Страниц: 1

#1 13.05.2010 20:21:56

Valparaiso
Гость




Американский самолет на дне Черного моря

Нашими коллегами и друзьями - подводно-поисковым клубом Ростов Дайв обнаружен и обследован самолет времен Второй Мировой Войны на дне Цемеской бухты Черного моря. Предположительно это P-40 Warhawk - американский истребитель. Глубина 40 метров.

Подробности тут: http://rostovdive.ru/airplane-underwater/#more-895

Отредактированно Valparaiso (13.05.2010 20:28:01)

#2 17.05.2010 13:01:17

Scif
Гость




Re: Американский самолет на дне Черного моря

7 ИАП ? 30 РАП ?

#3 17.05.2010 14:27:14

igor
Контр-адмиралъ, лучший исследователь Форума 2011
k-admiral
stasik3
Откуда: Киселевск
HSK 4 THOR
Сообщений: 5851




Вебсайт

Re: Американский самолет на дне Черного моря

32 АП тоже мелькнул разок. Но в основном 7 ИАП. Только очень сложно будет выявить машину. Возможно, через ОБД Мемориал как-то...

#4 17.05.2010 16:35:38

Scif
Гость




Re: Американский самолет на дне Черного моря

igor написал:

Оригинальное сообщение #234834
Только очень сложно будет выявить машину. Возможно, через ОБД Мемориал как-то...

Пишут, что на 40-х летала только 3 я эскадрилия. Дальше спросить Морозова - он писал про л. Харьков и там ЕМНИП 7ИАП фигурировал.

#5 17.05.2010 18:08:58

igor
Контр-адмиралъ, лучший исследователь Форума 2011
k-admiral
stasik3
Откуда: Киселевск
HSK 4 THOR
Сообщений: 5851




Вебсайт

Re: Американский самолет на дне Черного моря

Кстати это морские, а сухопутчики - могли залететь? Или там на Р-40 не было никого. Я не в курсе.
А по ОБД опять же - кабина пустая, очень может быть пилот выжил.

#6 17.05.2010 20:03:07

Буйный
Капитанъ II ранга
k2r
Откуда: Норильск
Камбуз кок
Сообщений: 3359




Вебсайт

Re: Американский самолет на дне Черного моря

Кстати, а есть ли в доступе материалы по послевоенному обследованию Цемеской бухты - ведь находили даже корабли, затопленные в 1918?
Может и самолеты находили?


С уважением.

#7 17.05.2010 20:05:08

Scif
Гость




Re: Американский самолет на дне Черного моря

igor написал:

Оригинальное сообщение #234916
Или там на Р-40 не было никого. Я не в курсе.

http://www.airpages.ru/us/p40nr.shtml - номерки.

#8 18.05.2010 00:37:10

Valparaiso
Гость




Re: Американский самолет на дне Черного моря

отправила все вопросы авторам находки. думаю, подключатся к обсуждению в ближайшее время :)

#9 18.05.2010 10:11:26

Scif
Гость




Re: Американский самолет на дне Черного моря

Valparaiso написал:

Оригинальное сообщение #235164
думаю, подключатся к обсуждению в ближайшее время

угу ..
вот только P-40Q Warhawk был несколько позже - 1944 год, 6 пулеметов - это скорее
http://airwar.ru/enc/fww2/p40n.html

На следующей серии P-40N-5 восстановили вооружение из шести крупнокалиберных пулеметов, предусмотрели подкрыльную подвеску 500-фунтовых бомб и дополнительных баков. Внешним отличием N-5 было новое остекление кабины с улучшенным обзором назад, ставшее характерным для всех последующих P-40N.

http://www.wunder-waffe.ru/Magazine/AirWar/148/03.htm

Здесь прошли подготовку 126-й, 154-й, 159-й, 964-й ИАП и десятки отдельных экипажей.
.. 126 ..
Следующими полками, перевооруженными на "Томагаук", были 154-й, 159-й и 196-й ИАПы, которые базировались преимущественно на Северном фронте около Ленинграда.
..
Освоение "Киттихауков" на юге начали с 45-го ИАП: первые машины полк получил 19 ноября 1942 года с прибытием трехР-40Е-1 (№№ 1533,1547,1548 28). Из-за отсутствия достаточного числа самолетов одного типа полк готовили сразу на два типа: "Аэрокобра" и "Киттихаук". Инструктора и обучаемые осваивали самолет почти одновременно, но весьма серьезно: общий налет на 32 пилота составил 671 час (1682 посадки), 155 учебных воздушных боев, 112 стрельб по наземным и 98 по воздушным целям, 134 маршрутных и 113 "слепых" (по приборам) полетов.

С 16 февраля полк приступил к боевой работе с аэродрома Краснодар, одержав за последующие два месяца 118 немецких самолетов при относительно небольших потерях (7 Р-39 были сбиты в боях, 8 повреждены; 1 Р-40Е сбит и 1 разбит в аварии).

27 апреля 1943 года все оставшиеся Р-40 ( а это 4 исправных самолета) вместе с пилотами передали в 16 ГвИАП. Этот полк воевал на "Аэрокобрах", поэтому пилотов Р-40Е постепенно переучили на них. "Кит-тихауки" и активно использовали лишь в апреле и марте, а в августе передали в ПВО. На этом применение "Киттихауов" в ВВС на южном участке фронта завершилось.

После того как ВВС признали Р-40 малопригодным для использования на фронте, то большинство машин в апреле 1943 года передали истребительным полкам Черноморского флота - 7-му ИАП и 62-му ИАП. Поскольку ВВС ЧФ считались как бы второстепенными, то пополнение авиаполков осуществлялось здесь в последнюю очередь, и парк самолетов был разнотипным, устаревшим и изношенным. Например, к весне 1943 г. в этих двух полках находились истребители сразу семи (!) типов: МиГ-3, Як-1, Як-7, ЛаГГ-3, И-16, И-153, И-15. Одновременно в эти части, а также 30-й разведывательный авиаполк (РАП), с апреля 1943 г. стали распределять поступавшие по южной трассе из Ирана новейшие модели "Аэрокобр" - Р-39К-10 и Р-39М-10.

65-й ИАП, перевооружение которого началось с сентября 1943 года, в ноябре уже пополнялся P-40N-1, а с декабря и P-40N-5. До лета 1943 г. поставки осуществлялись через 25-й ЗАП, позднее - через 11-й ЗАП. Основной задачей черноморских "Киттихауков" было прикрытие конвоев, хотя показали они себя и как штурмовики и как истребители ПВО. Наиболее известные операции, в которых они принимали участие -налеты на румынский порт Констанца, срыв эвакуации немцев из Крыма в 1944 года, охрана Ялтинской конференции глав союзных держав (Сталина, Рузвельта, Черчилля) в феврале 1945 г. Количество Р-40 на ЧФ постоянно увеличивалось - с 19 (в мае) до 42 (на 1 декабря 1943 г.). Боевые потери в том же 1943 году были минимальны - три самолета. Максимальное же число самолетов Р-40 было на 1 января 1945 года - 103 штуки, после чего уменьшилось до 89 (на 10 мая того же года).
...
В мае 1945 года лишь один полк (24 истребителя) на весь советско-германский фронт числился в 1 ВА 3-го Белорусского фронта. Зато в ПВО на 1 мая 1945 года находилось 409 "Киттихауков" и "Томагауков", 96 штук - в ВВС Черноморского флота и около полусотни - в ВВС Северного флота. .

#10 18.05.2010 11:24:53

igor
Контр-адмиралъ, лучший исследователь Форума 2011
k-admiral
stasik3
Откуда: Киселевск
HSK 4 THOR
Сообщений: 5851




Вебсайт

Re: Американский самолет на дне Черного моря

Ну, не вархок скорее всего, это да. Над Н-ском Киттихоки все больше летали.

#11 24.05.2010 09:59:13

Valparaiso
Гость




Re: Американский самолет на дне Черного моря

В ближайшее время Анна Козлова aka IguAnna подключится к дискуссии и сможет внести ясность по самолету :)

#12 27.05.2010 12:45:36

IguAnna
Гость




Re: Американский самолет на дне Черного моря

Добрый день!
Спасибо участникам дискуссии за подробную информацию! Значит получается что это вероятнее всего KittyHawk серии P-40N-5. Скажите, пожалуйста, где нам следует искать бортовой номер и другие отличительные знаки?

#13 27.05.2010 13:13:13

Scif
Гость




Re: Американский самолет на дне Черного моря

IguAnna написал:

Оригинальное сообщение #241208
где нам следует искать бортовой номер и другие отличительные знаки?

http://www.wunder-waffe.ru/Magazine/Air … /index.htm
http://www.wunder-waffe.ru/Magazine/Air … res/23.jpg
Судя по фото- за звездой, ближе к хвосту, и на киле.

номер движка бы .. (пошел искать где там на алисонах номер двигателя
http://www.thunderboats.org/history/history0323.html - не пишут :((

на винте может есть что ..
http://wunderwaffe.narod.ru/Magazine/AirWar/54/02.htm

Пример метрики на винте C5332D (двигатель Packard V-1650-1 от P-40F):
DWG NO 89301-3
SER NO62516
ANGLE HIGH 58
ANGLE LOW 28
8-1-42

#14 27.05.2010 14:31:13

IguAnna
Гость




Re: Американский самолет на дне Черного моря

Киль отломан и винта тоже нет :( все остальное цело
Пока у нас есть только метрика на оптическом прицеле, который был в кабине (см. ссылку в начале ветки)
За кабиной звезду мы не нашли

Отредактированно IguAnna (27.05.2010 14:34:20)

#15 27.05.2010 16:14:13

Scif
Гость




Re: Американский самолет на дне Черного моря

вытащить бы его целиком ...

#16 27.05.2010 16:58:24

IguAnna
Гость




Re: Американский самолет на дне Черного моря

У нас есть возможность поднять его, но что ждет его на поверхности???

#17 27.05.2010 22:58:27

AVV
Гость




Re: Американский самолет на дне Черного моря

Вечер добрый!

IguAnna написал:

Оригинальное сообщение #241303
У нас есть возможность поднять его, но что ждет его на поверхности???

Вспомнилась история со ШТУГами и 88-мм. орудиями, поднятыми с "Санта-Фе" - вроде как их (по крайней мере, часть) вполне успешно распродали. Думаю, и на самолет, независимо от состояния найдется покупатель...

#18 27.05.2010 22:59:50

Valparaiso
Гость




Re: Американский самолет на дне Черного моря

http://lend-lease.airforce.ru/articles/ … /index.htm  Ань, тут есть фото с номерами на бортах... как пример... может, поможет :)

в плюс еще есть новозеландские (извините, ближе не увидела пока ;)  ) товарищи, которые реставрировали уже Киттихоки времен ВМВ))) можем их спросить, где номерки искать на движках... :) или сама спишусь, или давай тебе их сдам :) ты ж с английским гут?

Отредактированно Valparaiso (27.05.2010 23:02:34)

#19 27.05.2010 23:31:06

Valparaiso
Гость




Re: Американский самолет на дне Черного моря

Ань, 2 ссылки у тебя в скайпе...

и вот... эти люди нашли и идентифицировали уже Киттихок...а потом подняли и отреставрировали...  :) http://www.pacificwrecks.com/aircraft/p … 04947.html я бы на твоем месте с ними связалась ;) ибо они знают как... :)

если нужна моя помощь, велкам. пиши в скайп мне))))

#20 28.05.2010 00:53:06

IguAnna
Гость




Re: Американский самолет на дне Черного моря

Думаю, и на самолет, независимо от состояния найдется покупатель...

Боюсь, что если мы его поднимем, то тут же найдутся сильно желающие взять бесплатно :)
Кто-нибудь точно знает, кому принадлежит такой самолет в настоящее время? Я так понимаю, что он получен по ленд-лизу, т.е. как бы сдан в аренду СССР.
После этого провел лет 67 в территориальных водах РФ. Это объект подводного наследия или клад, затонувшее военное имущество или что-то еще?

#21 28.05.2010 00:56:37

Valparaiso
Гость




Re: Американский самолет на дне Черного моря

AVV написал:

Оригинальное сообщение #241512
Думаю, и на самолет, независимо от состояния найдется покупатель...

А товарищи в музей его оформляют. Для благодарных потомков :)

По распродаже военных артефактов - это не по нашему адресу... ;)

#22 28.05.2010 05:01:17

bober550
Гость




Re: Американский самолет на дне Черного моря

IguAnna написал:

Оригинальное сообщение #241560
После этого провел лет 67 в территориальных водах РФ.

В Украине это автоматом собственность МО. Причем без вариантов.

#23 04.06.2010 14:08:22

Tata
Гость




Re: Американский самолет на дне Черного моря

bober550 написал:

Оригинальное сообщение #241588
В Украине это автоматом собственность МО. Причем без вариантов.

Неверно, и прежде всего по отношению к Украине, умудрившейся ратифицировать все Конвенции, хоть каким-то боком,относящиеся к затопленным объектам.  Если удается определить флаг военного корабля, летательного аппарата и т.п , то это собственность государства, которому объект и принадлежал на момент гибели (конвенция ООН по Морскому праву, Россией тоже ратифицирована). А Украина плюс и Конвенцию Об охране подводного культурного наследия" ратифицировал, правда, к данному самолету это не относится, ибо Россия пока в ее сторону даже не смотрела.
Формально, если не разбираться какая из стран ратифицировала, какая нет, то этот самолет можно с разрешения МИД страны, которому он принадлежал. Если это были ВВС СССР - соответственно это Россия, и ее собственность. Соответственно, для законного поднятия самолета, необходимо получить разрешение в соответствии  с Положением о порядке выдачи разрешений (открытых листов) на право проведения работ по выявлению и изучению объектов археологического наследия, утвержденного Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия Приказом №15 от 3 февраля 2009 г. и «Положением о порядке проведения археологических полевых работ (археологических раскопок и разведок) и составления научной отчетной документации» Института Археологии РАН от 30 марта 2007 г.

Смотреть настолько глубоко, что самолет принадлежал СССР по Ленд-лизу - не стоит, достаточно определить просто ВВС какой страны, иначе придется поднимать еще и международное соглашение, смотреть последствия утраты самолета, переданного по дэнд-лизу и т.п. Вряд ли МИД США очень заинтересуется этим самолетом, если, конечно, его не забросать письмами :)

P.s. Забыла сказать - полная подборка по международному и национальному праву будет в понедельник.

Отредактированно Tata (04.06.2010 14:26:25)

#24 25.06.2010 19:55:21

Warman
Капитанъ II ранга
k2r
stasik3
Откуда: Россия, Крым, Керчь
ПКР "Москва"
Сообщений: 2462




Вебсайт

Re: Американский самолет на дне Черного моря

Этот самолет не принадлежал ВВС ЧФ (7ИАП, 3 эскадрилья и 30 РАП) это точно, там потерь не было в этом районе. Надо искать в 8 ВА.


"Дальность видимости горизонта определяется высотой глаза наблюдателя." (с) С.О. Макаров

#25 24.09.2012 21:56:37

SonarMan
Гость




Re: Американский самолет на дне Черного моря

Что-нибудь прояснилось новенькое-по этому самолету?

Страниц: 1


Board footer