Сейчас на борту: 
RDX,
shuricos,
клерк,
Олег 69,
Сибирский Стрелок
   [Подробнее...]

Страниц: 1 2 3 4 … 12

#26 26.01.2011 09:17:16

Юг
Гость




Re: ЯКОРЬ - что может рассказать эта находка ?

На первом снимке классический якорный камень, рядом с ним каменное сетевое грузило.
В акватории Керченского пролива такие находки относят к античному периоду.
На втором фото кованый якорь-кошка небольшого плавсредства, типа рыбацкой лодки или байды. Якорь не очень старый, не ранее ХIХ, а скорее ХХ в. Каменный предмет рядом трудно отождествить с якорем, форма основания и очень большое отверстие при небольших габаритах не характерны для якорей. К тому же при увеличении на нем совершенно не заметны следы длительного пребывания под водой.

#27 26.01.2011 12:53:37

Mohr
Гость




Re: ЯКОРЬ - что может рассказать эта находка ?

Вот табличка из Херсонеса.

http://i021.radikal.ru/1101/58/d29af171eee6t.jpg

#28 26.01.2011 16:16:35

Юг
Гость




Re: ЯКОРЬ - что может рассказать эта находка ?

На табличке написано " ХII-ХIV в.в. "   Че-пу-ха.  Датировка неверная.
Якорь того времени так не сохраняется. Он полностью бы разложился. Да и конструкция у них другая.

#29 26.01.2011 16:55:56

Mohr
Гость




Re: ЯКОРЬ - что может рассказать эта находка ?

Брешут гады :(

#30 26.01.2011 17:43:05

Юг
Гость




Re: ЯКОРЬ - что может рассказать эта находка ?

Mohr написал:

Оригинальное сообщение #349732
Брешут гады

Ну, можно помягче к музейным работникам. Возможно, они не виноваты, им эту дату назвал даритель.
А скорее, дело было так - в музей притащили откуда-то якорь, а местные специалисты по истории мореплавания решили для солидности написать подревнее, кто там будет вникать.
Спасибо и на этом, цифры можно и исправить. Главное, не сдали в металлолом. Это ведь тоже история.

#31 26.01.2011 18:06:38

Mohr
Гость




Re: ЯКОРЬ - что может рассказать эта находка ?

Юг написал:

Оригинальное сообщение #349754
Ну, можно помягче к музейным работникам

Так я ж любя :)

ИМХО этот якорь нашли при обследовании официальной археологической экспедицией дна Карантинной бухты в 70-80-х г.г. Я что-то такое в "Спортсмене-подводнике" читал.
Но могу и ошибаться.

#32 26.01.2011 19:40:49

Юг
Гость




Re: ЯКОРЬ - что может рассказать эта находка ?

В 60-е годы под Херсонесом работала подводная экспедиция Харьковского и Уральского университетов.
В море были обнаружены фрагменты античной керамики и какие-то средневековые строительные остатки.
Возможно, тогда и был найден этот якорь, который реально попал на дно много веков позже.

#33 28.01.2011 14:19:09

Юг
Гость




Re: ЯКОРЬ - что может рассказать эта находка ?

http://s53.radikal.ru/i140/1101/06/c295cd0a801bt.jpghttp://s007.radikal.ru/i300/1101/31/72e39ff2af44t.jpg

В IV до н.эры на деревянных якорях греческих судов появляются свинцовые штоки. Они постепенно вытесняют каменные, употреблявшиеся на протяжении двух предыдущих столетий. Кардинально меняется и способ крепления штока на веретене.
Единственный известный науке целый деревянный якорь со свинцовым штоком времен императора Калигулы был обнаружен рядом с двумя затопленными галерами на дне озера Неми близ Рима перед второй мировой войной, причем Муссолини приказал для этого осушить озеро. (1)
К сожалению, в конце второй мировой войны специально созданный в окрестностях Рима музей со всеми подводными находками был уничтожен во время налета британской авиации.
На сегодняшний день в Черном море в пределах российских ( да и Украинских, за исключением Донузлава)территориальных вод не зарегистрировано ни одного кораблекрушения античного времени, хотя эта цифра может составлять сотни единиц. Однако, находки каменных и свинцовых штоков древних якорей иногда встречаются на маршрутах раннего мореплавания.
Американский ученый Дэвид Халдан, изучивший материалы более 200 кораблекрушений античного периода в Средиземном море, предложил свою типологию свинцовых штоков деревянных якорей. Наиболее ранним он считает конструкцию, представляющую собой деревянный футляр со свинцовым заполнением, закрепленный на веретене якоря. Масса свинцовых заполнений различна – от 15.0 кг до 200.0 кг  и более. Эти показатели напрямую связаны с водоизмещением судов.
Время использования этого типа свинцовых штоков по Д. Халдану   начало  IV - середина II в.до н.эры . (II)
Процесс изготовления этого типа представляется следующим образом. Готовый якорь с закрепленными рогами переворачивался штоком вниз. Шток  в виде закрепленного на веретене полого деревянного футляра обмазан внутри огнеупорной глиной.  Расплавленный свинец заливался внутрь футляра и после застывания якорь был готов. (2)
Г. Капитан подсчитал, что якоря этого типа были распространены в акватории Черного моря значительно шире, чем в Средиземноморье. Причем особенно много находок сделано опять у берегов Болгарии в районе Аполлонии Понтийской. Этот исследователь из Сиракуз предполагает, что Аполлония ( Созопол )  явилась родиной  и этого нового технического проекта.
Найденные в местах кораблекрушений эллинистического времени якоря показали, что в начале II в.до.н.эры в Средиземноморье на деревянных якорях римских судов появляется новый тип свинцового штока – неподвижный цельнолитой брус с прямоугольным отверстием в центре для деревянного веретена. Отверстие ограничено массивной,  выступающей за пределы штока рамкой. Плечи штока, примыкающие к его центральной части, слегка сужаются к концам и в сечении имеют трапецевидную форму. (III)
Шток не насаживался на веретено после отливки, а расплавленный свинец заливался в специально подготовленную форму на перевернутый якорь с применением огнеупорной бмазки. После застывания металла шток намертво прихватывался к веретену.
Позже в веретене в месте заливки штока стали делать отверстие. Получающаяся при заливке металла перемычка дополнительно закрепила обе половинки штока. В какой-то период времени и эта конструкция была усовершенствована - в отверстие в веретене был забит деревянный сердечник нужной длины, ставший после заливки формы свинцом его жесткой и прочной основой.   
Деревянные якоря с неподвижными свинцовыми штоками оказались наиболее востребованными мореплавателями и получили широкое распространение во  II в.до н эры  - I в.н.эры. Некоторые штоки (и якоря !)  достигали огромных размеров и веса. Например,  длина свинцового штока, найденного у берегов Мальты, составляет 4.20 м при весе 1860 кг !
К последней группе относятся так называемые «выдвижные», или «съемные» штоки. Они отличаются небольшими размерами,  уплощены, бывают прямыми или слегка изогнутыми. В центре расположено небольшое отверстие, служащее для фиксации штока на веретене якоря. Шток при этом пропускался в специальную прорезь, сделанную в веретене, и закреплялся через отверстие шплинтом. При необходимости, шток легко снимался, а якорь занимал гораздо меньше места на палубе. (IV)
Деревянные якоря с выдвижными штоками не получили такого широкого распространения как неподвижные, но просуществовали довольно длительный период -  с середины II в.до н.эры до конца III в.н.эры, уступая постепенно более прочным и совершенным железным якорям.
Находки свинцовых штоков  известны в Керченском проливе, у берегов Крыма и о. Змеиный. Им обычно сопутствуют обломки амфор и другой керамической посуды. Вероятнее всего, здесь находились корабельные стоянки античного времени, что вполне увязывается с естественной защищенностью акваторий от ветров. В Краснодарском крае древние якорные стоянки у мыса Тузла и мыса Панагия на Таманском полуострове стоят на учете как памятники подводного историко-культурного наследия Краснодарского края. 
По сравнению с камнем,  свинец в обработке оказался более удобным и обладал значительно большим удельным весом.  Несмотря на дороговизну изделия на начальном этапе, к середине IV в до н.эры свинцовые штоки типа II получили довольно широкое распространение в античном мире.
Однако, в конце IV и особенно в III в.до н.эры добыча свинца значительно сократилась, что сказалось на дальнейшем производстве и развитии якорей. В Средиземноморье ситуация изменилась лишь в конце III в. до н.эры, когда Рим начал разработку серебряных рудников в Испании, и спутник серебра свинец стал более доступным. Позже британские рудники узурпировали рынок металлов, и такое положение сохранялось около трех веков.
Тем не менее, деревянные якоря не были приспособлены к длительной эксплуатации. При быстром развитии новых технологий обработки железа, они были обречены. Когда в конце Римского периода сильно сократилось использование больших судов, способных перевозить до 300 тонн груза, деревянные якоря с их громоздкостью и весом стали не нужны.  Более прочные и компактные железные якоря оказались и более привлекательными, так как освобождалась полезная площадь для товара. С учетом растущих знаний  в добыче и применении металла, увеличением его количества на рынке, в I в.н. эры стали преобладать тенденции к использованию на судах железных якорей.     К началу IV в.н. эры их употребление было уже повсеместным

#34 02.02.2011 14:18:57

Юг
Гость




Re: ЯКОРЬ - что может рассказать эта находка ?

http://s007.radikal.ru/i302/1102/6b/8cf9bdd0c24et.jpg

Хронология ранних типов железных якорей по Г.Капитану.

А - Римская Республика.
В - Ранняя Римская Империя.
С - Римская Империя.
D - Поздний Рим и Византия.
E - Поздняя Византия и Арабы.

Практически, железные якоря всех указанных типов встречены по маршрутам древних мореплавателей у берегов Керченского пролива.  Естественно, находки таких якорей могут быть и в других акваториях Черного моря и являться отличным ориентиром якорных стоянок или следов древних кораблекрушений.
В интересах науки, при случайном обнаружении старинного якоря на морском дне рекомендуется зафиксировать место находки GPS , по возможности, сделать фото или рисунок и ...оставить якорь в покое. Желательно сообщить археологам-подводникам.
Печальный опыт показывает:  большая часть попыток подьема якорей заканчивалась их полным разрушением по причине полной деградации металла. В большинстве случаев остается лишь полая и очень хрупкая известняковая оболочка-футляр, разрушающаяся при любых нагрузках. Поднятые и переданные ранее в некоторые приморские музеи древние железные якоря сносной сохранности тоже не удалось сберечь по причине неумения (да и нежелания - возни много, средств нет...) музейщиков их законсервировать.
Исключение составляют 3 якоря, впервые обнаруженные в районе Ю.Озерейки под Новороссийском(место известно по неудачной десантной операции) в 1982 г. при проведении экспедиции "Цемесская бухта". Якоря вовремя были переданы в Новороссийский музей и их полая внутренняя часть была залита гипсом. Таким образом была получен его точный слепок - копия якоря.
Они датированы поздневизантийским временем, тип - Е, ХI век. В морской археологии очень известно и опубликовано американцами (Басс, ван Дуурнинк) кораблекрушение этого времени у Серче Лимани (Турция), где были найдены несколько таких якорей и груз амфор. Примерно к этому же времени относится недавно обнаруженное у берегов Крыма хорошо сохранившееся средневековое судно.

#35 02.02.2011 17:41:15

Агриппа
Контр-адмиралъ
k-admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 3381




Re: ЯКОРЬ - что может рассказать эта находка ?

Юг написал:

Оригинальное сообщение #350409
Когда в конце Римского периода сильно сократилось использование больших судов, способных перевозить до 300 тонн груза, деревянные якоря с их громоздкостью и весом стали не нужны.

Это вовсе не значит, что для больших судов до "конца Римского периода" использовались исключительно деревянные якоря. Так Афиней из Навкратиса , описывая корабль, сооруженный Гиероном Сиракузским, пишет...
"Якорей же было четыре деревянных и восемь железных".

Отредактированно Агриппа (02.02.2011 18:07:08)

#36 02.02.2011 19:16:00

Юг
Гость




Re: ЯКОРЬ - что может рассказать эта находка ?

Агриппа написал:

Оригинальное сообщение #352613
Это вовсе не значит, что для больших судов до "конца Римского периода" использовались исключительно деревянные якоря.

Хочу отметить, что я так никогда не думал, не то что говорил. Как известно, строительство огромного корабля -дворца "Сиракузянка" по приказу Гиерона происходило под руководством Архимеда в III в.до н.эры. Действительно, на этом объекте , достойном отдельного разговора, были и деревянные, и железные якоря, я не обострял на этом внимание. Главная мысль, что в  период почти восьми веков одновременно использовались и деревянные якоря, и железные (тип А по Капитану), которые появились примерно в IV в.до.н.эры. К слову говоря, огромный железный якорь с деревянной обшивкой был также найден на галере Калигулы из озера Неми, который правил позже - в I в.н.э.
Под концом Римского периода имеется ввиду развал империи в конце IV н.эры, когда применение деревянных якорей со свинцовыми штоками прекратилось и изготовливались только железные якоря.
Приятно было пообщаться с тезкой известного римского полководца.

#37 06.02.2011 23:12:42

Юг
Гость




Re: ЯКОРЬ - что может рассказать эта находка ?

http://i012.radikal.ru/1102/e7/ddbd43f4cf47t.jpg
Самые древние в мире "якорные" монеты.
1,2 - V-IV в.до н.эры, Аполлония (Созопол, Болгария).
На монетах изображены деревянные якоря с каменным и свинцовым штоком.
3 - IV в.до.н.эры, Рим, железный якорь, 4 - IV в.до.н.эры, Микены (Греция), железный якорь.

http://s61.radikal.ru/i171/1102/ee/f088aa2fbc62t.jpg
1,2,3  -  IV-II в.до н.эры, сирийские "якорные" монеты с изображением железных якорей.
4 - изображение железного якоря на Римской монете I в.до н.эры.

http://s42.radikal.ru/i096/1102/cd/26a2b5b595ddt.jpg
1- реконструкция железного якоря (по Л.Н.Скрягину). 2,3 - схема железного якоря из озера Неми (Рим).
4 - изображение якоря на колонне Траяна в Риме. Штоки могли быть железными или деревянными.

http://s002.radikal.ru/i198/1102/a0/125bf3cf0979t.jpg
1-3  Изображение якорей на Римских медалях времен начала христианства
4 - стилизованное изображение якоря, утвержденное в качестве эмблемы ВМФ Россиив 1882 г.
/ По материалам книги Л.Скрягина "Якоря", М., 1979 /

#38 19.02.2011 22:00:10

Юг
Гость




Re: ЯКОРЬ - что может рассказать эта находка ?

http://s57.radikal.ru/i155/1102/59/1c595a976f01t.jpg

Экспедиция "Цемесская бухта", 1982 г.  Фото одного из якорей, найденных в акватории пос. Южная Озерейка.

#39 25.02.2011 22:44:12

Юг
Гость




Re: ЯКОРЬ - что может рассказать эта находка ?

http://i006.radikal.ru/1102/7c/172b2ba83662t.jpghttp://s004.radikal.ru/i206/1102/6e/6726e2415404t.jpg

Два кованых четырехрогих якоря-кошки ХVIII-ХIХ в.
Один поднят запорожскими матросами-спасателями из Днепра при очистке пляжа в 2007 г. Обломан в месте крепления рыма к веретену. Вес около 80 кг.
Другой найден водолазами на дне Дона в 2008 г. Один рог обломан.

#40 27.02.2011 09:12:37

Юг
Гость




Re: ЯКОРЬ - что может рассказать эта находка ?

http://s54.radikal.ru/i146/1102/31/0e3f3e64f0d2t.jpg


Этот якорь, скорее всего, поднят с места кораблекрушения парусного судна, погибшего на прибрежных рифах.

#41 28.02.2011 00:18:05

Юг
Гость




Re: ЯКОРЬ - что может рассказать эта находка ?

http://s005.radikal.ru/i211/1102/57/bd5f5ea0571at.jpghttp://s59.radikal.ru/i164/1102/fb/804b93aba05et.jpghttp://i014.radikal.ru/1102/d3/b053d8b56afdt.jpghttp://s015.radikal.ru/i331/1102/f7/e90da3e39148t.jpg

Это удивительное кладбище-коллекция якорей находится на острове Тавира в области Алгарве, Португалия.
Из положения якорей видно, что так они лежат не случайно. История рассказывает, что якоря оставлены промысловиками тунца, занимавшимися этим нелегким трудом на просторах океана на протяжении многих веков. Сейчас тунца не ловят, кораблей и рыбаков нет. Но есть отели и туристы, которые их заменили.
Кладбище якорей напоминает им о прошлом.

#42 02.03.2011 01:00:31

Юг
Гость




Re: ЯКОРЬ - что может рассказать эта находка ?

http://i003.radikal.ru/1103/c8/26f3c2ca2f6ft.jpg

Якоря и цепи, поднятые в 1924 г. ЭПРОН со дна Балаклавской бухты в месте крушения легендарного "Принца" и еще нескольких английских судов, погибших во время шторма в 1854 г.
Фрегат «Принц» - новейший по тем временам английский корабль с паровым двигателем, металлическим корпусом, вместительными трюмами. Вместе с «Принцем» под воду ушла тайна самого знаменитого и загадочного клада, поиски которого когда-либо велись на Черном море.

#43 02.03.2011 10:25:14

Елкин А В
Гость




Re: ЯКОРЬ - что может рассказать эта находка ?

Я честно клянусь что никогда груза из античных якорей (свинцовых) себе не лил!!!
Это просто шутка (возможно неудачная).
Но черепица на даче у меня античная!!!! Все в дело

#44 02.03.2011 15:12:13

Юг
Гость




Re: ЯКОРЬ - что может рассказать эта находка ?

*derisive* *acute*

#45 02.03.2011 16:05:50

Юг
Гость




Re: ЯКОРЬ - что может рассказать эта находка ?

http://s56.radikal.ru/i152/1103/13/767d4af69aebt.jpghttp://s003.radikal.ru/i201/1103/b9/a59e89d9a190t.jpg

Железный якорь с "увеселительной" галеры императора Калигулы из о.Неми близ Рима.
Раскопки велись по приказу Муссолини перед войной, причем дуче для этого приказал осушить озеро.
Веретено и рога обшиты деревом. Шток железный, съемный.
Якорь восстановлен после пожара в музее, случившимся в конце войны после налета британской авиации.
Второй якорь был деревянным со свинцовым штоком. Его длина по веретену 5.5 м, масса штока 450 кг, длина 2.40 м.
Сгорел во время пожара вместе с кораблями.
Изображение дает представление о конструкции деревянных якорей со свинцовыми штоками в I в.н.эры.

#46 15.03.2011 17:32:18

Юг
Гость




Re: ЯКОРЬ - что может рассказать эта находка ?

http://s56.radikal.ru/i154/1103/ae/0f506b3bdfbft.jpg

Фото якоря передано директором школы №23 из ст.Кабардинской, Апшеронский р-н Краснодарского края.
На нем изображен кованый железный якорь с обрывком цепи, на обороте фото приписка "... вес 53 кг, вытащили из реки Пшиш, не судоходная река...". Это предгорье Кавказа, речка небольшая,откуда там такой якорь - неясно.
Якорь с поворачивающимися рогами, впервые такой тип предложен английским якорным мастером Гаукинсом в 1822 г. На этом принципе основаны конструкции всех современных якорей, забирающих грунт одновременно двумя лапами.

#47 16.03.2011 20:33:31

Юг
Гость




Re: ЯКОРЬ - что может рассказать эта находка ?

http://s014.radikal.ru/i328/1103/81/98d6e0eb942ft.jpghttp://s004.radikal.ru/i207/1103/ce/4fb3fb7d9cd8t.jpg

Небольшая коллекция железных якорей у Одесского морвокзала.

#48 18.03.2011 14:48:00

Юг
Гость




Re: ЯКОРЬ - что может рассказать эта находка ?

http://s014.radikal.ru/i327/1103/e3/d960716f807at.jpghttp://s003.radikal.ru/i202/1103/7f/b6a5794b6ce4t.jpghttp://s006.radikal.ru/i214/1103/bc/7858ad836de5.jpg
http://s015.radikal.ru/i330/1103/53/037ef4d3b966t.jpghttp://i038.radikal.ru/1103/4d/20542e7748adt.jpg

Примеры реконструкции деревянных якорей со свинцовыми штоками.
1-3 - музей якоря г.Каварна (Болгария).
4-5 -музей подводной археологии г.Бодрум, Турция. Фото И.К.Мельник, Одесса.

#49 21.03.2011 18:21:14

Юг
Гость




Re: ЯКОРЬ - что может рассказать эта находка ?

http://s016.radikal.ru/i337/1103/a0/f1e3588f3f6bt.jpg

Эта изъеденная известняковая плита трапецевидной формы с отверстием найдена в Керченском проливе у берегов Тамани лет 20 тому назад. Обнаружена в месте расположения  корабельной стоянки античного времени. Но по типу не характерна для якорей античного периода, а больше похожа на якорный камень эпохи бронзы из Средиземноморья. Место обнаружения - граница рифовой зоны, гл.6 м. Контекст отсутствует.
Поскольку находка за весь период исследований представлена всего двумя экземплярами, (еще один камень с такими же формами, но более массивный, оставлен на дне) , твердой уверенности в ее отождествлении с якорем эпохи бронзы нет. Хотя морские контакты между Средиземным и Черным морями  в этот период вполне могли существовать.
Есть также вероятность использования этого предмета на античном судне, но функциональное назначение его неясно, а в литературе описаний таких вещей тоже не встречалось.
Буду рад узнать любое мнение по этому поводу.

#50 25.03.2011 20:29:18

Юг
Гость




Re: ЯКОРЬ - что может рассказать эта находка ?

http://s006.radikal.ru/i215/1103/49/c5a7a4211965t.jpg
http://s015.radikal.ru/i331/1103/c5/db98b3cdc6cet.jpg

Древние якоря средиземноморских судов ( II тыс.до н.эры).  Бодрумский музей подводной археологии (Турция).
Фото И.К. Мельника.

Страниц: 1 2 3 4 … 12


Board footer