Сейчас на борту: 
Cyr,
Gunsmith,
Аскольд,
клерк
   [Подробнее...]

Страниц: 1 2

#1 29.06.2009 22:48:44

altair
Гость




Эволюция схем бронирования советских линкоров

Уважаемые коллеги.

После прочтения книги Васильева по линкорам ,,Cоветский Союз,, остаются неясными несколько вопросов.

1) Чем обосновывалась принятая схема бронирования - 420-375 мм цитадель в  57% длины прикрытая палубами 25+155+50мм, 220 мм участок пояса с 100мм палубой в носу,380 мм пояс в корме прикрытый 155 мм палубой.  Весила вся эта кусочная защита немало,так как отказ от кусочного бронированию в пользу пояса единой толщины 380мм прикрытого палубами 25+155+50мм давал в проекте 23 бис цитадель длиной в 72,5% при близкой длине корпуса.(260м по КВЛ пр 23 - 278м пр.23бис)
В абсолютных цифрах разница длин цитадели ещё больше - 148 м проти 201. 
Аналогичная размазанность наблюдается в проекте 69 - длина цитадели с 230 мм поясом и палубами 90+30мм составляла 76,8% длины( по книге Платонова ,,Крейсера советского флота,,).
В послевоенных проектах от подобной длины цитадели отказались - пр 24 имел цитадель длиной 57%, правда дополненой 150мм поясом в корме и в носу, прикрытым 100мм палубой. В любом случас 380мм и 220мм дополнительными поясами С Союза общего мало. При это как проект 23  так и проект 24 рассчитывались на противостояние 406 мм снарядам. В проекте 82 переход более резкий - цитадель с поясом 180мм и палубами 50+75мм (ИМХО около 60% от длины) и 50 мм пояс в оконечностях.
Таким образом защиту цитаделей как проекта 23 так и 69 (ИМХО) можно безболезненно усилить процентов на 15% при сокращении длины цитадели до 57-60% от длины корабля. Остаток веса можно использовать на 50-70мм пояс с 25-35мм бронепалубой. Тоесть, мы получаем прикрытые от проломов оконечности, и значительно более защищённую цитадель.
2) Вторым резервом экономии бронирования является высота пояса - 6.3м у пр.23, против 5м у пр.69. Оба корабля имеют двойное дно и унифицированное по турбинам ГЭУ.  У обеих проектов под главной палубой есть палуба подхвата.  Таким образом принципиальной разницы в высоте главного пояса быть не должно. Пояс высотой 5м  - это конечно меньше чем у Ришелье с 6 м(правда из них 2,6м ниже ВЛ, против 1,8м ниже ВЛ у пр 23 и 1.6 у пр.69),  и незначительно меньше чем у СоДак 5.5м (2,75м ниже ВЛ),но его сочли достаточным.
Есть ли какие официальные документы обосновывающие выбранные решения по бронированию?
Так же хотелось бы услышать коментарии более опытных коллег по выбранным решениям - оправданны ли они с точки зрения времени проектирования ?
В целом проекты 23 и 69 выглядят недовооружонными для своего водоизмещения на одну башню ГК при средненьком бронировании.

#2 29.06.2009 23:10:37

Pr.Eugen
Гость




Re: Эволюция схем бронирования советских линкоров

altair написал:

Оригинальное сообщение #85869
1) Чем обосновывалась принятая схема бронирования - 420-375 мм цитадель в  57% длины прикрытая палубами 25+155+50мм, 220 мм участок пояса с 100мм палубой в носу,380 мм пояс в корме прикрытый 155 мм палубой.  Весила вся эта кусочная защита немало,так как отказ от кусочного бронированию в пользу пояса единой толщины 380мм прикрытого палубами 25+155+50мм давал в проекте 23 бис цитадель длиной в 72,5% при близкой длине корпуса.(260м по КВЛ пр 23 - 278м пр.23бис)

Все прозаично.
"Кусочная" защита в теории давала некоторую экономию веса: причём толщина бронирования дифференцировалась в зависимости от важности защищаемого объекта.
Толщина и размещение палуб были выбраны по данным натурных экспериментов.
Участки в носу(220 мм) и корме (380 мм) - своеобразные "цистерны боевой плавучести" для обеспечения заданных ТЗ критериев непотопляемости.
На "Кронштадте" толщина пояса выбиралась по критерию противостояния 11" снаряду Pz.Gr. L/4,4 (mhb) на курсовых углах до 60 град.
Не более, но и не менее. "Размазали" по той же причине, что и на пр.23 - создание и поддержание необходимой плавучести+ рулевые машины прикрыли...

altair написал:

Оригинальное сообщение #85869
2) Вторым резервом экономии бронирования является высота пояса - 6.3м у пр.23, против 5м у пр.69. Оба корабля имеют двойное дно и унифицированное по турбинам ГЭУ.  У обеих проектов под главной палубой есть палуба подхвата.  Таким образом принципиальной разницы в высоте главного пояса быть не должно.

Конструкция корпусов очень разная, судя по всему этого Вы не учитываете.

altair написал:

Оригинальное сообщение #85869
Так же хотелось бы услышать коментарии более опытных коллег по выбранным решениям - оправданны ли они с точки зрения времени проектирования ?

Как металлург, могу сказать, что "кусочная" реализация пояса идея бредовая, разницы толщин плит, в рамках допусков  при прокатке.
В остальном, трудно сказать: практикой не проверено.

#3 30.06.2009 16:16:08

altair
Гость




Re: Эволюция схем бронирования советских линкоров

Коллега, большое спасибо за ответ. Но

Pr.Eugen написал:

Оригинальное сообщение #85872
Участки в носу(220 мм) и корме (380 мм) - своеобразные "цистерны боевой плавучести" для обеспечения заданных ТЗ критериев непотопляемости.

в первом сообщении я написал о том что, в послевоенных проектах от таких ,,цистерн,, отказались, сведя цитадель к 57-60% от длины корабля, и существенно снизили толщину пояса в оконечностях -  до 150 мм у пр 24 против 220 -380 мм у пр23, и отказались от длинной цитадели пр 69 в пр 82, считая достаточным 50 мм пояс и 50 мм палубу для прикрытия оконечностей. Следовательно, схема бронирования довоенных проектов была признана неоптимальной, излишней по площади и толщине бронирования в оконечностях.

Pr.Eugen написал:

Оригинальное сообщение #85872
Толщина и размещение палуб были выбраны по данным натурных экспериментов.

Непонятно только почему из этих экспериментов сделали качественно разные выводы для разных проектов. У пр.23 палубы 25+155+50мм не гарантируют защиту от 500кг бронебойных бомб, у пр.24 60+165+20 мм гарантирует защиту от бронебойных бомб весом 1тонну. При разнице в толщине палуб в 15мм степень защищённости качественно другая.
Таже самая история  с проектами 69 и 82. У первого 90+30мм обеспечивает защиту от 250кг бронебойных бомб, у второго 50+75мм от 500кг бронебойных бомб.

Pr.Eugen написал:

Оригинальное сообщение #85872
Конструкция корпусов очень разная, судя по всему этого Вы не учитываете.

Был бы очень благодарен, если Вы более подробно укажете на различия в конструкции требующие такой высоты пояса.

#4 30.06.2009 16:41:22

Pr.Eugen
Гость




Re: Эволюция схем бронирования советских линкоров

altair написал:

Оригинальное сообщение #86087
Следовательно, схема бронирования довоенных проектов была признана неоптимальной, излишней по площади и толщине бронирования в оконечностях.

ИМХО, сравнение пр. 23,69 с пр.24,82 - некорректно (прошло 5 лет войны, где с ЛУ делали всё, что хотели).
Это примерно как сравнивать проекты "Норт Каролины" и "Айовы"...

По бронированию оконечностей если интересно, посмотрите на немцев и американцев...Дело вкуса.

altair написал:

Оригинальное сообщение #86087
При разнице в толщине палуб в 15мм степень защищённости качественно другая.

Тут надо смотреть на какую высоту сбрасывания "заложились". Она вполне может быть разной.

altair написал:

Оригинальное сообщение #86087
Был бы очень благодарен, если Вы более подробно укажете на различия в конструкции требующие такой высоты пояса.

Посмотрите на сечения по миделю обоих...Вам станет понятнее.К сожалению до вечера выложить не смогу.

#5 30.06.2009 18:24:29

altair
Гость




Re: Эволюция схем бронирования советских линкоров

Pr.Eugen написал:

Оригинальное сообщение #86107
ИМХО, сравнение пр. 23,69 с пр.24,82 - некорректно (прошло 5 лет войны, где с ЛУ делали всё, что хотели).
Это примерно как сравнивать проекты "Норт Каролины" и "Айовы"...

Смотря с какой стороны посмотреть. Единственное принципиальное новшество - это внутренний пояс в 308мм и противоколпачковый наружный в 38мм. у ,,Айовы,, против 308мм наружного пояса у "Норт Каролины". Наращивание палуб до 216 мм у ,,Айовы,, против 188мм достигалась  утолщением средней палубы., а не верхней, как у советских проектов, что выглядит не так уж революционно. ПМЗ идиентично. Проектирование ,,Айовы,, велось  без учёта боевого опыта, принятые решения - это результат развития довоенных взлядов и расчётов.(закладка головного корабля -июнь 1940г).
Опять таки боевой опыт применения современных ЛК в 1939-1945 для СССР в 1947-1951гг  -  это лишь перевод английских и американских материалов + ТТХ кораблей по справочнику Джейна( С ,,Айовой,, с поясом 406мм). ИМХО, принятые решения  по бронированию в проектах 24 и 82 - это  тоже, в большей степени развитие довоенных взлядов.
Было бы решение о проведении НИОКР по линкорам не в 35 а в 32 году, проект можно было бы сделать значительно лучше. Такие исследования штука обоюдоострая - показывают не только как линкор лучше защитить, но и как утопить.
Может и удалось выбить деньги даже у тогдашней ,,молодой школы,,.

Pr.Eugen написал:

Оригинальное сообщение #86107
Тут надо смотреть на какую высоту сбрасывания "заложились". Она вполне может быть разной.

Вечером уточню.

Pr.Eugen написал:

Оригинальное сообщение #86107
Посмотрите на сечения по миделю обоих...Вам станет понятнее.К сожалению до вечера выложить не смогу.

Буду ждать, С Союз есть, а книгу Морина и Васильева с Сталинградом отдал .

#6 30.06.2009 18:31:29

altair
Гость




Re: Эволюция схем бронирования советских линкоров

Pr.Eugen написал:

Оригинальное сообщение #86107
По бронированию оконечностей если интересно, посмотрите на немцев и американцев...Дело вкуса.

Не совсем корректно. Разные театры применения и специфические ТЗ. Судя по  толщине палуб у ,,Бисмарка,, (50+80мм) , изыскать вес на бронирование оконечностей немцам было легко.
Любопытнее сравнить  с европейцами - ,,Ришелье,, , Литторио, KG 5. Вечером отпишусь подробнее.

#7 30.06.2009 19:28:35

Вит
Гость




Re: Эволюция схем бронирования советских линкоров

altair написал:

Оригинальное сообщение #86151
а книгу Морина и Васильева с Сталинградом отдал

А,что за книга такая?

#8 30.06.2009 20:22:33

Pr.Eugen
Гость




Re: Эволюция схем бронирования советских линкоров

Вит написал:

Оригинальное сообщение #86182
А,что за книга такая?

"Суперлинкоры Сталина".

#9 30.06.2009 20:54:42

Pr.Eugen
Гость




Re: Эволюция схем бронирования советских линкоров

altair написал:

Оригинальное сообщение #86155
Любопытнее сравнить  с европейцами - ,,Ришелье,, , Литторио, KG 5. Вечером отпишусь подробнее.

"Страссбур" - в нос от цитадели бронирования нет, в корму - карапасная палуба + "коробка" румпельного отделения.
"Ришелье" - в нос от цитадели бронирования нет (только палуба), в корму - карапасная палуба + "коробка" румпельного отделения.
"Литторио" - в нос от цитадели бронирования нет , в корму - карапасная палуба + "коробка" румпельного отделения.
"КД5" - В принципе схема по описанию очень похожа на схему "ССа"

#10 30.06.2009 21:10:38

Pr.Eugen
Гость




Re: Эволюция схем бронирования советских линкоров

Мидели "Союза" и "Кронштадта"
http://i074.radikal.ru/0906/35/7b62ad362c7dt.jpg

#11 30.06.2009 22:08:58

altair
Гость




Re: Эволюция схем бронирования советских линкоров

Спасибо за наглядный разрез. Бросается в глаза большая высота двойного дна у пр.23, необходимость дополнительного пространства под ПМЗ Пульезе, и дополнительная палуба под палубой подхвата.  Насколька она необходима неясно.

Pr.Eugen написал:

Оригинальное сообщение #86107
Тут надо смотреть на какую высоту сбрасывания "заложились". Она вполне может быть разной.

Порылся в книгах, указаний на какую высоту сброса бомб закладывались при расчётах по пр23 и 69 нет. С учётом того что ,,сухогруз,, бомбили с 2000м, а часть бомб взорвали на палубе, этого значения, ИМХО, не могли указать и сами проектировщики. Опять таки система бронепалуб с толщинами принятых к постройке пр23 и 69 просто не испытавалась. Возможно стойкость была и выше указанной, а указали нижнюю границу.
С пр.24 и 82 проще, там чётко задавалась высота сброса в 3000 м. Любопытно, что в по ТЗ 1941г на пр 24 сначала указали высоту 5000м, затем в ходе послевоенной проработки снизили сначала до 4000м а потом до 3000.

#12 30.06.2009 22:14:51

Pr.Eugen
Гость




Re: Эволюция схем бронирования советских линкоров

altair написал:

Оригинальное сообщение #86228
Бросается в глаза большая высота двойного дна у пр.23, необходимость дополнительного пространства под ПМЗ Пульезе, и дополнительная палуба под палубой подхвата.  Насколька она необходима неясно.

Там если Вы заметили, то относительная высота пояса у пр.23 - 2,5 палубных пространства, у 69-го - 2...
Вот и разница в высоте поясных плит.

#13 30.06.2009 23:36:55

rater
Гость




Re: Эволюция схем бронирования советских линкоров

Держитесь крепче:
Этажом ниже подо мной живет очень боевая старушка. Как я её называю - "Ум, честь и совесть нашего подьезда". Дай ей бог здоровья на её 9-м десятке. 
Так вот: на пенсию она вышла с должности начальника горячего цеха на Ижорском заводе. И около 1950 - года она готовила дипломную работу по пятисотсотмиллиметровой (500 мм) гомогенной корабельной броне. Пробные отливки реально производились. Разумеется, речь не шла о "бронепоясах" *shock ogo* , но судя по схеме бронирования 24-го проекта рубку и подбашенную защиту ГК - предполагалось бронировать именно так.

#14 01.07.2009 00:04:40

Pr.Eugen
Гость




Re: Эволюция схем бронирования советских линкоров

rater написал:

Оригинальное сообщение #86259
по схеме бронирования 24-го проекта рубку и подбашенную защиту ГК - предполагалось бронировать именно так.

Что было, то было: ГКП и барбеты - 500 мм гомогенная броня

#15 01.07.2009 00:07:17

altair
Гость




Re: Эволюция схем бронирования советских линкоров

Pr.Eugen написал:

Оригинальное сообщение #86215
"Литторио" - в нос от цитадели бронирования нет , в корму - карапасная палуба + "коробка" румпельного отделения.

Если я правильно понял Титушкина и  схему в его книге, 70-100мм пояс в оконечностях у ,,Литторио,, всё таки был.

Pr.Eugen написал:

Оригинальное сообщение #86215
"КД5" - В принципе схема по описанию очень похожа на схему "ССа"

Да, раньше как то не обращал внимания. Главный пояс высотой в три межпалубных расстояния высотой в 7.3м и длиной в 56% от длины корабля, ,,отсеки плавучести,, с 343-305мм поясом длиной около 14%, итого пояс прикрывает около 70%, но в отличие от ,,ССа,, они на межбалубное расстояние ниже, при полной загрузке почти уходят под ВЛ. Да и толщина к нижней кромке снижается до 114мм. В целом, благодаря возможностям английской металлургии, более экономный вариант. Горизонтальная защита выглядит очень скромно, главная палуба 152-127мм.

Тоесть, есть примерно два аналога  ,,ССа,, по схеме вертикального бронирования - "КД5" и немцы. Причём, оба заточены под сравнительно малые дистанции Северной атлантики и имеют слабую горизонтальную броню. Средиземноморцы площадь горизонтальной брони  или игнорируют - "Ришелье", или сводят её к разумной площади - "Литторио" при более развитой горизонтальной защите - 190-210мм "Ришелье",185-135мм "Литторио".
,,ССа,, единственный имеет и большую площадь пояса и самую мощную горизонтальную броню.
В целом попытка получить вундервафлю универсально пригодную для всех театров и дистанций, от 80 до 170кб и приводит к разрастанию водоизмещения линкора с 9-406мм орудиями до 60кт.
Если бы вопрос ставился о создании сначала большого морского, а затем, как более сложного и большего по объёмам, океанского флота, сбалансировать в приемлимом водоизмещении нужные характеристики было бы легче. И за счёт снижения для внутренних морей требований к прочности корпуса ,мореходности и дальности плавания. И за счёт снижения требований к горизонтальной защите и ПМЗ. Эскизный проект 64 (48кт стандартное, пояс356мм,29узлов) к этому близок, если заменить сверхфорсированные 356мм на 406, что вполне возможно( масса башни 356мм ГК -2435т,406-2100т). В крайнем случае можно поставить ГЭУ из трёх агрегатов с Кирова.

#16 01.07.2009 00:10:33

Pr.Eugen
Гость




Re: Эволюция схем бронирования советских линкоров

altair написал:

Оригинальное сообщение #86265
Если я правильно понял Титушкина и  схему в его книге, 70-100мм пояс в оконечностях у ,,Литторио,, всё таки был.

По схемам, даже италовским, не всё понятно...

#17 01.07.2009 00:12:09

Pr.Eugen
Гость




Re: Эволюция схем бронирования советских линкоров

altair написал:

Оригинальное сообщение #86265
но в отличие от ,,ССа,, они на межбалубное расстояние ниже, при полной загрузке почти уходят под ВЛ. Да и толщина к нижней кромке снижается до 114мм.

Ну, британцы только погреба ГК прикрывали, а не практически весь борт до ВП...

#18 01.07.2009 12:07:45

vov
Гость




Re: Эволюция схем бронирования советских линкоров

altair написал:

Оригинальное сообщение #86265
они на межбалубное расстояние ниже, при полной загрузке почти уходят под ВЛ. Да и толщина к нижней кромке снижается до 114мм. В целом, благодаря возможностям английской металлургии, более экономный вариант.

Pr.Eugen написал:

Оригинальное сообщение #86268
британцы только погреба ГК прикрывали,

Вы правы, насколько можно понять, такие "подушки" или "ящики" спереди (и сзади в корме) от погребов решали сразу 2 задачи.
1) Прикрывали погреба от "бабочек", которые могли бы залететь спереди (сзади) через борт. Альтернативный вариант требует более толстого траверза - "мертвой" в принципе брони. А тут решается хоть как-то и и:

2) Частичное прикрытие ВЛ и создание воздушной подушки при повреждения небронир.борта.

Нам тоже вначале схема показалась странной, но по некоторому размышлению - не хуже других. Может, в каких-то случаях, даже лучше.

#19 04.07.2009 00:36:52

han-solo
Гость




Re: Эволюция схем бронирования советских линкоров

altair написал:

Оригинальное сообщение #85869
Вторым резервом экономии бронирования является высота пояса - 6.3м у пр.23, против 5м у пр.69.

"..Высота главного бронепояса колеблется от 2,7 до 5,5м...чаще всего она=4,5м,из которых 1,5-2,3 уходят под ватерлинию,защищая борт при крене корабля и от снарядов,идущих под водой.Высота надводной части бронепояса рассчитывается на крен и обеспечения запаса боевой пловучести.Верхняя кромка главного бронепояса не должна уходить под воду при крене в 10-15гр.
При крене в 10гр и ширине корабля в 30м бронепояс уйдёт под воду на t=30/2*tg 10гр=2,6м."Мнение 30х годов.
  Тогда считали,что бомба 500кг при конечной скорости 243м/с пробьёт палубу в 101мм.Высота сброса в 3-4 км определялась как максимально возможная для попадания,но и не требовала вхождения в зону МЗА самолёта.Чаще для расчётов применяли формулу Жакоб-де Мара для косого удара или в других вариациях.Хотя цифры выходили очень разные:2000кг АБ при 200м/с и 90гр пробьёт лишь 110мм(так считали итальянцы).

#20 04.07.2009 12:02:13

Botman
Гость




Re: Эволюция схем бронирования советских линкоров

слушай han-solo насчет бомб - давно хочу знать подскажи пожалуйста какой толщины Х палубу (палубы) нужно иметь чтобы противостоять бомбе типа Y массой Z, сбрасываемой с обычной высоты. Хотя бы для для 250 и 500кг и 500 1000 фн бомб.

Отредактированно Botman (04.07.2009 12:02:30)

#21 04.07.2009 19:22:38

altair
Гость




Re: Эволюция схем бронирования советских линкоров

Просоеденяюсь, формулу было бы интересно посмотреть.

han-solo написал:

Оригинальное сообщение #87955
Тогда считали,что бомба 500кг при конечной скорости 243м/с пробьёт палубу в 101мм.

А кто считал?. Бронепробиваемось выглядит заниженной, может разное понимание пробития - в целом  виде или частично?

#22 04.07.2009 22:29:34

Botman
Гость




Re: Эволюция схем бронирования советских линкоров

формулу не надо - вряд ли она будет, простую оценку бы, оценку для приведенных боеприпасов.

#23 06.07.2009 01:02:49

han-solo
Гость




Re: Эволюция схем бронирования советских линкоров

http://s60.radikal.ru/i170/0907/e7/9611984cabdft.jpghttp://i063.radikal.ru/0907/4d/81f0a2707c2ft.jpghttp://i005.radikal.ru/0907/c5/50fd7e844ea4t.jpg
Рис1,2-не знаю,кто считал,но это видел в нескольких книгах 30-40х.Рис3-так считали итальянцы,Спинелли.
Завтра добавлю информацию авиаторов.Ув.Botman информации по конкретной бронепробиваемости этих бомб у меня нет.Кое-что было в Справочнике по авивооружению Широкорада.Ув.altair в источниках которые попадались авторы имели в виду полное пробитие брони.

Отредактированно han-solo (06.07.2009 01:15:09)

#24 06.07.2009 10:59:11

altair
Гость




Re: Эволюция схем бронирования советских линкоров

Ув. han-solo - спасибо за материалы.

#25 06.07.2009 11:29:27

Steve
Гость




Re: Эволюция схем бронирования советских линкоров

http://i043.radikal.ru/0907/7f/3488766d5be3t.jpg http://s49.radikal.ru/i126/0907/44/81eec09853cat.jpg http://i065.radikal.ru/0907/d2/01316335f69ft.jpg http://i033.radikal.ru/0907/d6/5d30eda16b6et.jpg http://s49.radikal.ru/i124/0907/9d/0a11e9068c69t.jpg
В Севастополе на героической 35-й береговой батарее сохранился левый дальномерный пост. Вот в таком. к сожалению, изуродованном виде. Вроде где-то была информация что использовалась боевая рубка старого или недостроенного корабля... Врать не буду, но уверен что технология была именно корабельная. Может это единственное сейчас место, где можно потрогать руками такую броневую сталь.

Страниц: 1 2


Board footer