заимствования имели скорее английское происхождение, чем голландское?
PS
Эд написал:
Оригинальное сообщение #466448
(Frank Fox, Great Ships. The Battlefleet of King Charles II (1980)
Книжка наверное суперовая, завдую её обладателю
PPS
Жаль что почти никогда не делают модели кораблей с лиселями, ведь сколько лёгкости и воздушности добавляют эти летучие паруса!
Отредактированно Aurum (18.01.2012 16:25:46)
Агриппа написал:
Оригинальное сообщение #466514
На этих картинах лиселя поставлены как раз с одного борта.
А смысл их ставить, если они затеняются другими парусами?
В парусах я не силен, и, думаю, уважаемый Агриппа гораздо лучше ответит на Ваши вопросы; по англ. флоту лучшая книга - J. Lees, The Masting and Rigging of English Ships of War, 1625-1860 (1979), но у меня ее нет.
По французскому и другим флотам таких работ нет (в смысле излагающих последовательный прогресс в кораблестроении и всего с ним связанного).
Aurum написал:
Оригинальное сообщение #466867
Книжка наверное суперовая
Много лет гонялся за ней; в ней "портреты" и ТТХ почти всех англ. кораблей и ряда неанглийских периода 1660-1685 гг., в основном, рисунки отца и сына Ван де Вельде. Автор - американец, работал над ней 8 лет, перелопатил все архивы и частные собрания Англии, Франции, Голландии, Испании и Скандинавии.
asdik написал:
Оригинальное сообщение #466940
А смысл их ставить, если они затеняются другими парусами?
Эд написал:
Оригинальное сообщение #466962
Германский корвет "Гнейзенау" (1880 г.).
Ну так при фордевинде можно и с обоих бортов лиселя выставить, а при бакштаге - рационально только с наветренного. Хотя на верхних парусах можно было и с обоих бортов выставлять
Мне лично удивительно ещё и то, что на кораблях 17-1-й пол. 18 века ещё стакселей то, которые в реале чрезвычайно важны, "не полный комплект" (на том же брит. ЛК 1675 г. их всего 4 с кливером), а лиселя уже имеются.
Отредактированно Aurum (18.01.2012 20:43:25)
asdik написал:
Оригинальное сообщение #466940
А смысл их ставить, если они затеняются другими парусами?
На попутных курсах (фордевинд, полный бакштаг) - мешают друг другу не больше, чем паруса грот-мачты парусам фок-мачты.
Aurum написал:
Оригинальное сообщение #466986
при бакштаге - рационально только с наветренного.
Лиселя можно нести вплоть до острого галфвинда (нечто подобное продемонстрировано на приведенной Вами модели). В этом случае целесоообразно нести их именно с наветра.
Aurum написал:
Оригинальное сообщение #466986
стакселей то, которые в реале чрезвычайно важны, "не полный комплект"
А в чем Вы видите "чрезвычайную важность" стакселей?
Aurum написал:
Оригинальное сообщение #466867
были ли какие либо особенности и различия у лиселей в связи с таким различием геометрии основных парусов?
Разумеетя. Так, например, боковые шкаторины ундер-лиселя английских судов были на 2-3 ярда длинее, чем такие же у грота, а на континентальных были той же длины, что у грота или на ярд больше. Ширина паруса в английском флоте на 2 полотнища больше, чем ярдов в боковой шкаторине, а в континентальном больше до 10 полотнищ. Различия по шкаторинам между английскими и континентальными судами существовали и в крое марса-лиселей и брам лиселей.
Были отличия и в проводке лиселей - так, например, французские суда часто несли ундер-лисели летучими и, следовательно, ундер-лисель-спирт им не требовался.
В принципе, можно продолжать, но полагаю уже понятно, что английские и континентальные лисели несколько различались.
Требует разъяснения еще один вопрос. На одних схемах имеются лисель-галсы, а на других- спирт-брасы. Это два названия одного и того же? Эти "брасы-галсы" ставили за одно с основными брасами или переставляли с рей? Если за одно, то какой смысл дублировать вполне надежные основные?
Страниц: 1 2