Сейчас на борту: 
FOBOS.DEMOS,
Алекс
   [Подробнее...]

Страниц: 1 2

#1 16.11.2008 22:53:59

wildcat
Гость




Иностранцы на службе в Российском парусном флоте

Нашел статью на эту тему. Заранее извиняюсь за простынки текста.

Наем иностранных специалистов для русского военно-морского флота в XVIII в.
И.И. Белоусов
Важнейшей задачей строительства вооруженных сил в XVIII в. являлось обеспечение их кадрами. Создание крупного военно-морского флота потребовало новых позна¬ний и большого контингента обученных строителей кораблей и специалистов флота, которыми Россия не обладала. Потребовалось привлечь иностранцев, военно-морс¬кой опыт передовых стран Европы. Петр I сознавал, что без наличия опытных моря¬ков и корабельных мастеров ему не создать флота, способного победить шведские эскадры.
Решая эту задачу, Петр I в начале своего царствования организовал привлечение иностранцев на русскую службу. При найме иноземных морских специалистов царь отдавал предпочтение выходцам из Голландии и Англии, считавшимся лучшими в Европе моряками. В 1697—1698 гг. на русскую службу были приняты 2 флагмана, 64 офицера, 115 унтер-офицеров, 51 лекарь, в 1702—1703 гг. — 69 офицеров, 103 унтер-офицера, 13 лекарей1.
К концу XVII в. Англия, Голландия, Испания, Франция имели огромный опыт кораблестроения, ведения морских войн. Воды мирового океана бороздили эскадры из десятков и даже сотен кораблей. Происходили крупнейшие морские сражения. В европейских флотах были созданы и внедрены морские уставы и другие регламентирующие документы, сформулированы основные принципы военно-морской тактики. Сложилась система подготовки кадров флота в морских учебных заведениях. Так что русским представителям в Европе можно было научиться морскому делу.
Великое посольство во главе с Петром I, отправляясь в 1696 г. за границу, четко представляло цели своей миссии. Были выработаны два направления деятельности: обучение русских людей за границей и наем на военно-морскую службу в России иностранцев. Посольство имело задачу подыскать иностранных моряков разных специальностей: капитанов кораблей, корабельных мастеров, боцманов, артиллеристов, штурманов.
Характерным требованием при найме на русскую военную службу иностранных морских офицеров было то, чтобы они имели опыт службы матросами и достигли командных должностей пройдя все ступени морской службы.
В период пребывания за границей Петр I лично отбирал и приглашал многих специалистов на службу в создаваемом русском флоте. Руководство созданием галерного флота было возложено на выходцев из Далмации И.Ф. Боциса, а после его смерти — на М.Х. Змаевича.
До начала XVIII в. корабельные команды военных судов России состояли из иностранных матросов, которым в помощь назначались русские солдаты. При постоянном недостатке обученного состава флота приходилось и впоследствии неоднократно прибегать к вербовке иностранцев — командного состава, военно-морских специалистов и матросов. Только в 1717 г. в Голландии были наняты 1700 человек.

Отредактированно wildcat (16.11.2008 22:57:49)

#2 16.11.2008 22:54:58

wildcat
Гость




Re: Иностранцы на службе в Российском парусном флоте

Небольшое количество людей поступало на русскую службу и с приходивших в Архангельск купеческих кораблей.
Однако не все нанятые иностранные специалисты соответствовали предъявляемым к ним профессиональным требованиям. С 1699 по 1701 г. было отправлено на родину 589 человек из числа ранее прибывших иностранцев. В 1718 г. в Гамбурге были наняты 104 человека, из которых 40 ранее никогда не бывали в море2.
Сам император не обольщался результатами использования иностранцев в военном деле и как только появлялась возможность заменять их русскими, он это де¬лал. Был принят ряд мер по ограничению службы чужеземцев. Приехавшие в Россию иностранные военные специалисты не всегда оправдывали ожидания. По свидетельству самого Петра, «меньшее число из оных искусные обретены суть, большая часть офицеров вманилась через незнаемые рекомендации»3.
В Россию прибыло и немало хорошо знающих свое дело морских иностранных специалистов, офицеров и корабелов, которые добросовестно выполняли взя¬тые на себя обязательства в соответствии с заключенными контрактами. В их числе был Ф.Я. Лефорт, который стал первым адмиралом российского флота и «по признанию Петра Алексеевича, первым его учителем военно-морского дела»4. Голландец К.И. Крюйс также дослужился до адмирала российского флота и занимал должность вице-президента Адмиралтейской коллегии5.
Сразу после окончания Северной войны было приказано проэкзаменовать служивших в корабельном и галерном флоте иностранцев и оставить на занимаемых должностях и в соответствующих чинах только достойных.
В 1722 г. было введено ограничение для военных кадров из иностранцев, прибывших для временной военной службы и не желавших оставаться в России на всю жизнь — они принимались на службу чином ниже, чем имели за границей6.
При преемниках Петра I постепенно сокращалось привлечение иностранцев в армию и на флот, их доля в личном составе вооруженных сил снизилась. Как отмечал А.К. Баиов, в 1730—1740-х годах в российском офицерском корпусе служило немало ветеранов петровской эпохи и числилось значительно меньше, чем допускалось по воинскому штату, иноземцев; среди офицеров возросло количество выходцев из податных сословий7. Этот процесс продолжался и в два елизаветинских десятилетия. Однако после смерти Петра I состояние флота ухудшилось, он по-прежнему нуждался в иностранных специалистах.
Морская служба теряла свою престижность. Если при Екатерине I корабли еще продолжали строить, то при Петре II сооружение новых больших кораблей вообще прекратилось, строились лишь галеры и была закончена постройка пяти кораблей и одного фрегата, заложенных еще при Петре I. Существующие корабли было приказано сохранить, но в море выводить не разрешалось «во избежание убытку».
«В период 1725—1727 гг. флот наш по наружному виду и численности судов казался грозным и мог еще возбуждать опасения иностранцев, — отмечал Ф.Ф. Веселаго, — но в действительности в нем уже начали появляться несомненные признаки упадка и разложения»8. Объективную характеристику российскому флоту в 1732 г. дал один из самых опытных российских флагманов шаутбенахт лорд Дуффус9. В док¬ладе императрице Анне Иоанновне он упомянул требования Морского устава Петра Великого о содержании в боевой готовности 27 линейных кораблей и 6 фрегатов, кроме бомбардирских, огневых судов и кораблей обеспечения. Далее в докладе говорилось: «И такое число кораблей ныне в готовности подлинно нет, и хотя толикое число можно оснастить и вывесть из Гавани в Кронштате для смотру (или учения, параду) однако ж я чаю не будет больше одной половины, которые годятся пойти в море для службы» 10.
Снова обнаружилось, что если Россия хочет оставаться в числе морских держав, ей необходимо принимать срочные меры по исправлению создавшегося положения. Для этого потребовался новый приток иностранных военно-морских специалистов. С целью организации набора корабельных мастеров и тимерманов в ведущих морских державах Адмиралтейств-коллегия направила в Европу капитана флота английс¬кого происхождения Вилима Лювеса (Льюиса) п — будущего российского адмирала.
В Архиве внешней политики Российской империи сохранилась инструкция «из государственной Адмиралтейской коллегии от флота капитану12 Лювесу» 13.
В ней отмечалось, что «понеже по учиненному и опробованному от Ея Императорского величества штату повелено при флоте содержать на кораблях мастеров двадцать семь и тимерманов двадцать человек, того ради для призыву оных ехать вам в Галандию на почтовых или подставных подводах чрез Ригу».
По прибытии в Голландию российскому вербовщику рекомендовалось в «Ротердаме и других тамошних местах, где за заспособнее можете разсудить помянутых

Отредактированно wildcat (16.11.2008 22:59:11)

#3 16.11.2008 22:55:39

wildcat
Гость




Re: Иностранцы на службе в Российском парусном флоте

мастеров и тимерманов сыскивать с крайнею прилежностию и которые службу Ее Императорского Величества принять пожелают, о тех вам в первых разведывать за-подлинно, какого они состояния и не шулницы ль».
Особые требования предъявлялись к профессиональной подготовке кандидатов. При отборе кандидатов в обязательном порядке должен был проводиться экзамен. Соответственно, предписывалось «что принадлежит до искуства в их должности о том экзаменовать: мастеров чтоб знали препорционально груз корабля и порядочное всего в нем расположение и содержание, оснастку кораблей, и смотрение всего такелажа и матриалов при карабле, и збережение и свидетельство расходов их; знать силу караблей как на ходу, так и в стоянии на якоре и в протчем, что к сохранению ево пристойно; а тимерманы чтоб знали лутчее карабельных повреждений исправление, а наипаче, когда имеют быть на море чего ради дабы искушены были карабельного строения також могли б делать на карабли новые мачты, стежи, раппы, а при порте в починах и исправлениях лутче помогать могли; сверх же того оные мастера и тимер¬маны вовсе бы к должности их принадлежащим были знающи, и исправляли б так, как чинитца на аглинских военных караблях».
Главным требованием было недопущение на службу в военно-морском флоте России проходимцев, авантюристов и некомпетентных людей: «Которые найдутся в знании должностей по экзаменации вашей искусны також люди доброго состояния и нешулницы, тех в службу Ее Императорского Величества принимать, утверждая сверх той экзаменации, чтоб каждой свое дело знал и неискуством бы не отговаривался, и заключать жалованье оклад: мастерам от пятнадцати до двадцати рублей на месяц и кроме того обнадеживать, иметь клас им против сухопутного капитана, а тимерманам от десяти до пятнадцати рублев на месяц, и на том основании заключить с ними контракты, утверждая их службу Ее Императорскому Величеству». В соответствии с заключаемым контрактом военная служба в России для набранных морских специалистов должна была продолжаться «безотлучно по три или по четыре токмо не менше трех годов да на произвол на два года».
Учитывалось, что нанимаемые иностранцы будут нуждаться в деньгах «на подъем и на проезд». В этом случае капитану Лювесу предлагалось «то в щет их жалованья выдавать им по разсмотрению вашему сколько подлежит». Если достойных кандидатов не нашлось бы в Голландии, офицер должен был отправиться для организа¬ции найма морских специалистов в Англию «и тамо оных сыскивать и призывать в службу», о чем был заранее предупрежден президентом Адмиралтейской коллегии Н.Ф. Головиным российский посол в Лондоне А.Д. Кантемир.
Инструкция Лювесу заканчивалась предупреждением: в случае вызова «незнающих в должности их, и худаго состояния и шуллниц... все с возвращением убытков по силе регламента взыщется на вас несомненно». А в остальном офицеру предоставлялась полная свобода проявить свои способности: «Что к лутчему интересу учинить заблагорассудите и в том поступать вам как подлежит доброму и искусному офицеру по лутчему своему разсуждению». Подписали инструкцию президент Адмиралтейств-коллегий адмирал Головин и все ее члены 1 марта 1733 года.
Для юридически правильного оформления контрактов с нанимаемыми иностранными моряками «и для лутчаго изъяснения, в какой силе оные контракты заключать» Адмиралтейств-коллегия приложила к инструкции форму контракта:
«Форма [контракта] мастеру в ранге сухопутного капитана.
Я нижеподписавшейся Города житель имярек, учинил сей контракт Ее Импера¬
торского Величества самодержицы Всероссийской и протчая, и протчая, и протчая
российского флота с капитаном Вилимом Лювесом в том что быть мне имяреку в
службе Ее Императорского Величества в российском флоте на караблях или где буду
определен, з заключения сего контракта впредь четыре да напроизвол два года масте¬
ром и исправлять по лутчему своему знанию: 1. Препорционално груз карабля и
порядочное всего в нем расположение и содержание. 2. Оснастку караблей и смотре¬
ние всего карабельного такелажу и матриалов при карабле и бережение и свидетель¬
ство расходов их. 3. Знание силы караблей как на ходу так и в стоянии на якоре и в
протчем, что к сохранению ево пристойно, и исправлять так как чинится на аглинс¬
ких военных караблях. 4. Во всю оную службу положенныя на меня помянутые дела
и протчее подлежащее к службе Ее Императорского Величества исправлять надлежит
как надлежит по присяге доброму и верному и искусному человеку со всяким тщани¬
ем всегда без всякого отрицания и не щадя в потребной службе живота своего. 5. Ее
Императорского Величества жалованья в бытность в службе получать мне з заключе¬
ния сего ж контракту по     рублей на месяц по заслужении трети с протчими
служители. 6. Прежде выслужения попаренных лет апшиту мне имяреку не требовать и по выслужении тех лет отпустить во отечество с честным апшитом и с его выдачею

Отредактированно wildcat (16.11.2008 23:00:46)

#4 16.11.2008 22:56:29

wildcat
Гость




Re: Иностранцы на службе в Российском парусном флоте

на проезд денег как обыкновенно в России бывает, а ежели явлюся в службе быть неудобен то об отпуске и прежде выслужения тех лет да будет в высокой власти и воле Ее Императорского Величества.
Во верность того, сей контракт подписан своими руками, учинен в Галандии
    месяца      дня, 1733 году».
В 1734 г. вице-адмирал Головин вел переписку с российским послом в Лондоне Кантемиром по вопросу о найме на русскую службу компасного мастера. Посол по¬добрал кандидата и запросил Адмиралтейскую коллегию, «принимать ли онаго в службу». Президент Адмиралтейской коллегии сообщил в Лондон о положительном решении и просил Кантемира, «чтоб заблаговолили онаго мастера принять и учинить с ним письменной контракт, а отправитца ему к нам в Санкт-Петербург с первыми весенними караблями» 14.
В дальнейшем на русскую службу приглашались в первую очередь английские, а также датские моряки. С 1764 по 1772 г. на русскую службу поступили около 50 британских морских офицеров, а в 1783 г. в Российскую империю прибыли 38 офицеров 15. На российской службе «многие из иностранных генералов и офицеров заслужили уважение потомков. В том, что победы русского оружия поставили Российское государство в ряд ведущих держав мира, есть и их заслуга» 16.
Иностранные военные специалисты внесли большой вклад в развитие российского военно-морского флота как кораблестроители, создатели военно-морских баз и портов, командующие эскадрами, капитаны кораблей, администраторы и организаторы 17. При этом русские моряки усваивали военно-теоретические взгляды, изучали новшества военного и морского дела, формировали у себя практические навыки и умения.
В то же время создавалась и развивалась национальная российская школа подготовки военных профессионалов. С этой целью организовывались стажировки русских офицеров в войсках других государств, на кораблях лучших морских держав. Однако отечественный флот до конца XVIII столетия нуждался в привлечении на службу иностранных офицеров, унтер-офицеров и военно-морских специалистов.

Отредактированно wildcat (16.11.2008 23:01:24)

#5 28.05.2009 05:07:00

ПингвинЪ
Гость




Re: Иностранцы на службе в Российском парусном флоте

Иностранные военные специалисты внесли большой вклад в развитие российского военно-морского флота как кораблестроители, создатели военно-морских баз и портов, командующие эскадрами, капитаны кораблей

Как два великих шотландца:
- Каледонец Самуил Грейк, который первым ввел медную обшику днища, а так же стал первым Флагманом Балтики, который в довесок получил наземные войска в Финляндии, а еще он привез карронады...
- Грампианец Роберт (Роман Васильевич) Кроун, который 4 февраля прибыл лейтенантом, 10-го стал капитан-лейтенантом, а 10-го марта уже исполнял обзяности капитана на куттер-бриге "Меркурий" (простроен в Бостоне, призован Британцами в 1776 году, продан России в 1788-ом году), и на этом весельном катере он захватил тендер-бриг "Снуппоп", фрегат "Venus" (за что удостоился Георга IV и позолоченной сабли, а его жена - Марфа Кроун - орден Екатерины за то, что лечила больных на оном "Меркурии" (единственный упоминаемый случай, когда женщине разрешили остаться на корабле)), уже на "Венусе" он захватил "Ретвизан"... гениальный капитан, и тихий адмирал...

#6 28.05.2009 07:55:31

smax
Гость




Re: Иностранцы на службе в Российском парусном флоте

ПингвинЪ написал:

Оригинальное сообщение #72374
4 февраля прибыл лейтенантом, 10-го стал капитан-лейтенантом, а 10-го марта уже исполнял обзяности капитана

А за счет чего столь стремительный карьерный рост? Боев вроде как не было еще...

#7 28.05.2009 10:33:19

Агриппа
Контр-адмиралъ
k-admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 3381




Re: Иностранцы на службе в Российском парусном флоте

smax написал:

Оригинальное сообщение #72383
4 февраля прибыл лейтенантом, 10-го стал капитан-лейтенантом, а 10-го марта уже исполнял обзяности капитана на куттер-бриге "Меркурий"

А разве командиром "Меркурия" Кроун был не в том же самом чине капитан-лейтенанта? Где здесь "стремительный карьерный рост"? Капитан-лейтенант - нормальное звание для командира корабля ниже 6-го ранга. Так, например, командиром черноморского "Меркурия" был капитан-лейтенант Казарский.

#8 28.05.2009 13:35:54

smax
Гость




Re: Иностранцы на службе в Российском парусном флоте

Агриппа написал:

Оригинальное сообщение #72426
Где здесь "стремительный карьерный рост"?

ну я имел в виду получение капитан-лейтенанта через 6 дней после прибытия в чине лейтенанта. Или  - прибыл - проэкзаменовали - повысили?

#9 28.05.2009 13:51:43

ПингвинЪ
Гость




Re: Иностранцы на службе в Российском парусном флоте

Судите сами
1753г. Родился он предместьях г. Перт в незнатной семье.
1761г. В 7 лет сбежал юнгой на торговое судно.
1778г. на HMS Diana исполнял обязанности Master-and-commander (Штурман-и-командир, первый лейтенант), но Британское Адмиралтейство не желало присваивать ему ни одного офицерского чина.
1788г. 4 февраля - принят на слубжу в Россию в чине лейтенанта
1788г. 10 февраля - назначе капитан-лейтенантом на ЛК вице-адмирала Фон Дезена "Иоанн Креститель".
1788г. 10 марта - назначен на куттер-бриг "Меркурий"
1789г. 21 мая - присуджен чин капитана 2-го ранга, назначен на HMS "Venus"
1790г. 23 июня - прозведен в капитаны 1-го ранга, командир эскадры 4-х фрегатов и 2-х катеров.
Всю жизнь быть простолюдином, а потом в течение 6 дней получить кап-лейта, а через два года кап-1... это ли не быстрый карьерный рост, причем за заслуги, а не за деньги.

Награды: '89г. св. Георга 4-ой степени, '90г. позоченая шпага "За Храбрость", св. Владимира 3-ей степени.

Отредактированно ПингвинЪ (28.05.2009 13:56:49)

#10 28.05.2009 14:36:27

Агриппа
Контр-адмиралъ
k-admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 3381




Re: Иностранцы на службе в Российском парусном флоте

ПингвинЪ написал:

Оригинальное сообщение #72495
1788г. 10 февраля - назначе капитан-лейтенантом на ЛК вице-адмирала Фон Дезена "Иоанн Креститель".

Простите, не могли бы Вы поделиться источником информации по этому пункту. У меня несколько иная хронология...
4 февраля 1788 года зачислен на флот с чином лейтенанта.
10 марта в чине капитан-лейтенанта назначен капитаном коттера «Меркурий».


ПингвинЪ написал:

Оригинальное сообщение #72495
1789г. 21 мая - присуджен чин капитана 2-го ранга, назначен на HMS "Venus"

"21 мая 1789 года Кроун встретился с  44-пушечным фрегатом «Венус». После короткого и отчаянного боя командир «Венуса» сдался и отдал Кроуну свою шпагу.... Об этом бое адмирал В.Я. Чичагов отправил победную реляцию императрице Екатерине II. Царица отреагировала быстро и по-русски щедро – Роман Васильевич Кроун вне выслуги был награжден чином капитана 2 ранга, орденом св. Георгия 4 ст., пенсионом по смерть, с назначением командиром взятого им фрегата".

ПингвинЪ написал:

Оригинальное сообщение #72495

1790г. 23 июня - прозведен в капитаны 1-го ранга, командир эскадры 4-х фрегатов и 2-х катеров.

"2 мая 1790 г., в составе эскадры Чичагова, участвовал в Ревельском сражении и получил золотую шпагу с надписью «за храбрость»; 22 июня участвовал в Выборгском сражении, ... за что пожалован был орденом св. Владимира 3-й ст.
...под самым Свеаборгом 23 июня взял с боя шведский 64-пушечный корабль «Ретвизан» и был «за отличную храбрость» произведен в капитаны 1 ранга и пожалован пожизненной рентой в 1000 руб. в год
."

ПингвинЪ написал:

Оригинальное сообщение #72374
гениальный капитан, и тихий адмирал...

"В 1799 г. произведен в контр-адмиралы и до 1804 г. был при береговых командах в Кронштадте; 11 февраля 1804 г. был произведен в вице-адмиралы белого флага.
В 1807—1812 г.г., после ... Тильзитского мира ... вице-адмирал Кроун был удален с флота в Москву.
В 1812 г. Кроун из Москвы был отправлен в Архангельск, где принял командование 8-ю кораблями и перешел с ними в Свеаборг, а затем, поздней осенью, с 7-ю кораблями был послан к берегам Англии,... поступил под общее начальство британского адмирала Юнга. Участвовал в блокаде голландских берегов по 1814 г., когда сопровождал из Англии во Францию французского короля Людовика XVIII .
Приняв на свою эскадру (13 кораблей, 1 фрегат и 1 бриг) наши войска в Шербуре, доставил их в Кронштадт.
В 1814—1827 гг. ежегодно командовал практическими эскадрами в Балтийском море.
В 1824 г. был произведен в адмиралы.
В 1832—1838 годах  командовал ежегодно летом соединенными дивизиями Балтийского флота".


Ничего себе "тихий адмирал"! Из моря практически "не вылазил".

#11 28.05.2009 17:15:51

ПингвинЪ
Гость




Re: Иностранцы на службе в Российском парусном флоте

Cкрицкий Н.В. "Георгиевские кавалеры под Андрееевским флагом"
Широкорад А.Б. "Северные войны России"
Веселаго Ф.Ф. "Краткая история Русского Флота", глава X "Русско-шведская война 1788-1790гг"
Stig Jaagerskioeld "Svensksund, Gustaf III's krig och skaarguerdsflottan 1788 - 1790".

Согласен и виноват, что не дал более обширную информацию о заслугах. Указанные даты являются датами битв.
Я не влезаю в в 19-ый век, однако и вы не сказали, что в 1791-м году в связи с обостившимися отношениями с Англией, Романа Кроуна отправили на Черное Море, где находился при штабе. Лишь в 1793 году его вернули на Балтику.

"Тихий" я упомянул лишь с тем, что он неблагодарно забыт массами, а потом еще спрашивают, почему корабли в XX веке носили имя "адмирала Кроуна"... Хотя судя по поступкам он был именно "отмороженным", как положительно назвали его в одной статье на просторах рунета.

Хочется еще добавить.
1778г. участвовал в Северо-Американской войне за Независимость, на HMS "Diana" (HMS Diana, a 32-gun fifth-rate launched in 1757, commanded by Alexander Schomberg c.1758/59, and sold in 1793; картинки нет, только поздние 38 и 46 пушечные) у капитана Джонсона в составе Вест-Индской экспедиции, исполняя обязанности Master-and-commander, заслужил хорошую репутацию. Однако, не смотря на засвидетельствованные начальством заслуги, он не был зачислен в списки офицеров британского флота. Считал себя обиженным Британией и ушел к Русским.

И ошибся по информации о куттер-бриге "Меркурий", вот он: USS Mercury (1776), was a ketch authorized by the Continental Congress in 1776 and captured off the Newfoundland Banks by the Royal Navy 10 September 1780 (есть вероятность (а почему нет?), что именно Кроун с Джонсоном и призовал этот двухмачтовый кэтч (который по оснастке парусов походит на британские куттеры) для Британии, чтобы потом его продали России, уж слишком лихо Кроун взялся его переоснащать под бриг, обшивать днище, понятно, что его ждало Черное Море, но слухи от двоюродного брата Екатерины II, т.е. от амбициозного Густава III доходили... поэтому и  27-го мая было поручено Грейку "top secret" выслать три фрегата для наблюдения у Карлсксоны, Свеаборга и на выходах из Ботнического Залива - все это странно, и очень скомкано по времени (три (с половиной) месяца))

Отредактированно ПингвинЪ (28.05.2009 17:18:33)

#12 29.05.2009 23:23:49

Агриппа
Контр-адмиралъ
k-admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 3381




Re: Иностранцы на службе в Российском парусном флоте

ПингвинЪ написал:

Оригинальное сообщение #72585
однако и вы не сказали, что в 1791-м году в связи с обостившимися отношениями с Англией, Романа Кроуна отправили на Черное Море

Вы абсолютно правы, но у меня была другая цель - показать, за что именно Кроун так стремительно был произведен в капитаны 2-го и 1-го ранга.

#13 09.06.2009 14:35:40

konstantyn_lvk
Гость




Re: Иностранцы на службе в Российском парусном флоте

wildcat написал:

Оригинальное сообщение #1238
Наем иностранных специалистов для русского военно-морского флота в XVIII в.
И.И. Белоусов

Выходные данные статьи: Белоусов И.И. Наем иностранных специалистов для русского военно-морского флота в XVIII в. // Вопросы истории. 2008. № 6. С. 147-151. Жаль, что аппарат не воспроизведен. Хотя статья фактически не соответствует заявленному названию и ценна главным образом публикацией коллежской инструкции В. Люису и формы контракта. Темой попыток найма иностранных технических специалистов для военно-морского флота в середине 1730-х гг. у нас никто пока не занимался, есть лишь специальная англоязычная публикация: Evans R. Recruitment of British Personnel for the Russian Service 1734-1738 // Mariner's Mirror. 1961. Vol. XLVII. P. 126-137.

#14 09.06.2009 16:03:12

Эд
Адмиралъ, лучший исследователь 2009
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10390




Re: Иностранцы на службе в Российском парусном флоте

konstantyn_lvk написал:

Оригинальное сообщение #78505
Evans R. Recruitment of British Personnel for the Russian Service 1734-1738 // Mariner's Mirror. 1961. Vol. XLVII. P. 126-137.

Когда-то я сделал из нее выписки. Но там говорится, что даже Томас  Мэтьюс хотел поступить на русскую службу и даже прибыл в СПб!

#15 09.06.2009 20:10:44

konstantyn_lvk
Гость




Re: Иностранцы на службе в Российском парусном флоте

Надо наши коллежские документы смотреть.
Однако же стоит сразу разделить две темы: а) действия по найму технических специалистов, очевидно в силу реализации решений Воинской морской комиссии от 1732 г. ( см.: Петрухинцев Н.Н. Царствование Анны Иоанновны: формирование внутриполитического курса и судьбы армии и флота 1730-1735 гг. СПб., 2001. С. 267); б) попытки привлечения в нашу службу кого-либо из опытных флагманов (см.: Там же. С. 288-289).

#16 09.06.2009 21:16:20

konstantyn_lvk
Гость




Re: Иностранцы на службе в Российском парусном флоте

Эд написал:

Оригинальное сообщение #78534
Томас  Мэтьюс хотел поступить на русскую службу и даже прибыл в СПб

А что до Мэтьюза, то Э.Кросс цитирует донесение британского резидента в Петербурге К.Рондо от 6/17 сентября 1735 г.: "Царица с большой охотой взяла бы его на службу, если бы он принял предложенный ею чин первого вице-адмирала; но м-р Мэтьюз, не желая чина ниже адмиральского, распрощался с нею..." (Кросс Э. Британцы в Петербурге: XVIII век. СПб., 2005. С. 198. Касательно английских офицеров и специалистов в русском флоте аннинского времени см. также С. 197-201).

#17 10.06.2009 17:06:07

Эд
Адмиралъ, лучший исследователь 2009
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10390




Re: Иностранцы на службе в Российском парусном флоте

В этой статье говорится, что Мютьюс прибыл в СПб в августе, но 5 сентября вернулся. Это выглядит странно, т.к. в биографии Мэтьюса ничего не говорится о его поездке в Россию.

Англ. офицеры, служившие лейтенантами в англ. флоте, получали в месяц 7-8 ф.ст.,  в России, будучи капитанами, получали 10 ф.ст.

Найм англ. моряков в Англии стал возможен после нормализации отношений России с Англией.

В русский флот обычно шли служить шотландцы и ирландцы, которым карьера в Рйал нейви не особо светила.

#18 10.06.2009 19:35:14

konstantyn_lvk
Гость




Re: Иностранцы на службе в Российском парусном флоте

Эд написал:

Оригинальное сообщение #78928
В этой статье говорится, что Мютьюс прибыл в СПб в августе, но 5 сентября вернулся. Это выглядит странно, т.к. в биографии Мэтьюса ничего не говорится о его поездке в Россию.

Ну, прежде всего надо посмотреть само донесение Рондо, они опубликованы в СбРИО и на языке оригинала. Кросс пишет о том, что англичанин прибыл в Петербург в июле. Но в любом случае явного противоречия в хронологии не вижу - приплыл скажем в начале августа, две-три недели переговоров, не сошлись и убыл в начале сентября восвояси. А составители биографии Мэтьюза на столь незначительный момент внимания или не обратили, или говорить о нем не стали - намерение перейти в иностранную службу не самый выигрышный эпизод. Впрочем, повторюсь - на отечественных источниках период 1730-х годов по этой теме никто еще специально не изучал.

Эд написал:

Оригинальное сообщение #78928
Найм англ. моряков в Англии стал возможен после нормализации отношений России с Англией.

Так это как раз в 1732 г. и состоялось.

Эд написал:

Оригинальное сообщение #78928
В русский флот обычно шли служить шотландцы и ирландцы, которым карьера в Рйал нейви не особо светила.

Опять таки пока за весь XVIII в. национальную принадлежность перешедших в нашу службу офицеров Соединенного королевства по генеральной совокупности никто не рассматривал.
Что же до начала 30-х годов, то собственно строевые офицеры нас не интересовали - в связи с введением по предложению Воинской морской комиссии соответствующих новых должностей нужны были тимерманы и мастера. Вопрос о найме других специалистов, офицеров и флагманов никто из членов комиссии не ставил. Именно с этой миссией и отбыл в Европу Люис. Так что причины ее изложены в статье не совсем точно.

#19 01.08.2009 11:06:44

konstantyn_lvk
Гость




Re: Иностранцы на службе в Российском парусном флоте

Ну вот, собственно, Клаудиус Рондо вспоминает Мэтьюса в своих донесениях лорду Харрингтону трижды, один раз даже при весьма забавных обстоятельствах. Существует в природе, как видим, и собственное письмо моряка министру, где обстоятельства вояжа в Россию могли быть описаны более подробно:

Рондо - лорду Харрингтону, Санкт-Петербург 16/27 августа 1735 г.
"Commodor Mathews arrived here the 14th instant; the next day, I carried him to court, where count Osterman presented him to Czarinna, who received him very graciously. Your lordship may depend, I shall with pleasure do m-r Mathews all the service I am able."
Сборник Императорского русского исторического общества. СПб., 1891. Т. LXXVI. С. 435.

Рондо - лорду Харрингтону, Санкт-Петербург 23 августа/3 сентября 1735 г.
"Last monday the first regiment of guards exercised before Her Majesty, and as commodor Mathews and I were returning from seeing the same, we came to a bridge near the palace,which the Czarinna had passed about a minute or two before, but before we could get over, the bridge broke, and we had the ill luck to fail into a very large and deep canal, as did also baron Mardefeld, the prussian envoy, and messieurs Hohenholtz and Swarts, the imperial and Holland residents, and about thirty or forty other gentlemen. We all had the good fortune to get out, but not without some danger and difficulty."
Сборник Императорского русского исторического общества. СПб., 1891. Т. LXXVI. С. 437.

Рондо - лорду Харрингтону, Санкт-Петербург 6 сентября/17 сентября 1735 г.
"Commodor Mathews, who set out from hence the 4th instant, in order to return to England by sea, will, I suppose, have informed your lordship, by his inclosed letter, that the Czarinna would very willingly have employed him in her service, if he would have accepted of the rank of her first vice-admiral; but m-r Mathews not being willing to engage without he was made an admiral, has taken leave of the Czarinna, who desired him at the same time to assure the king of the sincere friendship and affection she has for His Majesty."
Сборник Императорского русского исторического общества. СПб., 1891. Т. LXXVI. С. 442.

Отредактированно konstantyn_lvk (01.08.2009 11:50:12)

#20 01.08.2009 14:16:27

Эд
Адмиралъ, лучший исследователь 2009
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10390




Re: Иностранцы на службе в Российском парусном флоте

Это очень иетересно. Если бы Мэтьюс перешел на русскую службу и задержался на ней, то, возможно, он бы командовал флотом в 1742-43 гг. и действовал более решительно, чем Мишуков и Головин (скажем, в стиле генерала Кейта).

#21 01.08.2009 16:14:57

konstantyn_lvk
Гость




Re: Иностранцы на службе в Российском парусном флоте

1

Все конечно может быть, но не думаю, чтобы он задержался долее предусмотренного контрактом, как на деле и вышло у Кристофера О'Брайена например.

#22 27.09.2009 11:51:22

konstantyn_lvk
Гость




Re: Иностранцы на службе в Российском парусном флоте

Опять же для поддержания темы.
Плешков В.Н. Адмирал Е.Е. Тет: пятьдесят лет под Андреевским флагом //Русское открытие Америки: Сб. ст., посвященных 70-летию академика Николая Николаевича Болховитинова. М., 2002. С. 243-254. Скачать pdf-файл можно здесь у меня: http://www.mediafire.com/download.php?dmvafn2oj1j

#23 09.07.2010 13:51:00

konstantyn_lvk
Гость




Re: Иностранцы на службе в Российском парусном флоте

Агриппа написал:

Оригинальное сообщение #72508
4 февраля 1788 года зачислен на флот с чином лейтенанта.
10 марта в чине капитан-лейтенанта назначен капитаном коттера «Меркурий».

Высочайший указ, из дежурства при Е.И.В. в Государственную Адмиралтейскую коллегию, 14 марта 1788 г.: "Ея Императорское Величество приняв 4-го февраля сего года в службу свою из королевского великобританского флота лейтенанта Кровна тем же чином, а 14-го дня сего марта всемилостивейше соизволила пожаловать его флота в капитан-лейтенанты, повелела употребить его в экспедиции под предводительством господина адмирала и кавалера Грейга назначенной, о чем указ сей и объявляю. Генерал-адъютант граф Ангальт." (РГАВМФ. Ф. 227. Оп. 1. Д. 51. Л. 179)

Хотя я бы эту свою выписку еще раз проверил, ибо делалась много лет назад - вдруг ошибся в цифре, пожалование в капитан-лейтенанты состоялось-таки не 14, но 11 марта - как указано в ОМС (Общий морской список. Ч. IV. С.161). Например опубликованная в МИРФ выписка из журнала Адмиралтейств-коллегии о слушании приведенного выше указа из-за банальной опечатки оказалась с датой 4 марта. Кстати, текст там следующий: "Слушано сообщение из дежурства, что Ея И.В. приняла в службу свою великобританского флота лейтенанта Кровна, определяя его на службу во флот капитан-лейтенантом" (Материалы для истории русского флота. СПб., 1890. Ч. XIII. С. 431). Сравните этот "конспект" с текстом подлинного указа.

Однако уже 10 марта командиром "Меркурия" Кроун никак не мог стать не только поэтому. 18 июля 1788 г. члены Адмиралтейств-коллегии слушали доставленный из Копенгагена рапорт вице-адмирала В.П. Фондезина, где он кроме прочего "объявляет, что купленные в Англии к части флота отряженного в Средиземное море два катера один большой, а другой малый в Копенгаген прибыли... определил на те суда командирами с корабля "Чесьма", на первый капитан-лейтенанта Кроуна, а на другой лейтенанта Чернавина..." (МИРФ. Ч. XIII. С. 464-464). Рапорт написан после 28 июня. В то же время в "Общем морском списке" утверждается, что Кроун совершил переход Кронштадт-Копенгаген на корабле "Иоанн Креститель" (ОМС. Ч. IV. С. 161).

Отредактированно konstantyn_lvk (09.07.2010 23:51:20)

#24 10.07.2010 00:41:43

konstantyn_lvk
Гость




Re: Иностранцы на службе в Российском парусном флоте

ПингвинЪ написал:

Оригинальное сообщение #72585
в 1791-м году в связи с обостившимися отношениями с Англией, Романа Кроуна отправили на Черное Море, где находился при штабе. Лишь в 1793 году его вернули на Балтику.

В ОМС сказано, что в 1791 г. Роман Васильевич был отправлен на Черноморский флот и до датированного 11 апреля 1793 г. распоряжения о возвращении находился при береге в Николаеве. Действительно, капитан 1-го ранга Кроун значится как в высочайшем указе вице-президенту Адмиралтейств-коллегии графу И.Г. Чернышеву от 9 июня 1791 г., в "списке морским офицерам из англичан, назначаемым для употребления в Черноморском флоте" (МИРФ. СПб., 1893. Ч. XIV. С. 334), так и в "Списке господ капитанов и прочих офицеров из англичан, переведенных во флот Черноморский", приложенном к "Предложению" светлейшего князя Г.А. Потемкина-Таврического Черноморскому адмиралтейскому правлению от 3 июля того же года (РГАВМФ. Ф. 245. Оп. 1 Д. 70. Л. 2). Эти списки отличаются несколькими фамилиями. Но вот затем в документах Правления никаких сведений ни о прибытии, ни о пребывании, ни об отъезде Кроуна обратно нет. Как, кстати, и двух других капитанов - Иосифа Яковлевича (Джозефа) Перри и Ивана Адамовича Пеллисиера, оба 2-го ранга. Последний, кстати, и вовсе был голландцем. С другими же офицерами списка - капитан-лейтенантами и лейтенантами, все в порядке, в документах пребывание на юге отражено. Да и вернулись они на Балтику  из нежданной командировки уже в 1792 г., подав по весне соответствующие прошения. С другой стороны, на чем-то основывались же и составители ОМС. Хотя в статьях о Перри и Пеллисиере данных о нахождении в 1791 г. на Черном море нет (ОМС. Ч. IV. С. 546-547, 558-559), в отличие от большинства других побывавших там персонажей. Одним словом, этот сюжет биографии Кроуна нуждается в исследовании.

Отредактированно konstantyn_lvk (12.07.2010 07:03:44)

#25 25.07.2010 16:50:08

konstantyn_lvk
Гость




Re: Иностранцы на службе в Российском парусном флоте

... Которое неожиданно и получило продолжение.:) В "Записках" П.А. Данилова обнаружился следующий фрагмент: «Тогда со мной встретилось несчастие, которое издалека мне готовилось, вот каким образом: как я был в доверенности контр-адмирала Ушакова, который был человек простодушный, однако умел разбирать людей, а обер-интендант Афанасьев был коварен и подозрительный, которого впоследствии все боялись, ибо узнали, если курьер едет откуда-нибудь через Херсон, то он такового оставлял у себя или обедать и отдохнуть или ночевать, дабы время иметь, вынув из сумки его все письма и другие бумаги, перечитать. Вынимал из конвертов посредством острого ножика и линейки, по которой разрезывал в боку и после, вложив, так заклеивал искусно, что никак узнать нельзя и сии сведения употреблял себе в пользу, а кому хотел во зло. Посему посылал Ушаков письма к Фалееву, который жил в Николаеве, всегда ко мне в моем конверте, а меня просил посылать далее, что я и делал. То может быть какою-нибудь хитростью сей коварный человек и узнал, за что, воспользовавшись приездом к светлейшему князю из Балтийского флота капитана 1-го ранга Кроуна, который там прославился и князь хотел дать скорее корабль, представил мою медленность на вид князю, который и приказал сменить меня Кроуну, тогда-то оный и приехал ко мне с двумя своими лейтенантами, чтобы я как можно скорее сдал свой корабль, приехавший с ними же обер-интендант приказывал.» (Жизнь моя. Записки адмирала Данилова. 1759-1806 гг. Кронштадт, 1913. С. 126-127) Петр Алексеевич командовал тогда только что спущенным на воду в Херсоне и оснащаемым к переходу в состав действующего флота в Севастополь линейным кораблем "Сошествие Святого Духа" (с 24.08 "Святая Троица"). Действительно, согласно послужному списку Данилова, в кампанию 1791 г. 15.06-15.08 он находился на этом корабле и перевел его от Херсона к Очакову, а 01.09-01.10 уже командовал брандвахтенным фрегатом в Севастополе (РГАВМФ. Ф. 406. Оп. 2. Д. 11. Л. 15об-16). Если же обратиться к соответствующему тому МИРФ, то обнаружится приказ контр-адмирала Ф.Ф. Ушакова по эскадре от 27 августа: "В ордере ко мне от Е. Св. предписано: корабль "Сошествие Св. Духа" Е. Св. поручен флота капитану Крюйзу [...] фрегат "Макроплию Св. Марка" рекомендую со всяким же по закону обстоятельством принять капитану 2 ранга Данилову на время, до тех пор пока назначен будет следующий в команду его корабль." (Материалы для истории русского флота. СПб.. 1895. Ч. XV. С. 406). Однако "Общий морской список" на интересующий нас период дает единственного офицера с похожей фамилией - капитан 2-го ранга Александр Александрович фон Круз (Крюйс) в 1791-1792 гг. командовал линейным кораблем "Святой Пантелеймон" в составе Балтийского флота на кронштадтском рейде (ОМС. Ч. IV. С. 168). При этом, согласно "Формуляру о командированных в Херсон штаб и обер офицерах" от 13 мая 1792 г. капитан-лейтенант Филипп Эльфинстон и лейтенант Егор Сим свою "командировку" провели именно на корабле "Святая Троица" (РГАВМФ. Ф. 245. Оп. 1. Д. 70. Л. 28), а насчет первого есть и запись в протоколе Черноморского адмиралтейского правления от 7 августа предыдущего года, с решением определить на этот корабль по прибытии с Балтики (Там же. Л. 6). Поэтому думается, что Эльфинстон с Симом и есть те самые "два лейтенанта", а неведомый "капитан Крюйз" - суть Роман Кроун, чья фамилия то ли была неверно прочитана составителями МИРФ, то ли набрана с опечаткой. Кстати, в справочнике Чернышева командиры "Св. Троицы" указаны на 1791 г. (Данилов) и с 1793 г. (Престман) - на 1792 г. же лакуна (Чернышев А.А. Российский парусный флот: Справочник. М., 1997. Т. 1. С. 78).

Отредактированно konstantyn_lvk (25.07.2010 16:53:20)

Страниц: 1 2


Board footer