Сейчас на борту: 
dim999,
jurdenis,
Prinz Eugen,
Starracer,
STEFAN,
Азов,
клерк
   [Подробнее...]

Страниц: 1

#1 07.10.2010 15:32:02

Леонид
Гость




Миноносец № 208

http://www.konkurent.ru/starii_print.php?id=2531
2004-06-29
По следам гибели миноносца №208
Энтузиасты-аквалангисты из клуба подводного поиска «Восток» собираются в очередную экспедицию, цель которой — отыскать миноносец русского императорского флота № 208, погибший ровно 100 лет назад у острова Скрыплева.
Егор ПУТНИК, специально для «К»
Флаг «Альфа» из международного свода сигналов, обозначающий «Веду водолазные работы», с начала июля готовятся поднять ребята из клуба подводного поиска «Восток». В нынешнем сезоне они планируют поработать на морском дне у острова Скрыплева, где в годы русско-японской войны (1904-1905 гг.) ровно 100 лет назад, 4 июля 1904 г., при выходе на боевое задание подорвался на мине и затонул миноносец Сибирской военной флотилии № 208. География нынешней поисковой экспедиции могла быть и шире (есть еще немало подводных объектов в прибрежных водах, в т.ч. и затонувший в 1906 г. пароход «Варягин» с солидным запасом золотых монет), однако проблемы с материальным обеспечением не позволяют пока это сделать.
Где «Восток» уже был и что находил
В активе у востоковцев уже немало успешных экспедиций. Так, к примеру, им удалось установить точное место подрыва легендарного крейсера русского флота «Изумруд», отважно прорвавшего кольцо японских кораблей во время Цусимского сражения 28 мая 1905 г., и поднять с морского дна уникальные реликвии прошлой эпохи, в т.ч. 120-миллиметровое орудие главного калибра крейсера. Поисковые работы по местам боев на озере Хасан и Северных Курилах, в заливе Посьета у мыса Гамова, где в августе 1941 г. пропали без вести две подводные лодки Тихоокеанского флота «М-49» и «М-63». На место затопления легендарного фрегата «Паллада» в Императорской гавани (Совгавань) и шхуны «Восток» у мыса Стенина в заливе Петра Великого — первого русского военного парового судна на Тихом океане, где в 1993 г. была обнаружена паровая машина «Востока». Заметим, одна из первых судовых паровых машин в мире! И только отсутствие средств не позволило это чудо парового судостроения поднять и доставить во Владивосток, где в местных музеях хранятся исторические раритеты, добытые членами поискового клуба «Восток» в предыдущих экспедициях.
И вот дошел черед до миноносца № 208. Впрочем, ребята предпринимали попытки найти его и раньше, но море умеет хранить свои тайны и выдавать их не спешит.
Что представляет из себя объект поиска?
Объект давнего любопытства востоковцев миноносец № 208 — один из первых серийных отечественных миноносцев. Его водоизмещение — 120 тонн, длина — 42 м, ширина — 4,5 м, осадка 1,2 м, мощность двух машин — 1460 л.с., скорость — 17,3-18,4 узла (на испытаниях показал 26,5 узла, но в дальнейшем не развил контрактной скорости, зато мог взять на борт дополнительный запас угля). На вооружении имел два 37-миллиметровых орудия, пулемет, три торпедных аппарата. Экипаж состоял из 21 человека.
Корабль был заложен в декабре 1896 г. на верфи Нового Адмиралтейства в Санкт-Петербурге. Но собирали его во Владивостоке, куда 208-й был доставлен в разобранном виде морским путем. После того как миноносец спустили на воду и он в 1899 г. вступил в строй, его включили в состав оборонительного отряда Порт-Артура. В 1900-1901 гг. корабль был задействован в гидрографических работах на китайской реке Ляохэ. На исходе 1903 г. миноносец №208 вновь оказался во Владивостоке, перебазировавшись из Порт-Артура, и с началом русско-японской войны зимой 1904 г. стал нести дозорную службу на морских подступах к нашему городу.
Как погиб миноносец
4 июля 1904 г. стал последним днем жизни этого корабля. В 5 час. утра отряд русских миноносцев, в который входил и 208-й , в соответствии с приказом снялся с бочек в районе бухты Аякс (Русский остров) и взял курс в залив Петра Великого на дежурный обход бухт и островов. Миновав траверз маяка Скрыплева , отряд повернул к острову Аскольд, и тут миноносец №208, следовавший на правом фланге строя, сотряс сильный взрыв. Корабль сразу же потерял скорость, кормовой торпедный аппарат и часть самой кормы, развороченной взрывом плавающей мины. Жертв каким-то чудом удалось избежать, но пятеро матросов получили различной степени тяжести ранения.
Убедившись, что миноносец обречен, его командир лейтенант А.Кавелин приказал позаботиться о раненых товарищах, надеть спасательные пояса и покинуть гибнущий корабль. Как и положено, сам он спрыгнул за борт последним, отдав перед этим свой спасательный пояс сигнальщику, который плавать не умел, а собственный пояс утерял в суматохе. Через 8 мин. после подрыва смертельно раненный миноносец, дав дифферент на корму, встал почти вертикально, а затем с шумом ушел под воду, затонув на глубине около 30 м.
Как явствует из архивных документов, вместе с кораблем на дне оказались и некоторые судовые документы: 4-флажная сигнальная книга, схема наших минных заграждений, опознавательные сигналы и т.д. Как говорят аквалангисты-востоковцы, сегодня все это представляет большую историческую ценность и интерес. Но в первую очередь, конечно же, сам миноносец, как образец отечественного кораблестроения конца ХIХ столетия и реликвия военно-морской истории России. Он мог бы стать памятником-мемориалом кораблям всей Тихоокеанской эскадры, осваивавшей воды дальневосточной окраины Российской империи, личный состав которой в лихую годину стоял насмерть в ожесточенных схватках с супостатом.
Поднять корабль пытались еще при царе
Надо сказать, что вскоре после гибели миноносца № 208 командующий Сибирской военной флотилией приказал приступить к работе по его подъему — надеялись вернуть корабль в строй. Работавшие на дне в месте трагедии водолазы, обследовав 208-й, пытались завести стальные тросы для того, чтобы затем произвести его подъем. Однако из этой затеи ничего не вышло, мешало сильное подводное течение. Потом оказалось, что во владивостокском военном порту нет необходимых судоподъемных средств для извлечения с морского дна миноносца. Поэтому все работы на месте гибели корабля свернули. Единственное, что удалось сделать тогда водолазам, так это демонтировать и поднять на поверхность одно из двух 37-миллиметровых орудий.
То, что не удалось сделать военным специалистам, надеялся осуществить гражданский механик флота А.Сташкевич. Он разработал план подъема миноносца, договорился о помощи со стороны заинтересованных лиц. Правда, механику Сташкевичу корабль был нужен не как музейный экспонат, он преследовал вполне материальную выгоду — пустить его на металлолом. Военные ему отказали, дескать, мы еще сами будем работать на этом объекте, надеемся его поднять и после ремонта ввести в строй. Увы, больше миноносцем никто не занимался. Через некоторое время о нем вообще забыли.
Лишь в 80-х гг. ХХ столетия вспомнили об этом корабле Сибирской флотилии неравнодушные к истории отечественного флота ребята из Морского патриотического клуба «Восток» и одноименного клуба подводного поиска. Работая в архивах, они наткнулись на документы по миноносцу № 208. И загорелись идеей его найти (в числе прочих погибших и затонувших в дальневосточных водах кораблей и судов, значащихся в перспективном плане экспедиционных поисковых работ «Востока»).
Искать и не сдаваться!
Рассказывает руководитель экспедиции, водолаз с 30-летним стажем Борис Горохов: — В прошлые годы мы уже работали на месте гибели 208-го. Среди различного металлического хлама, разбросанного по всему дну, однажды «нащупали» объект, напоминающий миноносец. Спустили водолазов. Но, увы, всех нас ожидало разочарование: это был не миноносец, а корпус какого-то небольшого судна, судя по всему, рыболовного. Очередной совпадающий по габаритам с миноносцем №208 подводный объект располагался на глубине 33 метров. Но довести дело до конца помешали ухудшившиеся погодные условия, дело было уже осенью, и мы были вынуждены прекратить все работы. Непогода затянулась, а потом у нас уже не было возможности продолжить экспедицию. Утверждать, что это был миноносец № 208, я не могу, мало ли чего еще покоится на морском дне?! Конечно, было бы здорово в нынешний экспедиционный сезон поставить точку в истории с поиском миноносца. Но, как понимаете, дело это не простое — отыскать под водой необходимый объект, корабль. Порой на это уходят годы. Но мы надежды не теряем. Маршрут избрали тот же, что был у русских миноносцев утром 4 июля 1904 года. Из бухты Аякс в район южного прохода пролива Босфор Восточный, где, по документам, и подорвался миноносец.
Спустя 100 лет после его гибели востоковцы надеются выйти на след миноносца, лежащего на морском дне у острова Скрыплева и, если будет сопутствовать удача, извлечь его с морского дна. Правда, тут без помощи Тихоокеанского флота не обойтись. Во-первых, на 208-м могут быть торпеды, которые представляют серьезную опасность после 100-летнего пребывания в морской воде. А во-вторых, без судоподъемных средств аварийно-спасательной службы ТОФ задачу выполнить не представляется возможным. Ребята очень рассчитывают, что флот пойдет навстречу, тем более что в случае успеха миноносец может стать главным экспонатом на площадке у Музея боевой славы Тихоокеанского флота. Ведь такого «доисторического» раритета нет ни в одном морском музее России.

#2 07.10.2010 15:35:05

Леонид
Гость




Re: Миноносец № 208

http://s60.radikal.ru/i170/1010/99/f18f87ebd3c1.jpg

#3 03.02.2012 17:24:12

Romba
Гость




Re: Миноносец № 208

Спасибо что использовали карту с сайта команды Сфера Дайвинга.
А в чем собственно вопрос по миноносцу 208.
Лежит он там где и положено ему лежать, корпус сгнил, металл посерьезнее остался на месте. В прошлом сезоне достали оттуда несколько вещей. Теперь готовим бумаги о передаче их от имени Общества изучения Амурского края в музей ТОФ, а также продолжим работу по обследованию объекта.
http://s018.radikal.ru/i510/1202/2c/a93ed439e5e1t.jpghttp://s018.radikal.ru/i526/1202/99/d869619f651bt.jpghttp://s40.radikal.ru/i088/1202/c9/950dc2ce8b5at.jpg

Отредактированно Romba (04.02.2012 06:40:39)

#4 16.06.2012 01:04:35

Петрович
Капитанъ II ранга
k2r
Откуда: Киев
Сообщений: 6857




Re: Миноносец № 208

1

http://s018.radikal.ru/i528/1206/be/3ce93545e4a5t.jpg
миноносец №208 после подрыва на мине, кажется, повторюсь, но здесь это фото больше в тему.
С уважением

Страниц: 1


Board footer