Страниц: 1 2

#1 09.12.2009 18:01:25

ass555
Гость




БОЙ 11-14 МАЯ 1944. АВИАЦИЯ СФ ПРОТИВ КОНВОЯ Е118 (Rp-118-Ki).

Господа, предлагаю продолжить разговор о противодействии авиации СФ немецким конвоям в 1944 году. В соседней ветке мы уже обсудили события 16 мая и бой с конвоем Rp-119 Ki. Здесь же, предлагаю поговорить о бое 11-14 мая с предыдущим, то есть, с 118 конвоем.

Почему именно о нем? На это есть несколько причин.
1) в этих событиях ВВС СФ удалось удачно отвзаимодействовать с 7-й ВА.
2) наши потери были терпимы 7 (машин), а результаты - заметными (уничтожен СКР 6113 и ТР "Иоганн Фаулбаум" 2944 брт, груз 800 т цемента, повреждены 2 ТР: рефрежератор "Патагония" (5898 брт.) и сухогруз "Пернабуко" (4121 брт. )
3) командование СФ не остановилось на атаках конвоя в море, а пыталось добить ( довольно успешно) суда конвоя прямо при разгрузке в Киркенесе.
4) именно в бою с этим конвоем имело место первое успешное применение васотных торпед
5) немцы в воздушных боях над конвоем понесли,вполне сравнимые с нашими, потери - как минимум, 2 Ме-109. Один пилот, вроде бы, даже был взят в плен на Рыбачьем.
6) сам конвой был довольно большой - 7 ТР и 21 корабль охранения

В общем, на мой взгляд, тема интерестная и тут есть о чем поговорить.

А каково ваше мнение, господа?

#2 09.12.2009 18:11:14

ass555
Гость




Re: БОЙ 11-14 МАЯ 1944. АВИАЦИЯ СФ ПРОТИВ КОНВОЯ Е118 (Rp-118-Ki).

Попытался уточнить потери Люфтваффе. Посмотрел вот этот ресурс: http://www.luftwaffe.no/SIG/Losses/tap44.html

Странно, но там за 11-14 мая ничего нет. А ведь наши источники, даже называли имя взятого в плен пилота - Унтер-офицер Г Шнейдер!

Отредактированно ass555 (09.12.2009 18:11:38)

#3 09.12.2009 21:58:11

Botik Petra Velikogo
Адмиралъ
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10313




Re: БОЙ 11-14 МАЯ 1944. АВИАЦИЯ СФ ПРОТИВ КОНВОЯ Е118 (Rp-118-Ki).

ass555 написал:

Оригинальное сообщение #155207
Странно, но там за 11-14 мая ничего нет. А ведь наши источники, даже называли имя взятого в плен пилота - Унтер-офицер Г Шнейдер!

Был еще норвежский ресурс, который сейчас я найти в сети не могу. Из списка, скаченного оттуда вот такие данные:

11.05.44-7./J.G.5-Varangerhalvøya-Bf 109G-6-15796-Weisse 8-Uffz. Gerd Schneider (F)

11.05.44-7./J.G.5-Kiberg-Bf 109G-6-412304-Weisse 1-Uffz. Friedrich von Veltheim (F)

Кстати, именно этот список (точнее его ранний вариант) явился источником вдохновения для книги Ларинцева.

Теперь что касается конвоя. С приходом в порт конвой распускается, так что мы говорим о двух событиях и двух операциях ВВС СФ: атаке конвоя 10-11 мая и налетах на Киркенес 13-14 мая.

Что касается конвоя. Его состав: ТР «Nordlicht», «Vulkan», «Bugsee», «Belpamela», «Pernambuco», «Lebа», «Activ» (этот до Кьеле-ф), salvage tug «Jason», ТН «Amrum», «Tripp», «Gerdmor», «Grete», M-251 (флагман 5-й фл. ТЩ), 31, 154, 202, 252, V-6111, 13, 15, R-159, Nki-08, Nki-12, UJ-1209, 10, 11, 19, 20, F-214, 226, 232. ПЛБ «Бали» + AF-36 (от Мехамн)

+СКР V 6113/ Gote (б. брит. Cape Siretoco), 452 брт, 110 т (1939)    11.05.44    00.32    р-н Конгс-фьорда
70.46,5N/ 29.35E    6 Ил-4 из 9 ГМТАП (гвардии майор Волошин)    ТАВ    потоплен в результате одного попадания в левый борт в р-не котельного отделения    + 11 п\б\в, + 1 умер, = 8 (6 – тяжело – 1 умер?), затонул за 30 сек, спасено 35 чел., в т.ч. командир   
= БДБ F 214    11.05.44    01.52    р-н Конгс-фьорда        бомбы, обстрел из бортового оружия        + 1, = ? (помощь оказана с «Бали»; на след. день МТЩ-159 снял с «Бали» + 2, = 6)   
= ТН Amrum    11.05.44    02.40    р-н Конгс-фьорда        бомбы, обстрел из бортового оружия    повреждено рулевое управление, отпущен в Вардё
= ТЩ M 251,     11.05.44    03.05 и 07.25 и 07.42    р-н Конгс-фьорда и р-н Эккерей    3 Ил-2 из 46 ШАП (лейтенант Калмыков), 3 Р-40 из 78 ИАП, 4 Як-9 из 20 ИАП    бомбы, обстрел из бортового оружия Сброшено 6 ФАБ-100    -    = 9 (4 в т.ч. 2 тяж – 1-й удар; 5 в т.ч. 2 тяж. – 2-й удар)
= БО UJ 1219      11.05.44    03.35    р-н Конгс-фьорда        обстрел из бортового оружия        = 3 (1-й удар)   
= БО UJ 1209     11.05.44    03.50 и 08.00    р-н Конгс-фьорда и р-н Эккерей    3 Ил-2 из 46 ШАП (лейтенант Калмыков), 3 Р-40 из 78 ИАП, 4 Як-9 из 20 ИАП    бомбы, обстрел из бортового оружия. Сброшено 6 ФАБ-100    -    = 7 (6 в т.ч. 1 тяж. -1-й груп. удар)   
= норв. п/х Belpamela, 3215 брт 11.05.44    07.25    р-н Киберг    6 Ил-2 из 46 ШАП (лейтенант Васильев)    бомбы    легко поврежден попаданием невзорвавшейся бомбы в кормовую часть палубы, левый борт пробит выше ватерлинии   
= СКР V 6115 Helgoland, 11.05.44    08.21    р-н Эккерей    3 Ил-2 из 46 ШАП (лейтенант Калмыков), 3 Р-40 из 78 ИАП, 4 Як-9 из 20 ИАП    бомбы, обстрел из бортового оружия Сброшено 6 ФАБ-100    -    = 1 тяж. (2-й удар)   
= БО UJ 1211 Narvik, 11.05.44    08.21    р-н Эккерей    3 Ил-2 из 46 ШАП (лейтенант Калмыков), 3 Р-40 из 78 ИАП, 4 Як-9 из 20 ИАП    бомбы, обстрел из бортового оружия Сброшено 6 ФАБ-100    -    = 2 (2-й удар)   

Текст из книги

Крупный немецкий конвой, шедший в восточном направлении, был обнаружен нашей воздушной разведкой еще вечером 10 мая, вскоре после выхода из Ло-фьорда. Пока в штабе ВВС ожидали его вхождения в пределы радиуса действия истребителей, операторы успели разработать довольно оригинальный план операции. Его новизна выражалась в том, что первый обеспечивающий удар должны были нанести не штурмовики, а шесть высотных торпедоносцев. Расчет делался на то, что им удастся расстроить ордер ПВО и облегчить атаку пяти «Бостонов» с низкими торпедами, которая должна была последовать с минимальным интервалом. Обеим группам придавались пикирующие «Киттихауки» (семь и шесть машин 27-го иап), которым следовало атаковать корабли охранения. Штурмовики тоже планировались к вылету, но не в качестве обеспечивающей, а ударной группы, как только караван войдет в их радиус. Повторные удары, как обычно, намеревались спланировать после уточнения результатов первых, уже после того как корабли пройдут Вардё. Поскольку всем трем группам придавалось сильное истребительное прикрытие, для блокировки вражеских аэродромов была запрошена помощь от 7-й воздушной армии.
Первый налет начался в 01.29 11 мая, когда караван достиг района Конгс-фьорда. Приятной неожиданностью стало то, что уже первой атакующей группе удалось добиться успеха, потопив сторожевой корабль «V 6113». Вот как это выглядело в изложении командира немецкого сторожевика:
«V 6113» шел перед выстроенным в три кильватерные колонны конвоем в качестве тральщика правой колонны. В 23.45 был пройден маяк Кьельнес. В 00.00 в квадрате 8178 AC была объявлена воздушная тревога. В 00.25 последовала комбинированная атака высоко- и низколетящих самолетов с бомбардировкой, сбросом торпед и обстрелом из бортового оружия. Я сразу разрешил открыть огонь и направил его на первую линию из шести вражеских бомбардировщиков, которые приближались к голове конвоя с носовых курсовых углов левого борта. В 00.27 этими бомбардировщиками было сброшено 6 парашютных торпед, которые достигли поверхности воды примерно в 100 м перед «V 6113». По моей команде „Внимание торпеды!“ внимание всего экипажа было обращено на поверхность воды. Всего наблюдалось три торпедных следа. Первый перешел с носа на левый траверз и пересек курс в одном метре перед форштевнем «V 6113». В виду этого я трижды приказал «Полный вперед!» с крутым переложением руля на левый борт. Во время выполнения этой команды вторая торпеда, приближавшаяся спереди по левому борту, прошла в 3 м за кормой. Возможности маневрирования СКР были сильно осложнены поставленным тралом.
Несколько секунд спустя, примерно в 00.29, после того, как корабль лег в направлении торпедного следа, на удалении 30 м был замечен еще один след, приближавшийся с траверза левого борта. Уклонение было невозможно. Сразу после этого со стороны левого борта в районе котельного отделения произошел сильный взрыв, за которым последовал второй. Я все время находился на левом крыле ходового мостика. Взрывом я был переброшен через леерное ограждение и получил удар в спину обрушившимся с сигнальной палубы сигнальным фонарем… Рулевое, примыкающее штурманское и вахтенное помещения в непосредственной близости от меня были разрушены. На мостике никого из вахтенных кроме меня не находилось. Я попытался перейти на правый борт и, встав на палубу корабля, заметил, что большая часть моего экипажа уже его покинула, и плавала, цепляясь за плоты и деревянные части. К этому моменту кормовая часть до леерного ограждения уже находилась под водой… После этого, убедившись, что спасение корабля невозможно, я покинул его сам. Вслед за тем, как палуба скрылась под водой, корабль, устремив форштевень вверх, затонул… В 00.30, примерно через минуту после взрыва, СКР «V 6113» затонул в точке 70°48’ N, 29°34’ O». Потери немцев составили семь членов экипажа и три пассажира.
В дополнение к рапорту командир 61-й флотилии сторожевиков высказал ряд любопытных замечаний, которые отчасти объясняли произошедшее:
«Применение больших рыболовных судов в качестве тральщиков перед конвоем представляется не слишком удачным решением, поскольку эти корабли сами по себе являются маломаневренными и из-за поставленного трала становятся еще менее подвижными. Резерв скорости хода этих кораблей при поставленном трале так незначителен, что быстрый маневр уклонения невозможен. Командир 5-й флотилии тральщиков, тем не менее, отказался от применения для решения этой задачи, традиционно использовавшихся ранее тральщики класса «М», поскольку с учетом их хорошего артиллерийского вооружения он считал более целесообразным применить их исключительно в интересах ПВО в случае массированных атак самолетов. Чтобы при высокой вражеской воздушной активности избегать дальнейших потерь среди кораблей с тралами, всегда уязвимых в случае применения парашютных торпед, представляется безотлагательно необходимым использование в качестве противоминного охранения быстрых и подвижных моторных тральщиков класса «R» с малой осадкой. Освобождением от этой функции бывших рыболовных судов, некоторые из которых имеют очень сильное зенитное вооружение, охранение конвоя будет существенное усилено, а управляемость этих кораблей значительно облегчится».
К сожалению другие циркулирующие торпеды не нашли себе целей, как и бомбы «Киттихауков». По нашим отчетным материалам низкие торпедоносцы вышли в атаку через три минуты, но немцы утверждают, что обнаружили «Бостоны» только спустя десять минут после атаки высотными торпедами. По-видимому, так и было. Снаряды были сброшены с дистанции 2000 м, но даже то обстоятельство, что три из пяти машин несли по две торпеды, не помогло повторить успех 23 апреля. Система зенитного огня противника после атаки парашютными торпедами действительно оказалась расстроена, по крайней мере, ей не удалось добиться попаданий ни в один из самолетов. Ничем не могли похвастаться и «мессершмитты». К началу боя над конвоем наблюдалось всего два самолета, которые, не приняв боя, ушли в направлении берега. Сражение с пилотами люфтваффе состоялся только при возвращении. В ходе него был подбит один «Киттихаук», разбившийся при посадке. Большее противодействие встретила атаковавшая в 04.02 группа Ил-2, но детально рассмотрение ее действий в нашу задачу не входит. Считалось, что действиями трех первых групп был потоплен транспорт в 6000 т (высотной торпедой), поврежден в 8000 т (низкой торпедой) и потоплено два СКР, повреждены сторожевик и миноносец. Самолет-разведчик все еще подтверждал наличие в составе каравана шести крупных судов, а это значило, что налеты придется повторить.
Масштабы второго массированного удара заметно превосходили масштабы первого. По замыслу штабных операторов волны должны были обрушиваться на конвой с пятиминутными интервалами в следующей последовательности:
- пять Ил-2 по транспортам с использованием тактической внезапности;
- шесть Ил-4 с торпедами АВА в обеспечении 13 «Киттихауков» с бомбами с целью расстроить ордер конвоя;
- шесть Ил-2 и восемь «Киттихауков» с бомбами с целью нанести удар по кораблям охранения;
- пять «Бостонов» с восемью торпедами АН – главный удар по транспортам;
- три Ил-2 с аэродрома Пумманки – второй удар по транспортам.
Непосредственно эскортирование ударных самолетов осуществляли 35 истребителей различных типов.
Группам удалось выдержать плановую таблицу, за исключением последней, которая атаковала с 45-минутным опозданием. Погоды это не делало, поскольку ее состав был слишком малочисленнен. Отсутствие исчерпывающих немецких материалов не позволяет детально осветить ход атаки каждой из волн. Ясно одно – вылет и приближение наших самолетов не осталось тайной для противника. Как минимум за шесть минут до первого налета штурмовиков на кораблях каравана была объявлена воздушная тревога. Вылетевшие с береговых аэродромов немногочисленные вражеские истребители встречали наши самолеты, начиная со второй волны, уже на подходе и препятствовали прицельному применению оружия. Расстроить ордер конвоя нам не удалось, в результате чего зенитная артиллерия сбила один Ил-2 из состава третьей волны и ведущий «Бостон» низких торпедоносцев. В который раз история повторилась: столкнувшись с плотной завесой огня ведомые с дистанций 2900 – 3300 м без сигнала ведущего стали освобождаться от торпед. Для ведущего Героя Советского Союза ст. лейтенанта Зайцева такое было неприемлемо. По свидетельству других летчиков он «дотянул» до 1500 м, где и был сбит. Штурманом в экипаже Зайцева был Герой Советского Союза лейтенант Боронин, стрелками – сержанты Приходько и Никитенко. Все они погибли, так и не сумев добиться успеха.
Для торпедоносцев этот удар в данной операции стал последним, хотя истребители-бомбардировщики 6-й иад еще дважды безуспешно попытались нанести потери каравану, уже втягивавшемуся в Бёк-фьорд. Итог дня: ВВС СФ совершили 207 самолето-вылетов (в том числе 12 высотными и десять низкими торпедоносцами), потеряв в ходе них шесть самолетов (А-20, Ил-2, Р-39 и три Р-40; два Р-40 сбиты в воздушных боях, Р-39 погиб, коснувшись крылом воды, остальные сбиты зенитной артиллерией). Считалось, что противник лишился двух из семи транспортов, четырех сторожевиков и тральщика. Реально немцы потеряли «V 6113» потопленным и пароход «Белпамелла» легко поврежденным в результате попадания неразорвавшейся бомбы. 11 человек личного состава кригсмарине было убито и 21 ранен. Потери люфтваффе составили три истребителя вместе с пилотами. Можно считать, что «по очкам» победили мы, но цель операции – разгром конвоя – так и осталась недостигнутой. Причины были старыми: малый состав ударных и обеспечивающих групп, никуда не годная точность бомбометания пилотов «Киттихауков» (на них приходилось 57 из 99 самолето-вылетов ударных машин), а главное – неудача всех попыток нейтрализовать истребительную авиацию противника. Понимая, что операция осталась незавершенной, командование СФ поставило перед ВВС флота задачу уничтожить находящиеся под разгрузкой суда в порту.


"Вранье и ложь в пропаганде, агитации и печати дискредитируют партийно-политическую работу, флотскую печать и наносят исключительный вред делу большевистского воспитания масс".

Из директивы заместителя Наркома ВМФ СССР и Начальника Главного политического управления ВМФ армейского комиссара 2 ранга И.В. Рогова.

#4 10.12.2009 05:18:50

igor
Контр-адмиралъ, лучший исследователь Форума 2011
k-admiral
stasik3
Откуда: Киселевск
HSK 4 THOR
Сообщений: 5853




Вебсайт

Re: БОЙ 11-14 МАЯ 1944. АВИАЦИЯ СФ ПРОТИВ КОНВОЯ Е118 (Rp-118-Ki).

1

Хехе, все там же эти потери, только спрятаны хорошо. Вместо 44 года открывайте 43-й и мотайте вниз. Будет вам щастье. (http://www.luftwaffe.no/SIG/Losses/tap43.html)
Вообще табличка за 1944 год явно не полная, к бабке не ходи.

Попробую что-нибудь добавить к замечательным описаниям Ботика Петра Великого.

BALI служила в качестве пункта наведения истребителей; пароход NORDLICHT (2491 брт) вез уголь, VULKAN (998 брт) и PERNAMBUCO (4121 брт) - штучные товары, BUGSEE (2307 брт) - боеприпасы, BELPAMALA (3165 брт) - грузы для Вермахта, ACTIV (506 брт) - картофель в Кьелле-фьорд, танкеры GRETE (638 брт), GERDMOOR (761 брт) и TRIPP (364 брт) - бензин, танкер AMRUM (671 брт) - тоже какое-то топливо, пароход LEBA (1586 брт) шел пустой. Всего 17904 брт.

Конвой был обнаружен 10 мая в 18.40мск в р-не мыса Сверхольтклубб. Первоначальный состав был установлен как 6 ТР в охранении 22 кораблей. За ним установили непрерывное наблюдение. В 1.35 Пе-3 из 118 РАП сообщил, что конвой прошел на восток м. Омганг. Уточненный состав - 7 ТР, 4 ММ, 4 ТЩ, 7 СКР и 6 СКА.

Атака Ил-4 и Бостонов рассмотерна довольно подробно, так что их прикрывали соответственно 5 и 16 Р-39 из 255 ИАП. При возвращении одна кобра задела крылом воду и утонула вместе с летчиком.

Третья атакующая группа - 6 Ил-2 (46 ШАП, ведущий — ст. лейт. Рольбин) под прикрытием 6 Як-9 из 20 ИАП и 6 Р-40 из 78 ИАП вылетела в 3.27 и атаковала в 4.02 в р-не Сюльте-фьорда. Илы сбросили с пикирования 16 ФАБ-100 и обстреляли конвой ППО и РС. Самолет-разведчик, находившийся над конвоем, при этом наблюдал потопление СКР и повреждение ММ. Отмечался сильный зенитный огонь, которым был сбит Р-40 (упал в р-не конвоя). Нем. истребители (до 16 Ме и ФВ по сов. данным) как всегда атаковали только на отходе, но были отогнаны нашими истребителями. Заявлено 3 сбитых Ме.
Немцам в этом бою с какого-то перепугу вновь почудился сброс высотных торпед, но никаких потерь они не понесли.

Перед следующими атаками было решено блокировать аэродромы Луостари и Салмиярви - тут было упомянутое взаимодействие с 7 ВА, потому что эту задачу решали ее истребители (33 Р-39 из 1 ГСАД).
Между тем, конвой стал нести потери без воздействия противника. В 6.20 в Вардё были отпущены ПБ BALI (повреждения котла) и ТН AMRUM (авария руля).

Четвертую атаку по конвою в 8.32мск провели 5 Ил-2 (46 ШАП, ведущий — майор Осыка) под прикрытием 6 Р-40 из 78 ИАП. Бомбили с пикирования, с высоты 1200 м, в р-не мыса Кибергнес. Было сброшено 10 ФАБ-100, 2 РОФС 132-мм и 2 PC 82-мм, но прямых попаданий не наблюдалось. На отходе от цели штурмовики были атакованы шестью Me-109, прикрытие сбило три. Здесь случилась трагическая история. В бою один Р-40 был сбит истребителями; мл. лейт. Чеканов выпрыгнул, надул шлюпку и несколько часов плавал в море. Однако, когда к нему пошли два наших катера, Чеканов принял их за врага и застрелился.
Пятая группа - 6 Ил-4 из 9 ГМТАП, ведущий снова Волошин, 13 Р-40 из 27 ИАП и прикрытие из 6 Р-39 (255 ИАП) - атаковали в 8.38. Р-40 сбрасывали бомбы с пикирования, с высоты 2500 м (24 ФАБ-100) и претендовали на потопленный ТР 4000 т. Торпедоносцы сбрасывали торпеды через минуту после и.-б. и якобы повредили ТР 8000 т. Четыре Ме-109 пытались атаковать торпедоносцы, но были отогнаны прикрытием, 1 Ме сбит.
Эта атака логично слилась у немцев в одну, причем они отмечали, что одна торпеда взорвалась при приводнении.
Потерь конвой не понес. Следующая атака по нем. данным отстояла от 4-й и 5-й на 15 мин, хотя по нашим документам они следовали буквально через минуту одна за другой.

Шестая группа - 6 Ил-2 из 46 ШАП, ведущий лейт. Васильев, 8 Р-40 (78 ИАП), 4 Р-39 и 2 Як-9 из 20 ИАП атаковала в 8.40 в р-не м. Кибергнес. Р-40 с высоты 3 км сбросили с пикирования 27 ФАБ-100 на корабли охранения, но попаданий не было. Штурмовики сбросили по ТР с высоты 1100 м с пикирования по 8 ФАБ-250 и ФАБ-100. Были потоплены 2 СКР и поврежден ТР. Истребителей противника не видели. Огнем ЗА был сбит один Ил-2, упавший в районе конвоя.
Немецкие корабли аккуратно зафиксировали себе эту победу. Из неприятностей у них была всего одна - неразорвавшаяся бомба пробила левый борт (над ватерлинией) второго по размерам парохода, BELPAMALA.

Седьмая атака состоялась в 8.47. Как записано в "Хронике", 5 А-20 из 9 ГМТАП под прикрытием 10 Р-39 из 255 ИАП с высоты 25—30 м и дистанции 900 м сбросили 8 торпед 45-36-АН. На основании фотоснимков было установлено потопление ТЩ. Как оно было на самом деле - см. выше в посте ув. Ботика.
Немцы снова зафиксировали сбитый самолет - и больше никаких событий.

Восьмая атака — 3 Ил-2 (46 ШАП, ведущий — лейт. Калмыков) под прикрытием 3 Р-40 (78 ИАП) и 4 Як-9 (20 ИАП) - в 9.37 в районе м. Эккерей с высоты 1100 м сбросили 6 ФАБ-100, но попаданий не было.
Немцы на самом деле не получили ни одной бомбы, зато на этот раз было много пострадавших от ППО: 1 раненый на UJ.1209, 2 на UJ.1211, 1 на V.6115 и целых пять на флагмане конвоя, М.251.

Девятая атака - 13 Р-40 из 27 ИАП, ведущий — ст. лейт. Семенов, под прикрытием 6 Р-39 2 ГИАП — в 11.50 атаковали с пикирования, с высоты 3000 м, уже при заходе конвоя в Бек-фьорд. Из 22 ФАБ-100 в корабли не попала ни одна.
Немцы зафиксировали атаку "илов", когда уже встали на якоря в бух. Ренёй - без повреждений.

Последняя, десятая атака 10 Р-40 (78 ИАП, ведущий — майор Полковников) под прикрытием 6 Р-39 (2 ГИАП) — вообще не удалась. На подлете к Бос-фьорду они обнаружила СКР и в 12.35 сбросили на него 16 ФАБ-100; попаданий не было.
Это был МТЩ R.173, который не пострадал.

В завершение работы, разведчик из 118 РАП наблюдал в Бек-фьорде 5 ТР, 4 ММ, 3 ТЩ, 3 СКР и 6 СКА.
Итоги, реальные и мнимые, уже подведены Ботиком П.В.
Можно добавить, что по конвою было израсходовано 28 торпед, 8 ФАБ-250, 139 ФАБ-100, 2 РОФС 132-мм, 26 PC 82-мм, 1597 снарядов и 18697 патронов.
Наши самолеты претендовали на 8 сбитых Ме-109, еще 3 Ме-109 и 1 БВ-139 считались сбитыми "предположительно".

Подытоживая, морской комендант Киркенеса в свою очередь записал следующие потери: на СКР 6113 - 9 погибших, 2 тяжело и 2 легкораненых; на всех остальных кораблях и судах конвоя - 5 тяжело и 16 легкораненых. Для прикрытия конвоя ипользовались 14 истребителей, из которых 2 пропали (причина неизвестна), 1 приводнился рядом с конвоем, летчик спасен. Еще 3 Ме-109 были тяжело повреждены, остальные тоже получали попадания и в 5.00-6.47 и с 9.00 ни одного истребителя не было в воздухе вследствие их небоеготовности.

Как видно, на сей раз по оверклейму корабельному сов. летчики переплюнули самолетный (последний - весьма невелик).

Немецкие заявки на победы я у себя кстати тоже нашел. Дас ист фантастиш, часть вторая, получается послабее прошлой - 2 Р-40, 4 Як-9, 3 Ил-2, 2 Р-39, 3 А-20 - "всего-то" 14 штук.

Первый сбитый Р-40 сбил либо Эрнст Шульце (заявка 1.05), либо Йозеф Кунц (1.10).
Лейт. Чеканова сбил либо Эрлер (заявки в 7.34 и 7.36 над "Р-39"), либо Хельмут Нойманн (заявка в 7.35 над "Як-9").
Есть возможность, что сбитый после 4мск Р-40 тоже стал жертвой истребителей, а не зениток. Претенденты - тот же Эрлер и Руди Линц.
Также может есть какая-то вероятность, что Бостон Зайцева получил какую-то долю повреждений от фв. Арнольда либо уффц Лойбе.
Остальные 10 - стопроцентная виртуальность.

Отредактированно igor (10.12.2009 06:59:18)

#5 10.12.2009 08:39:45

igor
Контр-адмиралъ, лучший исследователь Форума 2011
k-admiral
stasik3
Откуда: Киселевск
HSK 4 THOR
Сообщений: 5853




Вебсайт

Re: БОЙ 11-14 МАЯ 1944. АВИАЦИЯ СФ ПРОТИВ КОНВОЯ Е118 (Rp-118-Ki).

Продолжаем разговор.
Неясно, почему командование тянуло с атакой на Киркенес фактически двое суток? Конвой вошел по сути дела в полдень 11.5, первый налет же проведен только вечером 13.5.
За 12.5 в "Хронике" почему-то нет разведсводки на Киркенес - такое впечатление, что начальство тут же забыло про вошедший конвой, и только когда было доложено, что в 9.45 13-го мая в Киркенесе обнаружено аж 16 ТР и 30 кораблей охранения, оно слегка опешило и подумало - чего ж их так много у нас под носом стоит?
Тогда за портом было установлено непрерывное наблюдение.
В 18.00 было принято решение ударить, запрошена помощь 7 ВА (опять блокировка истребителями аэродромов Луостари и Салмиярви).

Цели были разделены на 3 группы: 1 - южнее о. Реней (3 ТР, ММ, 3 катера), 2 - рейд Якобснес (6 ТР, 2 СКР, 4 катера), 3 - 6 ТР и 3 ММ. Ударные самолеты делились на 4 группы, каждая наносила удар по соотв. своему номеру цели, только 4-я - ударяла по цели №2. Время всем было дано одно - 23.30.

32 Р-39 из 7 ВА блокировали аэродромы с 23.15 до 23.30.

Первая группа - 5 Ил-4 из 9 ГМТАП, ведущий — гв. майор Волошин, 12 Р-40 из 27 ИАП и 8 Р-39 из 255 ИАП в 23.31, зайдя с востока, с высоты 2900 м атаковали цель №1 5-ю торпедами 45-36-АВА. В то же время 3 Р-40 с высоты 3000 м сбросили по цели 6 ФАБ-100, попаданий не было. 9 Р-40 тут же бомбардировали цель №2, сбросив 18 ФАБ-100, из которых одна якобы попала в ТР 7000 т.

Вторая группа - 5 Ил-2 (46 ШАП, ведущий — лейт. Белашов, было 6 но один вернулся из-за неисправности мотора), 8 Р-40 (78 ИАП), 6 Р-39 и 2 Як-9 (20 ИАП) - в 23.34 м. с пикирования атаковали цель №2, сбросив на нее 6 ФАБ-250 и 20 ФАБ-100; были как будто повреждены 2 ТР. На отходе 2 Ме-110 пытались атаковать штурмовики, но были отогнаны, причем один сбит.

Третья группа - 5 Ил-2 (46 ШАП, ведущий — ст. лейт. Рольбин), 8 Р-40  (78 ИАП) и 4 Як-9 (20 ИАП). Она атаковала самой первой, в 23.28. Было сброшено 10 ФАБ-100 - поврежден ТР 4000 т. При отходе ведущий самолет был сбит огнем ЗА; экипаж погиб.

Последняя группа - 4 Ил-2 (46 ШАП, ведущий — майор Павлов), 7 Р-40 (78 ИАП) и 8 Р-39 (255 ИАП) - атаковала, как положено, последней, в 23.35. Илы бомбили топмачтовым методом с высоты 25-30 м и дистанции 150 м, сбросив на 2 ТР 8 ФАБ-250; попаданиями были потоплены ТР 8000 т и вспомогательное судно 800 т. В это время Р-40 с высоты 2000 м сбросили 10 ФАБ-100 по рядом стоявшим кораблям и потопили баржу 500 т. Истребители прикрытия вели воздушный бой с четырьмя Me-109 и один из них сбили.

Итого, с точки зрения сов. командования ценой потери всего одного штурмовика были достигнуты неплохие успехи: потоплен крупный транспорт и еще два судна, 4 транспорта были повреждены, сбито 2 вражеских истребителя.

Что скажут за это немцы? Весь пришедший конвой вроде как стоял в Киркенесе, за исключением вышедшего в дозор звена ОПЛ (1209/10/20). Даже отставшие BALI и AMRUM как раз 13-го пришли тоже.

Налет всех 4 групп был воспринят как один большой, общим числом 35 Ил-2.
13 самолетов атаковали в Сторбукт плавбазу SUDMEER (8133 брт) и стоящие у ее левого борта, по носу СКР V.6101 и NKi.03. (с сов. т.з. - цель №3) ОПЛ 6101 при этом занимался чисткой котлов.
Воздушная тревога немцами была объявлена еще в 22.15. Немцы наблюдали, как наши самолеты заходили с СВ, разворачиваясь над зап. берегом Нейден-фьорда. СКР 6101 открыл огонь уже в 22.19 (из 8,8-см), на расстоянии в 6 км. Часть машин отвернула (ясное дело, это были истребители) и в атаку пошло только 7 штук. Удачной стрельбой зениток немцы не позволили атаковать плотной группой;  в 22.20 был открыт огонь по первым двум машинам из 2-см, когда они поливали немцев ППО. В ведущий самолет попали из 2-см (Рольбин). В ответ у немцев были ранены два человека на втором 2-см автомате и один на мостике, но все легко и постов не покинули. Рольбин пролетел над кораблями на высоте около 700 м и сбросил бомбы, которые упали восточнее СЗ. Тут по нему палили и 3,7-см, и фирлинг, и именно фирлинг добивался лучших попаданий (несмотря на кратковременный выход из строя). Ил-2 упал в 22.22 в 300-400 м позади СЗ, Ик 85 градусов. Второй продолживший атаковать до последнего самолет прошел над кораблями на высоте 600-800 м, тоже был обстрелян 3,7-см и легкими зенитками с земли и ушел с дымом курсом 90гр. Немцы считали, что он тоже сбит. Остальные машины ушли на восток и скрылись из виду. В 22.29 СКР еще раз открывал огонь из 8,8-см по пролетавшей на востоке паре Ил-2 - видимо, из состава 4-й группы.
В 22.34 тревога была окончена, раненых на шлюпке с Зюдмеера отвезли в лазарет Киркенеса. На все про все было потрачено 19 снарядов 8,8-см, 240 2-см для спаренных установок и 200 для фирлинга, 20 - 3,7-см.
В КТВ морского коменданта Киркенеса по сбитому самолету записано на 6101 и плавбазу/NKi.03.

К сожалению, разобрать, кто же там кого сразил из остальных групп, невозможно.
Одна бомба попала в знакомый нам PERNAMBUCO, который сильно загорелся, грозил взорвать боеприпасы, был выброшен на мель и притоплен, чтобы потушить огонь. Потом его сняли, подвели к пирсу и немного починили (корпус у него оставался целым).
Еще одна бомба угодила в PATAGONIA (5898 брт), но взорвалась только когда уже вылетела из левого борта над водой и ударилась о воду. Образовалась течь, на помощь подошел буксир STARKODDER. Повреждения оценивались как устранимые своими силами. Судя по характеру повреждений можно сказать, что это была топ-мачтовая атака, значит это Ил-2 из 4-й группы, но точно не скажешь.
Кроме того, еще один любопытный эпизод - 3 истребителя атаковали и обстреляли входящий в Таарнет катер, тяжело ранив на нем офицера и рядового (из пехоты). Кто это был - тоже загадка, в "Хронике" эпизод никак не упоминается. Может быть, Р-40 из четвертой группы.

Люфтвафферы в тот раз почему-то решили почти не врать. Только Руди Линц заказал себе Р-39 аж в 22.59брлн. Но и потерь за ними совсем нигде не записано.

Отредактированно igor (10.12.2009 09:53:49)

#6 10.12.2009 10:25:48

Botik Petra Velikogo
Адмиралъ
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10313




Re: БОЙ 11-14 МАЯ 1944. АВИАЦИЯ СФ ПРОТИВ КОНВОЯ Е118 (Rp-118-Ki).

У морского коменданта Киркенеса в конце документов за май есть еще обзор действий сов. авиации за первую половину мая (файлы 0544-06 и 0544-07). М.б. Вы со знанием языка там еще какие-то интересные подробности откопаеете. Кстати, можно еще и Адм. Норвегии посмотреть.

Отредактированно Botik Petra Velikogo (10.12.2009 10:50:25)


"Вранье и ложь в пропаганде, агитации и печати дискредитируют партийно-политическую работу, флотскую печать и наносят исключительный вред делу большевистского воспитания масс".

Из директивы заместителя Наркома ВМФ СССР и Начальника Главного политического управления ВМФ армейского комиссара 2 ранга И.В. Рогова.

#7 10.12.2009 10:43:38

igor
Контр-адмиралъ, лучший исследователь Форума 2011
k-admiral
stasik3
Откуда: Киселевск
HSK 4 THOR
Сообщений: 5853




Вебсайт

Re: БОЙ 11-14 МАЯ 1944. АВИАЦИЯ СФ ПРОТИВ КОНВОЯ Е118 (Rp-118-Ki).

Ну и в конце концов - 14.5.44.

Командование ВВС СФ видимо решило "добить противника", отдав приказ готовиться к новым налетам как только закончились предыдущие (1.10 14.5). Приказано было вешать под Р-40 по 2 ФАБ-100 и 1 ФАБ-250, а на Ил-4 - по 2 ФАБ-250 и 6 ФАБ-100.

Первая группа - 8 Р-40 (78 ИАП, ведущий — капитан Плотно) под прикрытием 4 Р-39 (255 ИАП) - в 4.50 топмачтовым методом с высоты 20-30 м и дистанции 20-250 м потопила в Яр-фьорде попаданиями 6 ФАБ-100 (из 16 сброшенных) ТР 3000 т . При выходе из атаки один Р-40 по неизвестным причинам врезался в сопку и взорвался; летчик погиб.
Атака происходила отдельно от других, т.к. Яр-фьорд находится восточнее Киркенеса и номерных целей прошлого дня, потому жертву определить просто. Правда, на самом деле все происходило южнее, чем отмечено на схеме в "Хронике", у Таарнета. 2 бомбы попало в 4.05брлн в JOHANN FAULBAUM, который в ответ сбил Р-40. На пароходе было 2 тяжело и 1 легкораненый. В 7.05 он затонул. Две арт. БДБ отправляли ему на помощь, снять груз - но они не успели.

Вторая группа — 4 Ил-4 (9 ГМТАП, ведущий — майор Волошин), 13 Р-40 (27 ИАП) и 10 Р-39 (255 ИАП) - атаковала не вся сразу. В 5.00 Р-40 с высоты 2500 м с горизонтального полета (!) сбросили 11 ФАБ-250 и 24 ФАБ-100 по цели №1. Якобы был поврежден ТР 4000 т. В 5.03 с высоты 2700 м по той же цели Ил-4 сбросили 6 ФАБ-250 и 32 ФАБ-100. Попаданий не было.
Немцы попаданий не зафиксировали, причем создается впечатление, что Ил-4 на самом деле атаковали цель №3, а не №1, потому что только SUDMEER зафиксировала атаки "СБ", в остальных случаях докладывали о штурмовиках.

Третья группа — 6 Ил-2 (46 ШАП, ведущий — капитан Гуляев), 6 Р-40 (78 ИАП) и 6 Р-39 (20 ИАП) зашли на цель №2 с севера, через Бек-фьорд. В 5.07 Р-40 и Ил-2 с пикирования атаковали противника, сбросив 6 ФАБ-250, 16 ФАБ-100 и 4 PC 82-мм. Наблюдалось попадание в ТР 8000 т одной ФАБ-250; ТР взорвался, переломился и потонул.
У немцев эти красочные описания эмоций не вызывают. Нет повреждений - и все.

Четвертая группа — 3 Ил-2 (46 ШАП, ведущий — лейт. Калмыков) под прикрытием 4 Р-40 (78 ИАП) и 4 Як-9 (20 ИАП) в 5.01, зайдя с юга, атаковали цель №3 (ЗЮДМЕЕР). С высоты 1200 м самолеты сбросили 6 ФАБ-100 и прямым попаданием одной потопили сторожевой катер.
На самом деле опять промазали.

Люфтваффе ничего не заявляли. К тому времени в III./JG 5 было всего 4 боеготовых самолета. Они вроде вылетали наперехват и по данным флотских дневников даже претендовали на 1 сбитый самолет, но в заявках 1 (неизв. типа) только в 19.00. Потерь люфты тоже не понесли.

Итого, по мнению боссов ВВС СФ, за два дня операции в 9 налетах, ценой всего двух самолетов было утоплено 3 ТР, баржа, всп. судно и СКА, + 5 ТР были сильно повреждены. Сбиты 3 вражеских самолета. Реальные потери каждый запросто может подсчитать сам, однако исход по любому был все же положительный для советской стороны и печальный - для немцев.

#8 10.12.2009 10:49:56

Botik Petra Velikogo
Адмиралъ
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10313




Re: БОЙ 11-14 МАЯ 1944. АВИАЦИЯ СФ ПРОТИВ КОНВОЯ Е118 (Rp-118-Ki).

igor написал:

Оригинальное сообщение #155442
за исключением вышедшего в дозор звена ОПЛ (1209/10/20).

После ночного противокатерного дозора эта группа охотников ушла в Хоннингсвог и контакта с налетавшими на порт самолетами не имела. Из состава 12-й флотилии БО БО-1211 и -1219 принимали участие в постановке заградительного огня во время вечернего налета 13 мая. При этом по БО-1211 следующие подробности:
22.32 - стоянка у о. Ренёй - множество самолетов, сброс бомб и 3 парашютных торпед, никаких попаданий и повреждений.
22.46 - налет 4 рус. самолетов с бомбами. В результате сильного зенитного огня повернули на восток. Никаких повреждений.
23.50 - 6 сам. над бухтой. Вынуждены отступить под зенитным огнем.
Около полуночи сменен БО-1219.
04.01 - налет 12 Ил-2. Взрыв рядом с БО-1211
04.06 - налет новой группы из 7 ИЛ-2. Огонь ЗА повр. нет.

По ост. флотилиям отпишу позднее.

Да, могу еще выложить готовый текст из книги:

Следующий тур пришелся на 13-14 мая и являлся непосредственным продолжением сражения с «восточным» караваном Rp-118-Ki (прибыл в Киркенес 11 мая). Наше командование выждало определенную паузу, в течение которой противник вновь рассредоточил свою истребительную авиацию из района Киркенеса на другие направления, и начало операцию вечером 13-го числа. В основе замысла лежало стремление нанести одновременно четыре удара по трем районам сосредоточения вражеских судов. И на этот раз торпедоносцам досталась якорная стоянка в районе Ренёй. Пилоты продемонстрировали стабильность результата – попаданий не было. Тем временем штурмовики, впервые атаковавшие топмачтовым методом, повредили пароходы «Патагония» (5898 брт) и «Пернамбуко» (4121 брт)., причем последний частично выгорел и сел на грунт. Поскольку в ходе налетов люфтваффе практически не оказали никакого сопротивления, на следующий день налет решили повторить. Наконец-то командование поняло, что применять циркулирующие торпеды в таких узких акваториях как фьорды бесполезно, и решило использовать машины 9-го гмтап в качестве горизонтальных бомбардировщиков. Первое применение в новом качестве прошло неудачно. В 05.03 четыре Ил-4 сбросили 6 ФАБ-250 и 32 ФАБ-100 на суда у Ренёй, и снова мимо. Тем временем «Китихауки»-топмачтовики в Яр-фьорде уничтожили пароход «Йоган Фаулбаум» (2944 брт). Наши потери в течение двухдневной операции составили один Ил-2 и один Р-40, сбитые огнем зенитной артиллерии. Истребители 5-й эскадры по докладам добились всего лишь одной воздушной победы на второй день, что вызвало весьма эмоциональный обмен мнениями между штабами Адмирала Полярного побережья и 3-го авиационного командования люфтваффе (отвечало за действия на заполярном фронте). Последнее уверяло, что после сражений над конвоями 23 апреля, 10 и 11 мая в группе III/JG5 осталось всего четыре исправных истребителя, и оно просто не в состоянии удовлетворить все заявки флота. Впрочем, такое положение дел продолжалось недолго. По-видимому, именно между 14 и 25 мая группа получила крупное пополнение в лице 25 Bf-109G, что позволило немцам оказать ожесточенное сопротивление при проводке очередного каравана 25-26 мая.

Отредактированно Botik Petra Velikogo (10.12.2009 10:55:15)


"Вранье и ложь в пропаганде, агитации и печати дискредитируют партийно-политическую работу, флотскую печать и наносят исключительный вред делу большевистского воспитания масс".

Из директивы заместителя Наркома ВМФ СССР и Начальника Главного политического управления ВМФ армейского комиссара 2 ранга И.В. Рогова.

#9 10.12.2009 11:20:31

igor
Контр-адмиралъ, лучший исследователь Форума 2011
k-admiral
stasik3
Откуда: Киселевск
HSK 4 THOR
Сообщений: 5853




Вебсайт

Re: БОЙ 11-14 МАЯ 1944. АВИАЦИЯ СФ ПРОТИВ КОНВОЯ Е118 (Rp-118-Ki).

Смотрел я его. В принципе интересный обзорчик, но сенсаций не содержит. Краткий смысл в том, что русские самолеты совсем задавили бедных немцев. Перечисляются цифры, которые мы уже тут рассмотрели (причем заведомо более точные - вылеты, налеты, сброшенные торпеды - немцы 60 штук насчитали).

За 2 недели резкая активизация вражеской авиации - и как результат, III./JG 5 при норме 35-40 самолетов лоя прикрытия Ki.118.Rp дала 22 самолета, для Rp.118.Ki - 14, для налета на К. 13/14.5 - уже 4. Сильные потери матчасти и л/с, положение со снабжением шаткое.
В результате, для готовящегося на запад 17.5 суперконвоя из 10 болших пароходов (30000 брт) прикрытия просто не будет, а дальше держать их в гаванях тоже опасно. Равно немцы боялись за ценную ПАТАГОНИЮ, груженую мясом (это рефрижератор был) и Зюдмеер, набитую ценным топливом.
Т.о. ставилось условие для успешного провода большого конвоя для Лаппландской армии - заблаговременно довести III./JG 5 до 40 самолетов и подготовить ее к большим потерям путем запасания материалов и людей.
Кстати, там никак описываемый период не обозначен, хотя цифры приводятся. Видимо, таки имеется в виду проводка 118-х конвоев туда-сюда и налеты на К.
При средней боеготовности 75% сделано 153 вылета 265 самолетов, всего 490 летных часов. Сброшено 9200 кг бомб и 520000 ... листовок, что ли? Видимо, в этом итоге истребители не участвовали.
6 самолетов прервали задания из-за погоды, 5 из-за тех. проблем, 2 - из-за противодействия истребителей.
Для охранения конвоев и охоты за ПЛ сделано 12 вылетов (43 машины). Они сопроводили 2 восточных конвоя (10 пароходов, 24941 брт; буксир с понтоном) и 3 западных конвоя (30 пароходов, 81005 брт). 3 БВ.138 и 1 Ю.88 прервали задание из-за погоды, 1 БВ.138 из-за отказа техники. Потерь не было, так выходит. Охраняющие конвои Бф.109 записали на свой счет 7 бостонов, 1 Ил-2 и 10 истребителей. Их потери - 1 (фв. Роде) пропал (это 23.4), еще один после возд. боя сел на вынужденную на своей территории, 20%, летчик цел.
В т.н. "алармштартах" (вылеты по тревоге, 1 ночью и 23 днем) 1 Ю.88 и 81 Бф.109 сбили в в.б. 17 самолетов (4 Ил-2, 9 Р-40, 3 Р-39, 1 Як-7) подтвержденно, 2 Р-40 без подтверждения. Потери: уффц Горгес пропал (тоже 23.4), 3 Бф.109 от действий врага сели на вынужденную на своей территории, по 20% каждый, пилоты легко ранены.

После такой замечательной второй половины рассказа становится странно, откуда же берется нытье, с которого все начинается? 2 самолета потеряны, 4 повреждены - что с остальными 12-ю, ведь из повествования понятно, что группа изнурена строго боями над конвоями...

#10 10.12.2009 11:38:39

Botik Petra Velikogo
Адмиралъ
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10313




Re: БОЙ 11-14 МАЯ 1944. АВИАЦИЯ СФ ПРОТИВ КОНВОЯ Е118 (Rp-118-Ki).

igor написал:

Оригинальное сообщение #155489
сделано 153 вылета 265 самолетов,

igor написал:

Оригинальное сообщение #155489
Потери: уффц Горгес пропал (тоже 23.4), 3 Бф.109 от действий врага сели на вынужденную на своей территории, по 20% каждый, пилоты легко ранены.

Да в немецкой статистике сам черт ногу сломит. М.б. в первой цитате есть какая-то ошибка?


"Вранье и ложь в пропаганде, агитации и печати дискредитируют партийно-политическую работу, флотскую печать и наносят исключительный вред делу большевистского воспитания масс".

Из директивы заместителя Наркома ВМФ СССР и Начальника Главного политического управления ВМФ армейского комиссара 2 ранга И.В. Рогова.

#11 10.12.2009 12:05:13

Botik Petra Velikogo
Адмиралъ
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10313




Re: БОЙ 11-14 МАЯ 1944. АВИАЦИЯ СФ ПРОТИВ КОНВОЯ Е118 (Rp-118-Ki).

igor написал:

Оригинальное сообщение #155489
Равно немцы боялись за ценную ПАТАГОНИЮ, груженую мясом (это рефрижератор был) и Зюдмеер, набитую ценным топливом.

М.б. и боялись, но ничего не делали. "Патагония" стояла в Киркенесе с 3 марта по 16 октября 1944 г., "Зюдмеер" был там еще в 1943 г., а ушел только 13 октября 1944 г. (по дороге потоплен торпедоносцами).

Вообще кроме судов 118-го восточного конвоя в Киркенесе к моменту налетов по моим расчетам находились 16 ТР свыше 500 брт (возможно кто-то из мелких стоял в Петсамо): Больтенхоф (3307 брт; = 10.4 ВВС),  Дальбек (2819), Йоханн Фаулбаум (2944), Канис (934), Лумме (1730), Маркобруннер (8140; = ВВС 10.4.44), Матиас Штиннес (5337), Нерисса (992), Ойрланд (869), Палома (932), Патагония (5898), Порто Алегре (6105), Путциг (4917), Тукуман (4612), Уленхорст (4023), Феодосия (3075), а также малый ТН "Фейштейн" (461). Вместе с 10 судами 118-го конвоя - 27 ТР и малых танкеров + крупные ПЛБ   "Зюдмеер", "Пелагос" и "Бали". Нашим летчикам было на что разбежаться глазами.

Уточнил. В Петсамо стояло только "Лумме". Все остальное должно было находиться в Киркенесе или его ближайших окрестностях.

Отредактированно Botik Petra Velikogo (10.12.2009 12:49:23)


"Вранье и ложь в пропаганде, агитации и печати дискредитируют партийно-политическую работу, флотскую печать и наносят исключительный вред делу большевистского воспитания масс".

Из директивы заместителя Наркома ВМФ СССР и Начальника Главного политического управления ВМФ армейского комиссара 2 ранга И.В. Рогова.

#12 10.12.2009 12:19:08

igor
Контр-адмиралъ, лучший исследователь Форума 2011
k-admiral
stasik3
Откуда: Киселевск
HSK 4 THOR
Сообщений: 5853




Вебсайт

Re: БОЙ 11-14 МАЯ 1944. АВИАЦИЯ СФ ПРОТИВ КОНВОЯ Е118 (Rp-118-Ki).

Это как посмотреть - глазам разбежаться. На карту глянешь - так все изрезано этими заливчиками и бухтами. При умелой маскировке фиг чего найдешь, еще и сам забдудишься. Недаром авиаразведка такого количества ТР не находила.

Кстати, а в апреле, получается, судов еще больше было, если пришло 10/25000 т, а ушло 30/80000 т.

Вы какую цитату имели в виду с ошибкой? Тут же матросы пишут, фигле они в авиационных тонкостях сбития/побития понимают, гыыы.

Отредактированно igor (10.12.2009 12:20:14)

#13 10.12.2009 12:58:41

ass555
Гость




Re: БОЙ 11-14 МАЯ 1944. АВИАЦИЯ СФ ПРОТИВ КОНВОЯ Е118 (Rp-118-Ki).

Огромное спасибо Ув. Ботику и Ув. Игорю за очень интерестную информацию!

Да, ситуация с потерями Люфтваффе весьма запутана. Норвежский ресурс дает одни потери в одном списке и другие потери в другом списке за тот же период. Про немецкие документы и говорить нечего. Они крайне противоречивы. Однако, практическое отсутствие противодействия в воздухе при налетах на К. 13-14 мая однозначно говорит о том, что с матчастью у Люфтов на тот момент, были явные проблемы. Естественно, это следствие потерь. При этом, у норвегов на сайте, только 100 % потери, а мы знаем, что немцы списывали все, что имело повреждения больше или равные 60 %. Таким образом, немецкие потери над конвоями за 23.04-11.05 были. скорее всего, намного бальше, чем приведено у норвегов. Вероятно, часть машин разбилась уже на своей территории и была списана. Естественно, у них повреждения числятся от 60 до 80 %, и в списке 100 % потерь, этих машин нет. В общем, прекрасно знакомая нам всем ситуация.

Кстати, материала по 118 и 119 конвою и по налетам на Киркинесс, усилиями Ув. Ботика и Ув. Игоря, нарыто уже много, и данные эти - очень интерестные. Все больше и больше склоняюсь к мысли, что всю эту инфу надо, как-то упорядочить и собрать в некую единую статееобразную формацию. Уж очень все у нас интерестно и подробно получается. Впрочем, я об этом писал и ранее. Извините за повторение.

#14 10.12.2009 13:16:24

ass555
Гость




Re: БОЙ 11-14 МАЯ 1944. АВИАЦИЯ СФ ПРОТИВ КОНВОЯ Е118 (Rp-118-Ki).

Кстати, норвежкий ресурс за 43-44 год, вызывает у меня большее доверие, чем отчет Отчет мор. ком. Киркинесса. Причина в том, что господина Шнейдера мы в плен то точно взяли. Норвеги о нем пишут, а в Отчете он даже не упоминается. В общем, я бы на этот отчет внимания не обращал.

Так вот, я скопировал, для удобства, потери немцев в истребителях, по данным упомянутого норвежского ресурса, с 23.04 по 12.05.


23.04.44   
7./J.G.5        
Sørøst for Vardø   
Missing etter Air battle med sovjetisk P-40   
Bf 109G-6   
412110

Weisse 5   
100   
Fw. Peter Rohde (F) Missing


23.04.44   
8./J.G.5        
10 km nord for Heinäsaari   
Nedskutt over sjøen av sovjetisk P-39   
Bf 109G-2   
13473

Schwarze 5   
100   
Uffz. Günter Gorgas (F) Missing


23.04.44   
10./J.G.5        
Gossen flyplass   
Take off accident for en treningsflyging   
Bf 109G-2   
14628   
90   
Gefr. Gerhard Breiter (F) Wounded (Døde 17.12.44)



05.05.44   
12./J.G.5        
Forus flyplass   
Emergency landingp.g.a. motorbrann   
Bf 109G-2   
14700   
100   
Uffz. Martin Ullmann (F) Wounded




06.05.44   
Fl.H.Kdtr. Kjeller        
Lahaugmoen   
Havari under prøveflyging   
Bf 109G-2   
13420   
100    



08.05.44   
8./J.G.5        
20 km nord-vest for Vaida Guba   
Shoot down bysovjetiske Jak-9   
Bf 109G-2   
13810

Schwarze 11   
100   
Oblt. Horst Berger (F + Staffelkapitän) Missing


08.05.44   
10./J.G.5        
Ved Kristiansund   
Missing under tokt   
Bf 109G-2   
14697   
100   
Ofhr. Kurt Otto (F) Missing


08.05.44   
10./J.G.5        
Ved Kristiansund   
Missing under tokt   
Bf 109G-2   
10347   
100   
Uffz. Ernst Brettin (F) Missing



11.05.44   
7./J.G.5        
Varangerhalvøya        
Bf 109G-6   
15796

Weisse 8        
Uffz. Gerd Schneider (F)

11.05.44   
7./J.G.5        
Kiberg        
Bf 109G-6   
412304

Weisse 1        
Uffz. Friedrich von Veltheim (F)


Итого, 10 машин, 9 из них - 100 % и одна - 90 %. Все 10 летчиков - погибли. Как я понял 2 или 3 из них, разбились в тренировочных полетах. Открытым остается вопрос, сколько в этот период было списано самолетов, с повреждениями от 60 до 90 %?

Отредактированно ass555 (10.12.2009 13:25:34)

#15 10.12.2009 13:17:42

Botik Petra Velikogo
Адмиралъ
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10313




Re: БОЙ 11-14 МАЯ 1944. АВИАЦИЯ СФ ПРОТИВ КОНВОЯ Е118 (Rp-118-Ki).

ass555 написал:

Оригинальное сообщение #155527
Да, ситуация с потерями Люфтваффе весьма запутана. Норвежский ресурс дает одни потери в одном списке и другие потери в другом списке за тот же период. Про немецкие документы и говорить нечего. Они крайне противоречивы.

Ну все-таки кое-какие контрольные цифры есть. В частности ведомости генерал-квартермейстера люфтваффе, которые на своем сайте выложил Майкл Холм. Они дают для 3-й группы  5-й эскадры 4 потерянных машины от вражеского воздействия и 14 без него за весь май 1944 г. Распределение по причинам оставим на совести немцев. А ведь было еще сражение 25-26 мая и вероятно, какие-то бои с самолетами 7 ВА, не связанные с конвоями.

Продолжаю смотреть по флотилиям. По 7-й флотилии МТЩ ничего особенного: В 22.10 после объявления возд. тревоги раумботы -153, -154, -159, -173, -202, - 223 отошли от причала и заняли позиции ПВО на рейде. при отражении двух крупных налетов ничего особенного не замечено.
По 21-й фл. МТЩ и 5-й фл. ТЩ даже нет упоминаний об открытии зенитного огня - наверное были в стороне от мест налетов.

Отредактированно Botik Petra Velikogo (10.12.2009 13:50:11)


"Вранье и ложь в пропаганде, агитации и печати дискредитируют партийно-политическую работу, флотскую печать и наносят исключительный вред делу большевистского воспитания масс".

Из директивы заместителя Наркома ВМФ СССР и Начальника Главного политического управления ВМФ армейского комиссара 2 ранга И.В. Рогова.

#16 10.12.2009 13:28:06

Botik Petra Velikogo
Адмиралъ
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10313




Re: БОЙ 11-14 МАЯ 1944. АВИАЦИЯ СФ ПРОТИВ КОНВОЯ Е118 (Rp-118-Ki).

ass555 написал:

Оригинальное сообщение #155535
Причина в том, что господина Шнейдера мы в плен то точно взяли. Норвеги о нем пишут, а в Отчете он даже не упоминается. В общем, я бы на этот отчет внимания не обращал.

На мой взгляд такой вывод преждевременнен. Морской комендант пишет о трех погибших истребителях, машина Шнейдера одна из них - что не так?

ass555 написал:

Оригинальное сообщение #155535
23.04.44   
10./J.G.5

4-я группа 5-й эскадры (10-12 эскадрильи) до августа базировалась в Южной Норвегии. Аэродром Госсен, насколько я помню, это между Бергеном и Тронхеймом.


"Вранье и ложь в пропаганде, агитации и печати дискредитируют партийно-политическую работу, флотскую печать и наносят исключительный вред делу большевистского воспитания масс".

Из директивы заместителя Наркома ВМФ СССР и Начальника Главного политического управления ВМФ армейского комиссара 2 ранга И.В. Рогова.

#17 10.12.2009 15:06:25

igor
Контр-адмиралъ, лучший исследователь Форума 2011
k-admiral
stasik3
Откуда: Киселевск
HSK 4 THOR
Сообщений: 5853




Вебсайт

Re: БОЙ 11-14 МАЯ 1944. АВИАЦИЯ СФ ПРОТИВ КОНВОЯ Е118 (Rp-118-Ki).

23.4 - Роде и Горгас упомянуты в отчете, первый пропал над конвоем, второй при алармштарте - хз куда, но видно "в морских целях", раз упомянут.
В тот же день Брайтер разбился на взлете в тренировочном вылете - вычеркиваем.

5.5 Ульман - вынужденная посадка из-за пожара двигателя, впрочем, как написал Ботик П.В. - это южная Норвегия.
Неизвестно кто 6.5 - авария при пробном полете

8.5 Бергер - Вайда Губа, сбит Як-9 - скорее всего, выполнял какие-то не связанные с обороной моря задачи. Вайда губа - это ведь сов. территория, или около линии фронта? Тоже не подходит.
Отто, Бреттин - южная Норвегия.

Итого до 11-го числа реально кроме Роде и Горгаса никого нет. Видимо на самом деле больше пилотов не погибло, а про потерянные самолеты все дружно скромно молчат.

11.5 - Шнайдер и фон Вельтхайм - наши клиенты. Явно ведь про них пишут пропали 11.5 в отчете по конвою. А вот приводнившийся мессер из отчетов уплыл, что ли? Явно ведь тоже потерян.

Судя по всему, киркенесский отчет про авиацию составлялся без учета данных за 11 число? Хотя и 14.5 дата.

А теперь немного лирики: у меня вообще была мечта - сделать новую Хронику. Хотя бы по Северу, на который много документов. Не брать подлодки - тему советских закрыл Морозов, немецкие не так важны да и по ним в крайнем случае можно воспользоваться имеющимися источниками. Не брать конвои, насколько это возможно - отдельная песня, к тому же довольно хорошо разработанная.
Главная проблема - люфты, но и по ним кое-что имеется, как видно из обсуждения нами этой темы.
Взять и рассмотреть каждый боевой эпизод, от большого до малого...
Однако, так и лежит эта мечта где-то за плинтусом.

#18 10.12.2009 15:25:54

ass555
Гость




Re: БОЙ 11-14 МАЯ 1944. АВИАЦИЯ СФ ПРОТИВ КОНВОЯ Е118 (Rp-118-Ki).

igor написал:

Оригинальное сообщение #155584
Не брать подлодки - тему советских закрыл Морозов, немецкие не так важны да и по ним в крайнем случае можно воспользоваться имеющимися источниками. Не брать конвои, насколько это возможно - отдельная песня, к тому же довольно хорошо разработанная.

А что же тогда брать? Противодействие конвоям, по моему, очень интересная тема. При этом, если работала не только авиация. а еще и ПЛ с ТКА, то все и надо рассматривать в купе.

#19 10.12.2009 15:46:13

Botik Petra Velikogo
Адмиралъ
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10313




Re: БОЙ 11-14 МАЯ 1944. АВИАЦИЯ СФ ПРОТИВ КОНВОЯ Е118 (Rp-118-Ki).

igor написал:

Оригинальное сообщение #155584
Главная проблема - люфты, но и по ним кое-что имеется, как видно из обсуждения нами этой темы.
Взять и рассмотреть каждый боевой эпизод, от большого до малого...

Не пытаемся ли мы изобрести велосипед:)
http://forum.12oclockhigh.net/showthread.php?t=352


"Вранье и ложь в пропаганде, агитации и печати дискредитируют партийно-политическую работу, флотскую печать и наносят исключительный вред делу большевистского воспитания масс".

Из директивы заместителя Наркома ВМФ СССР и Начальника Главного политического управления ВМФ армейского комиссара 2 ранга И.В. Рогова.

#20 10.12.2009 18:08:41

ass555
Гость




Re: БОЙ 11-14 МАЯ 1944. АВИАЦИЯ СФ ПРОТИВ КОНВОЯ Е118 (Rp-118-Ki).

igor написал:

Оригинальное сообщение #155584
сделать новую Хронику. Хотя бы по Северу, на который много документов

Ну, Хроника это задача большая. Однако, шаг за шагом и ее решить можно. Пока же мне пришла в голову такая мысль. Я посмтрел работы МЭМ и заметил, что авиация СФ работала по конвоям немцев в 44-м не в течение всего года, а в два этапа. Первый, с 17 марта по 16 июня, и второй, уже в октябре 44. Вот я и предлагаю, разобрать тему:
Март-Июнь 1944. ВВС СФ против немецких конвоев.

Кстати, то, что мы уже разобрали, составляет практически половину этой темы. Осталось рассмотреть бой 17 марта с 110 восточным конвоем, бой 23 апреля с 117-м западным, бой 25-26 мая с 120-м восточным и бой 16 июня с 121-м восточным.

Когда все это разберем, можно все собрать в единую статью, как это было сделано с ПК-9.

Конечно, в работах МЭМ многое уже есть, однако, как показал опыт разбора этих вопросов на Форуме, все время всплывают новые детали. Опять же, остаются определенные вопросы по потерям немцев, и в кораблях и в самолетах.

В общем, Ув. Ботик, Ув. Игорь, а также, другие ув. участники, каково ваше мнение? Стоит овчинка выделки, или нет?

С уважением.

Отредактированно ass555 (10.12.2009 18:10:10)

#21 10.12.2009 20:05:56

Botik Petra Velikogo
Адмиралъ
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10313




Re: БОЙ 11-14 МАЯ 1944. АВИАЦИЯ СФ ПРОТИВ КОНВОЯ Е118 (Rp-118-Ki).

ass555 написал:

Оригинальное сообщение #155666
Конечно, в работах МЭМ многое уже есть, однако, как показал опыт разбора этих вопросов на Форуме, все время всплывают новые детали. Опять же, остаются определенные вопросы по потерям немцев, и в кораблях и в самолетах.
В общем, Ув. Ботик, Ув. Игорь, а также, другие ув. участники, каково ваше мнение? Стоит овчинка выделки, или нет?

Любое исследование - это гуд! А если оно делается на остро интересующую автора тему, то тем более.
Однако есть вопросы:
1. Не очень понял целевую установку - что именно разбирается: оценка результативности ВВС СФ в избранных эпизодах или оценивается нарушение немецких коммуникаций в целом?
Если первое, то такая работ проведена и даже опубликована. Как я понял, никто из участников обсуждения не читал "Морской торпедоносной авиации". Жалко констатировать, что работа, на которую було потрачено пять лет (с 2002 по 2007 гг.) не нашла своего читателя. Впрочем, в следующем году весьма вероятно, что она будет переиздана массовым тиражом. Что касается деталей то тоже не понятно о чем речь. Вот скажем в описании боя говорится, что немцы потеряли три истребителя. Понятно, что можно дополнительно указать тактические номера, модификации сбитых самолетов и даже фамилии пилотов, тем более, что один был взят в плен. Можно, наверное, найти и протоколы его допроса, узнать где он родился и крестился. Все это будут детали, которые, возможно, кажутся кому-то интересными или даже необходимыми. Не хочу навязывать своего мнения, но мне эти детали кажутся лишними относительно избранной цели.
Если есть желание разобратся с оценкой нарушения нами коммуникаций в целом, то такая работа тоже написана, но пока не опубликована - уже три года вылежала в издательстве. Если интересуют статистические выкладки, могу их выложить если тот, кому это интересно создаст соответствующую ветку. Ну и наверное излишне говорить, что для раскрытия такой темы нужно рассматривать не только ВВС СФ, но и ПЛ и ТКА.


"Вранье и ложь в пропаганде, агитации и печати дискредитируют партийно-политическую работу, флотскую печать и наносят исключительный вред делу большевистского воспитания масс".

Из директивы заместителя Наркома ВМФ СССР и Начальника Главного политического управления ВМФ армейского комиссара 2 ранга И.В. Рогова.

#22 10.12.2009 21:49:47

Scharnhorst
Гость




Re: БОЙ 11-14 МАЯ 1944. АВИАЦИЯ СФ ПРОТИВ КОНВОЯ Е118 (Rp-118-Ki).

Botik Petra Velikogo написал:

Как я понял, никто из участников обсуждения не читал "Морской торпедоносной авиации". Жалко констатировать, что работа, на которую було потрачено пять лет (с 2002 по 2007 гг.) не нашла своего читателя

Это, увы, не удивительно - при такой-то цене!

#23 10.12.2009 22:04:51

ass555
Гость




Re: БОЙ 11-14 МАЯ 1944. АВИАЦИЯ СФ ПРОТИВ КОНВОЯ Е118 (Rp-118-Ki).

Botik Petra Velikogo написал:

Оригинальное сообщение #155714
Любое исследование - это гуд! А если оно делается на остро интересующую автора тему, то тем более.
Однако есть вопросы:
1. Не очень понял целевую установку - что именно разбирается: оценка результативности ВВС СФ в избранных эпизодах или оценивается нарушение немецких коммуникаций в целом?
Если первое, то такая работ проведена и даже опубликована. Как я понял, никто из участников обсуждения не читал "Морской торпедоносной авиации". Жалко констатировать, что работа, на которую було потрачено пять лет (с 2002 по 2007 гг.) не нашла своего читателя. Впрочем, в следующем году весьма вероятно, что она будет переиздана массовым тиражом. Что касается деталей то тоже не понятно о чем речь. Вот скажем в описании боя говорится, что немцы потеряли три истребителя. Понятно, что можно дополнительно указать тактические номера, модификации сбитых самолетов и даже фамилии пилотов, тем более, что один был взят в плен. Можно, наверное, найти и протоколы его допроса, узнать где он родился и крестился. Все это будут детали, которые, возможно, кажутся кому-то интересными или даже необходимыми. Не хочу навязывать своего мнения, но мне эти детали кажутся лишними относительно избранной цели.
Если есть желание разобратся с оценкой нарушения нами коммуникаций в целом, то такая работа тоже написана, но пока не опубликована - уже три года вылежала в издательстве. Если интересуют статистические выкладки, могу их выложить если тот, кому это интересно создаст соответствующую ветку. Ну и наверное излишне говорить, что для раскрытия такой темы нужно рассматривать не только ВВС СФ, но и ПЛ и ТКА.

Понял Вас. Тогда, я буду предлогать разобрать те или иные боевые эпизоды. Если участникам будет интерестно, то они подключаться.

#24 10.12.2009 22:05:24

Botik Petra Velikogo
Адмиралъ
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10313




Re: БОЙ 11-14 МАЯ 1944. АВИАЦИЯ СФ ПРОТИВ КОНВОЯ Е118 (Rp-118-Ki).

Scharnhorst написал:

Оригинальное сообщение #155758
Это, увы, не удивительно - при такой-то цене!

Книга адресовалась в первую очередь фанатам, а для фанатов цена не должна иметь принципиального значения :) И потом книга дешевле западных аналогов, а западные книги по цене за 35-40 евро  встречаются в столицах у достаточно многих фэнов.


"Вранье и ложь в пропаганде, агитации и печати дискредитируют партийно-политическую работу, флотскую печать и наносят исключительный вред делу большевистского воспитания масс".

Из директивы заместителя Наркома ВМФ СССР и Начальника Главного политического управления ВМФ армейского комиссара 2 ранга И.В. Рогова.

#25 10.12.2009 23:11:43

Scharnhorst
Гость




Re: БОЙ 11-14 МАЯ 1944. АВИАЦИЯ СФ ПРОТИВ КОНВОЯ Е118 (Rp-118-Ki).

Botik Petra Velikogo написал:

западные книги по цене за 35-40 евро  встречаются в столицах у достаточно многих фэнов

У западных мягких обложек почти не бывает, и полиграфия более высокого уровня.
Да что уж говорить: будь она издана не в "Галее" - имела бы более широкий охват.

Страниц: 1 2


Board footer