Страниц: 1 2 3 4

#26 10.07.2009 12:46:51

charlie
Контр-адмиралъ
k-admiral
stas3b
Откуда: Севастополь
Таврида ЛК "Советский Союз"
Сообщений: 5875




Re: Три смотра

Georg G-L написал:

Оригинальное сообщение #90799
А союзники в 1857 г. ввели бы в Черное море уже чисто винтовой флот.

Интересно было-бы ознакомится с планами судостроения союзников на 1852-53г. Если брать реал на 1858г-38 винтовых ЛК у французов и почти 70 у англичан, шансов нет, но сколько из них переоборудованны под влиянием опыта войны (и военных ассигнований), а сколько по предвоенным планам-вопрос открытый.

Отредактированно charlie (10.07.2009 13:17:21)


Бороться и искать, найти и не сдаваться

#27 10.07.2009 15:43:34

Агриппа
Контр-адмиралъ
k-admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 3381




Re: Три смотра

charlie написал:

Оригинальное сообщение #90872
но сколько из них переоборудованны под влиянием опыта войны (и военных ассигнований), а сколько по предвоенным планам-вопрос открытый.

По Гамильтону...
"В 1846 году Палата <Франции> продемонстрировала свое стремление усилить флот, проголосовав за выделение на постройку кораблей в течение нескольких лет очень значительной суммы....планировалось построить 100 пароходов. На самом же деле немедля была начата постройка большего, чем предусматривалось, количества пароходов".

Там же по Англии...
"До конца 1847 года <во Франции> не выказывалось никакого беспокойства относительно нового флота старого соперника. Ситуация изменилась благодаря докладу уважаемого корабельного инженера М. Моля от 21 сентября. Побывав на другом берегу Канала, он был поражен достигнутым там прогрессом. В докладе он отмечал, что уже введено в строй, или находится на стапелях не менее тридцати девяти винтовых военных кораблей разных типов".

#28 15.07.2009 11:49:31

Александр Г.
Гость




Re: Три смотра

Вот еще одна работа.
Зайончковский А.М. Последний смотр императором Николаем Павловичем Черноморского флота в 1852 году (из рассказа очевидца) // Исторический вестник. 1900. № 3.

#29 15.07.2009 12:03:32

Georg G-L
Капитанъ I ранга
k1r
stasik3
Откуда: Архангельск, Россия
ЕИВ Гвардейского экипажа яхта "Штандарт"
Сообщений: 12789




Вебсайт

Re: Три смотра

Александр Г. написал:

Оригинальное сообщение #93060
Вот еще одна работа.

А в сети ее нет?


Живым достанется почет, а мертвым орденов не нужно...

#30 15.07.2009 13:49:04

Александр Г.
Гость




Re: Три смотра

Georg G-L написал:

Оригинальное сообщение #93067
А в сети ее нет?

Не видел.

#31 26.07.2009 18:28:16

Jufel
Гость




Re: Три смотра

Эд написал:

Оригинальное сообщение #89284
Государь, в 1853 г. на Балтике, наблюдая за маневрами БФ, бормотал примерно следующее: "Чего они нашли в этих самоварах ? Мода на них скоро пройлдет".

Это интересно. Значит не один Нахимов обзывал паровые корабли "самоварами". Выходит, это распространенный "термин" был у русских моряков тогда, если его сам император употреблял. А между тем:

"Почти одновременно со смотром Балтийского флота в июле 1853 г. в Портсмуте состоялся смотр и были проведены маневры английского Флота канала. Впервые в истории в них участвовала целая эскадра винтовых кораблей: 6 линейных, 2 фретага и 4 корвета, дополненные 6 колесными пароходофрегатами. В показательном бою паровые корабли уверенно взяли верх над парусными. Российская официальная печать отозвалась своеобразно: "Может ли этот смотр сравниться с тем великолепным эффектом, который представляет русский флот на Кронштадтском рейде, где 18 кораблей и множество фрегатов, пароходов и мелких судов занимают до 5 верст пространства" ("Морской сборник". 1853. № 8 стр. 164)."

Мракобесы. Фанатики строевой подготовки и надраивания медяшки...

#32 26.07.2009 18:32:33

Georg G-L
Капитанъ I ранга
k1r
stasik3
Откуда: Архангельск, Россия
ЕИВ Гвардейского экипажа яхта "Штандарт"
Сообщений: 12789




Вебсайт

Re: Три смотра

Jufel написал:

Оригинальное сообщение #97689
Мракобесы.

Которые уже строили (перестраивали) 4 паровых ЛК и 2 ФР...


Живым достанется почет, а мертвым орденов не нужно...

#33 26.07.2009 18:50:44

Jufel
Гость




Re: Три смотра

Georg G-L написал:

Оригинальное сообщение #97691
Которые уже строили (перестраивали) 4 паровых ЛК и 2 ФР...

Не все были мракобесами. Кроме того, даже самому отъявленному любителю строевщины и парусов ясно: каменный топор против стального клинка не покатит. Но общая неприязнь к прогрессу, к современной технике основной массы высших командиров, тормозила развитие флота. И не только в строительстве паровых кораблей. Тут в соседней теме обсуждалась артиллерия. Выяснилось, в Синопском бою бомбические орудия практически не применялись. Не освоены личным составом. Это все от явной неприязни к новшествам тогдашнего командования идет. Стремились все делать по старинке...

#34 26.07.2009 19:49:08

Александр Г.
Гость




Re: Три смотра

Jufel написал:

Оригинальное сообщение #97699
Но общая неприязнь к прогрессу, к современной технике основной массы высших командиров, тормозила развитие флота.

Если это так то зачем закладывать новые винтовые корабли, перестраивать старые парусные, строить пароходо-фрегаты. Все это стоило огромных денег и решение принималось именно высшими командирами и лично Николаем 1.

Jufel написал:

Оригинальное сообщение #97699
Выяснилось, в Синопском бою бомбические орудия практически не применялись. Не освоены личным составом.

Утверждение весьма спорное. Если не освоили стрельбу из бомбических пушек то и не стреляли бы бомбами вообще, а коль стреляли значит умели это делать. На мой взгляд дело здесь в другом, но это уже не по теме данной ветки.

#35 26.07.2009 23:00:11

Georg G-L
Капитанъ I ранга
k1r
stasik3
Откуда: Архангельск, Россия
ЕИВ Гвардейского экипажа яхта "Штандарт"
Сообщений: 12789




Вебсайт

Re: Три смотра

Александр Г. написал:

Оригинальное сообщение #97712
решение принималось именно высшими командирами и лично Николаем 1.

И принципиально было принято аж в 1845 году...


Живым достанется почет, а мертвым орденов не нужно...

#36 27.07.2009 00:18:44

charlie
Контр-адмиралъ
k-admiral
stas3b
Откуда: Севастополь
Таврида ЛК "Советский Союз"
Сообщений: 5875




Re: Три смотра

Georg G-L написал:

Оригинальное сообщение #97746
И принципиально было принято аж в 1845 году...

Возможно дело в банальной нехватке денег? К строительству парового флота приступили в 1851-52гг, когда флотский бюджет достиг 18-20млн.руб. В 1840-х он составлял 7-8млн.руб., денег едва хватало на поддержание штатной численности парусного флота, количество построенных ЛК за 1840-54 было меньше чем в 1825-40.
Как пример-перестройка в паровые ЛК "Выборг" и "Константин": тимбировка по 180-190 тыс.руб., стоимость машин по 200тыс. руб. Удвоение расходов!

Учитывая долю флота (4-5 процента) от расходной части бюджета империи, в отличие от армии с 70млн на 1845 и
120млн на 1852 рассчитывать на более раннее развитие парового флота неприходится.

Отредактированно charlie (27.07.2009 00:20:19)


Бороться и искать, найти и не сдаваться

#37 27.07.2009 00:41:32

Олег
Контр-адмиралъ
k-admiral
Откуда: Москва
корабль Трех Святителей: Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуст
Сообщений: 5916




Re: Три смотра

charlie написал:

Оригинальное сообщение #97756
количество построенных ЛК за 1840-54 было меньше чем в 1825-40.

В 1825-30 шло восстановление БФ после Кронштадтского наводнения.


“My country, right or wrong; if right, to be kept right; and if wrong, to be set right.”
Carl Schurz

#38 27.07.2009 01:07:44

charlie
Контр-адмиралъ
k-admiral
stas3b
Откуда: Севастополь
Таврида ЛК "Советский Союз"
Сообщений: 5875




Re: Три смотра

Олег написал:

Оригинальное сообщение #97761
В 1825-30 шло восстановление БФ после Кронштадтского наводнения.

А темп строительства из Мордвинова "Отчет за 1855-1880" 1 ЛК в год в Архангельске и 1 через 2 года в С.-Пб. обьясняется организационными вопросами (климат, кадры, сроки доставки материалов) или в большей степени финансовыми ограничениями?


Бороться и искать, найти и не сдаваться

#39 27.07.2009 09:52:24

Александр Г.
Гость




Re: Три смотра

charlie написал:

Оригинальное сообщение #97766
А темп строительства из Мордвинова "Отчет за 1855-1880" 1 ЛК в год в Архангельске и 1 через 2 года в С.-Пб. обьясняется организационными вопросами (климат, кадры, сроки доставки материалов) или в большей степени финансовыми ограничениями?

Скорее общим техническим отставанием от Англии и Франции, нехваткой национальных квалифицированных кадров и финансовых средств. К этому можно добавить огромные размеры страны которую нужно было обустраивать и защищать, что тоже не дешевое удовольствие.

#40 27.07.2009 12:53:38

charlie
Контр-адмиралъ
k-admiral
stas3b
Откуда: Севастополь
Таврида ЛК "Советский Союз"
Сообщений: 5875




Re: Три смотра

charlie написал:

Оригинальное сообщение #97756
В 1840-х он составлял 7-8млн.руб

Уточнение:Таким образом, в то время, как государственные доходы в 1845 году возросли на 7 мил., а в 1846 году только на 4 мил. против доходов 1844 года, - расходы возросли на 17 мил. в 1845 году и на 23 мил. в 1846 году против расходов 1844 года.
Наибольшая доля увеличения, конечно, падает на военное ведомство. Из приведенных выше государственных расходов за 1844 - 1846 гг. видно, что издержки по военному ведомству с каждым годом возрастали и составляли:
В 1844 году - 61 979 000 руб.
1845 - 62 268 000
1846 - 67 485 000
Кроме того, на морское ведомство издержано было:
В 1844 году - 9 610 000 руб.
[b]1845 - 10 125 000

1846 - 10 000 000 [/b]Особые издержки на военные потребности (сукна, провиантские, артиллерийские и строительные расходы) составляли:
В 1844 году - 3 847 000 руб.
1845 - 3 125 000
1846 - 3 942 000

Все-же, учитывая хронический дифицит госбюджета, содержание милионной армии в период 1832-1848 представляется необоснованным. (Австрия и Пруссия 300 тыс и 200тыс на 1850г(грубо)).

Отредактированно charlie (27.07.2009 12:58:51)


Бороться и искать, найти и не сдаваться

#41 27.07.2009 15:15:14

Georg G-L
Капитанъ I ранга
k1r
stasik3
Откуда: Архангельск, Россия
ЕИВ Гвардейского экипажа яхта "Штандарт"
Сообщений: 12789




Вебсайт

Re: Три смотра

charlie написал:

Оригинальное сообщение #97766
финансовыми ограничениями?

плюс пришлось потратиться на поход в Венгрию в 1849 г. А ведь английский кредит можно было использовать с большей пользой - на закупку того же оборудования для заводов в Кронштадте и Николаеве и готовых машин...


Живым достанется почет, а мертвым орденов не нужно...

#42 27.07.2009 18:05:40

charlie
Контр-адмиралъ
k-admiral
stas3b
Откуда: Севастополь
Таврида ЛК "Советский Союз"
Сообщений: 5875




Re: Три смотра

Georg G-L написал:

Оригинальное сообщение #97903
плюс пришлось потратиться на поход в Венгрию в 1849 г.

Да,уж цифры немаленькие Участие русских в подавлении венгерского мятежа стоило им 708 убитых, 2447 раненых и 10 885 умерших (из 85 387 человек, переболевших в разное время). Кроме того, чрезвычайные расходы для войск, находившихся на военном положении в Венгрии и России, а также продовольствие армии на театре войны, составили около 47,5 миллионов рублей.


Бороться и искать, найти и не сдаваться

#43 28.07.2009 00:25:18

charlie
Контр-адмиралъ
k-admiral
stas3b
Откуда: Севастополь
Таврида ЛК "Советский Союз"
Сообщений: 5875




Re: Три смотра

Georg G-L написал:

Оригинальное сообщение #97903
на закупку того же оборудования для заводов в Кронштадте и Николаеве и готовых машин...

Южный завод, как специализированное "пароходное" предприятие, увы, остался только в планах:
Решили вопрос и о пароходном заводе. Сначала, в сентябре 1849 г., место для него выбрали в Николаеве, но затем решили строить завод в Севастопольском адмиралтействе, которое после смерти М.П. Лазарева, наступившей 11 апреля 1851 г. во время лечения в Вене, стало называться Лазаревским. Место для завода выбрал сам Николай I, убежденный в неприступности Севастополя с моря. "Я так укрепил Севастополь, - заявил он, - что с этой стороны не должно быть опасений. Теперь никто, ни англичане, никто, не решится идти к нам" [22]. Сметы и план завода были представлены к октябрю 1852 г. Николаев, таким образом, оставался центром парусного и деревянного судостроения, Севастополь - парового и железного.
А завод в Кронштадте действительно получился "золотым" долгостроем:
  Рядом с Николаевским доком почти на островке, размером 80х150, расположен Кронштадтский пароходный завод, который был начат постройкою в 1847 году и окончен в 1857 году. На оборудование завода было употреблено 3.582.809 руб. Это был первый по времени пароходный завод.
  В январе 1846 года инженер генерал-майор Лебедев, командир Северного округа Морской строительной части, и академик Строительной части Морского Министерства архитектор Кудинов были отправлены в командировку в Англию и Голландию для ознакомления на месте с портовыми судоремонтными предприятиями, могущими служить образцами для проектируемого завода. 5-го августа 1846 года была назначена особая комиссия для всестороннего обсуждения места и условий постройки пароходного завода.
      Главным строителем пароходного завода был назначен инженер генерал-майор Лебедев, а его помощником инженер-капитан Биллио.
      Место для постройки завода было выбрано царем Николаем I у рундуков в Средней гавани, где 11 февраля 1847 года и начались работы. Но место это оказалось неудачным и после того, как здесь было забито 158 круглых пятисаженных свай пришло распоряжение о перенесении постройки Пароходного завода в Лесную гавань, напротив шлюпочных сараев. Постройка Пароходного завода сразу же столкнулась с недостатком денежных средств. Царская казна отпустила в 1847 году только половину суммы, требуемой для подготовительных работ. Строительство завода еще усложнялось и тем, что трудно было подбирать рабочую силу. Матросов из флотских экипажей нанимать нельзя было, за неимением теплой спецодежды.
      13 ноября 1847 года из-за недостатка средств работы по постройке Пароходного завода были приостановлены. Строительство завода требовало больших материальных средств. Гранит, кирпич, гидравлическая известь требовались в большом количестве. Гранит вывозился из Финляндии. Кирпич и известь изготавливались хозяйственным способом. Кузнечные работы были сданы в подряд. Много работ выполняли тогда адмиралтейские Ижорские заводы.
      Для продолжения работ по сооружению Пароходного завода в Кронштадте в 1848 году было ассигновано за счет Государственного казначейства 872.000 рублей.
      К концу 1848 года ряд работ был выполнен. 
      Стена набережной с южной стороны была утолщена дополнительным рядом свай, устроены площадки для приготовления бетона и извести. Сооружены машины, размешивающие глину. Проведена железная дорога, по которой перевозили тяжелые грузы и т. д.
      За 1849 год были положены гранитные пяты по восточному, южному, западному и частью северному фасадам завода. В помещении паровых машин возведены кирпичные фундаменты. Во флигеле для обделки котельных листов подлит гранитный цоколь. Возведены на готовом цоколе стены здания завода по северному фасаду для помещений чугунолитейной и прочих мастерских, заложены рамы, поднят карниз, а под чугунолитейной положены, кроме того, железные стропила с концевыми чугунными частями
      Пароходный завод строился 8 лет. Планы его составлялись в 1845 году. За эти 10 лет парусный флот уступил место паровому, преимущественно с винтовыми двигателями, и количество механизмов, требующих ремонта, росло вместе с численностью судов.
      Обстановка потребовала изменить профиль Кронштадтского Пароходного завода. Предполагаемую постройку железных судов отменить, а Пароходный завод оборудовать, как ремонтное предприятие.
      В мае 1855 года в Англии был выполнен заказ на оборудование для Пароходного завода, в том числе паровой станок с котлом для склепывания листов и необходимыми приспособлениями, станки для штампования болтов и гаек, по изготовлению заклепок, подъемный кран и другое техническое оборудование.
      4-го марта 1858 года состоялось торжественное открытие Пароходного завода в Кронштадте. Этот день официально считается началом деятельности завода.http://www.kronstadt.ru/books/history/morzav_1.htm#1

Отредактированно charlie (28.07.2009 00:29:10)


Бороться и искать, найти и не сдаваться

#44 28.07.2009 09:32:58

Georg G-L
Капитанъ I ранга
k1r
stasik3
Откуда: Архангельск, Россия
ЕИВ Гвардейского экипажа яхта "Штандарт"
Сообщений: 12789




Вебсайт

Re: Три смотра

charlie написал:

Оригинальное сообщение #98093
На оборудование завода было употреблено 3.582.809 руб

charlie написал:

Оригинальное сообщение #97970
чрезвычайные расходы для войск, находившихся на военном положении в Венгрии и России, а также продовольствие армии на театре войны, составили около 47,5 миллионов рублей.

То есть вместо Венгерской компании можно было построить 10 пароходных заводов...


Живым достанется почет, а мертвым орденов не нужно...

#45 29.07.2009 13:14:17

Jufel
Гость




Re: Три смотра

Александр Г. написал:

Оригинальное сообщение #97712
Если это так то зачем закладывать новые винтовые корабли, перестраивать старые парусные, строить пароходо-фрегаты. Все это стоило огромных денег и решение принималось именно высшими командирами и лично Николаем 1.

Шесть лет (1845- 1851 гг.) только на разработку программы парового судостроения. Энтузиазма не видно. :(

Александр Г. написал:

Оригинальное сообщение #97712
На мой взгляд дело здесь в другом

И в чем именно ? Не хотите отвечать здесь, напишите в теме о бомбах и снарядах. Или нечего по существу возразить ?

Georg G-L написал:

Оригинальное сообщение #97903
плюс пришлось потратиться на поход в Венгрию в 1849 г.

Николай 1 геополитического противника в 1849 г. спас. Австрия уже через 5 лет его "отблагодарила". Поделом дураку, что "брата- монарха" полез спасать. Только русских и представителей других народов жалко, кто в войне погиб. Крымскую войну спровоцировал из- за религиозных разногласий. Русским не все равно, кто в Палестине ключами от какого- то храма распоряжается ? Значит, не понимал, что флот к войне вообще не готов. Типичный Николай 1 мракобес по меркам середины 19 века. Мыслил феодально- религиозными категориями, как политик 17 века. Сущности современной "реальной политики" (тот же Меттерних) не понимал напрочь. И окружение такое же подбирал. Все вместе они Россию назад тянули и не только в политике, но и в техническом плане.

charlie написал:

Оригинальное сообщение #98093
В мае 1855 года в Англии был выполнен заказ на оборудование для Пароходного завода

Познавательно написано. Но эта дата вызывает сомнения. ;) В мае 1855 г. еще Крымская война в полном разгаре.

#46 29.07.2009 15:36:35

charlie
Контр-адмиралъ
k-admiral
stas3b
Откуда: Севастополь
Таврида ЛК "Советский Союз"
Сообщений: 5875




Re: Три смотра

Jufel написал:

Оригинальное сообщение #98678
В мае 1855 г. еще Крымская война в полном разгаре.

Видимо подразумевается дата окончания изготовления оборудования по довоенному заказу, поставка и монтаж-отдельная песня, немалый обьем работ выполнялся и после официального открытия.


Бороться и искать, найти и не сдаваться

#47 29.07.2009 15:45:29

Georg G-L
Капитанъ I ранга
k1r
stasik3
Откуда: Архангельск, Россия
ЕИВ Гвардейского экипажа яхта "Штандарт"
Сообщений: 12789




Вебсайт

Re: Три смотра

Jufel написал:

Оригинальное сообщение #98678
Русским не все равно, кто в Палестине ключами от какого- то храма распоряжается ?

Как раз РУССКИМ - не все равно... Посмотрите тут ветку о причинах Восточной войны... Ну и заодно как "просвященные" европейцы могилы грабили... они то точно "мракобесами" не были...


Живым достанется почет, а мертвым орденов не нужно...

#48 29.07.2009 17:23:52

Jufel
Гость




Re: Три смотра

Georg G-L написал:

Оригинальное сообщение #98747
Как раз РУССКИМ - не все равно... Посмотрите тут ветку о причинах Восточной войны... Ну и заодно как "просвященные" европейцы могилы грабили... они то точно "мракобесами" не были...

То есть туркмену этого не понять ? А русским, кому в 1853 г. больше всех надо- это конкретно кому ? Немцу Николаю 1 ? Португальскому еврею Нессельроде ? Им может, не все равно. А среднестатистическому русскому, от крепостного до дворянина, проблемы палестинских арабов- христиан до одного места. Разьве были нарушены права российского государства или русской православной церкви ? Насколько помню, был конфликт католиков с местными автокефальными православными, не имевший к России никакого отношения. Николай 1 переоценил свои возможности. Возомнив себя "халифом всех православных" стал вмешиваться в дела других государств и конфессий. В результате спровоцировал заведомо проигрышную и ненужную войну... Я понимаю Вашу неприязнь к западу. Но нельзя отрицать, что инициатором Крымской войны была Россия. Я не против русской экспансии, но не в варианте "голой пяткой на шашку прыгать".

Возвращаясь к теме: Николай 1 понимал, что русский флот- технически отсталый (хотя б по отсутствию винтовых кораблей) ? Или не понимал ? Вот вопрос. Или как авторов процитированного мной отрывка из "Морского сборника"- кроме внешнего блеска ничего не интересовало ? 

P.S. Просвещенность выражается в следовании реальным государственным интересам (как поступил Франц- Иосиф 1 в 1854 г.), а не надуманным идеям "братства монархов" или "защиты веры". В грабеже могил ничего хорошего нет. Но политику государства это преступление никак не характеризует.

#49 29.07.2009 17:36:23

Georg G-L
Капитанъ I ранга
k1r
stasik3
Откуда: Архангельск, Россия
ЕИВ Гвардейского экипажа яхта "Штандарт"
Сообщений: 12789




Вебсайт

Re: Три смотра

Jufel написал:

Оригинальное сообщение #98781
русской православной церкви

Вообще то Российской Православной Греко-Кафолической Церкви...

Jufel написал:

Оригинальное сообщение #98781
среднестатистическому русскому, от крепостного до дворянина, проблемы палестинских арабов- христиан до одного места

Русскому (впрочем любому) православному человеку всегда близки проблемы Святой Земли...

Jufel написал:

Оригинальное сообщение #98781
инициатором Крымской войны была Россия

инициатором был как раз Запад. Он и спровоцировал конфликт в Святой Земле...

Jufel написал:

Оригинальное сообщение #98781
политику государства это преступление никак не характеризует

либо государство "просвященное" - тогда его солдаты могил не грабят... либо оно "мракобесное"...


Живым достанется почет, а мертвым орденов не нужно...

#50 29.07.2009 18:13:45

charlie
Контр-адмиралъ
k-admiral
stas3b
Откуда: Севастополь
Таврида ЛК "Советский Союз"
Сообщений: 5875




Re: Три смотра

Jufel написал:

Оригинальное сообщение #98678
Николай 1 геополитического противника в 1849 г. спас. Австрия уже через 5 лет его "отблагодарила". Поделом дураку, что "брата- монарха" полез спасать

Существует версия, неподкрепленная документально, но весьма распространенная особенно перед ПМВ, что Николай 1 не Австрию спасал, а препятствовал рождению 2-го рейха. Видел,мол, потенциальную опасность обьеденения Германии под верховенством Пруссии. В случае нашего невмешательства в 1849, в 1850-51 Австрия окончательно разваливается, аналог Садовой на 15 лет раньше, к 1854-единая Германия от Рейна до Вислы. И если Австрия мялась и топталась до 1856, то новая Германия вполне могла припомнить козаков в Берлине в 1760, момент идеальный. Мольтке-старший в своих мемуарах так и оценивал наши действия в 1849-1851-отобрали 15 лет.

Конспирология, конечно, но логика есть...


Бороться и искать, найти и не сдаваться

Страниц: 1 2 3 4


Board footer