Сейчас на борту: 
helblitter
   [Подробнее...]

Страниц: 1 2 3

#1 06.09.2011 19:22:54

CVG
Гардемаринъ
gardemarin
Гроза дредноутов яматообразных Супердредноут "Слава" по кличке "Балтийский танк Славик".
Сообщений: 3657




Что стало с качегаром Баклановым?

Есть ли информация по дальнейшей судьбе и вообще биографии знаменитого качегара Бакланова с "Орла"?


Когда я поступаю хорошо - об этом ни кто не вспоминает. Когда я поступаю плохо - об этом ни кто не забывает.

#2 06.09.2011 19:24:45

Заинька
Контръ-Адмиралъ
k-admiral
stasik3
Откуда: Новгород
РМС Титан
Сообщений: 9663




Re: Что стало с качегаром Баклановым?

Увы, Новиков не Степанов, сиквеллов не писал :-P


Я знаю пароль, я вижу ориентир!
Покончить с собой, уничтожив весь мир...
Покончив с собой, уничтожить весь мир...

#3 06.09.2011 19:35:46

CVG
Гардемаринъ
gardemarin
Гроза дредноутов яматообразных Супердредноут "Слава" по кличке "Балтийский танк Славик".
Сообщений: 3657




Re: Что стало с качегаром Баклановым?

Заинька написал:

Оригинальное сообщение #421108
Увы, Новиков не Степанов, сиквеллов не писал :-P

Не знаешь так и скажи. Может кто знает?


Когда я поступаю хорошо - об этом ни кто не вспоминает. Когда я поступаю плохо - об этом ни кто не забывает.

#4 06.09.2011 19:37:24

shurik_63
Старшiй лейтенантъ
st-let
Откуда: тольятти
Сообщений: 2976




Re: Что стало с качегаром Баклановым?

CVG написал:

Оригинальное сообщение #421112
Не знаешь так и скажи.

Я не знаю. O:-)


"Вашего Высокопреосвященства смиренный послушник и неустанный молитвенник." Georg G-L

#5 06.09.2011 19:38:40

Заинька
Контръ-Адмиралъ
k-admiral
stasik3
Откуда: Новгород
РМС Титан
Сообщений: 9663




Re: Что стало с качегаром Баклановым?

CVG написал:

Оригинальное сообщение #421112
Не знаешь так и скажи.

Я ЗНАЮ, что Новиков не писал сиквелла "Цусимы", и правильно делал...


Я знаю пароль, я вижу ориентир!
Покончить с собой, уничтожив весь мир...
Покончив с собой, уничтожить весь мир...

#6 06.09.2011 19:41:50

kochevnik
Мичманъ
michman
Откуда: г. Тюмень
крейсер I ранга ВАРЯГЪ
Сообщений: 785




Re: Что стало с качегаром Баклановым?

кстати, а Бакланов это реальная фамилия? Может также замена, как Костенко - Васильев? (не помню, давно не перечитывал)

#7 06.09.2011 20:45:45

Arriol
Капитанъ I ранга
k1r
Откуда: Россия, Тверь
Линейный десантный крейсер класса "Romero"
Сообщений: 797




Re: Что стало с качегаром Баклановым?

CVG написал:

Оригинальное сообщение #421107
Есть ли информация по дальнейшей судьбе и вообще биографии знаменитого качегара Бакланова с "Орла"?

Интересный вопрос... Мне тоже интересно что же стало с Бакланов, если это конечно настоящая фамилия. И может быть у уважаемых форумчан найдется фото этого человека.


— Господин Проэмперадор, — голос Айхенвальда стал торжественным, — значит, мы принимаем бой?
— Нет, господин генерал, — по губам Савиньяка скользнула шалая улыбка, — не принимаем. Даем.

#8 06.09.2011 21:01:59

CVG
Гардемаринъ
gardemarin
Гроза дредноутов яматообразных Супердредноут "Слава" по кличке "Балтийский танк Славик".
Сообщений: 3657




Re: Что стало с качегаром Баклановым?

Да, точно. Хотя бы фото. Дядька то такой серьезный достаточно. Известный.


Когда я поступаю хорошо - об этом ни кто не вспоминает. Когда я поступаю плохо - об этом ни кто не забывает.

#9 07.09.2011 00:28:32

s.reily
Гость




Re: Что стало с качегаром Баклановым?

1

Вот отсюда ))) - http://poim.penza-online.ru/p_work2.shtml

IV. Русско-японская война (1905-1906 гг.)

Пензенцы, в т. ч. и воины нашего Чембарского уезда, не посрамили свою честь и в суровые годы этой войны. Назову известные мне имена героев-пензенцев: Сливнов Петр Спиридонович – фельдшер крейсера "Варяг", Т. Л. Бакланов – герой Цусимы, Рябов Василий – подполковник, Вл. Беликов – подпоручик 213 Оровайского полка, Д-Ливрон С. Д. – погиб в Цусимском бою на крейсере "Олег".

В Поимском музее хранится "список Гг. штат и обер-офицерам и классным чиновникам, состоящим в списках 284 пехотного Чембарского полка за время его существования с 1 июня 1904 по 15 марта 1906 года" [9]. В состав 196 Инсарского полка входил Чембарский полк, командовал которым подполковник Беймельбург. Чембарский полк участвовал и на Цинхинческой позиции и на Гоотулинском перевале [10]. В этом полку прошли свой боевой путь поимчане: унтер-офицер Иван Агафонович Макеев (фото № 2), рядовые: Петр Иванович Козлов, Сергей Александрович Ломов, Павел Матвеевич Дасаев, Андрей Васильевич Шаронов (ксерокопии фотографий см. в приложении) и другие. Ломов С. А. награжден орденом св. Георгия и медалью, П. И. Козлов – орденом св. Георгия и двумя медалями.

#10 07.09.2011 00:34:42

s.reily
Гость




Re: Что стало с качегаром Баклановым?

1

От так вот!
Пензенская область
ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЪЕДИНЕННЫЙ КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МУЗЕЙ - http://www.rusarchives.ru/muslib/muslib_rf/pen2.shtml
В музее находятся документы, содержащие данные об участии пензенцев в Отечественной войне 1812 г., Крымской войне 1853-1856 гг., в том числе послужной список ротмистра Л. Владыкина и жалованная грамота ему на чин корнета; русско-турецкой войне 1877-1879 гг.; русско-японской войне 1904-1905 гг., в том числе дневник участника Цусимского боя, кочегара крейсера "Олег" Т. П. Бакланова; первой мировой войне 1914-1918 гг.

#11 07.09.2011 00:47:35

s.reily
Гость




Re: Что стало с качегаром Баклановым?

И наконец...
ПЕНЗЕНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МУЗЕЙ. ПУТЕВОДИТЕЛЬ (1977 г.)
http://forum.vgd.ru/post/15/3209/p966253.htm
Тихон Лаврентьевич Бакланов, матрос, персонаж книги А.С. Новикова-Прибоя "Цусима", уроженец Пензенской губернии. Фото, книга, матросская форма. Портреты других пензенцев - участников РЯв, их вещи, оружие и пр.

#12 07.09.2011 00:50:34

s.reily
Гость




Re: Что стало с качегаром Баклановым?

1

http://publish.pnz.ru/ml/2006/7259.htm

Отец героя был хулиганом

Владимир ВЕРЖБОВСКИЙ

В советские времена в краеведческом музее одним из главных экспонатов, посвященных русско-японской войне, был уголок о нашем земляке Тихоне Бакланове. Оно и понятно. Алексей Новиков-Прибой подарил пензяку свой самый известный роман "Цусима" с надписью: "Дорогому цусимцу Тихону Лаврентьевичу Бакланову на память о пережитой катастрофе в Японском море. 4 сентября 1936-й".

Вечно голодный неряха

Наш земляк - личность явно неординарная. Вот как описывает своего сослуживца писатель: "Был кочегар чрезвычайно ленив и грязен. Славился тем, что мог, забравшись за какой-нибудь двойной борт, проспать часов 30 подряд. При низком росте весил около шести пудов - настолько был широк. Покатый лоб с шишками под густыми бровями, нос седлом, заплывшие и насмешливые глаза, презрительно вывернутые толстые губы, крупный и тупой, словно полено, подбородок. Страдал обжорством и постоянно жаловался: "Казна до голоду не уморит, но и досыта не накормит. Эх, кабы не дыра во рту, жил бы не тужил!"

Терпеть такую неряшливость окружающие не могли. И как-то устроили кочегару головомойку. В прямом смысле слова. На верхней палубе крейсера "Минин" Бакланов столкнулся с командующим эскадрой Зиновием Рожественским. От одного вида чумазого трубочиста адмирал вскипел и крикнул двух вахтенных унтер-офицеров: "Вымыть это чучело хорошенько! Не жалеть ни соды, ни мыла! И песком продраить его!"

Приказ выполнили незамедлительно. Бедолагу схватили, раздели донага и окатили из шлангов холодной морской водой. Затем четыре здоровенных матроса взялись смывать с него грязь. Терли песком, не жалея сил, - шею, лицо, голову. Потом опять обливали грязнулю и вновь драили. Кожу содрали до крови! Зато после экзекуции сослуживцы просто не узнали Бакланова - настолько он преобразился.

Матерый жулик

"С дурака на службе меньше спрос!" - хитрец всегда руководствовался этим девизом и перед начальством старательно косил под недоумка. Зато с молодыми моряками пензяк держал себя вызывающе, часто жульничал, а порой даже откровенно издевался над матросами.

Однажды он подсунул салаге на стирку свой парусиновый лежак. Намокнув, тот стал тяжелым, как камень. Чтобы его отчистить, нужно было изрядно попотеть. Когда после нескольких часов матрос отмыл-таки проклятый лежак, к нему подошел Бакланов и ядовито произнес: "Что же ты, балда, чужие вещи хватаешь?! Разве не видишь, что на ней не твой номер?"

Во время похода к Цусиме (дело было на броненосце "Орел") Тихон повадился воровать еду и спиртное. Воспользовавшись рассеянностью баталера, он вытащил у него из кармана ключи от склада и умыкнул оттуда тушу свиньи. А потом цинично пригласил на жаркое офицера, ответственного за хранение продовольствия! Когда о краже стало известно, кочегар вслух насмехался над лейтенантом: мол, нельзя быть таким растяпой. В итоге хотя подозрение на Бакланова и пало, доказать его вину не удалось.

Старпом "Орла" вызвал кочегара к себе и приказал: "Если ты не вор, то клянись: пусть меня разорвет японский снаряд, пусть я никогда не увижу жену и детей, если я соврал!" Тихон, глядя на старшего помощника ангельским взором, повторил клятву слово в слово. А потом хохотал в кругу сослуживцев: "Так у меня ни жены, ни детей нет!"

Пил ром прямо с палубы

Но самым, пожалуй, жестоким оказался прикол, который наш земляк придумал для мичмана Воробейчика. Уже перед самым сражением тот так умаялся на постоянных учениях, что без задних ног уснул прямо в коридоре не раздеваясь (в любой момент могла последовать тревога). В это время мимо шел Бакланов. Увидев сладко посапывающего очкарика, пензяк придумал злую шутку.

Он достал из кармана два листочка папиросной бумаги и заклеил ими стекла мичмановских окуляров. Спящий даже не шелохнулся. Тогда матрос схватил его за ногу и душераздирающим голосом завопил: "Пожар!" Воробейчик вскочил как шальной. Что творилось в его голове, остается только догадываться. Ничего не видя, кроме серой пелены, похожей на дым, он шарахался из стороны в сторону. Только через пару минут мичман сообразил, что к чему. Да было уже поздно: лицо разбито в кровь, а на лбу "поспела" огромная шишка.

После Цусимы для сдачи корабля на "Орел" прибыли японцы. Зная, что на судне есть 350 ведер 80-градусного рома, Бакланов подбил матросов на то, чтобы распить эту цистерну. Но ответственный за хранение емкости баталер открыл кран, и спиртное полилось на палубу и далее по сточным трубам в море. Однако кочегар не растерялся - встав на четвереньки, он принялся схлебывать пиратский напиток прямо с пола! Затем с товарищами разворовал запас кают-компании, а у ревизора Бурнашева, отвечавшего за судовую кассу, потребовал денег.

Когда же японцы уводили в плен корабельного священника отца Паисия, пензенский озорник подкрался к нему сзади и гаркнул в самое ухо: "Прощай, козел в сарафане!"

Замполит навредил

Самое удивительное, что у такого несносного хулигана вырос на редкость примерный сын Серафим. Одним из первых он пришел в школу гражданской авиации в Пензе, окончил ее в числе лучших и стал классным летчиком. Преподавал молодым авиаторам в аэроклубе при заводе имени Фрунзе, а когда началась Великая Отечественная война, ушел на фронт добровольцем. Отлично воевал, сбил нескольких фашистских стервятников и даже был представлен командованием к званию Героя Советского Союза. Но, к своему несчастью, повздорил с замполитом. А тот, вредная душа, не дал документам ход.

#13 07.09.2011 01:08:52

s.reily
Гость




Re: Что стало с качегаром Баклановым?

И вот. Я не настаиваю, конечно. Но Шемышейка - там и сейчас Баклановых не счесть. Может братик?

Бакланов Алексей Лаврентьевич
Проживал: Пензенская обл., Шемышейский р-н, с. Шемышейка.
Приговорен: в 1931 г., обв.: выселен, вагон № 1/47163.
Источник: Списки выселенных из Пензенской обл.

#14 07.09.2011 01:44:44

s.reily
Гость




Re: Что стало с качегаром Баклановым?

1

Матросы Баклановы и РЯВ.
Циркуляр Ноября 7-го дня 1905 г., № 318. Главный Морской Штаб объявляет список нижних чинов Морского ведомства, погибших при защите крепости Порт-Артур:... Эскадреннаго броненосца «Севастополь»:...33. Матрос 2-й статьи Иван Бакланов.

#15 07.09.2011 08:12:30

CVG
Гардемаринъ
gardemarin
Гроза дредноутов яматообразных Супердредноут "Слава" по кличке "Балтийский танк Славик".
Сообщений: 3657




Re: Что стало с качегаром Баклановым?

Спасибо за инфру! Фотку с биографией тока найти по ссылкам ни как не могу.


Когда я поступаю хорошо - об этом ни кто не вспоминает. Когда я поступаю плохо - об этом ни кто не забывает.

#16 07.09.2011 09:10:49

s.reily
Гость




Re: Что стало с качегаром Баклановым?

CVG написал:

Оригинальное сообщение #421261
Фотку с биографией тока найти по ссылкам ни как не могу.

М-да, только фото сына Серафима.

#17 07.09.2011 10:06:22

aden13
Гость




Re: Что стало с качегаром Баклановым?

s.reily написал:

Оригинальное сообщение #421215
Д-Ливрон С. Д. – погиб в Цусимском бою на крейсере "Олег".

Что за бред?

#18 07.09.2011 10:12:56

s.reily
Гость




Re: Что стало с качегаром Баклановым?

aden13 написал:

Оригинальное сообщение #421281
Что за бред?

Перепутали в кроватке ручки, ножки, ушки, пятки.
Видимо смешали Сергея и Константина Рудольфовичей вместе... вот, вышло

#19 07.09.2011 16:40:12

Georg G-L
Капитанъ I ранга
k1r
stasik3
Откуда: Архангельск, Россия
ЕИВ Гвардейского экипажа яхта "Штандарт"
Сообщений: 12789




Вебсайт

Re: Что стало с качегаром Баклановым?

CVG написал:

Оригинальное сообщение #421261
Фотку с биографией тока найти по ссылкам ни как не могу.

Езжайте в Пензу. Все сфоткайте и ту выложите. Польза будет прямая - дадим мичмана и орден.


Живым достанется почет, а мертвым орденов не нужно...

#20 07.09.2011 19:31:28

CVG
Гардемаринъ
gardemarin
Гроза дредноутов яматообразных Супердредноут "Слава" по кличке "Балтийский танк Славик".
Сообщений: 3657




Re: Что стало с качегаром Баклановым?

1

Georg G-L написал:

Оригинальное сообщение #421359
Польза будет прямая - дадим мичмана и орден.

Мне это уже давным давно положено и так. Но в мире нет справедливости, так что я не ропщю.:)


Когда я поступаю хорошо - об этом ни кто не вспоминает. Когда я поступаю плохо - об этом ни кто не забывает.

#21 20.02.2012 14:08:39

Бакланова
Гость




Re: Что стало с качегаром Баклановым?

3

Бакланов-это мой прадед.Всегда любила перечитывать отрывок из "Цусима",где он пошутил над мичманом)))Действительно,в Пензенском краеведческом музее были фотографии,личные вещи и многое другое,в том числе книга "Цусима" подписанная Новиковым-Прибой лично Бакланову.Давно не была в музее,сохранилась ли там история,не знаю...Да,сын у него был,лётчик,Серафим Тихонович.А у С.Т. родился мой отец-Бакланов Виктор Серафимович.Спасибо всем,кто помнит историю!!!Кто вспоминает простого кочегара)))

#22 29.05.2013 18:59:59

Bricket
Мичманъ
michman
Откуда: Чернобыльская АЭС
Объект "Укрытие" РБМК-1000
Сообщений: 1219




Re: Что стало с качегаром Баклановым?

Бакланова написал:

Оригинальное сообщение #483626
Кто вспоминает простого кочегара)))

Вот это был человечище, не чета всяким!!! Госпожа Бакланова, я вам завидую белой завистью и очень горд, что мы тусим на одном ресурсе.


" - Максимка, друх милой, ты не бойся, я тя не продам, и не пропью..."

#23 30.05.2013 18:17:30

s.reily
Гость




Re: Что стало с качегаром Баклановым?

Насчёт того, что с ним стало(((
(http://gaspito.ru/index.php/component/s … obi2Id=100)
Из рассекреченных документов 1937 - 1945 гг.
(Государственный архив социально-политической истории Тамбовской области) Ф.П-1045, Оп. 1, Д. 296, Л. 1-13.
Протокол № 16 заседания бюро обкома (Тамбовского) ВКП (б) от 01.09.1938 г.
...Дело Бакланова Тихона Лаврентьевича.

Ой, подозреваю, что не очень хорошо с ним стало. Впрочем, как знать.

Вот так выглядит список вопросов этого заседания:

О решении оргбюро ЦК ВКП(б) от 22 августа 1938 года «О некоторых мероприятиях в связи с итогами выборов руководящих партийных органов».
О помощи комсомольским организациям в подготовке и проведении отчетно- выборных собраний.
О преподавателе политического самообразования П. Марфинского райпартактива.
О заведующем партийным кабинетом Каменского РК ВКП(б).
О заведующем парткабинетом Н. Ломовского РК ВКП(б).
О заведующем партийным кабинетом Башмаковского РК ВКП (б).
О штатном пропагандисте Башмаковского РК ВКП (б).
О заведующем культпропом Башмаковского РК ВКП (б).
О штатном пропагандисте Башмаковского ВКП (б).
О штатном пропагандисте Чембарского РК ВКП (б).
О штатном пропагандисте Инжавинского РК ВКП (б).
Заявление т. Кочергина об освобождении его от работы в связи с болезнью.
Утверждение протоколов КПК при ЦК ВКП (б) партколлегии по Тамбовской области за № 61 от 20.07.38, № 62 от 29.07.38, № 65 от 01.08.38, № 66 от 03.08.38, № 67 от 05.08.38.
О заведующем кульпропом Пачелмского РК ВКП(б).
Дело Евстигнеева Семена Ивановича.
Дело Быковой Прасковьи Николаевны.
Дело Лукьянова Николая Ивановича.
Дело Базева Бориса Константиновича.
Дело Краснова Василия Сергеевича.
Дело Фриновского Павла Георгиевича.
Дело Еремина Николая Федоровича.
Дело Бакланова Тихона Лаврентьевича.
Дело Барышникова Ивана Прокофьевича.
Дело Воскобойникова Александра Васильевича.
Дело Плешакова Захара Михайловича.
Дело Мигачева Алексея Ильича.
Дело Куликова Николая Семеновича.
Дело Дубровина Сергея Трофимовича.
Дело Малахова Бориса Владимировича.
Апелляция Максимова Дмитрия Калиниковича.
Дело Лебедева Александра Иосифовича.
Дело Миронова Ивана Даниловича.

Дальше архива не пускает (бесплатно))). Наш Герой попал в расследование КПК или таки это отдельное дело?

Отредактированно s.reily (30.05.2013 18:24:48)

#24 31.05.2013 11:00:28

Нептунус
Гость




Re: Что стало с качегаром Баклановым?

В РНБ в фонде Новикова-Прибоя хранится единственное короткое письмо ему от Бакланова Тихона Лаврентьевича. Дата - 1937 г. Текст - ни о чём; ничего не просит, как другие, никаких конкретных фактов и деталей, чтобы судить, кто он и что, нет. Единственно, обращается  Новикову "мой старый боевой товарищ" и приводит свой возраст - 59 лет.

Также на тему вот ещё публикация


Эхо.
ОНЛАЙН  ВЕРСИЯ  ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОГО  ОБОЗРЕНИЯ АЗЕРБАЙДЖАНА . № 225(2427) Cб., 11 Декабря 2010

Константин Молдаванцев: "У деда был высокий тенор..."
С.КАСТРЮЛИН

Без малого целый век прошел со времени обороны Порт-Артура - главной базы русского флота на Тихом океане, но и сегодня продолжаются споры в отношении того, почему Россия тогда проиграла в войне с Японией на Тихом океане. Казалось бы, какое отношение имеет эта цитадель русского флота и все события, произошедшие в сражении в Цусимском проливе, где полностью была уничтожена Дальневосточная эскадра боевых кораблей и вторая эскадра адмирала Рожественского, посланного царским правительством на помощь Порт-Артуру, для Азербайджана? А дело в том, что в тех сражениях на море принимал участие и наш бакинец, Павел Молдованцев, служивший кочегаром на броненосце "Орел", корабле, входившем в состав второй тихоокеанской эскадры под руководством адмирала Рожественского. О своем легендарном деде и его следовании на броненосце к берегам далекой Японии "Эхо" рассказал его внук Константин Молдаванцев.

- Сегодня можно поднять историю тех отдаленных событий, свидетельствующую о банкротстве царского командования русским флотом. Интересно, как ваш дед оказался на броненосце "Орел" и что он рассказывал о том времени?

- По рассказам моего отца Константина Мордаванцева, дед был призван на флот в Самаре, где он тогда проживал. Его взяли кочегаром в команду матросов на сошедший со стапелей судостроительного завода в Санкт-Петербурге броненосец "Орел". В те годы он был веселым парнем, хорошо умел танцевать и петь народные песни. К тому же он играл на баяне, что привлекало к нему девушек со всей округи. И внешне он был великолепен: высокий, красивые голубые глаза с поволокой, густые вьющиеся волосы, какая-то аристократическая стать и молодецкая удаль. Это делало его в глазах девушек весьма перспективным женихом. И самое главное он не увлекался алкоголем. А это, как вы знаете, всегда ценилось женской половиной очень высоко. У деда был высокий тенор и песни, которые он пел в компании молодых людей, получались душевные и благозвучные. Кажется, ему предлагали даже стать певчим в церкви, но он отказался. То ли от стеснения, то ли не переносил запаха ладана. По его рассказам, он был хорошо знаком с унтер-офицером Новиковым, который впоследствии написал роман "Цусима". Мой дед в том романе фигурирует под фамилией Бакланов.

- Что он рассказывал о порядках на судне, о заходах в иностранные порты и так далее?

- В дальний путь эскадра отправилась в сентябре 1904 года, с Кронштадтского рейда, а закончила в мае 1905 года.

- А что ваш дед вспомнил о походе на Тихий океан?

- В походе было мало веселого и радостного. Для кочегарной команды и механиков переход через океан был сплошным адом. Люди не знали покоя. Во время движения эскадры на Восток кочегары стояли в адской жаре по четыре смены в сутки. На стоянках, когда корабли загружали с немецких кораблей углем, кочегарам и механикам приходилось заниматься чисткой котлов и ремонтом механизмов. Тем не менее мой дед, как и другие матросы, был хорошо осведомлен о всем происходящем на корабле. Жизнь на корабле проходила по распорядку. После завтрака офицеры занимались обучением команды новыми инструкциями, как вести себя во время боя. Матросы постоянно мыли палубы от скопившихся во всех закоулках корабля крошек угля. Офицерам было легче. Они собирались после вахт в кают-компании и музицировали. Практиковалось хоровое пение. Хорошие голоса были у любимцев команды лейтенанта Ставинского и мичмана Шупинского. На корабле стало традицией вслух читать стихи, и не только в кают-компании, но и в матросских кубриках, играть в шахматы и шашки. Обераудитор (юрист на судне) Добровольский был еще и композитором. Ему принадлежит создание баллады о Ермаке. От желания офицеров кают-компании, которые по сути создавали микроклимат на корабле, зависело многое, в частности, и отношение моряков к командиру судна. От офицеров зависело, получит ли приглашение на званый обед или ужин командир корабля. Однажды, обидевшись на неправильное наказание офицера или матроса, офицеры действительно не пригласили командира на ужин, и тот ничего не мог поделать против утвердившихся на военном флоте традиций. Во время похода, в самом начале следования эскадры на Восток, произошел так называемый гульский инцидент, когда по ошибке ночью корабельной артиллерией были расстреляны английские рыбаки. С тех пор англичане всячески старались усложнить движение русской эскадры. Матросы, как и многие офицеры, не побывавшие еще на Дальнем Востоке, слушали о предстоящем походе через побережье Африки, Индийский океан и Мадагаскар старшего штурмана корабля, который знакомил команду с походом посредством имеющихся литературных материалов и описаний морских течений по лоциям. Было ясно, что до конечного пункта назначения эскадра Рожественского сумеет добраться не раньше, чем через шесть-восемь месяцев. Встреча с японцами должна была состояться на пути к Владивостоку. До этого времени предполагалось, что русское правительство, уже после уничтожения Дальневосточного флота России, попытается заключить мир с Японией еще до прихода туда русской эскадры. Как уже было сказано выше, во время пути эскадры матросам приходилось постоянно грузить углем судовые шахты с немецких транспортных судов. И поэтому у них было мало времени для самообразования и нехитрых развлечений. Тем не менее при случае многие из них играли на баяне и гармони, был на судне один матрос, играющий на флейте.

Когда эскадра подошла к Дакару, адмирал разрешил выезд на берег отличившимся на погрузке угля офицерам и матросам. Там состоялся смотр художественной самодеятельности со всех судов. Среди победителей был и наш герой Павел. Ему даже заплатили за танец и песню некоторую сумму из судовой кассы. По его воспоминаниям, торговля с местным населением на Дакаре шла на русские деньги. Там золотой русский десятирублевик с приравнивался к 25 французским франкам. Матросы покупали пробковые шлемы, предохраняющие от жары, и открытки с видами Дакара, Зеленого мыса и Сенегамбии, которые отсылали родственникам через почтовое судно. Чтобы сбросить стресс у команды и дать им возможность немного отдохнуть, вместе с местными жителями для них устроили спортивные соревнования в беге на сто метров, поднимании тяжестей и в прыжках в воду на поиск брошенной на глубину монеты. Конечно, по подниманию тяжестей наши моряки были первыми, а вот по бегу и нырянию местные аборигены были первыми. Тем не менее некоторым морякам удавалось, так сказать, держать марку и нырять наравне с профессиональными ныряльщиками Дакара.

- А как моряки спасались от тропической жары?

- Офицеры, при выходя на берег, одевали шорты и пробковые шлемы, а матросам такое одеяние использовать запрещалось. Они были в легких рабочих брюках и бескозырках. Командиры кораблей русской эскадры еще в России подали в Морской штаб рапорты о том, что в тропиках необходимо отпускать машинной и кочегарной команде для освежения бутылку красного вина на ведро воды. Но министерство на эти рапорты наложило вето, мотивируя это тем, что это было бы "большим баловством и излишней роскошью, которые могут вызвать чрезмерные претензии и рознь среди разных групп команды". Еще дед рассказывал, что при авральных работах некоторые члены команды не имели никакого желания браться за работу, потому что чувствовали, что при современном раскладе состояния эскадры победы в Цусимском заливе им не видать. Дело было и в другом. Техническое состояние военных судов России тогда было не на уровне мировых держав, и это прекрасно использовали японцы, обновив свой флот и последовательно готовясь к сражению. Тактика сражений у царской России была старая и основывалась на сражении парусного флота. Моряки молодого поколения (младшие офицеры) впитали в себя уважение к передовой технике, а наверху стояли те, кто свято верил в романтические паруса. На царской эскадре командные верхи шли проторенной дорогой. Они считали матросов "пушечным мясом", которое в массе своей не должно рассуждать, а только исполнять волю командира, даже если оно абсурдно. Так, по заведенной инерции мышления шла жизнь на кораблях царского флота, все глубже разъединяя людей на два враждебных лагеря: офицерские командные верхи и матросские низы. К тому же внутреннее положение тогдашней России совершенно заслонило интерес общественности к ходу военных операций.

- А ваш дед в то время тоже считался человеком передовых взглядов?

- В матросской среде сознание было нередко выше, чем у офицеров. Это подчеркивает в своем романе "Цусима" и Новиков-Прибой. Среди матросов было не мало развитых и идейных людей. Некоторые, как мой дед, владели иностранными языками и читали французские газеты, которые им попадали из кают-компании. Они понимали, что преодолеть войну с Японией можно общими силами, превратив ее в мощный протест против бессмысленной бойни.

- Как проходил бой в Цусимском проливе для броненосца "Орела"?

- По рассказам деда, 14 мая 1905 года после обеда моряки увидели на траверсе четыре быстроходных японских крейсера японского адмирала Дева. Их можно было атаковать до встречи с главными силами японского флота, но адмирал Рожественский спасовал и не решился на смелую атаку. Потом к японцам подошло пополнение - эскадра Чин-Иена. Российская эскадра в результате неправильного маневрирования скучилась в одном месте, и этим воспользовался неприятель. Так началась артиллерийская перестрелка. В результате обстрела был потоплен японцами броненосец "Ослабя", броненосец "Бородино". Затем неприятель перенес всю мощь огня на "Орел". Прицельно отвечать на огонь японцев мешала окраска японских судов. Они были окрашены в грязно-оливковый цвет, который напоминал поверхность моря. На "Орле" начались пожары. Сначала в адмиральской столовой. Затем в командирском помещении на верхней палубе, на шканцах, мостиках и на катерах у грот-мачты. Несколько снарядов попали в носовую часть корабля. Незаделанной оставалась пробоина по левому борту, но корабль еще был на плаву и отстреливался. Броненосец "Николай", на котором в то время находился новый командующий адмирал Небогатов после ранения Рожественского, сдался врагу. "Орел" тоже был вынужден сдаться. Сдавшиеся моряки "Орла", как здоровые, так и раненые, были переведены на японский броненосец "Осахи". Экипажи всех команд взятых в плен русских судов поместили на южный японский остров Киу-Сиу. Люди содержались в бараках вместимостью на 500 человек. Лагерь для пленных в 10 тысяч человек был размещен от города на несколько километров. Его обнесли высоким забором и охраняли небольшим японским военным отрядом. Однажды к ним приехал А. Новиков, содержащийся с офицерами в другом месте. Он записал воспоминания матросов о походе на Тихий океан, которые чуть позже и легли в основу романа "Цусима".

- Как ваш дел оказался в Баку?

- В России в то время наступило смутное время перед революцией. Стало плохо с продуктами питания. После возвращения из японского плена в Россию, сослуживец предложил деду поехать в Баку, где в то время уже действовала железнодорожная ветка Баку-Тифлис. Дед согласился. В Баку он женился на Елене Ерошенко. Кто-то из ее родственники была замужем за баснописцем Крыловым. Дед долгое время работал машинистом на поезде Баку-Тифлис и получал 420 рублей в золотых рублях и даже выступал на смотрах художественной самодеятельности среди железнодорожников.

- А кем стали дети вашего легендарного деда?

- Отец стал маляром- альфрезчиком, а его другой сын, Леонид Петрович, - летчиком. А вот третий сын моего деда Борис стал моряком. Всего у деда было четыре сына и две дочери - Лидия, которая вышла замуж за инженера Шалву Михайловича Гандзиели, грузина. Опекунами моей матери, Надежды Владимировны, которая осталась сиротой в 12 лет, тоже были Гандзиели. Они были князьями. Шалва Михайлович строил Пиркулинскую обсерваторию. Была еще одна сестра - Зоя. У всех была склонность к рисованию.

- А кем работали вы, внук знаменитого деда?

- Я закончил Рижское училище гражданской авиации и строительный институт. Сейчас на пенсии.

P.S. В составе эскадры был броненосец "Адмирал Ушаков", на котором находилась судовая касса. Он был потоплен японцами. В 80-х годах прошлого века японцы его подняли и взяли судовую кассу.

#25 31.05.2013 11:34:18

vov
Гость




Re: Что стало с качегаром Баклановым?

Любопытно, но подробности похода почти дословно повторяют Цусиму Н-П. И возникает вопрос: кто у кого?

Страниц: 1 2 3


Board footer