Сейчас на борту: 
Hordeum,
mangust-lis,
Mitry,
Заинька,
Скучный Ёж
   [Подробнее...]

Страниц: 1 2 3

#1 01.12.2009 22:12:55

Буйный
Капитанъ II ранга
k2r
Откуда: Норильск
Камбуз кок
Сообщений: 3362




Вебсайт

12 октября 1944 г.: ВВС и ПЛ Северного флота против германского конвоя.

Всем привет!
Предлагаю рассмотреть этот интересный эпизод.
Германский конвой из 2 ТР, 2 миноносцев, 4 СКР, 4 СКА, 1 ТЩ и 1 БДБ вышел из Варангер фьорда. Конвой в течение десяти часов был пять раз атакован авиацией и три раза подлодками СФ. ПЛ потопили ТР и СКР.
Вопросики:
Точный состав конвоя и характер перевозимого груза?
Наличие на кораблях ГАС и РЛС?
Погодные условия на маршруте движения конвоя?
Число и типы самолетов СФ участвовавших в авиаударах?
Результаты авиаударов?
Имела ли место координация действий ПЛ и ВВС?
ПЛ разворачивались позиционно по плану или развернуты/перенацеленны по данным разведки СФ?


С уважением.

#2 02.12.2009 10:48:29

igor
Контр-адмиралъ, лучший исследователь Форума 2011
k-admiral
stasik3
Откуда: Киселевск
HSK 4 THOR
Сообщений: 5853




Вебсайт

Re: 12 октября 1944 г.: ВВС и ПЛ Северного флота против германского конвоя.

1

Погода: ветер южный 1 балл, ровное море, сильная облачность (Вардё).
Конвой на запад (Ki.135.Lf), вышел из Кьелмё-сунда в 21.30 11.10.44 в составе ПХ KRUKAU 493 брт, ПХ LUMME 1730 брт, 1 плавмастерская на базе БДБ. Охранение: 5 флотилия ТЩ (М.251, 35, 31 - в сов. понимании "миноносцы"), СКР V.6107, 6110, 6114, ОПЛ UJ.1219, 1220 и МТЩ R.156. Маршевая скорость - 7 уз.
Конвой был задержан в Вардё в 02.30 из-за большой активности сов. ТКА в р-не Буссесунда в ночь 11/12.10.44. Двинулся дальше только в 3.15  12.10.44.

1 атака (7.26 мск). ПЛ М-171 была немцами не обнаружена, атака не замечена. Лодка замечена видимо уже при отходе, с воздуха (BV-138) в 07.51 берлин. Лодка заявила потопление СКР 600 т.

2 атака (10.00 мск) проведена восемью Ил-2 (46 ШАП, ведущий — ст. лейтенант Н.Н. Суровов) под прикрытием восьми Як-7 (20 ИАП) и четырех «Киттихаук» (78 ИАП). По докладам пилотов, потоплены СКР 800 т и 2 СКА по 100 т. На отходе самолеты атакованы Ме-109, два из которых они сбили (сов. данные, немецких у меня нет). С нашей стороны потери 2 Як-7, один летчик подобран "Каталиной".
С немецкой стороны все это выглядело как комбинированная атака бомбардировщиков, "стрейферов" и (!) ПЛ, якобы выпустившей 4 торпеды. Конвой без потерь в кораблях, но на V.6110 2 погибших, 2 тяж. раненых, а на V.6114 - 2 раненых, в т.ч. командир.

3 атака (10.51 мск) проведена пятью «Бостонами» (9 ГМТАП) под прикрытием десяти «Аэрокобр» (255 ИАП). Было сброшено 5 торпед, но результатов не наблюдалось, потерь не было.

Про ГАС и РЛС пусть кто-нибудь еще выскажется, но скорее всего, РЛС не было ни у кого.
ЛУММЕ под данным Морозова вез 950 т разборных казарм.

4 атака (11.02 мск) проведена десятью «Бостонами» (36 МТАП) под прикрытием десяти «Аэрокобр» (255 ИАП). Сброшено 6 ФАБ-1000 и 12 ФАБ-500. По докладам экипажей, потоплен СКА.

С немецкой т.з. эти атаки слились в одну, проведенную в трех волнах. В первой якобы 5 бостонов сбросили по 2 торпеды, немцы увернулись от 8 идущих торпед. 2 остальные волны сбрасывали бомбы большого калибра - повреждений нет. На ЛУММЕ 1 раненый от обстрела бортовым оружием.

5 атака (12.38 мск) проведена пятью «Бостонами» (9 ГМТАП, ведущий — гвардии майор А.Н. Волошин) под прикрытием 16 «Аэрокобр» (255 ИАП). Торпедоносцы атаковали со стороны берега, сбросили 4 торпеды, потопили ММ и повредили транспорт. Огнем зениток сбит 1 "Бостон". Взрыв и потопление ММ наблюдала в перископ находившаяся рядом ПЛ С-104.
Кого там лодка наблюдала, непонятно, ибо конвой потерь опять не понес. Только на UJ.1219 был 1 раненый после обстрела бортовым оружием, а на М.31 по той же причине вышел из строя фирлинг. Причем, немцы не заметили сбитый самолет.

6 атака (13.17) проведена той самой С-104, которая выпустила 4 торпеды по транспорту (7000 т) и СКР (800 т). Оба, естественно, были потоплены, причем потопление лично наблюдали кап. 3р. Тураев и еще 3 человека. Опять загадочный случай, ибо кроме ЛУММЕ, получившего 1 торпеду и утонувшего в 11.29, других потерь немцы не понесли. Лодка не замечена, контратак не проводилось. Погибло 19 чел, подобрано 49, в т.ч. 1 раненый.

7 атака (13.34) проведена четырьмя «Бостонами» (36 МТАП, ведущий — майор П.Я. Обухов) под прикрытием восьми «Аэрокобр» (255 ИАП). Сбросив 4 торпеды, они якобы потопили тральщик и повредили транспорт, что опять наблюдала С-104.
На самом деле немцы (совершенно верно подсчитавшие кол-во и тип атакующих) от всех торпед увернулись, потерь не понесли. Только боеприпасы подходили к концу.

8 атака (17.16) проведена ПЛ В-2. Она стрельнула 4 торпедами по транспорту 3000 т, слышала взрыв и прекращение работы винтов.
На самом деле она попала торпедой в кормовой погреб UJ.1220, который немедленно утонул с командиром и еще 26 чел. Спасено было 35 чел.

Итого за 8 атак по сов. данным были потоплены 2 транспорта, 3 сторожевых корабля, миноносец, тральщик и 3 сторожевых катера. В реальности - транспорт и ОПЛ.

Отредактированно igor (02.12.2009 11:02:44)

#3 02.12.2009 13:33:17

pavel123
Мичманъ
michman
Сообщений: 445




Re: 12 октября 1944 г.: ВВС и ПЛ Северного флота против германского конвоя.

igor написал:

Оригинальное сообщение #152207
На отходе самолеты атакованы Ме-109, два из которых они сбили (сов. данные, немецких у меня нет).

Вот  потери Bf 109  12.10.1944. Взято тут http://arcticwar.pomorsu.ru/sky/luftwaf … 09loss.htm
12.10.44.
13 ч. 30 м.
    11-й отряд 5-й эскадры     Район Киркенеса     Видимо, сбит ст.лтн Анучиным. Унтер-офицер G.Hornberger считается без вести пропавшим.
    12.10.44.     11-й отряд 5-й эскадры.     Район Киркенеса.     Сбит группой летчиков 255 иап. Унтер-офицер R.Heinelt cчитается пропавшим без вести.
    12.10.44.
    5-я эскадра     Район Киркенеса     Сбит группой летчиков 255 иап и 20 иап. О судьбе немецкого пилота не сообщается.


Не так страшен танк,как его не обученный экипаж...

#4 02.12.2009 13:59:42

Botik Petra Velikogo
Адмиралъ
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10313




Re: 12 октября 1944 г.: ВВС и ПЛ Северного флота против германского конвоя.

1

Отличная справка, Игорь!

Некоторые дополнения: в состав конвоя c 08.30 12.10 также входили два каботажных ТР - "Поммерн" (198 брт) и "Эгерланд" (235 брт).

http://s53.radikal.ru/i139/0912/03/21ec3f1a6f70t.jpg

В других конвоях они не участвовали, но в докладе Адмирала Норвегии об итогах операции "Нордлихт" оба значятся  тяжело поврежденными.

http://s45.radikal.ru/i107/0912/56/ff0cc1bcbc59t.jpg

По справочнику Динклаге-Витхёфа "Эгерланд" был включен в списко для раздела герм. торгового флота, а "Поммерн" так и не вернулся из норвежских вод, где-то найдя свою судьбу. Думаю, что суда пострадали от действий наших горизонтальных бомбардировщиков и "Поммерн" был брошен в порту позже при отсутплении из Финмарка.

Мастерская D-152-P не на базе БДБ, это распространенная ошибка, введенная Ровером.

Далее. Конвой вышел из Киркенеса по Москве в 22.30 11 октября и впервые был обнаружен нашими в 01.25 12 октября - РЛС ТКА-230, который руководил атакой на шедший в Киркенес КОН Lf-136-Ki (потоплен ТЩ М-303; позже СКР-6110 спас 10 чел из его экипажа). Наблюдение велось до 04.20. На конвой пытались навести две группы ТКА (ТКА-226, -244 и ТКА-114, -116), но они не смогли обнаружить цель. Кстати, на этом этапе маршрута конвой имел еще одну внешнюю линию противокатерного охранения в составе 5 крупных раумботов 21-й флотилии (Р-308, -301, -303, -305, -311).

По дневным налетам вопросов нет. "Лумме", поражен 2 торпедами. После потопления БО-1220, БО-1219 сбросил на В-2 46 глубинных бомб.

Уточненные потери по кораблям конвоя:
СКР-6110 - 2 убитых, 1 тяжелораненный
СКР-6114 - 2 убитых, 3 тяжелораненных (в т.ч. командир), 1 легко раненый
БО-1219 - 1 раненый
БО-1220 - к-р и 24 погибших, 37 спасенных
М-31 - 1 средне и 3 легко раненных
Лумме - 18 погибших и как минимум 1 раненый

Все уточнено по флотильным КТВ

Отредактированно Botik Petra Velikogo (02.12.2009 14:14:44)


"Вранье и ложь в пропаганде, агитации и печати дискредитируют партийно-политическую работу, флотскую печать и наносят исключительный вред делу большевистского воспитания масс".

Из директивы заместителя Наркома ВМФ СССР и Начальника Главного политического управления ВМФ армейского комиссара 2 ранга И.В. Рогова.

#5 02.12.2009 14:04:56

Botik Petra Velikogo
Адмиралъ
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10313




Re: 12 октября 1944 г.: ВВС и ПЛ Северного флота против германского конвоя.

pavel123 написал:

Оригинальное сообщение #152302
12.10.44.
13 ч. 30 м.
    11-й отряд 5-й эскадры     Район Киркенеса     Видимо, сбит ст.лтн Анучиным. Унтер-офицер G.Hornberger считается без вести пропавшим.
    12.10.44.     11-й отряд 5-й эскадры.     Район Киркенеса.     Сбит группой летчиков 255 иап. Унтер-офицер R.Heinelt cчитается пропавшим без вести.
    12.10.44.
    5-я эскадра     Район Киркенеса     Сбит группой летчиков 255 иап и 20 иап. О судьбе немецкого пилота не сообщается.

Есть альтернативный ресурс, который не связывает все потери немецких ВВС с действиями ВВС СФ.:)

http://www.luftwaffe.no/SIG/Losses/tap44.html
Он допускает возможность того, что немцы потеряли над КОН два истребителя. Видимо, так оно и было.


"Вранье и ложь в пропаганде, агитации и печати дискредитируют партийно-политическую работу, флотскую печать и наносят исключительный вред делу большевистского воспитания масс".

Из директивы заместителя Наркома ВМФ СССР и Начальника Главного политического управления ВМФ армейского комиссара 2 ранга И.В. Рогова.

#6 02.12.2009 14:17:28

Botik Petra Velikogo
Адмиралъ
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10313




Re: 12 октября 1944 г.: ВВС и ПЛ Северного флота против германского конвоя.

Буйный написал:

Оригинальное сообщение #152077
Наличие на кораблях ГАС и РЛС?

У немцев РЛС нет, ГАС на всех кроме раумбота.

Буйный написал:

Оригинальное сообщение #152077
Погодные условия на маршруте движения конвоя?

Согласно КТВ 5-й флотилии ТЩ, к-р который был командиром конвоя - 12 октября ветер с-з 2 балла, волнение 1 балл, пасмурно, средняя видимость.

Буйный написал:

Оригинальное сообщение #152077
ПЛ разворачивались позиционно по плану или развернуты/перенацеленны по данным разведки СФ?

Согласно донесений к-ров ПЛ ни в одном из случаев до обнаружения КОН они не имели предварительных данных о его движении от возд. разведки. Возможно это происходило потому, что с утра они и так находились под берегом. Точно сказать было ли оповещение ПЛ по результатам ночного обнаружения ТКА нельзя.


"Вранье и ложь в пропаганде, агитации и печати дискредитируют партийно-политическую работу, флотскую печать и наносят исключительный вред делу большевистского воспитания масс".

Из директивы заместителя Наркома ВМФ СССР и Начальника Главного политического управления ВМФ армейского комиссара 2 ранга И.В. Рогова.

#7 02.12.2009 15:39:15

igor
Контр-адмиралъ, лучший исследователь Форума 2011
k-admiral
stasik3
Откуда: Киселевск
HSK 4 THOR
Сообщений: 5853




Вебсайт

Re: 12 октября 1944 г.: ВВС и ПЛ Северного флота против германского конвоя.

1

Спасибо всем за дополнения!
По сбитым ме-109 - из трех штук за день один над Петсамо зенитками, второй, если время на указанном Павлом сайте, правильное, тоже не подходит. Остается один под вопросом (время нужно).
С каботажниками нестыковка. Если они в конвое с 8.30 12.10, то почему присутствуют в ордере, нарисованном в отчете за 11-е? Просто включены задним числом? Или скажем они на самом деле в 8.30 отсодинились?
Насчет плавмастерской - ровер нее виноват, я сам! Наложилось немецкое werkstattprahm в КТВ на сов. разведдонесение об обнаружении в составе конвоя БДБ.
Из дополнений Ботика Петра Великого хорошо видно, как ловко немцы обманули наши ТКА, которые безуспешно искали конвой в то время, когда он отстаивался в Вардё. В доках упоминается некий русскопонимающий фенрих, который слушал переговоры катерников. Видимо такая импровизированная радиоразведка тоже дала плоды.

#8 02.12.2009 17:13:36

Botik Petra Velikogo
Адмиралъ
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10313




Re: 12 октября 1944 г.: ВВС и ПЛ Северного флота против германского конвоя.

igor написал:

Оригинальное сообщение #152359
С каботажниками нестыковка. Если они в конвое с 8.30 12.10, то почему присутствуют в ордере, нарисованном в отчете за 11-е? Просто включены задним числом? Или скажем они на самом деле в 8.30 отсодинились?

Нет, именно присоединились от района Бос-фьорда. Видимо в ордер внесены задним числом, поскольку и сам КТВ всегда делался задним числом на основании рабочих записей.

igor написал:

Оригинальное сообщение #152359
Из дополнений Ботика Петра Великого хорошо видно, как ловко немцы обманули наши ТКА, которые безуспешно искали конвой в то время, когда он отстаивался в Вардё.

Как я понял, конвой останавливался всего на 45 минут - между 03.30 и 04.15 по Москве, а остальное время шел, так что ТКА вполне могли успеть его перехватить до того, как он вошел в Буссе-сунд.


"Вранье и ложь в пропаганде, агитации и печати дискредитируют партийно-политическую работу, флотскую печать и наносят исключительный вред делу большевистского воспитания масс".

Из директивы заместителя Наркома ВМФ СССР и Начальника Главного политического управления ВМФ армейского комиссара 2 ранга И.В. Рогова.

#9 02.12.2009 17:18:49

Botik Petra Velikogo
Адмиралъ
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10313




Re: 12 октября 1944 г.: ВВС и ПЛ Северного флота против германского конвоя.

igor написал:

Оригинальное сообщение #152359
В доках упоминается некий русскопонимающий фенрих, который слушал переговоры катерников. Видимо такая импровизированная радиоразведка тоже дала плоды.

Да морской комендант Киркенеса в штатном режиме пасся в наших катерных радиосетях и прежупреждал конвои обо всем. Жаль его КТВ за октябрь не сохранился.


"Вранье и ложь в пропаганде, агитации и печати дискредитируют партийно-политическую работу, флотскую печать и наносят исключительный вред делу большевистского воспитания масс".

Из директивы заместителя Наркома ВМФ СССР и Начальника Главного политического управления ВМФ армейского комиссара 2 ранга И.В. Рогова.

#10 02.12.2009 17:23:58

Буйный
Капитанъ II ранга
k2r
Откуда: Норильск
Камбуз кок
Сообщений: 3362




Вебсайт

Re: 12 октября 1944 г.: ВВС и ПЛ Северного флота против германского конвоя.

Немного очнувшись от обрушившегося на меня информационного урагана, попытаюсь продолжить разговор.

Касательно действий наших ТКА. Не совсем согласен, что немцы их ловко обдурили. Думаю, что перед немцами лежал непростой выбор: либо ночной бой с советскими ТКА (которые к этому времени воспринимались уже как серьезная угроза), либо остановить движение и тем самым продлить "дневной" отрезок пути и увеличить риск попасть под удары ВВС. Выбор немцев известен.
Теперь немного о хронологии действий ТКА230. Катер вел РЛС-наблюдение с 1-35 до 4-20, но тогда за кем он наблюдал с 2-30 до 3-15 когда конвой прятался в Варде? Вобще действия ТКА230 выглядят достаточно смело: в одиночку с активно работающей радиостанцией три часа следить за хорошо охраняемым конвоем, явно "нарываясь" на встречу с "раумботами".


С уважением.

#11 02.12.2009 17:27:46

Botik Petra Velikogo
Адмиралъ
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10313




Re: 12 октября 1944 г.: ВВС и ПЛ Северного флота против германского конвоя.

Да, еще уточнение по атаке М-171. Она была зафиксирована.

Судя по КТВ 5-й фл. ТЩ дело было так:
07.50 (Берлин) - БФ-138 объявляет подводную тревогу.
07.52 Приказ привести в готовность зенитные орудия - у Вардё обнаружено 20 самолетов, идущих курсом на Запад.
07.55 Объявлена воздушная тревога. В этот момент замечены следы торпед (по схеме четыре). Корабли и суда уклонились от них.
07.57 начало воздушного налета - 8 Ил-2 и 12 истребиетелей.

Видимо на М-171 была завалена служба точного времени и реально она атаковала позже, чем доложил Коваленко.

Отредактированно Botik Petra Velikogo (02.12.2009 17:28:51)


"Вранье и ложь в пропаганде, агитации и печати дискредитируют партийно-политическую работу, флотскую печать и наносят исключительный вред делу большевистского воспитания масс".

Из директивы заместителя Наркома ВМФ СССР и Начальника Главного политического управления ВМФ армейского комиссара 2 ранга И.В. Рогова.

#12 02.12.2009 17:36:17

Буйный
Капитанъ II ранга
k2r
Откуда: Норильск
Камбуз кок
Сообщений: 3362




Вебсайт

Re: 12 октября 1944 г.: ВВС и ПЛ Северного флота против германского конвоя.

И еще.
Вопрос с ТР Поммерн и Эгерланд весьма интригующ. По советским данным вроде всегда два транспорта...

Атаки ПЛ тож интересны. Тураев молодец: вклинился между двумя авиаударами, с 7 кабельтов дал четырехторпедный залп и двумя торпедами уничтожил самый крупный ТР! Зато М171 дав неудачный залп с десяти кабельтов несколько часов скрывалась от воображаемого преследования вместо того чтоб передать в штаб данные о движении конвоя. В2  тож хороша: несмотря на присутствие на борту комдива, дала полный залп с 18 кабельтов и чудом потопила СКР.


С уважением.

#13 02.12.2009 17:39:52

Botik Petra Velikogo
Адмиралъ
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10313




Re: 12 октября 1944 г.: ВВС и ПЛ Северного флота против германского конвоя.

Буйный написал:

Оригинальное сообщение #152409
Касательно действий наших ТКА. Не совсем согласен, что немцы их ловко обдурили. Думаю, что перед немцами лежал непростой выбор: либо ночной бой с советскими ТКА (которые к этому времени воспринимались уже как серьезная угроза), либо остановить движение и тем самым продлить "дневной" отрезок пути и увеличить риск попасть под удары ВВС. Выбор немцев известен.

Ну, 45-минутная стоянка мало что могла изменить. Это скорее нервная реакция командира KSV-1 на известие о гибели М-303. Да и стоянка в Буссе-сунде вряд ли имела смысл, поскольку основной угрозе конвой подвергался в Варангер-фьорде, где немцы пеленговали множество катеров, а не в районе северо-западнее Вардё, где пеленгов не могло быть, поскольку и катеров там не было. Вообщем, это явная ошибка немцев.

Буйный написал:

Оригинальное сообщение #152409
Теперь немного о хронологии действий ТКА230. Катер вел РЛС-наблюдение с 1-35 до 4-20, но тогда за кем он наблюдал с 2-30 до 3-15 когда конвой прятался в Варде? Вобще действия ТКА230 выглядят достаточно смело: в одиночку с активно работающей радиостанцией три часа следить за хорошо охраняемым конвоем, явно "нарываясь" на встречу с "раумботами".

Ну а ТКА-230 мог думать, что он следит за конвоем - не раз в его карьере за корабли принимались прибрежные скалы...
Его действия выглядят вполне адекватными - немцы уже не могли давать эффективный отпор ТКА и это чувствалось уже по опыту боев в августе и сентябре. К тому же он маневрировал на некотором отдалении и сам в бой не лез. Что же касается 21-й флотилии, то у нее в строю всего оставалось пять раумботов, которые использовались для непосредственного эскорта конвоев. В течение ночи 11/12-го эта группа сначала безуспешно пыталась защитит конвой во главе с М-303 (правда, немцы попытались сделать хорошую мину, доложив, что раумботы уничтожили два ТКА), а затем перешла к конвою 5-й флотилии. Впрочем к-р KSV-1 мало верил в надежность такого охранения, иначе бы не отдал бы приказ о стоянке.

Отредактированно Botik Petra Velikogo (02.12.2009 17:41:35)


"Вранье и ложь в пропаганде, агитации и печати дискредитируют партийно-политическую работу, флотскую печать и наносят исключительный вред делу большевистского воспитания масс".

Из директивы заместителя Наркома ВМФ СССР и Начальника Главного политического управления ВМФ армейского комиссара 2 ранга И.В. Рогова.

#14 02.12.2009 17:51:44

Botik Petra Velikogo
Адмиралъ
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10313




Re: 12 октября 1944 г.: ВВС и ПЛ Северного флота против германского конвоя.

Буйный написал:

Оригинальное сообщение #152416
Вопрос с ТР Поммерн и Эгерланд весьма интригующ. По советским данным вроде всегда два транспорта...

Так они по размеру много меньше тех же СКР 61-й флотилии - явно принимались разведкой за сторожевые корабли или даже катера.

Буйный написал:

Оригинальное сообщение #152416
Тураев молодец: вклинился между двумя авиаударами, с 7 кабельтов дал четырехторпедный залп и двумя торпедами уничтожил самый крупный ТР!

+1

Буйный написал:

Оригинальное сообщение #152416
Зато М171 дав неудачный залп с десяти кабельтов несколько часов скрывалась от воображаемого преследования вместо того чтоб передать в штаб данные о движении конвоя.

Ну таково было воспитане подводников - раз рядом взрывы, значит враг преследует, мстя за гибель потопленного транспорта :)
Ну а что касается данных - так их к утру и так было навалом - от ТКА и от воздушной разведки. К тому же конвой в море был всего один, так что сам Бог велел его долбать до полного изнеможения.

Буйный написал:

Оригинальное сообщение #152416
В2  тож хороша: несмотря на присутствие на борту комдива, дала полный залп с 18 кабельтов и чудом потопила СКР.

18 кбт было до транспорта ("Крюкау"?), а ПЛ попала в охотник во внешней линии. Судя по схеме охотник просто оказался на пути торпед к цели, поскольку на момент атаки находился на правом крамболе конвоя. Дистанция до него оказалась явно меньше - судя по донесению о гибели в момент объявления тревоги БФ-138 и одновременного обнаружения торпед (видимо в самой точке залпа) - всего 500-600 м. Охотник просто не успевал уклониться (уклонился от двух первых торпед, пропустив их перед носом, но третья
попала в корму, вызыва детонация кормового погреба). Утонул за 1-2 минуты.

Буйный написал:

Оригинальное сообщение #152409
Немного очнувшись от обрушившегося на меня информационного урагана

Да, по Северу большинство боевых эпизодов можно разобрать до размера ботинок командира немецкого корабля :)

Отредактированно Botik Petra Velikogo (02.12.2009 17:53:45)


"Вранье и ложь в пропаганде, агитации и печати дискредитируют партийно-политическую работу, флотскую печать и наносят исключительный вред делу большевистского воспитания масс".

Из директивы заместителя Наркома ВМФ СССР и Начальника Главного политического управления ВМФ армейского комиссара 2 ранга И.В. Рогова.

#15 02.12.2009 18:02:51

Буйный
Капитанъ II ранга
k2r
Откуда: Норильск
Камбуз кок
Сообщений: 3362




Вебсайт

Re: 12 октября 1944 г.: ВВС и ПЛ Северного флота против германского конвоя.

1

Выходит у В2 все таки проявился положительный эффект присутствия комдива? Тем более, что на этой лодке была летом 1944  проблемка с командиром, который пытался совершить самоубийство - экипаж надо было срочно приводить "в норму"...


С уважением.

#16 02.12.2009 19:27:30

Botik Petra Velikogo
Адмиралъ
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10313




Re: 12 октября 1944 г.: ВВС и ПЛ Северного флота против германского конвоя.

igor написал:

Оригинальное сообщение #152207
5 атака (12.38 мск) проведена пятью «Бостонами» (9 ГМТАП, ведущий — гвардии майор А.Н. Волошин) под прикрытием 16 «Аэрокобр» (255 ИАП). Торпедоносцы атаковали со стороны берега, сбросили 4 торпеды, потопили ММ и повредили транспорт. Огнем зениток сбит 1 "Бостон". Взрыв и потопление ММ наблюдала в перископ находившаяся рядом ПЛ С-104.
Кого там лодка наблюдала, непонятно, ибо конвой потерь опять не понес. Только на UJ.1219 был 1 раненый после обстрела бортовым оружием, а на М.31 по той же причине вышел из строя фирлинг. Причем, немцы не заметили сбитый самолет.

Немцы заметили аж два сбитых самолета: один "Бостон" пал в бухте Берлевог и, кроме того СКР-6114 утверждал, что сбил Р-39, который упал на берегу. Больше никто этого падения не видел. Возможно упавшим самолетом был Ме-109.


"Вранье и ложь в пропаганде, агитации и печати дискредитируют партийно-политическую работу, флотскую печать и наносят исключительный вред делу большевистского воспитания масс".

Из директивы заместителя Наркома ВМФ СССР и Начальника Главного политического управления ВМФ армейского комиссара 2 ранга И.В. Рогова.

#17 02.12.2009 19:29:40

Botik Petra Velikogo
Адмиралъ
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10313




Re: 12 октября 1944 г.: ВВС и ПЛ Северного флота против германского конвоя.

1

Буйный написал:

Оригинальное сообщение #152436
Выходит у В2 все таки проявился положительный эффект присутствия комдива? Тем более, что на этой лодке была летом 1944  проблемка с командиром, который пытался совершить самоубийство - экипаж надо было срочно приводить "в норму"...

Кто его значет, чего там было больше... Экипаж тоже еще только осваивался на ПЛ в первом боевом походе, вряд ли можно говорить о том, что при Панове он был сколочен. В любом случае большой успех для экипажа и командира, вышедших в первый б/п.


"Вранье и ложь в пропаганде, агитации и печати дискредитируют партийно-политическую работу, флотскую печать и наносят исключительный вред делу большевистского воспитания масс".

Из директивы заместителя Наркома ВМФ СССР и Начальника Главного политического управления ВМФ армейского комиссара 2 ранга И.В. Рогова.

#18 02.12.2009 20:20:44

Botik Petra Velikogo
Адмиралъ
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10313




Re: 12 октября 1944 г.: ВВС и ПЛ Северного флота против германского конвоя.

Посмотрел еще кое-где. Увы, вынужден констатировать, что "Поммерн" не погиб. После войны он стал норвежским LAILA BEATE и плавает чуть ли не поныне (был на ходу еще в 2004 г.). Норвежцы пишут, что свои повреждения он получил 15.10.1944 в Порсангер-фьорде, на налетов в тот день на тот район мы не делали, так что обстоятельства остаются не ясными. Надо еще проверить рейды британской плаубной авиации - может она отличилась.


"Вранье и ложь в пропаганде, агитации и печати дискредитируют партийно-политическую работу, флотскую печать и наносят исключительный вред делу большевистского воспитания масс".

Из директивы заместителя Наркома ВМФ СССР и Начальника Главного политического управления ВМФ армейского комиссара 2 ранга И.В. Рогова.

#19 02.12.2009 20:41:52

Буйный
Капитанъ II ранга
k2r
Откуда: Норильск
Камбуз кок
Сообщений: 3362




Вебсайт

Re: 12 октября 1944 г.: ВВС и ПЛ Северного флота против германского конвоя.

Интересная картина получается: германский конвой с момента выхода в море на протяжении нескольких часов находится под непрерывным прямым (ПЛ и ВВС) и косвенным (ТКА) воздействием ударных сил СФ, в результате которого конвой теряет самый крупный ТР и современный СКР. Однако при этом координация действий между ВВС, ПЛ и ТКА отсутвует!
К примеру, попытка СФ нанести комбинированный удар силами ПЛ и ВВС по конвою 25-26 мая 1944 оказалась менее успешной...

Кстати, что было с конвоем дальше, после атаки В-2?


С уважением.

#20 02.12.2009 22:07:08

Botik Petra Velikogo
Адмиралъ
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10313




Re: 12 октября 1944 г.: ВВС и ПЛ Северного флота против германского конвоя.

Буйный написал:

Оригинальное сообщение #152496
Однако при этом координация действий между ВВС, ПЛ и ТКА отсутвует!

Ну я бы так все-таки не стал бы говорить.  В довоенные годы много говорилось о комбинированном и сосредоточенном ударах. Комбинированным назывался тот, где разнородные силы воздействовали на одну цель, а сосредоточенным тот, где это еще и делалось одновременно. Последнее признавалось наиболее сложной формой боя. Произошедшее с КОН Ki.135.Lf вполне можно оценивать как комбинированный удар.
Ну а что касается координации из штаба - вряд ли если бы штаб непосредственно руководил действиями ПЛ получилось бы лучше. Три атаки из них две успешные уже немало. Действиями ВВС штаб руководил и на малое число вылетов, вроде, сетовать не приходится. Штаб послылал и ТКА, но они конвой не нашли. Вобщем по моему мнению главная проблема с этим, как и со многими другими конвоями 1943-1944 гг., по которым мы действовали, заключалась не в плохих действиях штабов по координации действий сил (хотя отдельные и даже иногда серьезные промахи у них встречались), а в примитивной тактике и слобом уровне боевой подготовки л/с.

Буйный написал:

Оригинальное сообщение #152496
К примеру, попытка СФ нанести комбинированный удар силами ПЛ и ВВС по конвою 25-26 мая 1944 оказалась менее успешной...

Там соотношение сил было хуже для нас.

Буйный написал:

Оригинальное сообщение #152496
Кстати, что было с конвоем дальше, после атаки В-2?

В 17.30 по Берлину "Крюкау" отпущен в Лаксе-фьорд, в 22.15 ТЩ бросили якоря в Хоннингсвоге. Кстати, я в своих первых постах неправильно переводил Берлинское время в Московское, прибавляя час, а надо было два.

Да, еще хотел бы высказать такую мысль по поводу Ki.135.Lf: вообще это какой-то конвой-урод. Один пароход - Лумме - еще туда сюда, но Крюкау с его 493 брт и два каботажных теплоходика как-то совсем жидко. Да и груз разборных деревянных казарм для 19-го гск мало похож на стратегический. Я понимаю, что егерям после отступления надо в чем-то жить, но неужели в Киркенессе не было ничего более ценного? Если сравнить охраняемых и охранение можно вообще предположить, что перед нами конвой-ловушка, специально созданный для изматывания наших сил, но фактически это не так. Корабли охранения представляются более ценными объектами атак, нежели суда, жаль что у нашего командования не хватало данных о противнике, чтобы сделать такой вывод. Создается впечатление, что у немцев попросту не хватило тоннажа для осуществления эвакуации, ведь в Киркенесе им пришлось учнитожить запасы боеприпасови и продовольствия, которых хватило бы на 6-9 месяцев для нужд 19-го гск.

Отредактированно Botik Petra Velikogo (02.12.2009 23:29:03)


"Вранье и ложь в пропаганде, агитации и печати дискредитируют партийно-политическую работу, флотскую печать и наносят исключительный вред делу большевистского воспитания масс".

Из директивы заместителя Наркома ВМФ СССР и Начальника Главного политического управления ВМФ армейского комиссара 2 ранга И.В. Рогова.

#21 02.12.2009 22:36:54

ass555
Гость




Re: 12 октября 1944 г.: ВВС и ПЛ Северного флота против германского конвоя.

Да. Практически статья получилась по этому конвою. Здорово. Спасибо большое всем участвовавшим в обсуждении!

#22 03.12.2009 05:36:53

igor
Контр-адмиралъ, лучший исследователь Форума 2011
k-admiral
stasik3
Откуда: Киселевск
HSK 4 THOR
Сообщений: 5853




Вебсайт

Re: 12 октября 1944 г.: ВВС и ПЛ Северного флота против германского конвоя.

15.10.44 самолеты с англ. авианосцев действительно налеты совершали, так что наверное это они ПОММЕРН угостили. Возможно что и Эгерланд тоже.

Кстати, про обнаружение М-171. Уж больно чудовищной выглядит ошибка по времени - фактически два часа! Неужели такое могло быть? Может все-таки сама атака была не зафиксирована, лодка обнаружена самолетом уже на отходе, а во время налета илов почудились все 4 торпеды, а не только две?

#23 03.12.2009 09:10:53

Botik Petra Velikogo
Адмиралъ
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10313




Re: 12 октября 1944 г.: ВВС и ПЛ Северного флота против германского конвоя.

igor написал:

Оригинальное сообщение #152626
15.10.44 самолеты с англ. авианосцев действительно налеты совершали, так что наверное это они ПОММЕРН угостили. Возможно что и Эгерланд тоже.

Сдается мне, судя по этой записи в КТВ Адмирала Норвегии, что британские авианосцы действовали 15 октября намного южнее - м. Стадландет это между Бергеном и Тронхеймом.

http://s56.radikal.ru/i152/0912/0b/93b6a7947223t.jpg

Думаю, что если суда были повреждены палубной авиацией, то не в этом, а в другом рейде.

igor написал:

Оригинальное сообщение #152626
Кстати, про обнаружение М-171. Уж больно чудовищной выглядит ошибка по времени - фактически два часа! Неужели такое могло быть? Может все-таки сама атака была не зафиксирована, лодка обнаружена самолетом уже на отходе, а во время налета илов почудились все 4 торпеды, а не только две?

Я уже ни в чем не уверен. Вот страничка из донесения М-171. Судя по ней взрывы фиксировались на ПЛ уже с 08.00, а Ил-2, как мы знаем, атаковали в 10 часов. Немцы профилактически бомб не сбрасывали, так что выводы можно делать любые...

http://i007.radikal.ru/0912/9b/d1fdbc4208b3t.jpg

ass555 написал:

Оригинальное сообщение #152547
Да. Практически статья получилась по этому конвою. Здорово. Спасибо большое всем участвовавшим в обсуждении!

Об этом, по крайней мере по действиям торпедоносцев, писалось
http://www.morkniga.ru/p203896.html

Практически одновременно с последним налетом на Киркенес наш воздушный разведчик обнаружил в районе Гамвика конвой, шедший на восток. Транспорт «Тюбинген» и два небольших танкера прикрывались пятью большими и пятью малыми тральщиками 21-й флотилии «раумботов» (160 т, 24 узла, одна 37-мм и три 20-мм автоматические пушки), причем последние, составлявшие внешнюю линию охранения, играли роль противокатерного прикрытия. Еще в 10.35 суда с дальней дистанции атаковала подводная лодка «В-2», но ее торпеды взорвались на берегу. Теперь настала очередь авиации. Видимо, посчитав конвой недостаточно крупным, Е.Н. Преображенский решил поручить нанесение удара командованию 5-й мтад, которое выделило для решения задачи всего четыре торпедоносца 9-го гмтап. Атака состоялась в 16.39. Произошло то, что и должно было произойти – столкнувшись с плотной завесой зенитного огня, торпедоносцы сбросили торпеды с дистанции около 5000 м, что на километр превышало их максимальную дальность хода. «Размочить счет» смогли только торпедные катера, которые в ночь на 12-е в Варангер-фьорде потопили лидер охранения – тральщик «М 303». Они же обнаружили и обратный конвой (транспорта «Лумме», «Крюкау», плавмастерская «D 152», три тральщика, три СКР, два охотника, малый тральщик), вышедший из Киркенеса с наступлением темноты. Удары кораблей и самолетов СФ по нему стали основным содержанием действий флота в последующие сутки.
Конвой был повторно обнаружен самолетом-разведчиком около 07.00, после чего в штабе ВВС немедленно взялись за подготовку удара. Вопреки накопленному в предыдущих боях опыту Е.Н. Преображенский решил не составлять общего плана в масштабе всей авиации флота, а вновь отдать все на откуп штабам дивизий. События показали, что наделять их таким доверием не следовало.
Около 10.00 конвой атаковала восьмерка Ил-2. Точная задача, которая ставилась перед пилотами штурмовиков, неизвестна, но в качестве целей они избрали не транспорта, а шедшие в голове ордера сторожевые корабли. К сожалению, прямых попаданий добиться не удалось, но пушечным огнем и осколками бомб на «V 6110» и «V 6114» были убиты четыре и ранено шесть моряков, причем в число последних вошел и командир 61-й флотилии СКР обер-лейтенант Моллер. Тут бы и появиться «Бостонам», но вышеописанное решение штаба ВВС привело к тому, что разрыв между ударами 14-й сад и 5-й мтад составил 50 минут.
Нельзя сказать, что в штабе 5-й дивизии совсем не понимали важность обеспечения атаки низких торпедоносцев. Понимали, и потому выделили кроме пяти А-20 с торпедами от 9-го гмтап десять А-20 с бомбами от 36-го мтап. Им следовало нанести удар по движущимся целям с горизонтального полета, что в течение 1944 г. не практиковалось ни разу. Это отчасти можно оправдать тем, что большинство экипажей 36-го мтап по-прежнему не было обучено торпедометанию, даже высотному, но почему для этого нельзя было выделить эскадрилью Ил-4 9-го гмтап не понятно. Данный просчет, как обычно, дополнялся ошибками исполнителей. Вылетев совместно, группы пошли к цели, причем бомбардировщики – с набором высоты. Поднявшись примерно до 600-800 м, они попали в густую облачность и потеряли торпедоносцы. Ни ведущие пятерок бомбардировщиков, ни ведущий группы 9-го авиаполка капитан Гусев, не предприняли попыток связаться по радио, что, видимо, объясняется тем, что штаб дивизии забыл установить, кому принадлежит общее руководство. Группа Гусева обнаружили цель в 10.51 и вышла в атаку самостоятельно. Ситуация повторилась в очередной раз. Немецкие тральщики открыли огонь из 105-мм орудий дистанционными гранатами, три «Бостона» получили осколочные повреждения, и группа сбросила торпеды с дистанции 4500-5000 м. Попаданий, естественно, не было. Бомбардировщики атаковали только спустя 11 минут. В качестве точки прицеливания они избрали самый крупный в конвое транспорт «Лумме», на который с высоты 1400 м сбросили шесть ФАБ-1000 и 12 ФАБ-500. Прямых попаданий не было, а осколками была повреждена шлюпка и ранен один моряк. Удар закончился полным провалом, а в качестве «козла отпущения» за это избрали капитана Гусева, который в последующие дни был снят с командования 2-й эскадрильей 9-го гмтап и переведен на должность командира звена в 36-й полк.
Поскольку к тому времени караван уже выходил из радиуса действия штурмовиков, дальнейшие удары пришлось осуществлять только силами 5-й авиадивизии. Планирование по-прежнему оставалось в руках ее штаба. Там не стали утруждать себя разработкой каких-либо особых замыслов, хотя бы даже и таких примитивных, как предыдущий, а ограничились простым инструктажем летчиков, что надо быть смелей и сбрасывать торпеды с близких дистанций. В 12.38 в атаку вышла очередная пятерка, возглавляемая помощником командира 9-го полка майором Волошиным. Торпедоносцы зашли в атаку со стороны берега, что уберегло их от убийственного огня тяжелых зенитных орудий тральщиков, прикрывавших подходы к судам со стороны моря. В отражении налета приняли участие только легкие зенитки, огнем которых был сбит А-20 мл. лейтенанта Колбасы. Ответным огнем «Бостонов» и «Аэркобр» прикрытия было ранено пять немецких моряков на борту тральщика «М 31» и охотника «Uj 1219». В главном же результат остался неизменен – все торпеды прошли мимо целей.
Следующая группа торпедоносцев – четыре машины от 36-го мтап, под предводительством командира 1-й эскадрильи майора Обухова – напала на караван в 13.34. К тому моменту в его составе произошли серьезные изменения – незаметно прорвавшая внешнее охранение охотников субмарина «С-104» в 13.17 торпедировала «Лумме» (1730 брт). Судно получило попадание двух торпед и затонуло в течение минуты с 19 членами экипажа на борту (на судне погиб груз разборных деревянных казарм, в которых собирались проживать горные егеря после отступления). Спасательные работы находились в самом разгаре, когда флагман конвоя получил предупреждение, что над Варде замечена новая группа советских самолетов. Она появилась в пределах видимости спустя 8 минут. В своем отчете находившийся на борту тральщика «М 251» командир 5-й флотилии корветтен-капитан Клюндер впоследствии написал: «11.33. 4 «Бостона» и 8 истребителей атаковали конвой на бреющей высоте. В этот момент я осуществлял оборону практически в одиночестве. Сброс торпед, обстрел из бортового оружия. Русские были очень дерзки, сбрасывали торпеды очень поздно, прорывали завесу зенитного огня и пролетели над конвоем под обстрелом зенитных орудий. Конвой не получил никаких повреждений. Расход боеприпасов на всех кораблях очень велик. Я располагаю всего несколькими снарядами к 105-мм орудиям». Таким образом, смелость летчиков не увенчалась успехом, хотя они и доложили о потоплении одного тральщика. Мы не понесли потерь чудом. Все торпедоносцы получили серьезные повреждения, а самолет ведущего пострадал настолько, что отстал от общего строя и с трудом дотянул до Ваенги. После этого налета командование ВВС решило прекратить удары по конвою, возможно потому, что единственное входившее в его состав крупное судно уже было потоплено. Тем не менее, немцам предстояло выдержать еще один, финальный удар - в 17.16 подводная лодка «В-2» отправила на дно охотник «Uj 1220». Общий итог сражения можно признать вполне удовлетворительным, вот только ВВС СФ не сыграли в нем ожидаемой роли. В своем отчете командир 5-й флотилии назвал налеты советской авиации «терпимыми», даже несмотря на тот факт, что караван не обеспечивался истребителями люфтваффе.
Командование ВВС также вряд ли было удовлетворено действиями подчиненных частей. Основной причиной признавался недостаток смелости у некоторых пилотов и ведущих групп. И никаких идей по поводу упущений в области тактики! «Сбрасывать торпеды в упор, с минимальной дистанции!» - именно под этим девизом и осуществлялись последующие удары по конвоям 14 и 16-го числа.


"Вранье и ложь в пропаганде, агитации и печати дискредитируют партийно-политическую работу, флотскую печать и наносят исключительный вред делу большевистского воспитания масс".

Из директивы заместителя Наркома ВМФ СССР и Начальника Главного политического управления ВМФ армейского комиссара 2 ранга И.В. Рогова.

#24 03.12.2009 09:30:21

igor
Контр-адмиралъ, лучший исследователь Форума 2011
k-admiral
stasik3
Откуда: Киселевск
HSK 4 THOR
Сообщений: 5853




Вебсайт

Re: 12 октября 1944 г.: ВВС и ПЛ Северного флота против германского конвоя.

Так по-моему из доклада ПЛ все объяснимо! У нее запись о "преследовании и бомбежке" помечена как 08.00-12.00. Т.е. сначала СКР ее преследовал-преследовал, а потом (в 10.00) "бомбить" стал.

Если все авианосные атаки 15.10 были к югу, то тогда скорее всего норвеги про дату повреждения Поммерн неправильно пишут.

#25 03.12.2009 11:05:23

ass555
Гость




Re: 12 октября 1944 г.: ВВС и ПЛ Северного флота против германского конвоя.

Botik Petra Velikogo написал:

Оригинальное сообщение #152645
Об этом, по крайней мере по действиям торпедоносцев, писалось

Ну, отличия между тем, что писалось ранее, и тем, что удалось обнаружить в ходе этого обсуждения, весьма ощутимы. Поэтому, еще раз, большое впасибо всем участникам данной темы.

Страниц: 1 2 3


Board footer