Сейчас на борту: 
Hordeum,
krysa,
ВладимирФ
   [Подробнее...]

Страниц: 1 2

#1 12.06.2011 14:27:44

aligvi
Гость




Болгарский катер "БОРИС"

Нашел в интеренте такую байку:
"Дядя Миша, продолжение…

Болгарский военный катер «Борис» представлял собой угнанную в конце 19-го века  французскую (или итальянскую) большую моторную лодку. Ее обшили металлом, оборудовали электричеством и даже в конце 20-х годов (20-го века) поменяли двигатель.

К началу 40-х годов эта «гордость» болгарского военно-морского флота представляла собой изъеденное ржавчиной и жуками плавсредство, которое не могло ни плавать, ни воевать. И тогда его отправили на ремонт в Советский Союз. Во Францию болгары боялись его посылать – во-первых далеко, мог «Борис» и утонуть по дороге, а во-вторых могли французы вспомнить «откуда у попа собака» и катер забрать.


Выход напрашивался сам собой – попросить советских соседей отремонтировать катер. И командование болгарского Военно-Морского флота договорилось с одесским судоремонтным заводом о проведении капитального ремонта. Естественно, все вооружение с катера болгары предварительно сняли. И зимой 41-го года катер прибыл в Одессу.

Я абсолютно не разбираюсь в судостроении, и не знаю, сколько нужно ремонтировать небольшой катер, но в июне того-же 41-го года катер вышел в испытательное плавание. На борту было несколько болгарских моряков – членов команды и четверо механиков с судоремонтного завода – на всякий случай. Точнее, механиков было всего двое, но в советской команде были еще инженер и 16-летний мальчишка – ученик слесаря

Загружаясь на судно, кроме провианта и сменной одежды, инженер взял с собой какие-то измерительные приборы и чертежи, механики захватили два ящика инструментов и запасных частей, и лишь беззаботный парнишка взял с собой фотоаппарат. Уж как то ему удалось пронести его на борт, спрятав среди инструментов. И как только катер вышел в открытое море, мальчишка извлек фотоаппарат и принялся снимать все подряд. В теплых лучах летнего солнца Черное море было синим, белые буруны увивались за катером, словно играя в догонялки с дельфинами.

Болгары с удовольствием соглашались фотографироваться, сверкая добродушными улыбками, и даже старый механик, хоть и ворчал на мальчишку, но тоже позировал на фоне морских волн. А парнишка щелкал и щелкал….

Иногда катер встречал в море корабли. Военные, гражданские, грузовые… под разными флагами они спешили по своим делам. Экипаж некоторых приветственно махал, другие просто провожали взглядом маленький катер. Так прошло четыре дня. И вечером в субботу инженер дал команду – готовится к возвращению: » Утром пойдем домой!» Даже болгарские моряки обрадовались этому известию и вытащили из своих котомок несколько бутылок домашнего вина. Военные и гражданские отметили успешное окончание ходовых испытаний и на радостях даже пацану налили полстакана вина. Импровизированный праздник быстро окончился и, оставив вахтенного, все спустились в каюты, чтобы в последний раз выспаться перед походом домой.

Но им не было суждено выспаться этой ночью. В два часа по корабельному времени, все почувствовали сильный удар, за которым сразу послышался тяжелый топот сапог по палубе и громкие крики на немецком языке. Сон как рукой сняло, и не успели моряки и механики одеться, как в кубрик ворвались вооруженные матросы немецкого флота. Через несколько минут экипаж катера стоял на палубе, под прицелами немецких винтовок. Борт о борт с маленьким катером покачивался большой военный корабль немецкого флота. Старший из немцев, видимо офицер, что-то начал говорить. Оказалось, что советский инженер неплохо знает немецкий язык. Он (инженер) несколько раз что-то переспросил офицера, разозлив его своими вопросами, а потом повернулся к команде и тихо перевел сказанное немцем.

- Война… Сегодня началась война, Германия объявила войну Советскому Союзу. Война… Нас арестовали, и мы идем за ними в Констанцу (румынский порт) – даже болгары поняли все сказанное инженером.

Весь экипаж и механиков закрыли в одной из кают, к штурвалу встал немецкий матрос и катер последовал за немцами. Так началось грустное приключение фотографа дяди Миши. Кстати, тот фотоаппарат немцы у него тогда отобрали..."

И на сколько можно верить в эти слова?

#2 12.06.2011 15:08:11

atez
Старшiй лейтенантъ
st-let
Сообщений: 616




Вебсайт

Re: Болгарский катер "БОРИС"

Фмгня полная! "Большой военный корабль немецкого флота" в Одессе 22 июня 1941 г. *wacko wacko*

#3 12.06.2011 18:25:04

Odzava
Гость




Re: Болгарский катер "БОРИС"

aligvi написал:

Оригинальное сообщение #397136
И на сколько можно верить в эти слова?

Вообще нельзя верить. Во первых - небыло в болгарском флоте

угнанную в конце 19-го века  французскую (или итальянскую) большую моторную лодку

. Был подаренной Россией катер "Бавария", которого в 1887 г. назвали "Борис". И так до ремонта в 1933 г. в Русе, после каторого переименовали в "Раковски". Благополучно катер прожил до 1938 г., когда его списали и разобрали. В Одесе он неходил, да и близко к ней не заглядывал.

Выход напрашивался сам собой – попросить советских соседей отремонтировать катер. И командование болгарского Военно-Морского флота договорилось с одесским судоремонтным заводом о проведении капитального ремонта. Естественно, все вооружение с катера болгары предварительно сняли. И зимой 41-го года катер прибыл в Одессу.

А это вообще не укладывается ни в какие рамки. В разгаре румынского наступления или даже после эвакуации Приморской армии 15-го октября так и смотрится что союзная Рейху Болгария ДОГОВАРИВАЕТСЯ с Правительством СССР ремонтировать свои корабли в занятой Румынию Одесе. Вам это в голове укладывается. Мне - нет. :)

#4 12.06.2011 19:05:40

aligvi
Гость




Re: Болгарский катер "БОРИС"

Всем спасибо!
Но почему после эвакуации Приморской армии?
В тексте написано: «…И зимой 41-го года катер прибыл в Одессу» - вот когда его поставили корабль в ремонт.
А зимой, Сталин еще очень дружил с Гитлером, хотя уже оттяпал (вернее «вернул») у его союзника - Румынии часть территории.
А Болгария, как мне помниться, всегда не очень «дружила» с Румынией!
Я также так думал (долгое время) что не мог корабль Болгарии стоять в ремонте в Одессе, а вот теперь усомнился.
Меня интересует, в первую очередь, ответ на вопрос: - Возможен ли был ремонт болгарского корабля в Одессе накануне 22.06.1941 г.?
При этом прошу не обращать внимание на название и характеристики судна - это. все, естественно, вымысел.
С уважением, aligvi

#5 12.06.2011 19:22:54

Александр Клюев
Гость




Re: Болгарский катер "БОРИС"

aligvi написал:

Оригинальное сообщение #397184
Возможен ли был ремонт болгарского корабля в Одессе накануне 22.06.1941 г.?

Мне известен только болгарский "Шипка", который оказался в Батуми на момент начала войны. Был ли он там на ремонте- мне не известно. Ушел в начале августа.

#6 12.06.2011 19:47:23

Odzava
Гость




Re: Болгарский катер "БОРИС"

aligvi написал:

Оригинальное сообщение #397184
«…И зимой 41-го года катер прибыл в Одессу»

Ну я не знаток советской истории, однако зима 41-го после 22.06.1941 г. будет. А значит и война уже 6 месяца уже шла. Если реч идет о зимой 1940 г. тогда ответ опять отрицательной будет. По простой причине что после посещения Соболева в Софии и присоединения Прибалтики и занятия Западной Украины и Белорусии, Буковиный и Молдавии царь Борис ІІІ опасался что Болгария тоже ждет "присоединение" и Сталину не верил. К тому же Италия и Германия хотели получить свое за возвращения Южной Добруджи Болгарии. И давили на Болгарию сотрудничить только с ними, если можно так выразится. Это из политики.
Из судостроения - еще с середине 30-х в Варне был доставлен сухой док для фирмы "КОРАЛОВАГ". В нем успешно ремонтировались все наличные в Болгарии корабли, не говоря о катерах. Так что нужды договариватся о ремонте долбаного катерка в Одесе небыло. Кроме того в Русе находился бывший Арсенал флота где катер "Борис" успешно ремонтировали и не раз. Даже в 1933 заменили паровую машину на бензиновом ДВС.
Из организации флота - ну не был в 40-х на Черном море "Борис" по простой причине, что уже 3 лет как его разобрали. Был в Варне буксир "Борис" однако он являлся портовой катер и необходимостью в его отправки в Одесе не было. Кроме того его после 22 июня мобилизировали и превратили в вспомогательной тральщик 2-го дивизиона тральщиков.

Отредактированно Odzava (12.06.2011 19:48:32)

#7 12.06.2011 20:49:04

aligvi
Гость




Re: Болгарский катер "БОРИС"

Всем спасибо!
Извиняюсь, но январь и февраль 1941 - это также зима 1941!
Дело в том, что лет 20 назад я беседовал со старым одесским судоремонтником, пережившим войну и оккупацию в Одессе.
Не так давно вводил в ПК свои рукописные записи прошлых лет и прочитал (среди других воспоминаний) фразу: "...накануне войны ушел с завода болгарский кораблик..."! Тогда я не поверил, а когда решил проверить в интернете наткнулся на  тот текст, что поместил выше.
Вот и решил узнать мнение компетентной публики.
А морской шпионаж и разведку еще никто не отменял.
Советская "Сванетия" также "совершенно случайно" застряла в  1941 году в Босфоре и простояла там довольно долго, служа общежитием для всех советских дипломатов, представителей Минсудпрома и других ведомств, возвращавшихся из стран противников в СССР и не только. Кстати, ехали они туда через Болгарию, где их, по их же свидетельствам, приветствовали жители - и это несмотря на войну.
С уважением, aligvi

#8 12.06.2011 21:01:45

Odzava
Гость




Re: Болгарский катер "БОРИС"

aligvi написал:

Оригинальное сообщение #397199
Извиняюсь, но январь и февраль 1941 - это также зима 1941!

Да, согласен - тоже зима. :) Однако описания катера никак не подходит под бывшей "Баварии", а кроме нее все остальные катера были гражданские и мобилизировались только во время войны. Насчет диверсии и шпионажа - не знаю. Возможно и послали "диверсантов" в Одесе, однако прикрывать их договариваясь через Военном министерстве - согласитесь странно. Лучше на катере намалевать - "Мы шпиены" :)
Если однако сохранилась фотка будет интересно если поделитесь. А я попытаюсь отискать фотки буксира "Цар Борис" что плавал в то время ба Черном море.

#9 12.06.2011 21:26:40

aligvi
Гость




Re: Болгарский катер "БОРИС"

К сожалению, фотографий нет - есть только "свидетельство очевидца".
Повторяю, документальных подтверждений у меня НИКАКИХ нет.
Меня, как автора этого текста - http://wreck.ru/stat7.shtml, больше интересуют фотография болгарского судна "Цар Фердинанд".

С уважением,

Отредактированно aligvi (29.03.2014 12:19:22)

#10 13.06.2011 11:15:52

boxer
Капитанъ I ранга
k1r
Транспорт "Волховъ"
Сообщений: 1845




Re: Болгарский катер "БОРИС"

Ув. коллеги!
ИМХО.
1. Французские, деревянные - *Беломорец*, *Черноморец *, разоруженный кстати .
2. Ремонт в Одессе - в принципе  возможен, теоретически и практически.
3. 22.6.41г - румыны тормознули в море катер под БОЛГАРСКИМ  флагом  и * порекомендовали *  идти в Болгарию, м.б. и через Констанцу.
4.Вопрос.  Где они (Ч-ц и Б-ц  ) были 22.6.41г ? ( Кстати есть сведения о их перевооружении в 41г - месяц не указан ) .
Еще раз ИМХО.
С ув. вох.

#11 13.06.2011 11:53:59

Александр Клюев
Гость




Re: Болгарский катер "БОРИС"

boxer написал:

Оригинальное сообщение #397261
4.Вопрос.  Где они (Ч-ц и Б-ц  ) были 22.6.41г ? ( Кстати есть сведения о их перевооружении в 41г - месяц не указан ) .

До 22 ноября 1941 г. находились на Дунае. В этот день вышли из Браилы в Сулину.

#12 13.06.2011 12:32:50

aligvi
Гость




Re: Болгарский катер "БОРИС"

Уважаемые boxer и Евгений К!
Спасибо!
Уже «гораздо теплее»!
А откуда информация: «22.6.41г - румыны тормознули в море катер под БОЛГАРСКИМ  флагом  и «порекомендовали»   идти в Болгарию…»?
С уважением, aligvi

#13 13.06.2011 13:48:10

Odzava
Гость




Re: Болгарский катер "БОРИС"

aligvi написал:

Оригинальное сообщение #397278
До 22 ноября 1941 г. находились на Дунае. В этот день вышли из Браилы в Сулину.

Может быть из РУСЕ, через Браилы в Сулину точнее.

boxer написал:

Оригинальное сообщение #397261
22.6.41г - румыны тормознули в море катер под БОЛГАРСКИМ  флагом  и * порекомендовали *  идти в Болгарию, м.б. и через Констанцу.

Всякого может тормознули. Однако нет инфа что румыны задержали катер из состава ВМФ.

#14 13.06.2011 13:53:28

Odzava
Гость




Re: Болгарский катер "БОРИС"

boxer написал:

Оригинальное сообщение #397261
Кстати есть сведения о их перевооружении в 41г - месяц не указан

После прибытия в Варны в конце ноября нa кораблях поставили одно 37/83 мм SK С/30 и одно 20/65 мм SK С/38  орудие.

Отредактированно Odzava (13.06.2011 14:14:52)

#15 13.06.2011 14:16:32

Александр Клюев
Гость




Re: Болгарский катер "БОРИС"

Odzava написал:

Оригинальное сообщение #397293
Может быть из РУСЕ, через Браилы в Сулину точнее.

Абсолютно верно: в Браилу прибыли 20 ноября.

#16 13.06.2011 14:33:16

Odzava
Гость




Re: Болгарский катер "БОРИС"

Евгений К написал:

Оригинальное сообщение #397304
Абсолютно верно: в Браилу прибыли 20 ноября.

Ага. Понятно, спасибо!

#17 13.06.2011 15:24:54

Rohirrim
Гость




Re: Болгарский катер "БОРИС"

ИМХО Если память не изменяет, то после случая с "Надеждой", которая так и не была возвращена Болгарии после революции, болгары вообще отказались от идеи ремонта своих судов и кораблей в России. Во всяком случае информация по ремонту (тем более капитальному) болгарских судов и кораблей в период с 1920 по 41 мне не встречалась пока. Может Одзава что-то добавит?...

#18 13.06.2011 16:31:47

Odzava
Гость




Re: Болгарский катер "БОРИС"

Совершенно согласен. Но причина отказатся от капремонта заключалась в том что возможности ремонтироватся в Болгарии возрасли. Потому и небыло необходимостью отправлять корабли и суда за бугром :)

Odzava написал:

Оригинальное сообщение #397191
в середине 30-х в Варне был доставлен сухой док для фирмы "КОРАЛОВАГ". В нем успешно ремонтировались все наличные в Болгарии корабли, не говоря о катерах. Так что нужды договариватся о ремонте долбаного катерка в Одесе небыло. Кроме того в Русе находился бывший Арсенал флота где катер "Борис" успешно ремонтировали и не раз.

#19 13.06.2011 17:58:20

Rohirrim
Гость




Re: Болгарский катер "БОРИС"

Odzava написал:

Оригинальное сообщение #397342
Совершенно согласен. Но причина отказатся от капремонта заключалась в том что возможности ремонтироватся в Болгарии возрасли. Потому и небыло необходимостью отправлять корабли и суда за бугром

Ну вот... Чем глубже вникаем - тем больше эта история смахивает на байку... Хотя, не удивлюсь если выяснится, что речь идет всего лишь о какой-нить частной рыболовецкой лайбе, размером чуть больше шаланды... В Одессе и не такую шаланду любители баек "превратят" в броненосец Потёмкин... ;) :D

#20 13.06.2011 22:41:44

Odzava
Гость




Re: Болгарский катер "БОРИС"

Rohirrim написал:

Оригинальное сообщение #397356
В Одессе и не такую шаланду

Думаете все дело в Одессе и одесситов :)*shock ogo* или в лайбы и шаланды :)

#21 13.06.2011 23:41:54

aligvi
Гость




Re: Болгарский катер "БОРИС"

Всем спасибо.
Про «Потемкин» - не будем.
А вернемся к начальной байке, в которой утверждалось, что "лайба" (предлагаю так ее условно называть) пошла на "испытательное плавание" (хотя обычно назначаются ходовые испытания), которые для небольшого судна, как правило, ограничиваются территориальными или даже припортовыми водами.
"Лайба" же эта почему-то (при этом, с советскими гражданами на борту) "поперлась" так далеко, что там уже "шастали" крупные корабли противника. Следовательно, советские граждане на борту должны были получить загранпаспорта и выездные визы. Представить, что советских граждан в 1941 году отправили обеспечивающими переход иностранного судна за границу без соответствующего оформления - просто невозможно.
Если эта история и была на самом деле, то это (вполне может быть) - операция советских спецслужб по заброске агентов за кордон.
Тем более, что подобный случай уже имел место… Это было когда чекисты "упустили" угнанное в Болгарию парусно-мотороное (в прошлом китобойное) судно "Утриш", который стал позже болгарским УС «УСПЕХ» (с 20.04.31 в составе болгарского ВМФ как УК «АСЕН»). И все для того, чтобы забросить на запад только одного своего разведчика.
В газете "Совершенно секретно" была помещена статья, в которой говорилось, что одним в группе из 8 беженцев «Утриша» был, возвращавшийся за бугор, после пребывания в СССР Дмитрий Александрович Быстролётов. Он в апреле 1925 года в качестве делегата 1-го Всесоюзного съезда пролетарского студенчества находился в Москве. Там он встречался с начальником ИНО ОГПУ А.Х. Артузовым и его помощником М.С. Горбом, от которых получил предложение работать на советскую разведку. Так для внедрения одного разведчика эктра-класса пожертвовали целым судном. Надеяться на то, что болгары в тот период судно вернут - не приходилось.
Так, что будем считать, вопрос с странным походом странной «лайбы» закрытым.
Документов нет - и темы нет.
Но пообщаться было интересно.
С уважением, aligvi

#22 14.06.2011 01:24:35

Rohirrim
Гость




Re: Болгарский катер "БОРИС"

Odzava написал:

Оригинальное сообщение #397423
Думаете все дело в Одессе и одесситов  или в лайбы и шаланды

aligvi написал:

Оригинальное сообщение #397446
Если эта история и была на самом деле, то это (вполне может быть) - операция советских спецслужб по заброске агентов за кордон.

Вот видимо правда и лежит где-то посередке. *rolleyes*
А насчет "Потемкина", я к тому, что просто видимо небольшой неприметный рыбацкий баркас ушедший за кордон в байке превратился в быв. военный катер/моторную лодку с детективной предысторией его угона. ;)

#23 14.06.2011 09:47:07

Odzava
Гость




Re: Болгарский катер "БОРИС"

aligvi написал:

Оригинальное сообщение #397446
Если эта история и была на самом деле, то это (вполне может быть) - операция советских спецслужб по заброске агентов за кордон.
Тем более, что подобный случай уже имел место… Это было когда чекисты "упустили" угнанное в Болгарию парусно-мотороное (в прошлом китобойное) судно "Утриш", который стал позже болгарским УС «УСПЕХ» (с 20.04.31 в составе болгарского ВМФ как УК «АСЕН»). И все для того, чтобы забросить на запад только одного своего разведчика.

Это уже более правдоподобно. Потому что с болгарской стороны тоже имелись прецеденты. Сразу после ПМВ Болгарская компартия начала осуществлять прямые связи с СССР по море. Начало положили в 1919 г. когда лодками перевозили литературу и оружие между Одесу и Варну. Так как эти плавания сопровождались большим риском начали использовать мелкие моторные корабли. В начале 1920 г. БКП решила создать надежный канал для переброски людей, литературу и оружие. Задачу поставили варненской партийной группе. Сначало на деньгах партии купили моторную лодку "Вяра" (не путайте с царской яхтой) водоизмещением 30 т. Потом к ней добавили катер "Борьба" (бывш. Амалия), корабли "Спаситель" и "Заря". Кроме доставки от СССР с помощи этих кораблей возвращались в СССР бывшие белогвардейцы.
В 1920 г. БКП приняла решение о создания и второго пункта для связи с СССР - в Бургасе. Для этой цели в Бургасе создали общество мореплавания и торговли "Матеев, Кремаков и Сие". Через него планировали осуществлять свю дейность бургаской группы. Это общество в 1921 г. связалось с фирмой "Standard Engin company", каторая продавала в Стамбуле бывшие францусзкие "ведеты" (В 1917 г. Британия передала Франции 40 M.L. из кораблей "второго заказа" для эскортирования конвоев на Средиземном море). Так и была куплена "яхта' "Иван Вазов".
Корабль купили в конце октебря 1929 г. и сразу начали ремонт и преустройство в Стамбуле. В основном преустройство заключалось в обустройстве тайников для оружия и нелегальных материалов. 29.12.1921 г. "Иван Вазов" отплыл к Бургасе. Однако в это время на море был шторм и на 30-40 миль от Босфора сломался один из двигателей. На траверзе Василико (Мичурина) сломался и второй двигатель и пришлось брать кораблю на буксир. Так и приволокли его в Бургасе. 12.01.1922 г. в городе прибыл царь Борис и корабль привлек его внимания. Когда узнал что для его ремонта надо возвращать его в Стамбуле (в Бургасе тогда нельзя было сделать ремонт двигателей), царь приказал произвести ремонт в военном Арсенале в Варну. Официально его осветили 05.06.1922 г., а неделю позже 12.06.1922 г. "Иван Вазов" сделал свой первый рейс в Севастополь с грузом 40 т. муки и 70 возвращенцев. До септемврийского востания в 1923 г. "Иван Вазов" сделал десяток рейсов в Одесу и Севастополь. После Септемврийского востания яхту продали.
В 20-х и 30-х годов болгарских коммунистов преследовали и возможность активно "шевелится" у них небыло. В 1940 г. после того как Болгария стала играть более заметную роль в политике ВД в Москве решили активизировать их. Т. наз. Соболевые акции - демонстрации в поддержке советского предложения заключиь Договор о сотрудничестве и взаимопомощи начали после отмашки из Москвы. Так что вполне возможно что и посещения этого катера было из той песни. То что это на все 100 небыл катер Дунайской флотилии "Борис" яснее ясного. Стопудово ясно что небыл и портовой буксир "Царь Борис". Так что это была скорее всего частная рыбацкая "гемия" (шаланда, лайба - как угодно). Возможно со спецзаданием, тут уже надо компетентных тоарищей спрашивать :) Так что катер не "Потемкин", а скорее "Аврора".

#24 14.06.2011 12:14:57

Rohirrim
Гость




Re: Болгарский катер "БОРИС"

Odzava написал:

Оригинальное сообщение #397501
Это общество в 1921 г. связалось с фирмой "Standard Engin company", каторая продавала в Стамбуле бывшие францусзкие "ведеты" (В 1917 г. Британия передала Франции 40 M.L. из кораблей "второго заказа" для эскортирования конвоев на Средиземном море). Так и была куплена "яхта' "Иван Вазов".

ИМХО. Если в байке опустить название судна, то по остальным косвенным данным (быв. французский боевой катер, в плохом состоянии, в 20-х годах смена двигателя) яхточка очень даже вписывается к нашей истории. Да и царь Борис уже одним боком присутствует... ;) :)

#25 14.06.2011 13:14:43

Odzava
Гость




Re: Болгарский катер "БОРИС"

Ну да - вписывается. Вот только судьба яхты совершенно туманная. И не факт что ее юзали в Болгарии.

Страниц: 1 2


Board footer