Сейчас на борту: 
shuricos
   [Подробнее...]

Страниц: 1 2 3

#1 28.12.2008 22:20:20

Pr.Eugen
Гость




К-219...Hostile waters

Давайте обсудим аварию К-219 и параллельно книгу И.Курдина и "товарищей" - "Враждебные воды".

#2 29.12.2008 19:26:19

Андрей Рожков
Адмиралъ, комфлота БФ РБ
admiral
stasik3
Откуда: Жлобин (где то под babruiscom)
На полпути от Варяжца к Греке крейсер «Кормим Кавказ»
Сообщений: 7771




Re: К-219...Hostile waters

Pr.Eugen написал:

Давайте обсудим аварию К-219 и параллельно книгу И.Курдина и "товарищей" - "Враждебные воды".

А почему бы не обсудить в книжной полке?


Политпросвет противен. Обсуждать -надцатое переиздание книги надоело. Поэтому бана не боюсь.

#3 29.12.2008 20:14:21

Pr.Eugen
Гость




Re: К-219...Hostile waters

Андрей Рожков написал:

А почему бы не обсудить в книжной полке?

Меня больше интересуют реальные события,а не их отображение.

#4 11.01.2009 09:42:52

Волк
Гость




Re: К-219...Hostile waters

Pr.Eugen написал:

Меня больше интересуют реальные события,а не их отображение.

Приведу часть главы из сборника "Аварии и катастрофы ВМФ СССР", часть 1, Подводные лодки.( 3-я редакция сборника).

"К-219":

6 октября 1986 года в 23ч.03 минуты по московскому времени в Саргассовом море(Атлантический океан) погибла советская ракетная ПЛ стратегического назначения К-219 проекта 667А типа"Навага". По классификации НАТО "Янки". На борту ПЛ находилось 16 баллистических ракет Р-27. Корабль возвращался с боевой службы после выполнения поставленных задач. 3 октября 1986г. 480 миль северо-восточнее Бермудских островов. К-219 после всплытия на сеанс связи и определения места нахождения погрузилась на заданную командиром глубину 50м. Экипаж размещался на боевых постах согласно расписанию "Учебная тревога". В 5ч.38мин. утра в районе 4-го отсека произошел сильный взрыв. От взрывной волны на подволке лопнули осветительные плафоны. Чуть позже командир лодки узнал, что в 3-ю по левому борту ракетную шахту стала поступать забортная вода, которая раздавила корпус хранящейся в ней ракеты с жидким топливом, что привело к его утечке и взрыву. Сама ракета была просроченной и с ней(впрочем, как и еще 9 из 16) корабль нес боевое патрулирование. Ракете было 11 лет.  Из 4-го отсека в ЦП поступил доклад, что из шланга слива конденсата 3-й ракетной шахты по левому борту идет желто-бурый дым. В отсеке резко вверх пошла температура. По расписанию на тот момент в отсеке находилось 9 человек. Средства индивидуальной защиты органов дыхания были у всех. Мз отсека стучали, просили выпустить. Порядка 30 минут отсек готовили к покиданию. Командиром ПЛ капитаном 2р. И.Британовым, было принято решение выводить людей в корму. Для этого в 6-м отсеке был создан подпор давлением, чтобы загазованный воздух туда не попадал. Личный состав из 4-го отсека выводили старший лейт. О.Кузьменко, оперуполномоченный особого отдела кап.3 В.Пшеничный, лейт. медслужбы И.Кочергин. Врач передал свой ИДА-59 старлейту И.Черкасову, который по сигналу боевой тревоги не успел перейти на свой БП во 2-й отсек. Сам медик включился в ИП-6. Личный состав 4-го отсека был выведен в корму. Двоих вынесли на руках. От большой физической нагрузки люди ощущали приступы удушья. Командир 4-го отсека кап.3 А.Петрачков не был найден из-за сильной задымленностти в отсеке. Командир лодки приказал всем за исключением командира 5-го отсека перейти в кормовые отсеки и разместиться в 7-м. В этом осеке газовый состав воздуха был в норме. Всем отравившимся в 4-м оказывалась медицинская помощь. 4-й и 5-й отсеки вентилировали в атмосферу. Несколько раз по приказу командира были совершены вылазки в 4-й отсек на разведку обстановки. Во время одной из них обнаружили погибшего командира БЧ-2 кап.3р.А.Петрачкова. Это был его первый выход на БС на этой лодке. Перед самым походом этот офицер перевелся на корабль из береговой ракетно-артиллерийской части. Из 7-го отсека поступил доклад, что скончались отравившиеся в 4-м матросы Харченко и Смаглюк. Мичман Чепиженко несмотря на плохое состояние пошел в 4-й и оттуда доложил на ГКП о гибели трех человек и о шести нуждающихся в срочной медпомощи. При помощи газоанализаторов(отдельный рассказ о том как их искали... Слава Богу нашли) установили наличие вредных примесей в газовом составе воздуха в кормовых отсеках. Был отдраен верхний рубочный люк. Старший пом.командира кап.3р С.Владимиров, поднявшись на мостик, обнаружил, что крышка ракетной шахты №6 разворочена взрывом и из шахты идет бурый дым. В 3-м отсеке не включались средства индивидуальной защиты. Произошло короткое замыкание в 4-м при запуске насоса слива топлива. Не сработала аварийная защита реактора. На ГКП поступил доклад, что из 5-го отсека валит черный дым. В ЦП по приказу командира включились в ПДУ. Британов отдал команду замполиту корабля кап.3р.Ю.Сергиенко вывести личный состав в 1-й отсек, так как истекал срок действия средств индивидуальной защиты. Сергиенко никогда раньше не пользовался ИДА-59 и даже не тренеровался. Имея крупный размер головы он так волновался, что порвал пять масок натягивая их. В 3-м отсеке остались командир ПЛ кап.2р.Британов, ком.БЧ-5 кап.2р.Красильников, командир дивизиона живучести кап.3р.Лысенко, ком.БЧ-4 кап.3р.Марков, нач.химслужбы каплейт Воробьев. Радиационная обстановка была в норме. В 10-м отсеке начался пожар станции управления гребными электродвигателями. Личный состав находившийся в кормовых отсеках был поднят наверх. Из 7-го отсека(реакторный) поступил доклад о том, что лопнул один из паропроводов и вырубилось освещение. В отсек стал проникать ядовитый туман окиси азота. Во избежании взрыва реакторов, их следовало, как можно скорее заглушить. Но попытки подать электропитание основных и резервных источников на приводы поглащающих компенсирующих решеток не удавалось. Из строя вышла система динстанционного управления энергитической установкой. На тот момент в кормовых отсеках К-219 находилось только два члена экипажа, которые знали, как произвести требующуюся операцию вручную. Это командир трюмной группы старлейт Беликов и специальный трюмный машинист матрос Преминин. Беликов первым взялся за рукоятку опускания компенсирующей решетки. В отсеке за пятьдесят градусов жары. Офицер был в прорезиненном защитном костюме и противогазе. Процесс опускания решетки вручную медленный и долгий. Крутил буквально до потери сознания, но смог поставить ее на место. Еле живой выбрался за переборку аппаратной выгородки. И тут же потерял сознание. Второй раз в реакторный вошли вдвоем со спецтрюмным матросом Премининым. Вторая решетка была опущена быстрее первой. Уставшему матросу стало плохо. Беликов уложил его под трубопровод системы охлаждения, а сам вернулся назад. Опустил третью решетку и почуствовал, что теряет сознание. Сумел добраться до трубы охлаждения где лежал Преминин и упал. Подводники из смежного отсека вытащили их обоих. Беликова долго не могли привести в сознание. Время не ждало. Необходимо было опустить 4-ю компенсирующую решетку. В отсек пошел пришедший в себя Преминин. Из аппаратной он больше не вернулся. Решутку опустил, но выбраться назад не смог - давлением дверь прижало к кремальере, ее не смогли выдавить даже специальным аварийным домкратом(раздвижным упором). На берегу старлейту Беликову сказали: "...Лучше бы ты там остался навсегда...".

Тем временем к аварийной К-219 подошли теплоходы "Красногвардейск", "Галилей", Федор Бредихин", "Анатолий Васильев", "Бокорица" и вспомогательный буксир "Б-66". Рядом с отрядом наших кораблей находилась ПЛ ВМС США. Ее перископ визуально наблюдали. Командир покинул погибающий корабль последним, в 23 ч. 00мин. 6 октября 1986г. Через 3 минуты К-219 затонула на глубине более 5 тысяч метров.  Вобщем вот так вкратце...

Из свидетельств членов экипажа о том, как во многом неподготовленным, корабль "вытолкнули" на БС и как потом хотели расправиться с командиром, который кстати действовал безупречно, можно составить отдельную публикацию.


P.S.Будет интересно могу дать описание пожара на борту К-131 18 июня 1984г. Тогда погибло 13 членов экипажа. Правда описание довольно объемное, т.к. от первого лица. Самому пришлось гореть...

Отредактированно Волк (11.01.2009 09:57:01)

#5 14.01.2009 00:39:07

Aurum
Лейтенантъ
let
Откуда: Киев
Сообщений: 3273




Re: К-219...Hostile waters

Волк написал:

Из свидетельств членов экипажа о том, как во многом неподготовленным, корабль "вытолкнули" на БС и как потом хотели расправиться с командиром, который кстати действовал безупречно, можно составить отдельную публикацию.

Если можно, осветите эти вопросы.

Волк написал:

P.S.Будет интересно могу дать описание пожара на борту К-131 18 июня 1984г. Тогда погибло 13 членов экипажа. Правда описание довольно объемное, т.к. от первого лица. Самому пришлось гореть...

Очень интересно. Если найдете время... Очень интересно было бы узнать.
Заранее благодарен :)


«Небывалое бывает»
  Петр Великий

#6 14.01.2009 01:03:51

Вованыч_1977
Гость




Re: К-219...Hostile waters

1

Волк написал:

...и вспомогательный буксир "Б-66"...

Могу ошибаться, но по-моему там был СБ-406.
На фото - однотипный СБ-408
http://s58.radikal.ru/i160/0901/e0/498bc2320249.jpg

И ещё вопрос: была ли причастна американская "Аугуста" к произошедшему? А то тут пишут, что всё сделали "своими руками" http://submarine.id.ru/memory/K219.htm :

Что же послужило причиной гибели подводной лодки, не имевшей значительных повреждений и со всеми исправными судовыми системами? Первоисточником аварийной ситуации явилась неисправность клапана орошения верхней крышки ракетной шахты № 6, которую обнаружили еще перед выходом в море, но, как водится, не устранили.В течении 30 суток автономки в шахту поступала фильтрационная вода. Командир БЧ-2 Петрачков организовал осушение шахты нештатным способом, датчики аварийной сигнализации отключили. Для предотвращения поступления воды шахту поддували сжатым воздухом, что в конце-концов и привело к разгерметизации топливных баков ракеты и срыву крышки.После сигнала об аварии в шахте № 6 Петрачков скрыл от командира лодки сложившуюся ситуацию и попросил подвсплыть под предлогам проверки датчиков.В этот момент и произошел взрыв, вызвавший пожар и нарушение герметичности прочного корпуса. Осознавший свою вину в произошедшем, Петрачков дал команду личному составу на эвакуацию, а сам снял средства ИЗС и остался в отсеке. В результате дальнейших неумелых действий экипаж в течении 78 часов не сумел локализовать пожар, устранить загазованность отсеков,не обнаружил и не устранил поступление воды в прочный корпус, в результате чего подводная лодка с 16 ядерными ракетами на борту затонула, практически не имея повреждений

http://s46.radikal.ru/i113/0901/9d/f5d19ba0e63ct.jpg

Отредактированно Вованыч_1977 (14.01.2009 01:19:02)

#7 14.01.2009 21:32:08

Aurum
Лейтенантъ
let
Откуда: Киев
Сообщений: 3273




Re: К-219...Hostile waters

Вованыч_1977 написал:

В результате дальнейших неумелых действий экипаж в течении 78 часов не сумел локализовать пожар, устранить загазованность отсеков,не обнаружил и не устранил поступление воды в прочный корпус, в результате чего подводная лодка с 16 ядерными ракетами на борту затонула, практически не имея повреждений

Какой-то слог прокурорский :(

Если у шахты сорвана крышка, то как можно устранить поступление воды в прочный корпус? Или объём шахты из прочного корпуса исключается?


«Небывалое бывает»
  Петр Великий

#8 14.01.2009 21:39:47

Pr.Eugen
Гость




Re: К-219...Hostile waters

Вованыч_1977 написал:

И ещё вопрос: была ли причастна американская "Аугуста" к произошедшему?

Если бы дело почитать...
Британов мне писал, что у Курдина с компанией верны три элемента:
1.Поход.
2.Взрыв.
3.Спасение.

#9 14.01.2009 22:02:26

Вованыч_1977
Гость




Re: К-219...Hostile waters

Aurum написал:

Если у шахты сорвана крышка, то как можно устранить поступление воды в прочный корпус? Или объём шахты из прочного корпуса исключается?

Вот продольник (пр.667БДР, но суть дела сие не меняет). Думаю, некоторые вопросы по "поступлению воды в ПК через крышку шахты" это прояснит :) .
http://s46.radikal.ru/i113/0901/a2/b4eb9eb2c88bt.jpg

#10 14.01.2009 22:03:58

Вованыч_1977
Гость




Re: К-219...Hostile waters

Pr.Eugen написал:

Британов мне писал...

Макс, а ты случаем в Клубе подводников не состоишь :) ? Просто интересно.

Отредактированно Вованыч_1977 (14.01.2009 22:06:12)

#11 14.01.2009 22:17:31

Pr.Eugen
Гость




Re: К-219...Hostile waters

Вованыч_1977 написал:

Макс, а ты случаем в Клубе подводников не состоишь ab ?

Нет.Не пришлось.:)

#12 14.01.2009 23:47:05

Вованыч_1977
Гость




Re: К-219...Hostile waters

Кстати, если мне память того... не изменяет... - то в "Тайфуне" в одном из номеров была статья на тему 219-ой...
Если найду - выложу...

#13 22.01.2009 06:52:39

Волк
Гость




Re: К-219...Hostile waters

1

http://s43.radikal.ru/i100/0901/85/73a4bd910a6et.jpg

http://s58.radikal.ru/i161/0901/59/c22b180abd31t.jpg

http://s43.radikal.ru/i099/0901/12/be8d20d56e65t.jpg

http://s41.radikal.ru/i091/0901/d4/bab87af51a44t.jpg


http://s53.radikal.ru/i142/0901/0b/5d1fedee3ee5t.jpg

Отредактированно Волк (22.01.2009 06:53:10)

#14 22.01.2009 13:09:10

Вованыч_1977
Гость




Re: К-219...Hostile waters

Боюсь, Вы забыли галочку с "Уменьшить до 640 пикселей" убрать :) ...

#15 22.01.2009 14:19:59

Волк
Гость




Re: К-219...Hostile waters

Вованыч1977 написал:

Боюсь, Вы забыли галочку с "Уменьшить до 640 пикселей" убрать

Извиняюсь... Точно - забыл...*HI*

#16 25.01.2009 20:30:19

Буйный
Капитанъ II ранга
k2r
Откуда: Норильск
Камбуз кок
Сообщений: 3359




Вебсайт

Re: К-219...Hostile waters

Правильно ли я понял, что подвиг матроса Преминина заключался в том, что он вручную ключём доопустил две компенсирующие решетки, что до него дважды безуспешно пытались сделать?


С уважением.

#17 25.01.2009 20:44:59

Pr.Eugen
Гость




Re: К-219...Hostile waters

Буйный написал:

Правильно ли я понял, что подвиг матроса Преминина заключался в том, что он вручную ключём доопустил две компенсирующие решетки, что до него дважды безуспешно пытались сделать?

Да...

#18 25.01.2009 20:47:29

Буйный
Капитанъ II ранга
k2r
Откуда: Норильск
Камбуз кок
Сообщений: 3359




Вебсайт

Re: К-219...Hostile waters

Pr.Eugen написал:

Да...

Спасибо, а то шизик Дроговоз гнусно обстебал подвиг парня...


С уважением.

#19 25.01.2009 22:15:31

Вованыч_1977
Гость




Re: К-219...Hostile waters

1

Буйный написал:

шизик Дроговоз гнусно обстебал подвиг парня...

К сожалению, прав был Ш.Руставели, когда говорил "...каждый мнит себя стратегом, видя бой со стороны..."

#20 02.02.2009 11:29:01

Волк
Гость




Re: К-219...Hostile waters

Aurum написал:

Очень интересно. Если найдете время... Очень интересно было бы узнать.

Как и просили. Есть несколько вариантов описания трагедии. От первого лица по объему практически нереально в наших "рамках". Я постарался конспективно. Чтобы была понятна суть происходившего. Оценку причинам, я думаю может каждый дать сам. С уважением Волк.


Утром 18 июня 1984г. Ровно через 2 месяца со дня выхода на боевую службу ударной ПЛ пр.675 . Командир корабля капитан 1 ранга Е.Н. Селиванов.

Вот выписка из вахтенного журнала АРПЛ «К-131» от 18.06.1984г.

9.29 – Аварийная тревога. Пожар в 8-м отсеке.
9.37 – Дан ЛОХ в 8-й. Станция не готова.
9.40 – отдраен верхний рубочный люк.
9.50 – Дан ЛОХ из 10-го в 8-й.
9.52 – Подается ЛОХ в 7-й.
9.54 – Несанкционированный ЛОХ в 9-й. Все выведены в 10-й.
9.58 -  Выход людей из 10-го в надстройку.
10.03- Из 8-го выведен старшина 1-й ст. С.П.Буянов.
10.08- Передан сигнал об аварии.
10.43- Начали вынос пораженных из 8-го.
11.25- В 7-м отсеке обнаружены живые люди.
11.30- Выведены Зеленский, Сидоров, Боколеев.
11.32- В первом отсеке принимают пораженных.
11.46- Начато проведение ОБТ(оксигенобаротерапии)
            в 1-м отсеке(техническая неполадка).
12.04- Снимается давление с 1-го.
12.32- Возгорание подволока в 7-м отсеке.
12.35- Начато проведение ОБТ.
13.22- Закончено проведение ОБТ.

Что же произошло на корабле? Виной по которой возник пожар повлекший за собой тяжелые последствия и человеческие жертвы, - стало элементарное разгильдяйство со стороны некоторых членов экипажа лодки, при попустительстве командира.
В районе 9 часов утра сменившийся с вахты корабельный «умелец» мичман Трубицын решил продолжить в своем уголке работу над сувениром- эбонитовой моделью подводной лодки, которую он делал по заказу командира каперанга Селиванова. Приступив к работе, он раскрыл флаконы с эпоксидной смолой и отвердителем и включил сделанное своими руками точило. Неожиданно точило сорвалось с крышки РДУ и абразивный круг от контакта с ребристыми пайолами стал рассыпать сноп искр по сторонам. Трубицын потянулся к штепселю, но тот застрял в гнездах элетророзетки. Мичман сильно дернул провод. Открытые стеклянные флаконы с ацетоном, эпоксидной смолой и отвердителем упали на промасленное покрывало, которым было обтянуто сидение и далее на пайолы. Флаконы разбились, искры воспламенили покрывало на сиденье, РБ на мичмане, лужу на пайолах… Далее события развивались в считанные секунды и трагично.
Члены экипажа «К-131» первые минуты аварийной ситуации на корабле воспринимали каждый по-своему. Вот воспоминания некоторых из них:
Старшина 1-й статьи С.П.Буянов: «Я находился в 8-м отсеке. По тревоге высунулся из-под пайол и увидел бегущих мичмана Д.Д.Поцюса и еще двоих. У них горели волосы на голове. На палубе лежал мичман Трубицын в горящей одежде и кричал, чтобы ему дали ВПЛ. Я дал ВПЛ. Он выхватил шланг и стал поливать себя. Я решил включиться в ИДА-59. Прибежал еще один матрос. Мы взяли ИДАшки. Во время включения почуствовал, что-то вроде ожога в горле. Из Центрального запрашивали наш отсек: «Что горит?». В районе электрощита трюмной группы почуствовал разряд тока. Увидел, что на мне загорелась РБ. В отсеке вырубилось  освещение. Спустился вниз, там была вода. Пытался тушить себя водой, снял РБ. Увидел ожоги левой руки. Ко мне спустился матрос Чернеса. Решили подняться. На палубе очень жарко. «Каштан» работал. Я спросил, что делать и попросил ЛОХ в 8-й. Сказали, дают из 7-го. Мы стояли у кормовой переборки ЛОХа нет. Запросили «добро» выйти в 9-й отсек. Услышал голос командира подводной лодки: «Переходите». Я сначала пропустил Чернеса. Затем вышел сам. Видел, что мичман Трубицын мертв, голова в крови.».
Матрос У.Д.Боколеев: «Я тоже видел горящие головы людей и как с голов падали горящие волосы, которые даже прожигали сиденье кресел. Слышал какие-то взрывы. Мое ПДУ висело на боевом посту, поэтому и включился в чужой ИДА. Старший матрос Сидоров сам дал ЛОХ в 7-й. Сильно нагрелся регенеративный патрон ИДА. Решил переодеться в другой ИДА. Во втором было так же. Регенеративный патрон нагрелся так, что нельзя было дышать. Пока переключался с ИДА в ИП, надышался задымленным воздухом».
Мичман А.Н.Худяков: « Я из 9-го отсека через открытую переборку видел, как в 8-м на палубе лежал горящий человек и его гасил матрос. Вдруг он тоже вспыхнул. Как и положено в таких случаях, я задраил переборку и доложил о пожаре в 8-м на ЦП.»

Капитан-лейтенант А.И. Зеленский: « Меня разбудили в 7-м отсеке. Дверь в каюте захлопнулась, и замок заклинило. Увидел дым. Стал искать ПДУ. Нашел, включился. Выбил дверь каюты ногой. Увидел по пояс голого матроса Иванова, который выключал электрические грелки. Тут же на моих глазах Иванов рухнул в проем палубы под сдвинутые пайолы, обжегся. Огляделся по сторонам. Кто-то лежал между турбинами и горел.
Горели РДУ, из которых поднималось пламя и летели хлопья от пластин регенеративного вещества. Эти хлопья падали и на меня. Стряхивал их. Кинулся в корму за ИДА-59, но и он горел от хлопьев регенерации. Вдруг из кислородного баллона вырвалась струя пламени. Плафоны освещения горели. Нашел другой ИДА. Включился. Закрыл переборочную дверь в корму. На станции Лох находился Сидоров в ИДА. Дали ЛОХ на себя. В течении 3 – 5 секунд все погасло. Дым сразу исчез. На правой руке увидел пузырь от ожога. Начал устанавливать связь со смежными отсеками. Сидоров в нос корабля не прошел. Там было очень жарко. Ко мне подошел Боколеев в ИДА. Жаловался на головную боль. Его тошнило. Нашли другие ИПы, разложили их на столе. Стали переключаться в ИПы. У меня в первом ИПе оборвалась маска. Включился во второй, там трубка не подсоединена к патрону. Надышался газов. Стало плохо. Сидоров включился в ИП, не может в нем дышать, снова переходит в ИДА. Боколееву помогли переключится в ИП. Ему плохо. Сидел размякший.
У кормовой двери лежит обгоревший труп. Установить кто это, не удалось. Осуществляли мероприятия по борьбе за живучесть. Услышали звуки с легкого корпуса. Стали стучать кувалдой по арматуре, но нам не отвечали. Хотели перейти в 8-й отсек. Послали Боколеева. В тамбур-шлюзе определили, что 8-й горячий, вернулись. Время определяли по переключению патрона ИП – примерно 40 минут. Определялись так: как только застонет Боколеев, значит всем переключаться. Патронов у меня было много. Действовала у меня одна рука, поэтому патрон при перезарядке зажимал в тиски. Часа через полтора снова пошли в 8-й отсек. Ясам пошел в разведку. В тамбур-шлюзе лежал обгорелый труп. Перешагнул через него. Ходил босиком, не жгло. Как я и предполагал, в 8-м появился разведчик с кормы. Сказал, чтобы я выходил, но я пошел за своими и вывел их. 9-й отсек был сильно задымлен. Вышли на верх. Сняли средства индивидуальной защиты и пошли на оксигенобаротерапию в 1-й отсек. Старшего матроса О.А.Иванова нашли в моей каюте с ожогом лица и травмой головы. Видимо, искал еще кого-то и не успел выйти. Был без средств защиты.
После ОБТ стало лучше, но еще два дня болела голова и подташнивало. Иванова можно было спасти, так как ИПов и ИДАшек было на 13 человек. На лодке в целом ПДУ было в два раза больше нормы, так как этот экипаж уже горел и цену средствам индивидуальной защиты органов дыхания, знал не понаслышке.»
На встречу аварийному кораблю вышли спасательное судно «Памир», эсминец «Очаянный» и спасатель министерства рыбного хозяйства «Вилнис». Через несколько часов наиболее тяжело пострадавших – капитана-лейтенанта Зеленского, старшину 1-й статьи Буянова и матроса Боколеева передали на БПК «Удалой», где находилась группа медицинского усиления спасательного отряда. В 1ч.45мин. 22.06.1984г. подводников доставили в главный госпиталь Северного флота.
Тем временем пожар на «К-131» удалось ликвидировать и корабль собственным ходом, с приспущенным флагом и 13 погибшими на борту прибыл в базу.
Фрагменты о ситуации на борту в момент катастрофы из опросов очевидцев:
Командир корабля капитан 1 ранга Е.Н.Селиванов: « Мичман Трубицын постоянно работал в 8-м отсеке с сувенирами. Я ему говорил: «Что же у всех твоих сувениры есть, а у командира нет…». Ровно за сутки до этого пожара у мичмана Трубицына был случай возгорания в том же месте, но выводов из этого сделано не было».
Капитан 2 ранга Безумнов, второй(сменный) командир: «Во время аварии командир корабля капитан 1 ранга Селиванов был возбужден, все время кричал:»Спасайте людей!». Мы его не совсем понимали».
Командующий эскадрой ПЛ контр-адмирал В.С.Калашников; «Я спрашивал у Безумнова, считал ли он, что командир в той ситуации не мог управлять кораблем? На что получил утвердительный ответ. А на мой вопрос, почему Безумнов не вступил в командование сам, был ответ, что он вносил предложения, а Селиванов их утверждал.».

На ПЛ «К-131» погибли :
1.    Капитан 3 ранга Черняев А.Д.
2.    Капитан-лейтенант Леонов И.В.
3.    Мичман Поцюс Д.Д.
4.    Мичман Трубицын В.П.
5.    Мичман Шкинь Ю.П.
6.    Мичман Яковлев С.В.
7.    Старшина 2-й статьи Абрамян Г.Ф.
8.    Старший матрос Гружас А.Ю.
9.    Старший матрос Иванов О.А.
10.    Матрос Митрофанов В.А.
11.    Матрос Приходько Н.Н.
12.    Матрос Бондаренко И.Д.
13.    Матрос Половой В.В.

Отредактированно Волк (02.02.2009 19:36:18)

#21 03.02.2009 11:07:55

Волк
Гость




Re: К-219...Hostile waters

Возможно есть смысл сделать ветку для упоминания различных аварийных ситуациях на ПЛ ВМФ СССР и России отдельно, ну а пока вкратце еще такой трагический эпизод:

9 августа 1985г. на ракетной атомной подводной лодке проекта 675М "К-431" произошел тепловой взрыв ядерного реактора. Корабль входил в состав 26-й дивизии атомных подводных лодок и местом его постоянного базирования являлась бухта Павловского.
В начале августа к-431 была переведена на военный судоремонтный завод ВМФ СРЗ-35 в бухте Чажма. На ракетоносце должна была быть произведена перезарядка ядерного топлива. Без особых проблем перегрузили носовой реактор и преступили к кормовому. Тепловыделяющие элементы(ТВЭЛы) уже были загружены в реактор, компенсирующая решетка опущена. Крышка реактора была закрыта и начались гидравлические испытания. В результате проведенной проверки, была обнаружена неплотность. Необходимо было найти причину. Было принято решение приподнять крышку реактора и выяснить, что же может мешать плотности фланцевого соединения. Работу следовало выполнять, без преувеличения – ювелирно. Ни в коем случае нельзя было допустить подъема компенсирующей решетки. В противном случае происходит цепная реакция, и как следствие, несанкционированный разогрев ядерной установки. К сожалению равномерно поднять крышку реактора не удалось. При подъеме произошел перекос по фланцевому соединению котла реактора и шпильки одного края застряли в отверстиях крышки. Дальше события развивались по трагическому сценарию. Крановщик работавший на кране увеличил нагрузку на лебедку. В этот же момент проходящий близко катер вызвал волны вокруг «К-431». В результате последовала раскачка крана, и под чрезмерным усилием крышка реактора резко пошла вверх. Вместе с ней начался подъем решетки реактора, как следствие, - пошла цепная реакция, или, говоря языком ядерщиков, - начался «разгон» реактора. Крышка с трудом была установлена на место, но так, что шпильки крепления согнулись. Из-за отсутствия необходимого охлаждения в котле реактора создалась критическая температура в результате чего последовал тепловой взрыв.

В 12ч. 05 мин. местного времени многотонная крышка ядерного реактора вместе с арматурой и оборудованием взлетела вверх. Ядерное топливо было разбросано по всей территории завода. Осколки ТВЭЛов буквально усыпали крыши цехов, стоящие рядом подводные лодки, различные суда и плавсредства. Предположительно, радиационный фон достиг 90 тысяч рентген в час… Весь район вместе с находящимся рядом большим рабочим поселком Конюшково был заражен радионуклидами.
Тем временем в самом реакторном отсеке «К-431» начался сильнейший пожар. При взрыве в числе одиннадцати моряков занимавшихся перегрузкой топлива, погиб помощник флагманского механика по ядерным установкам инженер-механик капитан 2 ранга Виктор Целуйко. В 1973г. Он по счастливой случайности остался жив во время трагедии на гвардейской «К-56»(ПЛ той же 26-й дивизии). Тогда, будучи молодым лейтенантом, вместе с такими же молодыми офицерами Целуйко сумел ввести в действие ядерную установку и обеспечить ход аварийного корабля. Во время взрыва на «К-431» Виктор находился непосредственно у аппаратной выгородки, где находилась крышка. От погибших моряков мало, что осталось… Тела были разорваны на отдельные фрагменты… Останки погибших были захоронены в спецмогильниках для твердых радиоактивных отходов. То, как скрывали произошедшее от родственников, а на территорию к местам захоронения моряков их так и  не пустили – рассказ отдельный… Как говорится в наших «лучших» традициях.
Трагедия постигшая подводную лодку «К-431» явилась почти точным повторением трагических событий, произошедших девятнадцать с половиной лет назад на ПЛ «К-11».  В августовской трагедии 85-го самым неприглядным образом выглядят руководители ВМФ. Описывая историю аварии на «К-431», командующий 4-й флотилией ПЛ ТОФ вице-адмирал В.М.Храмцов, объясняет на страницах прессы, что в трагедии виновато Техническое Управление флота. А виновника, со слов Храмцова, «прикрыли» с согласия бывшего на тот момент начальником Главного штаба ВМФ адмирала В.Н. Чернавина. В числе виноватых оказался и командующий ТОФ адмирал Сидоров, который не спросил начальника техуправления флота контр-адмирала Горбарца, почему ни он, ни офицеры отдела по ремонту и перезарядке активных зон не присутствовали при перегрузочных работах.
Не для кого из тех кто имел отношение к этой трагедии не являлось секретом, то, что виновато в этой истории, в первую очередь, руководство 26-й дивизии ПЛ и 4-й флотилии, ну и , что греха таить, - сами перегрузчики. Давая интервью журналистам командующий 4-й флотилией не рассказал, как были организованы работы по ликвидации последствий ядерной аварии.
После трагического взрыва, под руководством вице-адмирала Храмцова, сотни военных моряков и солдат строительных батальонов, принимали участие в авральных работах по расчистке территории завода от радиоактивных отходов. Снималась кровля с цехов и производственных помещений. Вывозилась загрязненная техника, оборудование, материалы. Матросы и солдаты лопатами снимали метровый слой земли, и отправляли его на захоронение. Работы проходили в условиях невыносимой жары, круглосуточно. При этом вопиюще нарушалась техника безопасности при работе с радиоактивными веществами. Люди работали без самых элементарных средств защиты. Курили и осуществляли прием пищи в т.н. зоне «строгого режима». Из-за чрезвычайно высокой температуры наружного воздуха ликвидаторы выполняли работы полураздетыми (зачастую в одних трусах!). Руководство не обращало на все эти нарушения ни малейшего внимания. Перед ликвидаторами аварии командующий 4-й флотилией Храмцов поставил задачу: любыми способами в кратчайший срок провести восстановительные работы и запустить СРЗ-35 в действие. Прежде всего, это было необходимо для того, чтобы не допустить распространение информации  0 случившейся трагедии. 23 августа работы были закончены. За 14 дней! Вскоре завод приступил к обычной повседневной деятельности. Командующий 4-й флотилией с этой задачей справился.  Но тем не менее Храмцова исключили из партии и решили предать суду военного трибунала. По большому счету личной вины вице-адмирала в катастрофе «К-431» не было. Тем более, что на момент собственно взрыва он находился в отпуске.  Начальник Генштаба ВС СССР маршал Ахромеев отклонил ходатайство о привлечении Храмцова к суду. А через три года он был восстановлен в партии.
Но это все что касалось управленческой верхушки. А что же простые офицеры, матросы, солдаты, гражданские специалисты и просто жители близлежащих населенных пунктов? Во время выполнения работ, многие переоблучились. Справедливости ради надо сказать, что и сам Храмцов схватил изрядную дозу облучения, так как был непосредственным руководителем ликвидации последствий взрыва на «К-431». По материалам радиоэкологической комиссии, исследовавшей обстановку в бухте Чажма, явствует, что в ликвидации последствий аварии непосредственное участие, как ликвидаторы, принимало порядка 2000 человек. В это перид облучению подверглись все(не считая местных жителей) Наибольшие активные дозовые нагрузки получили люди, принимавшие участие в тушении ядерного отсека. К сожалению никакой социальной помощи ликвидаторы и местное население так и не получили. А через 9,5 месяцев грянул Чернобыль…
Что же сама «виновница»? «К-431» пополнила огромную свалку списанных атомных подводных кораблей. Самое интересное, что на Дальнем Востоке места остоя «умерших» подлодок находятся почему-то в самых красивых приморских бухтах Тихоокеанского побережья. Расстояние до ближайших населенных пунктов всего 3 – 4 км…

Отредактированно Волк (06.02.2009 13:00:57)

#22 06.02.2009 04:44:38

Волк
Гость




Re: К-219...Hostile waters

http://s51.radikal.ru/i134/0902/e3/dc4bdcf12c57t.jpg

"К-431"("К-31"). Пр.675М. 26-я дивизия 4-й флотилии ПЛ ТОФ. Фото апрель 1984г.

#23 22.07.2009 22:54:06

Podvodnik
Гость




Re: К-219...Hostile waters

2

Буйный написал:

Оригинальное сообщение #23199
Правильно ли я понял, что подвиг матроса Преминина заключался в том, что он вручную ключём доопустил две компенсирующие решетки, что до него дважды безуспешно пытались сделать?

Подвиг Пряминина заключается в том, что он пошёл выполнять приказ, зная, что может погибнуть. Хотя, в принципе, последнюю решотку можно было бы и не опускать, реактор и так бы не запустился. Выполняли требования технологической инструкции: "Все поглотители должны быть опущены на нижние концевики".
http://i030.radikal.ru/0907/d8/beb1dc80ad95.jpg

Отредактированно Podvodnik (22.07.2009 22:54:36)

#24 31.07.2009 02:02:49

Илия
Гость




Re: К-219...Hostile waters

Буйный написал:

Оригинальное сообщение #23199
Правильно ли я понял, что подвиг матроса Преминина заключался в том, что он вручную ключём доопустил две компенсирующие решетки, что до него дважды безуспешно пытались сделать?

Еще раз подтвержу сказанное выше. Не беря в рассмотрение, в чем заключается подвиг, по событиям дело обстояло так: Преминин с Беликовым поочередно опускали решетки, но это было тяжело, Беликов работал больше, и вымотался окончательно. Оставалась только одна КР. Её действительно можно было не опускать, ЯБ была обеспечена. Об этом в ВЖ ЦП была сделана соответсвующая запись. Послали Преминина по требованию из Москвы, там после Чернобыля решили, что лучше "перебдеть".

Отредактированно Илия (31.07.2009 02:11:55)

#25 31.07.2009 02:11:32

Илия
Гость




Re: К-219...Hostile waters

Волк написал:

Оригинальное сообщение #17033
действовал безупречно, можно составить отдельную публикацию.

Если только факты, то Британов был осужден решением суда за конкретные действия. Мера пресечения ему не применялась, наказание не исполнялось по целому ряду причин.

Страниц: 1 2 3


Board footer