Сейчас на борту: 
jurdenis,
Mitry,
rytik32,
Starracer,
Скучный Ёж
   [Подробнее...]

Страниц: 1 2 3 … 13

#1 20.12.2009 17:03:44

Пересвет
Контр-адмиралъ
k-admiral
anna3 stas3
Откуда: Санкт-Петербург
крейсер "Новик"
Сообщений: 14637




Прорыв "Варяга".

Вечная тема...

#2 20.12.2009 17:03:45

Симсим
Гость




Re: Прорыв "Варяга".

Alexey написал:

Оригинальное сообщение #154986
Именно мощь современного огня не позволила сближаться на "удобную" дистанцию. Вы же строите свое тактическое решение для Варяга и Корейца на отвергнутом войной материале. Поэтому-то вам и возражают.

При всем уважении, не совсем так. Не "отвергнутом войной", а "отвергнутом в процессе войны". То есть именно в ходе самой войны русские канониры и их командиры с немалым удивлением убедились, что использовать фугасные снаряды для стрельбы на дистанциях, существенно больших 10 кабельтовых возможно и весьма тактически выгодно. Убедились на примере того, что это часто делали японцы. Отсюда - постепенное увеличении доли фугасных снарядов в стрельбе с течением времени, от сражения к сражению. "Варяг" и "Кореец" тут оказались в очень невыгодной ситуации: самое начало войны, а до нее - учились стрелять бронебойными (иногда - даже облегченными: для увеличения скорости вылета снаряда и, соответственно, точности попаданий в мишени).
Но не стоит абсолютизировать мощь какого бы то ни было оружия. К примеру, скорострельная артиллерия - это не воображаемое силовое поле, сдувающее и отбрасывающее потоком снарядов "проклятые миноносцы". Даже в условиях плотного огневого воздействия некоторые миноносцы ухитрялись прорваться на нужную дистанцию и запустить торпеду или использовать шестовую мину (и имеется в виду не только (и не столько) внезапная ночная атака под Артуром, а еще и аналогичные операции в Бразилии, на Дунае и т.п.и т.д.). Точно так же и огонь 6дм артиллерии позволяет крейсерам проходить сквозь него. Да, с заметными повреждениями (как и в случае миноносцев), но при бое на встречных курсах сблизиться на 15 кб - возможно, на 10 - тоже возможно, на 5 - тоже возможно. Возможен даже таран (как в сражение при Лиссе), но я его специально не рассматриваю как слишком гипотетический вариант.
И мудрость командира состоит в том, чтобы попытаться максимально эффективно использовать сильные стороны своего корабля, игнорируя слабые. Сильные стороны Варяга - высокая скорость хода и живучесть. Его не остановишь 1 попаданием 6дм снаряда, двумя попаданиями... тремя - тоже не остановишь. Да, со всей очевидностью заметно, что японцы начинают стрелять первыми, со слишком дальней (не привычно) дистанции, заваливают крейсер потоком падений рядом с ним фугасных снарядов. Не приятно, не привычно.... Но что мешает сжать силу воли в кулак и попытаться-таки и дальше идти на прорыв и использовать силу своих бронебойных снарядов с привычной для себя дистанции (10кб и менее)? Ничто не мешает. Отсюда -и такая дискуссия (могли или не могли Варяг + кореец все-таки прорываться). Она возникла не сегодня. Мы в который раз спотыкаемся об очень древний вопрос.

#3 20.12.2009 17:03:45

Симсим
Гость




Re: Прорыв "Варяга".

Alexey написал:

Оригинальное сообщение #154986
Из-за огромного превосходства японского отряда в силах.

Огромного? Я бы так не сказал. Превосходство - очевидно, но это совсем не то же самое, как могло быть появление у Чемульпо всей остальной эскадры Того (включая броненосцы). Хейхачиро счел, что на блокаду крейсера и канонерки отряда крейсеров Уриу вполне хватит. История показала, что он не ошибся. Блокировать 2 корабля одними миноносцами - рискованно, исход под вопросом, еще и броненосцами - излишне, крейсерами и миноносцами - в самый раз.

Alexey написал:

Оригинальное сообщение #154986
Позже, по дороге в Россию, матросы с Варяга все порывались "репы" "корейцам" начистить, за то, что те в бою не стреляли.

И очень зря. 8дм пушки Корейца вряд ли могли точно попасть с такой дистанции. Что, собственно, и случилось. А на более близкую дистанцию подойти - не сложилось.

Отредактированно Симсим (19.12.2009 09:11:43)

#4 20.12.2009 17:03:45

Симсим
Гость




Re: Прорыв "Варяга".

Grosse написал:

Оригинальное сообщение #154789
Справедливости ради - ближе 10 каб скорее всего все же попадали бы. На таких дистанциях и стрелять учились, и вся система УАО на подобные малые дистанции была оптимизирована. Другое дело - как на такую дистанцию выйти...

Именно так. Проблема - в том, чтобы суметь-таки подойти поближе (как минимум), суметь прорваться, разойдясь на контр-курсах (как максимум). А для того, чтобы выполнить хотя бы одну из этих задач (или последовательно обе) нужно давать полный ход на выходе из порта. Можно, конечно, и удерживать ход на уровне максимальной скорости Корейца... но 6 узлов - маловато даже для этого тихоходного корабля.

#5 20.12.2009 17:03:45

Scif
Гость




Re: Прорыв "Варяга".

Симсим написал:

Оригинальное сообщение #159326
русские канониры и их командиры с немалым удивлением убедились, что использовать фугасные снаряды для стрельбы на дистанциях, существенно больших 10 кабельтовых возможно и весьма тактически выгодно. Убедились на примере того, что это часто делали японцы.

Сие есть немножко глупость - русский и японский фугасные снаряды не сравнимы.

Симсим написал:

Оригинальное сообщение #159326
, а до нее - учились стрелять бронебойными (иногда - даже облегченными: для увеличения скорости вылета снаряда и, соответственно, точности попаданий в мишени).

Облегченный бронебойный ? Это что ?
Учились стрелять всеми- в БК треть - фугасные.
Кстати принципиальной
разницы в стрельбе нет- таблицы стрельб для того и существуют чтобы голову ненужными подробностями не забивать.

Симсим написал:

Оригинальное сообщение #159326
Сильные стороны Варяга - высокая скорость хода и живучесть. Его не остановишь 1 попаданием 6дм снаряда, двумя попаданиями... тремя - тоже не остановишь

зато на дистанции 10 каб он словит весь бортовой залп , и потеряет и управляемость, и скорость.

Симсим написал:

Оригинальное сообщение #159326
Ничто не мешает.

Кроме отсутствия щитов на орудиях, и не-бронированных бортов.

#6 20.12.2009 17:03:45

Пересвет
Контр-адмиралъ
k-admiral
anna3 stas3
Откуда: Санкт-Петербург
крейсер "Новик"
Сообщений: 14637




Re: Прорыв "Варяга".

Симсим написал:

Оригинальное сообщение #159326
при бое на встречных курсах сблизиться на 15 кб - возможно, на 10 - тоже возможно, на 5 - тоже возможно.

При сильном огне противника? И Японо-Китайская, и Испано-Американская войны это опровергли.

Симсим написал:

Оригинальное сообщение #159326
Сильные стороны Варяга - высокая скорость хода и живучесть.

Какая может быть "высокая скорость хода" при движении на мелководье, и по неширокому фарватеру? И что обеспечивало "живучесть" руских кораблей? Отсутствие вертикального бронирования?

Хватит рассуждать в теме, не подготовившись к ней!

#7 20.12.2009 17:03:45

Стерегущий
Капитанъ I ранга
k1r
anna3 stas3
Откуда: Рязань
ЭБР "Ретвизан"
Сообщений: 8016




Re: Прорыв "Варяга".

Пересвет написал:

Оригинальное сообщение #159437
Какая может быть "высокая скорость хода" при движении на мелководье, и по неширокому фарватеру?

Не повторяйте пожалуйста старых сказок.
Давно уже разобрались, что и ширина (1 миля в самом узком месте) и глубина (не меньше 20 метров) фарватера в принципе позволял Варягу идти по нему самым полным возможным ходом.
Другое дело, что едва ли Варяг смог бы развить скорость сильно большую 20 узлов...


Если безопасности вашего государства угрожают названия улиц, городов, памятники, геральдика, люди, которые там живут и язык, на котором они говорят: вероятно вы строите своё государство на чужой территории... (c)

#8 20.12.2009 17:03:45

Пересвет
Контр-адмиралъ
k-admiral
anna3 stas3
Откуда: Санкт-Петербург
крейсер "Новик"
Сообщений: 14637




Re: Прорыв "Варяга".

Grosse написал:

Оригинальное сообщение #159469
едва ли Варяг смог бы развить скорость сильно большую 20 узлов

О чём я и говорил.

Grosse написал:

Оригинальное сообщение #159469
и ширина (1 миля в самом узком месте) и глубина (не меньше 20 метров) фарватера в принципе позволял Варягу идти по нему самым полным возможным ходом.

Не начинайте... :)
Если хотите - можете открыть в "альтернативе" тему "Быстроходный прорыв "Варяга"".

#9 20.12.2009 17:03:46

Стерегущий
Капитанъ I ранга
k1r
anna3 stas3
Откуда: Рязань
ЭБР "Ретвизан"
Сообщений: 8016




Re: Прорыв "Варяга".

Пересвет написал:

Оригинальное сообщение #159473
Не начинайте...
Если хотите - можете открыть в "альтернативе" тему "Быстроходный прорыв "Варяга"".

А смысл? Полагаю, что все это обсудили и переобсудили уже буквально сотни раз. Новой же фактологии нет.
И зачем начинать новую перепевку в 101-ый раз?

Тогда и нечего начинать! Пересвет


Если безопасности вашего государства угрожают названия улиц, городов, памятники, геральдика, люди, которые там живут и язык, на котором они говорят: вероятно вы строите своё государство на чужой территории... (c)

#10 20.12.2009 17:03:46

Alexey
Гость




Re: Прорыв "Варяга".

Симсим написал:

Оригинальное сообщение #159326
При всем уважении, не совсем так. Не "отвергнутом войной", а "отвергнутом в процессе войны".

Глубокая мысль. Понять бы только разницу в смыслах...

Симсим написал:

То есть именно в ходе самой войны русские канониры и их командиры с немалым удивлением убедились, что использовать фугасные снаряды для стрельбы на дистанциях, существенно больших 10 кабельтовых возможно и весьма тактически выгодно. Убедились на примере того, что это часто делали японцы.

Нет, фугасные снаряды и до войны подлежали применению на б'ольших дистанциях, на которых бронебойные еще не достигают максимума своей эффективности. В частности, на этапе сближения противников.

Симсим написал:

Отсюда - постепенное увеличении доли фугасных снарядов в стрельбе с течением времени, от сражения к сражению.

Опять не так. Фугасные начали использовать с первого же боя 27 января, в плановом, так сказать порядке. Причина - большая дистанция боя.

Из Рапорта в.-ад. Старка Наместнику от 19.02.1904. №801:
"За все время боя выпущено снарядов:
12-дм - 41, 10-дм - 34, 8-дм - 28, 6-дм - 684 и тд...
Стрельба велась исключительно фугасными снарядами. Крейсер "Баян", находившийся в середине боя на 5-6 кабельтовов ближе к неприятелю, на расстоянии 19-ти кабельтовов выпустил из 8 дм. пушек по 2 бронебойных." [т.е. 14 проц.]

Из Рапорта командира эбр "Пересвет" к.1р. Бойсмана нач. эскадры ТО от 28.01.1904 №200:
"Во время боя было израсходовано снарядов: фугасных бомб 10" пушек - 17, фугасных бомб 6" пушек - 77 и др. калибров..." [бронебойные не упоминаются]

Симсим написал:

"Варяг" и "Кореец" тут оказались в очень невыгодной ситуации: самое начало войны, а до нее - учились стрелять бронебойными (иногда - даже облегченными: для увеличения скорости вылета снаряда и, соответственно, точности попаданий в мишени).

Как видите из вышеизложенного, невыгодность положения Варяга и Корейца не в этом.
А, по вашему мнению, должна быть какая-то особенность в обучении стрельбе снарядами двух родов?
Проблема была в другом: учились наводить и попадать в цель на определенных дистанциях, которые оказались меньше, чем в реальных боях.
Тезис в скобках вы сами придумали или недопоняли что-то из прочитанного?

Симсим написал:

Но не стоит абсолютизировать мощь какого бы то ни было оружия.

Правильно. Даже от атомной бомбы есть защита... в виде другой атомной бомбы.

Симсим написал:

К примеру, скорострельная артиллерия - это не воображаемое силовое поле, сдувающее и отбрасывающее потоком снарядов "проклятые миноносцы". Даже в условиях плотного огневого воздействия некоторые миноносцы ухитрялись прорваться на нужную дистанцию и запустить торпеду или использовать шестовую мину (и имеется в виду не только (и не столько) внезапная ночная атака под Артуром, а еще и аналогичные операции в Бразилии, на Дунае и т.п.и т.д.).

Полагаю, ключевые слова - "некоторые" и "ухитрялись". Т.е., вы сами понимаете, что речь может вестись только об исключительных случаях успеха, а не о правиле.
Напротив, практика минных атак в РЯВ показала низкую их эффективность против судна, сохраняющего свою скорострельную артиллерию и неповрежденного. 

Симсим написал:

Точно так же и огонь 6дм артиллерии позволяет крейсерам проходить сквозь него.

Это весьма произвольное утверждение. Не опирающееся на факты.

Симсим написал:

Да, с заметными повреждениями (как и в случае миноносцев), но при бое на встречных курсах сблизиться на 15 кб - возможно, на 10 - тоже возможно, на 5 - тоже возможно. Возможен даже таран (как в сражение при Лиссе), но я его специально не рассматриваю как слишком гипотетический вариант.

Практически этого избегали даже защищенные броненосцы. А для слабо бронированных крейсеров - смерти подобно.
Вы, к сожалению, вновь делаете смелые произвольные утверждения. Опыт войны – иной.

Симсим написал:

И мудрость командира состоит в том, чтобы попытаться максимально эффективно использовать сильные стороны своего корабля, игнорируя слабые.

Первая часть фразы верная, а концовка подкачала. Слабые стороны своего корабля нельзя игнорировать, это чревато. Их нужно хорошо знать, учитывать и не подставлять под удар противника. 
Т.к. среди главнейших принципов для морской тактики:
- нападение на слабую сторону неприятеля
- подставление неприятелю своей сильной стороны

Симсим написал:

Сильные стороны Варяга - высокая скорость хода и живучесть.

С живучестью - это явная ошибка, и вам уже на нее указали участники, т.к. крейсер неброненосный, т.е. без вертикальной брони, с открытой артиллерией. А высокая скорость Варягу была бы на пользу при отрыве от уже оставленного за кормой противника. А при сближении с более сильным противником она будет означать, что он быстрее получит повреждения. А его боеспособность по определению падает скорее, чем у бронированного японского оппонента (даже без учета прочих). Тем самым еще более снижаются шансы на успех прорыва (и так весьма гипотетические).

Симсим написал:

Его не остановишь 1 попаданием 6дм снаряда, двумя попаданиями... тремя - тоже не остановишь.

А десятью, двадцатью?.. На дистанции прямого выстрела практически все выпущенные снаряды будут попадать в крейсер. Тем более, он крупный, высокобортный – хорошая мишень.
Кстати, каким по счету попаданием было нарушено рулевое управление крейсера, после чего прорыв, в сущности, закончился?

Симсим написал:

Да, со всей очевидностью заметно, что японцы начинают стрелять первыми, со слишком дальней (не привычно) дистанции, заваливают крейсер потоком падений рядом с ним фугасных снарядов. Не приятно, не привычно.... Но что мешает сжать силу воли в кулак и попытаться-таки и дальше идти на прорыв и использовать силу своих бронебойных снарядов с привычной для себя дистанции (10кб и менее)? Ничто не мешает.

Мешает. Искусственность нарисованной вами ситуации, при которой "японцы ... заваливают крейсер потоком падений рядом с ним фугасных снарядов", а Варяг "использует силу своих бронебойных снарядов". Вам пытаются объяснить, что пока Варяг приближается на расстояние, с которого проявится "сила бронебойных снарядов с привычной дистанции (10 каб. и менее!)", он успеет наполучать кучу попаданий японских снарядов, которые отнюдь не все будут "падать рядом", что в полной мере и показал реальный бой. И по мере сокращения дистанции, число попаданий в крейсер будет только расти. И никакая высокая скорость его от них не защитит, тут нужна броня, которой нет.

Симсим написал:

Отсюда -и такая дискуссия (могли или не могли Варяг + кореец все-таки прорываться). Она возникла не сегодня. Мы в который раз спотыкаемся об очень древний вопрос.

Правильнее, наверное, сказать: вы спотыкаетесь? Нет?
...
(- Что нас может спасти от ревизии?
- Э-э, простите, не нас, а вас.)
 

Симсим написал:

Огромного? Я бы так не сказал.

Хорошо, подберите свой эпитет. Большое? Подавляющее? Непреодолимое? Значительное? Серьезное?..
В любом случае, как ни называй, а превосходство в силах в разы.

Симсим написал:

Превосходство - очевидно, но это совсем не то же самое, как могло быть появление у Чемульпо всей остальной эскадры Того (включая броненосцы).

Ну и масштабы сравнения у вас! А если к японцам еще и английский флот подошел бы, о-о!..

Симсим написал:

Хейхачиро счел, что на блокаду крейсера и канонерки отряда крейсеров Уриу вполне хватит.

Вы забыли еще два отряда миноносцев. Выходит, сомневался, что  хватит?..

Симсим написал:

История показала, что он не ошибся. Блокировать 2 корабля одними миноносцами - рискованно, исход под вопросом, еще и броненосцами - излишне, крейсерами и миноносцами - в самый раз.

Прямо по-ленински: "вчера - рано, завтра - поздно...".
Вообще-то, сегодня подобный расклад сил в Чемульпо можно охарактеризовать термином "избыточное (или непропорциональное) применение силы". Перестраховка японцев очевидная.
...
(Нет, надо, надо было Хейхачиро пару броненосцев добавить!.. Чтобы не рисковать, а уж совсем наверняка...)

Симсим написал:

И очень зря.

Ну что с них взять - деревенщина... не понимают…

Отредактированно Alexey (20.12.2009 01:10:44)

#11 20.12.2009 17:03:46

abacus
Гость




Re: Прорыв "Варяга".

>крейсер неброненосный, т.е. без вертикальной брони, с открытой артиллерией.

Это не живучесть, а защищенность. Живучесть, это большой запас прочности корпуса, степень агрегатирования...

> при сближении с более сильным противником она будет означать, что он быстрее получит повреждения.

Не повреждения, а попадания. И быстрее минует зону огня. И времени на пристрелку у японцев будет меньше. И чем более скоростная цель, тем труднее попасть...

> А его боеспособность по определению падает скорее, чем у бронированного японского оппонента (даже без учета прочих). Тем самым еще более снижаются шансы на успех прорыва (и так весьма гипотетические).

Шансы на успех от боеспопсобности противника здесь не зависят. Это не дуэль, это прорыв.
Пусть японцы остаются за кормой неповрежденными.

>А десятью, двадцатью?..

Варяг не остановили одиннадцатью. Наоборот, возвращаясь, он достиг максимальной скорости и показал замечательную управляемость на "узком, извилистом фарватере".

>каким по счету попаданием было нарушено рулевое управление крейсера, после чего прорыв, в сущности, закончился?

Никаким. Не было повреждений рулевого управления.

>Вам пытаются объяснить, что пока Варяг приближается на расстояние, с которого проявится "сила бронебойных снарядов с привычной дистанции (10 каб. и менее!)", он успеет наполучать кучу попаданий японских снарядов

Пытались неудачо.

>И по мере сокращения дистанции, число попаданий в крейсер будет только расти. И никакая высокая скорость его от них не защитит

Частота попаданий будет расти, а время огневого контакта (как раз из за скорости) будет сокращаться. И в "попытках обьяснения", эта динамика не прощитана. Так что скорость очень даже защищает.

>- Э-э, простите, не нас, а вас

"- Нет, нас этот раз именно вас".

>превосходство в силах в разы

А в скорости?

#12 20.12.2009 17:03:46

Стерегущий
Капитанъ I ранга
k1r
anna3 stas3
Откуда: Рязань
ЭБР "Ретвизан"
Сообщений: 8016




Re: Прорыв "Варяга".

Пересвет написал:

Оригинальное сообщение #159480
Тогда и нечего начинать! Пересвет

Ну так если у Вас нет убедительных доказательств невозможности для Варяга идти по чемульпинскому фарватеру полным ходом - то и не начинайте!


Если безопасности вашего государства угрожают названия улиц, городов, памятники, геральдика, люди, которые там живут и язык, на котором они говорят: вероятно вы строите своё государство на чужой территории... (c)

#13 20.12.2009 17:03:46

Alexey
Гость




Re: Прорыв "Варяга".

abacus написал:

Оригинальное сообщение #159627
Это не живучесть, а защищенность. Живучесть, это большой запас прочности корпуса, степень агрегатирования...

Хорошо, Николай, если угодно, давайте разбираться с терминами.
"Живучесть корабля - способность корабля противостоять боевым и аварийным повреждениям, восстанавливая и поддерживая в возможной степени свои боевые и эксплуатационные свойства. Составными элементами живучести являются взрыво- и пожаробезопасность, непотопляемость, живучесть оружия и технических средств, защищенность л/с. Живучесть обеспечивается техническими средствами и инженерными решениями, выполненными при постройке; организационно-техническими мероприятиями, осуществляемыми при эксплуатации корабля; действиями л/с по борьбе за живучесть поврежденного корабля". (ВМ словарь, 1990)

Короче: живучесть - способность выдерживать удары противника, сохраняя свои тактико-технические свойства возможно неизменными, т.е. сохранять свою боеспособность.

Одним из средств, обеспечивающих живучесть, пассивных средств (есть группа активных), т.е. приданных кораблю в зависимости от класса при его постройке и в большинстве своем являющихся составными частями корпуса боевого корабля, является надводная защита (бронирование).
Применительно к живучести боевых и технических средств корабля (в нашем случае - артиллерии), т.е.  способности корабля сохранять активность своей боевой техники, одним из средств ее обеспечения служит броневая защита артиллерии, подачи и л/с.

Т.о., бронирование (или, по другому, защита) корпуса и артиллерии является одним из важных средств обеспечения живучести (сохранения боеспособности) корабля. И мною терминология не нарушена и противоречие не допущено.

Применительно к Варягу, при сравнении его боевых возможностей и качеств с главным противником с японской стороны - бркр Асама, именно отсутствие вертикальной броневой защиты корпуса и артиллерии не позволяет согласиться с утверждением Симсима о том, что живучесть - сильная сторона крейсера. Как раз все с точностью до наоборот. Причем, как в данном конкретном сравнении, так и при общей оценке класса больших бронепалубных крейсеров, к которым принадлежал Варяг.

-----------
"Прочность корпуса (судна) - способность судна воспринимать действующие на него внешние силы без разрушения.
Внешние силы (стат. и динам.) - действующие на корпус судна силы взаимодействия корпуса с окружающей средой, в т.ч. силы тяжести.
Прочность судна (продольная и поперечная) важна при продольном изгибе корпуса и при кручении корпуса на волнении, продольном и поперечном спуске на воду, постановке в док, посадке на мель, при приеме и снятии грузов, при швартовке и буксировке и т.п."
(Морской энциклопедический словарь , 1993)

Т.о., прочность корпуса к характеристикам живучести (сохранению боеспособности) корабля отношения не имеет.

-----------
"Агрегатирование (в судостроении) - метод, предусматривающий компоновку насыщенных механизмами и оборудованием судовых помещений, гл. обр. МО, из сборочно-монтажных единиц - совокупности судовых технических средств, различных конструктивных групп механизмов, аппаратов, трубопроводов, арматуры, электрооборудования и приборов, скомпонованных на несущей конструкции по функциональному или территориальному принципу. По уровню сложности (или как вы сказали - степени) различают: монтажный узел,, агрегат, монтажный блок, зональный блок, модуль оборудования".
(Морской энциклопедический словарь , 1993)

Т.о., уровень агрегатирования - современное понятие, характеризует степень развития судостроительной отрасли, ее техники и технологии, а не боевые качества корабля, и также не имеет отношения к рассматриваемому вопросу.

П.С. Очевидно, вы имели в виду что-то совсем другое.

abacus написал:

Не повреждения, а попадания.

Это суть одно и тоже: попадания влекут за собой повреждения.

abacus написал:

И быстрее минует зону огня.
-------
Шансы на успех от боеспопсобности противника здесь не зависят. Это не дуэль, это прорыв.
Пусть японцы остаются за кормой неповрежденными.

Вы как всегда, уже традиционно представляете задачу крейсера как прохождение сквозь зону огня. Это имело бы смысл, если бы Варягу предстояло пройти мимо стационарного форта с неизменной огневой производительностью и плотностью огня. В таком случае определяющими успех операции действительно явились бы выбор кратчайшего маршрута и максимальная скорость для минимизации времени нахождения в зоне поражения.

Варягу же противостоял не такой стационарный огонь постоянной силы, а маневрирующий отряд кораблей, могущий изменять во времени как свое положение, так и силу и плотность своего огня. Поэтому, задача прорыва из Чемульпо из простого прохода под чужим огнем превращалась, в своей главной, кульминационной части, в типичный морской (линейный, если хотите) бой с превосходящими силами противника. В котором успех операции достигался в зависимости от многих условий, предпосылок, действий, событий, а не только от одной скорости хода и долготерпения экипажа. Чтобы пройти мимо или сквозь боевые порядки противника Варягу требовалось прежде всего нанести ему поражение - неприемлемые потери или повреждения, которые бы заставили противника отступить (отказаться от выполнения боевой задачи или, по крайней мере, понизили мощь его огня) и открыть проход в море, после чего и потребовалась бы максимальная скорость хода для скорейшего отрыва от неприятеля. Поэтому фактор времени (как производный от скорости), сам по себе важный, в данном бою имел второстепенное значение, а вперед выходила способность крейсера наносить повреждения противнику и противостоять его ударам. От этого зависел успех прорыва, а уже потом, на конечном этапе боя, на отходе, - от скорости (если удалось бы ее к тому моменту сохранить).

abacus написал:

И времени на пристрелку у японцев будет меньше. И чем более скоростная цель, тем труднее попасть...

Объективно, по теории, это конечно так. Но при сближении, сокращении боевой дистанции, вопрос пристрелки и вообще точности стрельбы находит свое разрешение в постепенном понижении высоты прицела пушек (увеличении настильности траектории снаряда) - попадать становится все проще и проще. А по приходе цели на дальность прямого выстрела (так желаемые Симсимом менее 10 каб.), точность будет зависеть не от правильно назначенного прицела, а от спокойствия и уверенности комендоров, которая напрямую зависит от их защищенности броней и ранее понесенных/не понесенных потерь.
Также, с ростом числа попаданий, возрастет и скорость взаимного разрушения кораблей-противников, которая также будет определяться мощностью огня и степенью защиты каждого из противников.
По этим двум критериям хуже защищенный и менее сильный Варяг однозначно проигрывает даже одной Асаме. Не скорость решит исход боя, а неравенство сил.

abacus написал:

Варяг не остановили одиннадцатью.

Не остановили движение Варяга, в смысле, крейсер не утратил способности передвигаться по полю боя. Но сознательное устремление корабля к выходу в открытое море, движение по назначенному командованием курсу, в т.ч. к сокращению дистанции с противником, за которое и ратует Симсим (речь по смыслу шла об этом, а не о механическом процессе движения), прекратилось именно в момент повреждения рулевого управления, т.е. одним из первых попаданий. Потом крейсер уже маневрировал с другими целями, пытаясь выправиться на курсе и позже возвратиться в порт. Т.е., замысел прорыва был пресечен буквально несколькими попаданиями.
Исходя из такого опыта, я и не согласился с утверждением Симсима, что огонь скорострельной артиллерии не мог остановить крейсер. Не только мог, но и сделал это практически и даже без сближения на короткую дистанцию.

abacus написал:

Наоборот, возвращаясь, он достиг максимальной скорости и показал замечательную управляемость на "узком, извилистом фарватере".

С тактической точки зрения он сделал то, что должен был сделать, - развил максимальный ход на отходе, отрываясь от превосходящего противника за кормой. Это естественное поведение в данной ситуации.
Как я сказал выше, под "остановкой Варяга", по смыслу дискуссии, понималась не полная потеря им способности передвигаться по воде.

abacus написал:

Никаким. Не было повреждений рулевого управления.

Это без комментариев, т.к. вступает в противоречие с записью в вахтенном журнале. Все-таки я не могу совсем уж отрываться и игнорировать данные основного документа корабля.

abacus написал:

Пытались неудачо.

Ничего. И Москва не сразу строилась. Начнет Симсим почитывать литературу, сам разберется. Главное, ему направление мысли подсказать.

abacus написал:

Частота попаданий будет расти, а время огневого контакта (как раз из за скорости) будет сокращаться. И в "попытках обьяснения", эта динамика не прощитана. Так что скорость очень даже защищает.

Теоретически формула верная. Но с прикладной точки зрения, применительно к условиям боя Варяга, как я написал выше, успех будет определяться не временем огневого контакта - это не во власти Варяга, а зависит в известной степени и от действий его противников, и от характера получаемых повреждений, а, главным образом, существенной разницей в боеспособности сторон, их силах, которая и определит сторону, терпящую от огня противника сильнее и скорее выходящую из строя. На практике, сближение на короткую дистанцию будет означать скорейший по времени выход Варяга из строя за счет б'ольшего числа попаданий.
(Прим. Насколько я помню, подобные расчеты уже делались: шансов у Варяга нет.)

abacus написал:

А в скорости?

Малозначительно.

Отредактированно Alexey (20.12.2009 16:03:27)

#14 20.12.2009 17:03:46

Стерегущий
Капитанъ I ранга
k1r
anna3 stas3
Откуда: Рязань
ЭБР "Ретвизан"
Сообщений: 8016




Re: Прорыв "Варяга".

Alexey написал:

Оригинальное сообщение #159724
Никаким. Не было повреждений рулевого управления.
////
Это без комментариев, т.к. вступает в противоречие с записью в вахтенном журнале. Все-таки я не могу совсем уж отрываться и игнорировать данные основного документа корабля.

А скурпулезное описание японцами реальных повреждений Варяга - таким документом уже не является?


Если безопасности вашего государства угрожают названия улиц, городов, памятники, геральдика, люди, которые там живут и язык, на котором они говорят: вероятно вы строите своё государство на чужой территории... (c)

#15 20.12.2009 17:03:46

Alexey
Гость




Re: Прорыв "Варяга".

Grosse написал:

А скурпулезное описание японцами реальных повреждений Варяга - таким документом уже не является?

Нет, Алексей, дело в другом. Вне зависимости от спора была ли повреждена труба с рулевым приводом, факт нарушения управления и временная неуправляемость крейсера отмечены в журнале. А что в действительности случилось с рулем, вопрос для дальнейшего изучения.

#16 20.12.2009 17:15:16

Пересвет
Контр-адмиралъ
k-admiral
anna3 stas3
Откуда: Санкт-Петербург
крейсер "Новик"
Сообщений: 14637




Re: Прорыв "Варяга".

Grosse написал:

Оригинальное сообщение #159792
Ну так если у Вас нет убедительных доказательств невозможности для Варяга идти по чемульпинскому фарватеру полным ходом

Я говорил о том, что "Варяг" в той ситуации не мог использовать как преимущество свою высокую скорость (до 22-х узлов, хотя бы)! Полагаете, что мог?

#17 20.12.2009 17:49:23

Стерегущий
Капитанъ I ранга
k1r
anna3 stas3
Откуда: Рязань
ЭБР "Ретвизан"
Сообщений: 8016




Re: Прорыв "Варяга".

Пересвет написал:

Оригинальное сообщение #159797
Я говорил о том, что "Варяг" в той ситуации не мог использовать как преимущество свою высокую скорость (до 22-х узлов, хотя бы)! Полагаете, что мог?

Полагаю, что мог.
И на протяжении последних 5-6 лет на этом форуме я уже десятки (а скорее и сотни) раз пиводил обоснования и доказательства в пользу этой точки зрения.
Поэтому даже странно, что Вы снова задаете этот вопрос. Может быть Вы не читали все предыдущие ветки с обсуждением этой темы?


Если безопасности вашего государства угрожают названия улиц, городов, памятники, геральдика, люди, которые там живут и язык, на котором они говорят: вероятно вы строите своё государство на чужой территории... (c)

#18 20.12.2009 19:42:06

abacus
Гость




Re: Прорыв "Варяга".

>если угодно, давайте разбираться с терминами.

Откровенно говоря, уважаемый Алексей, "не угодно":-). Я использовал эти выражения не для терминологии, а чтобы подчеркнуть, что для Варяга важнее всего было выживание, сохранение возможости прорываться, а не дуэльный баланс с японцами. Если хотите, это "бытовое" определение. Живучесть = способность к выживанию.

>способность корабля противостоять боевым и аварийным повреждениям, восстанавливая и поддерживая в возможной степени свои боевые и эксплуатационные свойства.

Вы обратили внимание на оговорку?

>Короче: живучесть - способность выдерживать удары противника, сохраняя свои тактико-технические свойства возможно неизменными, т.е. сохранять свою боеспособность.

Это вовсе не "т.е.". Мы говорим не о способности вести бой, а о способности сохранять движение.

>Т.о., бронирование (или, по другому, защита) корпуса и артиллерии является одним из важных средств обеспечения живучести (сохранения боеспособности) корабля.

Это только одно из средств в одной из категорий. Утверждать, что у Варяга хуже живучесть, потому, что хуже бронирование борта - сильное утрирование. По этому средству, да, преимущество у японцев. А по другим - у Варяга.


>Применительно к Варягу, при сравнении его боевых возможностей и качеств с главным противником с японской стороны - бркр Асама, именно отсутствие вертикальной броневой защиты корпуса и артиллерии не позволяет согласиться с утверждением Симсима о том, что живучесть - сильная сторона крейсера.

Даже уничтожение артиллерии и дыки в надводном борту очень мало влияют на способность Варяга к выживанию.


>Т.о., прочность корпуса к характеристикам живучести (сохранению боеспособности) корабля отношения не имеет.

Это "гражданское" определение. В бою корпус противостоит не только силе тяжести, но и воздействию снарядов противника. При бронировании Вы это учитываете, а здесь нет:-).

>метод, предусматривающий компоновку насыщенных механизмами и оборудованием судовых помещений, гл. обр. МО, из сборочно-монтажных единиц

:-) Прямо рекламный проспект котлов Никлосса цитируете.


> Очевидно, вы имели в виду что-то совсем другое.

Я имею в виду количество агрегатов. Хорошо, давайте назовем это резервированием, дубликатностью. У Варяга 30 котлов, а у Асама - 10. На сколько уменьшится мощность каждого из них при выводе из строя одного котла? У Варяга на 3,3% у Асама на 10%. Разницу видите? У Асама 2 трубы, у Варяга - 4. При сносе тубы, какая часть мощностей останется без тяги? Все это Вы проигнорировали,  а заострили только на бронировании. Вы уверены что эти факторы не компенсируют?

>Это суть одно и тоже: попадания влекут за собой повреждения.

Далеко не всегда. И как я указал раньше, попадание, например, в трубу влекут разную степень уменьшения живучести для разных кораблей.

>Варягу же противостоял не такой стационарный огонь постоянной силы, а маневрирующий отряд кораблей,

Так в этом все и дело! Именно не маневрирующий, а а стационарный, стоящий на якорях/начинающий движение отряд кораблей. Просто возьмите схему и удлинните трак Варяга от стоянки до 11:45 в 2,5 раза (разница между 8 узлами реала и пусть даже 18 узлов + течение). И Вы увидите, гда был бы Варяг, когда японцы еще цепи расклепывали. А Варяг мог давать больше 18 узлов.

> типичный морской (линейный, если хотите) бой

Нет, форма боя  - прорыв.


>Чтобы пройти мимо или сквозь боевые порядки противника Варягу требовалось прежде всего нанести ему поражение

Вовсе нет. Достаточно, чтобы японцы не смогли сколь либо сильно снизить его скорость и способнось к маневрированию. Какие потери успеет нанести японцам Варяг - не приципиально.

> заставили противника отступить (отказаться от выполнения боевой задачи или, по крайней мере, понизили мощь его огня) и открыть проход в море

Он и так был открыт. Японцы стояли сбоку.

> Но при сближении, сокращении боевой дистанции, вопрос пристрелки и вообще точности стрельбы находит свое разрешение в постепенном понижении высоты прицела пушек (увеличении настильности траектории снаряда) - попадать становится все проще и проще. А по приходе цели на дальность прямого выстрела (так желаемые Симсимом менее 10 каб.), точность будет зависеть не от правильно назначенного прицела, а от спокойствия и уверенности комендоров, которая напрямую зависит от их защищенности броней и ранее понесенных/не понесенных потерь.

Вообще-то, дуэльная ситуация не важна в этом бою, но и здесь, мне кажется, Вы не совсем поняли. На дальность прямого выстрела цель "Асама" прийдет раньше цели "Варяг". У русских настильность выше.
А так же, лучше бронебойые снаряды. Которые на этой дистанции пробивают все у Асама.
То есть даже в дуэльной ситуации, сближение выгоднее русским.

>сознательное устремление корабля к выходу в открытое море, движение по назначенному командованием курсу, в т.ч. к сокращению дистанции с противником, за которое и ратует Симсим (речь по смыслу шла об этом, а не о механическом процессе движения), прекратилось именно в момент повреждения рулевого управления

Нет, устремленность изначально была крайне слаба о чем свидетельствует крайне низкая скорость. Фактически - слабая попытка "на авось" или "для галочки". Достаточно было нескольких попаданий, чтобы эту "устремленность" преодолеть. Тут действительно, дело не в механике.

> Исходя из такого опыта, я и не согласился с утверждением Симсима, что огонь скорострельной артиллерии не мог остановить крейсер.

При сходных попаданияз/повреждениях "Аскольд" прорвался, "Диана" прорвалась....

>С тактической точки зрения он сделал то, что должен был сделать, - развил максимальный ход на отходе,

С тактической точки зрения он должен был развить максимальную скорость на подходе.

> вступает в противоречие с записью в вахтенном журнале. Все-таки я не могу совсем уж отрываться и игнорировать данные основного документа корабля.

? А "затопление на 15 саженной глубине" Вы тоже не можете игнорировать? Систематическое вранье в журнале давно уже доказано.


> Начнет Симсим почитывать литературу, сам разберется. Главное, ему направление мысли подсказать.

Как раз тогда он в своей мысли еще более укрепиться.


>Насколько я помню, подобные расчеты уже делались: шансов у Варяга нет

Насколько я помню, при максимуме скорости Варяг проходил японцев "как мерседес мимо пейсан".

>Малозначительно.

Даже в дуэльной ситуации, скорость дает весьма интресые эффекты. Когда Вы продлите трак то увидите, что Варяг делает японцам элементарный кроссинг. То есть, бортовой залп против носового Асама. Потом - Асама становится в преследовании концевым и остальные японцы его тормозят и створят...

>С уважением, Алексей

Взаимно, Николай.

#19 20.12.2009 21:53:13

Пересвет
Контр-адмиралъ
k-admiral
anna3 stas3
Откуда: Санкт-Петербург
крейсер "Новик"
Сообщений: 14637




Re: Прорыв "Варяга".

Grosse написал:

Оригинальное сообщение #159806
на протяжении последних 5-6 лет на этом форуме я уже десятки (а скорее и сотни) раз пиводил обоснования и доказательства в пользу этой точки зрения

Я тоже не устаю многократно повторять одно и то же...
Влияние умеренных глубин на скорость было совсем небольшим? Перегрев упорных подшипников "Варяга" на высоких оборотах - сказка? Запас угля на борту был "нормальный"? Был опыт прохода фарватером на высокой скорости?

#20 20.12.2009 22:59:17

Стерегущий
Капитанъ I ранга
k1r
anna3 stas3
Откуда: Рязань
ЭБР "Ретвизан"
Сообщений: 8016




Re: Прорыв "Варяга".

Пересвет написал:

Оригинальное сообщение #159933
Влияние умеренных глубин на скорость было совсем небольшим?

Совсем небольшим.
Потери хода в пределах десятых долей узла. Впрочем об этом также ранее писалось.

Пересвет написал:

Оригинальное сообщение #159933
Перегрев упорных подшипников "Варяга" на высоких оборотах - сказка?

Проблемы на Варяге были не с упорными подшипниками, а с головными подшипниками шатунов. Они действительно могли и греться, но к примеру на испытаниях 16 октября 1903 года удавалось в течении нескольких часов подряд давать 125-140 оборотов.
Да и в любом случае - в течении хотя бы нескольких часов эту проблему можно было решать принудительно поливая разогревшиеся подшипники маслом. Цена вопроса - перерасход нескольких тонн этого масла.

Пересвет написал:

Оригинальное сообщение #159933
Запас угля на борту был "нормальный"?

Запас угля на борту для стоявшей перед крейсером задачи был скорее даже чрезмерно избыточным.
Настолько, что некоторые из форумчан (не буду пальцем показывать :)) предлагали даже для облегчения крейсера всю ночь перед боем выбрасывать избыточный запас угля за борт...

Пересвет написал:

Оригинальное сообщение #159933
Был опыт прохода фарватером на высокой скорости?

Разумеется нет.
Впрочем не было и опыта и боя вообще, а с японской эскадрой в частности. И много еще какого другого опыта не было.
Но это отнюдь не повод отказываться от тактических преимуществ высокой скорости - собственно в этом заключалось практически единственное преимущество (и надежда) Варяга.

П.С. И еще раз подчеркну, что все мной сейчас сказанное - говорилось уже неоднократно.
Вы, как относительный новичок форума, при большинстве этих обсуждений не присутствовали. Так может было бы оптимальнее, если бы Вы предварительно хотя бы с некотрой частью их ознакомились. Если хотите - могу дать ссылки. А уж если остануться вопросы, тогда можно будет и обсудить.


Если безопасности вашего государства угрожают названия улиц, городов, памятники, геральдика, люди, которые там живут и язык, на котором они говорят: вероятно вы строите своё государство на чужой территории... (c)

#21 20.12.2009 23:15:06

Eugenio_di_Savoia
Рядовой запаса
KMS Schwere Kreuzer Prinz Eugen
Сообщений: 23886




Re: Прорыв "Варяга".

Grosse написал:

Оригинальное сообщение #159960
Да и в любом случае - в течении хотя бы нескольких часов эту проблему можно было решать принудительно поливая разогревшиеся подшипники маслом. Цена вопроса - перерасход нескольких тонн этого масла.

Советую Вам попробовать - очень увлекательное занятие.


...it is inadvisable to drive men beyond a certain point...
ABC, may 1941
...неразумно злоупотреблять долготерпением людей...
Эндрю Браун Каннингэм, май 1941

#22 20.12.2009 23:41:43

Стерегущий
Капитанъ I ранга
k1r
anna3 stas3
Откуда: Рязань
ЭБР "Ретвизан"
Сообщений: 8016




Re: Прорыв "Варяга".

Eugenio_di_Savoia написал:

Оригинальное сообщение #159965
Советую Вам попробовать - очень увлекательное занятие.

При необходимости и не то попробуешь.

А таковая необходимость возникала скажем уже даже при ходовых испытаниях. К примеру на испытаниях "Авроры" 9 ноября 1903 года "машины работали во время шестичасового испытания довольно удовлетворительно только лишь за счет обильного и почти непрерывного поливания маслом и водой трущихся частей".
Расход масла при этом был в 18 раз больше полагаемого. Но... нужда заставила.

А в ситуации Варяга, прямо скажем, и необходимость в таких мерах, и нужда, были на несколько порядков больше. Тут уже в буквальном смысле был вопрос жизни или смерти, и самого корабля и очень многих из его экипажа...


Если безопасности вашего государства угрожают названия улиц, городов, памятники, геральдика, люди, которые там живут и язык, на котором они говорят: вероятно вы строите своё государство на чужой территории... (c)

#23 20.12.2009 23:42:08

anton
Капитанъ I ранга
k1r
stasik3
Откуда: СПБ
Сообщений: 1248




Re: Прорыв "Варяга".

Eugenio_di_Savoia написал:

Оригинальное сообщение #159965
Советую Вам попробовать - очень увлекательное занятие.

И тем не менее в РИ это мероприятие проводилось и не только на Варяге ... т.е. технически осуществимо и имелись прецеденты в РИФ

#24 20.12.2009 23:53:57

Eugenio_di_Savoia
Рядовой запаса
KMS Schwere Kreuzer Prinz Eugen
Сообщений: 23886




Re: Прорыв "Варяга".

anton написал:

Оригинальное сообщение #159977
И тем не менее в РИ это мероприятие проводилось и не только на Варяге ... т.е. технически осуществимо и имелись прецеденты в РИФ

Я не спорю...Я о сопровождающих это действо "спецэффектах"...


...it is inadvisable to drive men beyond a certain point...
ABC, may 1941
...неразумно злоупотреблять долготерпением людей...
Эндрю Браун Каннингэм, май 1941

#25 21.12.2009 00:12:36

Пересвет
Контр-адмиралъ
k-admiral
anna3 stas3
Откуда: Санкт-Петербург
крейсер "Новик"
Сообщений: 14637




Re: Прорыв "Варяга".

Grosse написал:

Оригинальное сообщение #159960
с головными подшипниками шатунов. Они действительно могли и греться, но к примеру на испытаниях 16 октября 1903 года удавалось в течении нескольких часов подряд давать 125-140 оборотов.

Не только с головными. И откуда информация, что 125-140 оборотов держали в течение нескольких часов? И какая скорость соответствовала этому количеству оборотов при полном запасе угля?

Grosse написал:

Оригинальное сообщение #159960
Запас угля на борту для стоявшей перед крейсером задачи был скорее даже чрезмерно избыточным.

О чём и речь!

Grosse написал:

Оригинальное сообщение #159960
Разумеется нет.

Вот именно!

Grosse написал:

Оригинальное сообщение #159960
Если хотите - могу дать ссылки.

Хотелось бы ссылок на Ваши утверждения, не вызвавших существенных возражений, и доказанных Вами.

Страниц: 1 2 3 … 13


Board footer