Вы не зашли.
Страниц: 1
Не раз встречал в литературе утверждения, что до 18 века на севере (Архангельск и т.д)
сложилась своя традиция строения судов, более округлых и коротких.
Если не ошибаюсь их называли кочи.
Якобы они были сломанны по приказу Петра приказавшему построить вместо них суда на голандский манер.
И после этого эта традиция была утраченна.
Насколько это верно, сколько держался запрет и действительно ли кочи лучше подходили для Севера.
И если да, то почему тогда традицию не возобновили?
возобновили.
на Севере и в 19-м веке использовались местными рыбаками и промысловиками...
тохта написал:
Оригинальное сообщение #383470
Якобы они были сломанны по приказу Петра приказавшему построить вместо них суда на голандский манер.
И после этого эта традиция была утраченна.
28 декабря 1715 года Петр I направил архангельскому вице-губернатору указ, в котором говорилось: «По получении сего указу объявите всем промышленникам, которые ходят на море для промыслов на своих лодьях и кочах, дабы они вместо тех судов делали морские суды галиоты, гукары, каты, флейты, кто из них какие хочет, и для того (пока они новыми морскими судами исправятся) дается им сроку на старых ходить только два года».
Однако в 1719 году поморы написали царю жалобу о том, что «для мореплавания им велят строить речные лодки». Петр разрешил оставить имевшиеся суда – карбасы, соймы, кочи, но строить новые запретил, пригрозив ссылкой на каторгу. Особым актом было запрещено отправлять из Архангельска грузы на судах «прежнего дела». Несмотря на запрет, за пределами Архангельска судостроители стремились снабжать судами «прежнего дела» промысловые артели. И позже в Поморье отказывались строить суда по новым чертежам, так как ни предписанные конструкции, ни размеры не соответствовали условиям поморского мореплавания (прибрежного плавания и плавания во льдах).
Более того, в 30-е годы XVIII века кочи снова были "признаны официально". Так в июле 1734 года для одного из отрядов Сибирской экспедиции были построены кочи, которые под командой лейтенантов С. Муравьева и М. Павлова вышли из Белого моря к берегам Ямала.
Так что тезис о "сломе традиций", на мой взгляд, излишне категоричен. Можно, пожалуй, сказать, что Петровские реформы вызвали перенос центров традиционного судостроения. После петровских реформ центром судостроения в Поморье стала Кемь. Там продолжалось строительство «староманерных» судов. Более того, в XIX веке из Беломорья в Петербург, вокруг Скандинавии продолжали ходить не только на новых судах, но и на судах «прежнего дела». Так например, в 1835 году Иван Иванович Пашин из Архангельска совершил такое плавание на коче, выйдя из Колы.
Цель указа Петра было не столько запрет строительства "староманерных" судов (хотя это тоже в не малой степени), как таковых, сколько в переходе от архаичного ластового уплотнения и тесового роспуска досок в пользу пильных (понятно почему). Что касается возврата, так и сейчас строят еще "староманерным" способом.
Алексей Логинов написал:
Оригинальное сообщение #388524
так и сейчас строят еще "староманерным" способом.
у нас говорят - "шьют"... мастера еще есть. Дед моей супруги например шил карбасы, сейчас ему правда 78-й год...
У Шергина Б.В. эта тема во многих произведениях поднимается...
Страниц: 1